Напоминание

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" для обучающихся 2 класса


Автор: Куриленко Нелли Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-Мартьяновская СОШ
Населённый пункт: с. Мартьяновка Клинцовский район Брянская область
Наименование материала: рабочая программа кружка
Тема: Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" для обучающихся 2 класса
Раздел: начальное образование





Назад




1.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" для обучающихся 2 класса разработана в

соответствии

с

требованиями:

-Закона

Российской

Федерации

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»;

-

положения

о

рабочей

программе;

- приказа минобрнауки России от 06.10.2009г., №373 «об утверждении и введении в действие ФГОС

НОО»;

--постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря

2010 года, № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях»;

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цели:

формировать у учащихся осуществлять деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять

значимые проблемы и решать их;

обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

развивать

у

учащихся

творческие

способности,

пробудить

интерес

к

исследовательской

деятельности.

Задачи:

развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной

деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное,

доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного

восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои

мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою

точку зрения;

формирование навыков творческого мышления;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;

формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в

коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и

деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных

дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом ,принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то

конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и

навыков.

2.

Учебно-тематический план

Цель: формирование у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно,

так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска

материала и разным видам исследования; развивать у них творческие способности, пробудить

интерес к исследовательской деятельности.

Блок литературного чтения

Раздел "Я читатель" (1 ч)

Раздел "Фольклор в нашей жизни" (1 ч)

Раздел "Снова осень" (1 ч)

2

Раздел "Хочу все знать" (1 ч).

Раздел "Неожиданный ракурс" (1 ч)

Блок русского языка

Раздел "Наш помощник - язык" (2 ч)

Раздел "Мир слов" (2 ч)

Раздел "Добрые звуки" (4 ч)

Раздел "Фонетические задачки" (3 ч)

Раздел "Живые буквы" (3 ч)

Раздел "Русский алфавит" (4 ч)

Блок математики

Тема 24. Как можно вычислять красиво (1ч)

Тема 25. Исследуем числа, величины, выражения (1ч)

Тема 26. Изменение суммы (1 ч)

Тема 27. Свойства сложения и вычитания (1 ч)

Тема 28. Шифрование информации по буквам (1 ч)

Тема 29. Мы - исследователи. Способы проверки вычислений (1ч)

Тема 30. Уравнения. (1ч)

Тема 31. Изменение суммы и разности (1ч)

Тема 32. Один и единый (1ч)

Тема 33. Шифровальщики (1ч)

Тема 34. Театрализованная постановка на тему «Путешествуем по России» (1ч)

3.

Содержание изучаемого курса.

Раздел "Я читатель" (1 ч)

Тема 1 Любимые страницы (1ч)

Нужен ли читательский дневник? Книга. Автор. Название книги. Дискуссия: нужно ли помнить,

какие книги ты прочитал?

Раздел "Фольклор в нашей жизни" (1 ч)

Тема 2. Какие малые жанры устного народного творчества живут и сейчас? (1ч)

Малые жанры фольклора. Бытование фольклора. Мини - исследование. Постановка проблемы.

Выдвижение гипотезы. Обсуждение правил сбора материала для исследования. Сбор материала.

Раздел "Снова осень" (1 ч)

Тема 3. Лирика осени(1ч)

Экскурсия в осенний парк. Созерцание. Чтение стихов.

Раздел "Хочу все знать" (1 ч).

Тема 4. Сто вопросов, сто ответов (1ч)

Научно - познавательная литература. Формулирование запроса - о чем хочется узнать? Выбор темы.

Подбор книг на эту тему.

Раздел "Неожиданный ракурс" (1 ч)

Тема 5. Мир глазами животных (1ч)

Литературная гостиная. Ракурс. Точка зрения. Поиск произведений, написанных от лица животных.

Блок русского языка

Раздел "Наш помощник - язык" (2 ч)

Тема 6. Чудо из чудес (1 ч)

Понятие проект. Этапы проекта в "Волшебной незабудке". Разработка пробного проекта "Любимый

проект". Эксперимент и лингвистическое исследование. Язык как средство общения.

Тема 7. Язык и речь - одно и то же? (1ч)

Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное

чтение. Пословицы о речи.

Раздел "Мир слов" (2 ч)

Тема 8. Архаизмы, неологизмы, омонимы. (1ч)

3

Симпозиум "Мир слов". Рождение и старение слов: неологизмы и архаизмы. Многозначность слов:

омонимы.

Тема 9. Синонимы и антонимы (1ч)

Лексическая группа слов: синонимы и антонимы. Книжная и разговорная речь. исследование

стихотворного текста В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Раздел "Добрые звуки" (4 ч)

Тема 10. Транскрипция (1ч)

Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Исследование

транскрибированных текстов.

Тема11. Слабые и сильные позиции звуков (1ч)

Анализ как метод исследования. Слабая и сильная позиция. Игра "Я знаю орфограмму".

исследование звучащей речи - текста детской песни.

Тема 12. На сцене гласные! (1ч)

Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт -

ода о гласных.

Тема 13. "Опасные" согласные (1ч)

Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт

- конспект о звуках. Метаграммы.

Раздел "Фонетические задачки" (3 ч)

Тема 14. Выходим на главное правило. (1ч)

Проверка безударных гласных и "сомнительных" согласных. Пиктограмма по песне о проверке

орфограмм.

Тема 15. Фонетическая задачка "Колобок" (1ч)

Фонетический

анализ

гласных

звуков.

Синонимы.

Работа

с

энциклопедиями

"Растения",

"Птицы","Грибы". Творческий продукт - эскиз домиков для гласных и согласных звуков.

Тема 16. Фонетическая задачка "Гуси - лебеди" (1ч)

Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. творческий продукт - "Ротонда для гласных" и

"Небоскреб для согласных звуков".

Раздел "Живые буквы" (3 ч)

Тема 17. Как человек научился писать? (1ч)

История письменности. Беседа по сказке Р. Киплинга "Как было написано первое письмо".

Творческий продукт - иллюстрирование сказки.

Тема 18. Пиктография (1ч)

Самый древний вид письменности - пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт -

письмо другу в рисунках. Детские песни в рисунках. Ребусы.

Тема 19. История письменности (1ч)

Картинное письмо - пиктография. Иероглифы - идеография. Звуковое и слоговое письмо.

Финикийское письмо. Греческий, латинский алфавит. Славянская азбука. Творческий продукт -

конспект "История письменности".

Раздел "Русский алфавит" (4 ч)

Тема 20. Древнерусский алфавит (1ч)

История русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий - создатели славянской

азбуки. Информационный продукт - плакат "Древнерусский алфавит".

Тема 21. Забавный алфавит (1ч)

Алфавитный порядок букв. Эксперимент "На что похожи буквы?". Творческий продукт - плакат

"Город

из

букв".

Тема 22. Каллиграфия (1ч)

Каллиграфия - это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование

искусства каллиграфии в настоящее время.

Тема 23. Конкурс "Грамотеи" (1ч)

Путешествия в царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Игра "Самые умные".

Фонетическая эстафета

Блок математики

4

Тема 24. Как можно вычислять красиво (1ч)

Показ вычислительных фокусов. Разгадывание математических загадок.

Тема 25. Исследуем числа, величины, выражения (1ч)

Конкретный смысл сложения и вычитания, связи их результатов и компонентов.

Тема 26. Изменение суммы (1 ч)

Занятие с элементами игры. Применение знаний о сложении и вычитании.

Тема 27. Свойства сложения и вычитания (1 ч)

Выполнение исследовательских заданий на основе свойств сложения и вычитания.

Тема 28. Шифрование информации по буквам (1 ч)

Алгоритм шифрования информации по буквам на основе вычислений.

Тема 29. Мы - исследователи. Способы проверки вычислений (1ч)

Рационализация программы на их основе и на основе конкретного смысла вычитания. Способы

проверки вычислений.

Тема 30. Уравнения. (1ч)

Способы решения уравнений на основе разных видов знаний об арифметических действиях.

Тема 31. Изменение суммы и разности (1ч)

Выполнение исследовательских заданий на основе изменения суммы и разности и других знаний о

действиях сложения и вычитания.

Тема 32. Один и единый (1ч)

Подбор и разгадывание математических загадок.

Тема 33. Шифровальщики (1ч)

Шифрование информации с помощью вычислений.

Тема 34. Театрализованная постановка на тему «Путешествуем по России» (1ч)

4.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1.

Л.В. Мищенкова «Юным умникам и умницам. Занимательный русский язык». Методическое

пособие

2

класс.

М:

Росткнига,

2014

2. Наглядные пособия: Лента букв и касса букв.

5.

Список литературы

1. Ефимова В.Ф. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа .

2004 № 6.

2.

Ивашова О.А. Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их

предупреждения // Начальная школа. 1988, № 4.

3. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Приемы рациональных вычислений в начальном курсе математики //

Начальная школа . 2002 № 2.

4. Новый орфографический словарь - справочник русского языка / Ответственный редактор В.В.

Бурцева. М., 2000

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

6. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому

языку. 2 - 4 классы. М.: ВАКО, 2014.

7. Русский орфографический словарь / Ответственный редактор В.В. Лопатин. М., 1999.

8. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М,: АСТ: Астрель, 2008.

5

6.

Календарно- тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата по

плану

Дата

по

факту

Примечание

Блок русского языка. Раздел "Наш помощник - язык" (2 ч)

1.

Чудо из чудес

1

2.

Язык и речь - одно и то же?

1

Блок литературного чтения. Раздел "Я читатель" (1 ч)

3.

Любимые страницы

1

Блок литературного чтения. Раздел "Фольклор в нашей жизни" (1ч)

4.

Какие

малые

жанры

устного

народного

творчества

живут

и

сейчас?

1

Блок математики (3 ч)

5.

Как можно вычислять красиво

1

6.

Исследуем

числа,

величины,

выражения

1

7.

Изменение суммы

1

Блок русского языка. Раздел "Мир слов" (2 ч)

8.

Архаизмы, неологизмы, омонимы.

1

9.

Синонимы и антонимы

1

Блок литературного чтения. Раздел "Снова осень" (1 ч)

10.

Лирика осени

1

Блок математики (1 ч)

11.

Свойства сложения и вычитания

1

Блок русского языка. Раздел "Добрые звуки" (4 ч)

12.

Транскрипция

1

13.

Слабые и сильные позиции звуков

1

14.

На сцене гласные!

1

15.

"Опасные" согласные

1

6

Блок литературного чтения. Раздел "Хочу все знать" (1 ч).

16.

Сто вопросов, сто ответов

1

Блок математики (3 ч)

17.

Шифрование информации по буквам

1

18.

Мы

-

исследователи.

Способы

проверки вычислений.

1

19.

Уравнения.

1

Блок русского языка. Раздел "Фонетические задачки" (3 ч)

20.

Выходим на главное правило.

1

21.

Фонетическая задачка "Колобок"

1

22.

Фонетическая

задачка

"Гуси

-

лебеди"

1

Блок математики (2 ч)

23.

Изменение суммы и разности.

1

24.

Один и единый

1

Блок русского языка. Раздел "Живые буквы" (3 ч)

25.

Как человек научился писать?

1

26.

Пиктография

1

27.

История письменности

1

Блок математики (1 ч)

28.

Шифровальщики

1

Блок русского языка. Раздел "Русский алфавит" (4 ч)

29.

Древнерусский алфавит

1

30.

Забавный алфавит

1

31.

Каллиграфия

1

32.

Конкурс "Грамотеи"

1

Блок литературного чтения. Раздел «Неожиданный ракурс» (1ч)

33.

Мир глазами животных.

1

Блок математики (1ч)

34.

Путешествуем по России.

1

7

8



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники