Напоминание

"Музыкальное сопровождение урока классического танца - творческая работа"


Автор: Бурая Татьяна Владимировна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Детская хореографическая школа № 1"
Населённый пункт: Тюменская область, г. Сургут
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Музыкальное сопровождение урока классического танца - творческая работа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА №1»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ

ПО КЛАССУ ХОРЕОГРАФИИ

Музыкальное

сопровождение урока

классического танца –

творческая работа

Автор-составитель:

концертмейстер Бурая Т.В.

Сургут – 2023

Танец может выявить все

тайны, которые кроются в

музыке.

Шарль Бодлер

Введение.

Выдающийся педагог московской балетной школы Н.И. Тарасов

отмечал

важность

воспитания

музыкальности

будущих

артистов,

подчеркивал, что «концертмейстер – это непосредственный помощник и

ассистент преподавателя». Сейчас в Московской государственной академии

хореографии

студенты,

обучающиеся

по

направлению

подготовки

Музыкально – инструментальное искусство, изучают учебную дисциплину

«Музыкальное сопровождение уроков классического танца», специфику

работы

концертмейстера

в

балетном

классе.

В

рамках

указанного

направления подготовки эта специфика раскрывается и при изучении

дисциплины «Основы классического танца».

Для

музыкального

сопровождения

уроков

классического

танца

начинающим

концертмейстерам

необходимо

не

только

подобрать

разнообразный нотный материал, но и освоить новые знания, связанные со

спецификой хореографического образования. Как то: основы классического

танца,

соответствующую

терминологию,

основные

части

урока,

его

структуру.

Составление

данного

методического

пособия

«Музыкальное

оформление уроков классического танца-творческая работа»

продиктовано

решением

обобщить

практический

опыт

работы,

ведущийся

в

этом

направлении.

Одной из важных задач обучения является всестороннее гармоничное

развитие

личности,

формирование

у

детей

эстетического

восприятия

окружающего

мира,

развитие

общей

культуры. Концертмейстер должен

помогать проникнуть в эмоциональную структуру танца, содействовать

развитию творческого потенциала учеников, музыкальному и образному

мышлению.

Хореографическое искусство призвано отображать и раскрывать смысл

музыки. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении

устанавливается

тесная

взаимосвязь.

Искусство

танца

без

музыки

существовать не может! Успех работы с детьми на уроках классического

танца во многом зависит от того, насколько правильно и выразительно

концертмейстер трактует исполняемые произведения: точная фразировка,

яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить

ее в танцевальных движениях.

Основные особенности музыкального сопровождения на уроках

классического танца.

В

учебный

процесс

хореографических

школ

входит

изучение

предмета «Классический танец», который по праву считается основой

балетного образования.

Музыкальное сопровождение уроков является неотъемлемой частью всего

учебного

процесса.

Для

правильного

использования

музыкального

аккомпанемента на уроке концертмейстеру необходимо точно представлять

схемы комбинаций, заданные педагогом-хореографом, необходимо получить

знания

о

построении

урока

в

целом,

последовательности

движений

в

экзерсисе

у

станка

и

на

середине.

Следует

изучить

все

особенности

подготовительных положений, метроритмические и темповые закономерности

танцевальных

движений,

а

также

хореографическую

терминологию

на

французском языке.

Урок классического танца состоит из трех разделов:

- экзерсис у станка;

- экзерсис на середине;

- прыжки (allegro) и пальцевый раздел

В

экзерсисе

у

станка

наиболее

распространена

такая

последовательность движений: plie, battements tendu, battements tendu jetes,

ronds de jamble par terre, battements fondues , battements frappe, pord de jamble

en l′air, petits batterments, battements devеloppe, grand battements jetes. Каждое

последующее упражнение у станка вносит в работу мышц, суставов,

сухожилий новое дополнение. Нагрузка увеличивается, задачи усложняются.

От медленного темпа постепенно переходят к быстрому.

Первостепенной

задачей

концертмейстера

на

занятиях

хореографии

является

музыкально-ритмическое

воспитание.

Музыкально-ритмическая

деятельность

имеет

три

взаимосвязных

направления:

-

обеспечивает

музыкальное

развитие

и

включает

развитие

музыкального

слуха;

способствует усвоению музыкальных знаний; формирует умение подчинять

движение

музыке.

А

также

дает

правильные

двигательные

навыки,

обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.

Комбинации

урока

принято

строить

с

учётом

музыкальной

фразы

(тактовой квадратности).

При

подборе

музыкального

аккомпанемента

важно

учитывать

соотношение

танцевальной

и

музыкальной

фраз.

Малые

и

большие

музыкальные

фразы

состоят

соответственно

их

четырёх

тактов,

восьми,

шестнадцати, тридцати двух и т. д. Возможно построение комбинации на

полторы фразы: двенадцати, двадцати четырёх и т. д. тактов.

Главным принципом музыкального оформления урока классического

танца

является

соответствие

музыки

учебным

задачам.

Необходимо

обязательно учитывать возраст при выборе музыкального сопровождения. В

младших классах - это более простая по содержанию музыка, которая

соответствует особенностям детского восприятия и учебным задачам. В

средних

и

особенно

старших

классах

музыкальное

сопровождение

усложняется. Сложнее и многообразней становится фактура, появляется

возможность использования более развитого голосоведения, а внутренне

содержание форм -более масштабным и развернутым. Аккомпанемент

в

младших и средних (старших) классах должен отличаться определённостью

фактуры, формы и ритма и приобретать большую эмоциональную окраску в

дальнейшей части урока, нежели в первом разделе – экзерсисе у станка.

Характер музыкального сопровождения должен соответствовать характеру

исполняемых движений, составлять единый ансамбль с исполнителем.

На раннем этапе изучения того или иного элемента аккомпанемент,

включающий

музыкальные

примеры

на

4/4

или

2/4,

соответствует

традиционной методической раскладке изучаемых движений.

Музыкальный

размер

3/4

используется,

в

основном,

для

таких

движений, как port de bras, pas balance и ряда других движений.

Музыка

на

уроках

классического

танца

является

полноправной

участницей учебного процесса. Она должна вызывать у ученика стремление

выполнить

задание

педагога

не

только

качественно,

но

и

осмысленно,

увлечённо, т. е. творчески, а не формально.

Музыкальный материал на уроке должен отличаться танцевальностью

и

мелодичностью.

Концертмейстер

должен

воспитывать

у

детей

умение

слушать

музыку,

проникаться

её

содержанием,

любить

и

понимать

её,

способствовать эмоциональному восприятию мелодии, музыкальной темы.

Концертмейстер должен помогать ученикам расширять музыкальный

кругозор,

используя

на

уроках

классического

репертуара

русских

и

зарубежных

композиторов.

Фрагменты

из

опер

и

балетов

должны

быть

доступны детскому восприятию. Такой материал используется как правило в

старших

классах.

При

подборе

музыкального

аккомпанемента

важно

учитывать

возрастные

особенности

детей.

Образное

содержание

музыки

должно соответствовать исполнительским возможностям учеников. В том

,как

пользоваться

несметным

богатством

музыкальной

культуры,

как

выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого

отдельного

урока ,как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой –

лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер!

В

учебной

практике

у

концертмейстеров

приняты

два

способа

музыкального

оформления

уроков

классического

танца.

Первый

предусматривает

использование

нотного

материала,

второй

основан

на

музыкальной

импровизации.

Первый

способ

даёт

возможность

наряду

с

обучением

танцевальным

движениям

пропагандировать

классическую

музыку,

вырабатывать

у

учащихся

строгость,

академизм

исполнения,

прививать высокохудожественный вкус.

Второй

способствует

изучению

технически

сложных

элементов,

сочетая

ритмический

рисунок

с

творческой

фантазией

пианиста.

Если

в

авторской трактовке мелодия дана в слишком сложной обработке, можно

несколько упростить ее аранжировку, сделать фактуру более удобной.

Концертмейстер, зная характер, ритм и составные элементы учебного

задания,

может

соответственно

предложить

тему,

размер

и

акценты

музыкальной импровизации.

Методические пояснения и практические рекомендации

музыкального оформления классического танца.

Занятия у станка на наших уроках начинаются с комплекса упражнений

для разогрева мышц. В такой комплекс могут входить движения, проученные

ранее: demi-plie, battments tendus, passé par terre и др.

Данные

движения могут исполняться в различных сочетаниях.

Соответственно, музыкальный аккомпанемент может быть:

- 2/4 – чёткий, конкретный;

- 4/4 – предполагая сдержанность, широту;

- 3/4 -- настраивает на кантиленность исполнения.

При переходе исполнения движений боком к станку (одной рукой за

палку) особое внимание необходимо уделить музыкальному сопровождению

PREPARATIONS (подготовительным движениям), как наиболее сложному

для концертмейстера.

Препарасьон

исполняется

перед

началом

какого-либо

движения

экзерсиса и на середине.

Концертмейстеру

необходимо

изучить

подготовку

к

каждому

изучаемому

элементу,

так

как

правильно

исполненное

музыкальное

вступление

не

только

концентрирует

внимание

ученика

на

начале

всего

задания, но и задаёт темп и характер исполнения учебного элемента или всей

комбинации.

Музыкальным

вступлением

как

правило

является

заключительное

построение, входящее в музыкальный период, заканчивающийся устойчивым

звуком (2-4 заключительные такта произведения).

PLIE.

В младших классах по методике классическому танцу соответствует

размер 4/4. В таком размере достаточно чётко прослеживаются доли, которые

помогают ученику ориентироваться в тактовой раскладке.

Для

качественной

смены

позиций

ног

в

музыкальных

примерах

нотного

материала

необходимо

исполнить

два

такта

заключительного

построения.

В

старших

классах

стоит

использовать

для

исполнения

plie

размер 3/4

Такой аккомпанемент имеет свои преимущества – более танцевальный,

мелодичный

характер

музыкальных

произведений

способствует

большей

мышечной «наполняемости» каждого такта, развивает мягкое, эластичное

plie, что исключает возможность «зажима». На наших уроках используются

оба варианта музыкального аккомпанемента.

BATTMENTS TENDU.

Основная

комбинация

battments

tendu

(«натянутый»)

в

экзерсисе

у

станка исполняется в традиционном построении, т. е. на 4/4 с постепенным

переходом на 2/4, на сильную долю.

Характер музыкального аккомпанемента на 4/4 – чёткий, но более

сдержанный, на 2/4 – чёткий.

Использование

в

нашей

практике

двух

вариантов

исполнения

battements

tendu

(чёткого

и

кантиленного),

разнообразного

музыкального

сопровождения

даёт

хороший

результат,

дополняет

традиционную

раскладку, способствует лучшему усвоению данного элемента.

Дети, слушая музыку, определяя размер, активизируют своё внимание

в самом начале занятий у станка, что даёт вдумчивое, а не механическое,

однажды проученное исполнение.

BATTEMENTS TENDU JETE.

В качестве аккомпанемента к движению battements tendu jete на наших

уроках

используются

примеры

с

музыкальным

размером

2/4.

Характер

сопровождения резкий, чёткий. Используем музыкальный аккомпанемент со

штрихом staccato.

ROND DE JAMBE PAR TERRE.

В младших классах данное движение исполняется по традиционной

методике,

на

4/4.

Использование

педагогом-хореографом

собственных

методических разработок допускает аккомпанемент в размере 3/4.

На

наших

уроках

в

младших

классах

предпочтение

отдаётся

музыкальному размеру 4/4.

Музыкальные

примеры

на

¾

используются

в

нашей

практике

в

средних, старших классах и в дальнейшем обучении. Характер музыкального

аккомпанемента

плавный

в

младших

классах,

в

дальнейшем

более

определённый, отчётливый.

BATTEMENT FONDU.

Музыкальный аккомпанемент к движению battement fondu («тающий»)

на

наших

уроках

соответствует

принципу

«мышечного

наполнения»

длительностей (мышечного legato), способствующему развитию мышечной

эластичности.

Характер

исполняемого

движения

допускает

музыкальное

сопровождение как на 4/4, так и на ¾ (в дальнейшем – чередование 2/4 и 3/4).

Если движение battments fondus исполняется в сочетании с battement frappe,

то ритмический рисунок музыкальной фразы должен отличаться по

характеру звучания, подчёркивать плавность battements fondues и переходить

на staccatoв движении battements frappe.

BATTEMENT FRAPPE.

Музыкальный размер аккомпанемента к движению battement frappe

(«удар»

-

акцент,

приходится

на

сильную

долю)

4/4,

с

переходом

на

музыкальный размер 2/4 движение начинается на затакт и исполняется на

один такт. Характер музыкального сопровождения чёткий, отрывистый.

ROND DE JAMBE EN L′ATR .

Изучение

pond

de

jambe

en

l′atr

связано

с

определёнными

трудностями

(недостаточная

выворотность

бедра

в

одном

случае,

недостаточная мышечная упругость, физическая выносливость – в другом).

На наших уроках очень тщательно проучивается подготовительный

вариант

данного

движения,

т.

е.

сдержанное

сгибание

и

разгибание

работающей ноги, сохраняя неподвижность коленного сустава и высоту ноги.

Следует обратить внимание, что в данном случае музыкальный размер 4/4

тяжеловат для учеников с недостаточной физической выносливостью.

На

первом

этапе

изучения

данного

движения

используются

музыкальные примеры на 2/4, а также на 2/2, как наиболее «удобные» для

качественного

исполнения.

В

данном

музыкальном

размере

сгибание

работающей ноги происходит на один такт, возвращение – на следующий и т.

д.

Характер

музыкального

аккомпанемента

должен

быть

плавным,

но

достаточно чётким.

Музыкальные примеры на 3/4 на первом этапе изучения необходимо

использовать осторожно, так как «лёгкий» характер звучащей мелодии (как

правило, вальса) может отрицательно повлиять на само исполнение, вызвать

признаки небрежности, формальности. На наших занятиях мы используем музыкальные

примеры на 3/4 для данного движения при дальнейшем изучении.

В качестве аккомпанемента используются примеры с музыкальным

размером 4/4, а также широкие 3/4 . Характер звучания музыки должен

соответствовать характеру мышечных усилий ( «мышечная

наполненность»).

Исполнение

концертмейстером

музыкальных

примеров

к

данным

движениям требует большей выразительности, эмоциональности.

После мягкой, плавной, но рассчитанной на развитие выносливости adagio

(медленно,

спокойно,

не

спеша)

в

которую

могут

входить

вышеописанные движения, следует выполнение резких, энергичных бросков

работающей ноги на 90 градусов.

GRAND BATTEMENT JETE.

Характер

аккомпанемента

к

движению

grand

battement

jete

соответственно бодрый, энергичный. Музыкальный размер 2/4, 4/4, а также

при

дальнейшем

изучении

и

усложнении

используется

аккомпанемент

в

размере 3/4.

В завершении экзерсиса у станка в младших классах на наших уроках

исполняется (лицом к станку) releve на полупальцы, перегибы корпуса назад

и в сторону, а также pas de bouree simple с переменой ног, придерживаясь

принципа

поурочного

чередования.

Музыкальный

аккомпанемент

может

быть достаточно разнообразным.

PAS DE BOUREE SIMPLE.

На

начальном

этапе

следует

неукоснительно

придерживаться

методической раскладки на 4/4, так как именно последняя четверть каждого

такта

даёт

возможность

ученику

сосредоточиться,

исправить

ошибку

в

исполнении.

И только после проучивания движения в медленном темпе на 4/4

рекомендуем

переход

на

музыкальные

примеры

с

размером

3/4.

Аккомпанемент с размером 2/4 мы используем на уроках в младших классах.

Большое внимание уделяется port de bras, изучается такое движение,

как

temps

lie

parterre,

которого

нет

в

экзерсисе

у

станка.

Отдельно

проучивается подготовка и pirouette (вращение) по программе, что требует

изучение

концертмейстером

специфики

исполнения

данных

элементов

и

консультаций педагога-хореографа.

В

случае

уже

известных

движений

для

экзерсиса

на

середине

концертмейстер

использует

примеры,

аналогичные

произведениям,

использованным в экзерсисе у станка.

ПРЫЖКИ (ALLEGRO) И ПАЛЬЦЕВЫЙ РАЗДЕЛ.

Достаточно

сложным

для

концертмейстера

является

подбор

музыкального материала для раздела allegro.

Данный раздел состоит из трёх видов (групп) прыжков: маленькие,

средние и большие.

Существует

специфика

техники

исполнения

прыжка

на

начальном

этапе обучения. В младшем классе (первый год обучения) прыжки развивают

силу

ног

на

эластичном,

мягком

plie

и

начинают

изучаться

достаточно

сдержанно, в медленном темпе. Прыжок от природы у каждого ребенка

разный, что отражается на темпе сопровождения. Поэтому трамплины часто

делают по одному.

В музыкальном размере 4/4 уместны импровизации.

В

музыкальном

размере

сочетаются

два

характера:

плавный

сопровождает demi-plie и отрывистый, энергичный – подчёркивает

прыжок.

В дальнейшем происходит переход на 2/4, но чередование двух характеров

аккомпанемента остаётся. Темп moderato.

В нашей практике в изучении раздела allegro мы используем принцип

максимальной подачи материала.

Сначала

педагог

объясняет

правило

исполнения

прыжка,

затем

уточняется музыкальная раскладка, и обязательно акцентируется внимание

ученика на необходимой доле, соответствующей самому прыжку. Далее, в

момент исполнения учеником самого прыжка, концертмейстер делает лишь

«лёгкий» акцент в музыкальном сопровождении. В дальнейшем изучении

аккомпанемент становится более чётким и ровным.

При переходе на изучение трамплинных прыжков на более коротком

(по времени), но очень упругом plie характер музыкального аккомпанемента

становится более чётким и энергичным. В данном случае целесообразнее

использовать примеры в характере польки.

При изучении таких прыжков, как pas de basgue, сценический sissonne

используются

музыкальные

примеры

с

размером

3/4.

Характер

сопровождения

соответствует

плавному,

лёгкому

вальсу

или

медленной

мазурке.

В прыжках sissonne tombe, temps lie sauté возможно использование

музыкальных

примеров

как

на

4/4,

так

и

на

3/4.

В

музыкальном

сопровождении чередуются чёткость и плавность. В качестве музыкального

вступления к прыжкам на первом этапе обучения используются два такта

заключительного построения. Plie перед прыжком, исполняется на сильную

долю.

В дальнейшем обучении при переходе исполнения plie и прыжка на

затакт в качестве музыкального вступления используются дополнительные

два такта или один такт, предваряющий тему, с ритмическим рисунком

аккомпанемента левой руки в соответствующем музыкальном размере.

Такое вступление даёт ученику возможность определить ритм, темп и

характер

музыкального

примера

и

соответственно

передать

характер

исполнения самого прыжка.

Освоив

данный

материал,

концертмейстер

может

в

дальнейшем

самостоятельно подбирать примеры к новым элементам, не испытывая при

этом затруднений.

Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное

отношение

к

музыкальному

произведению

умению

слышать

музыкальную

фразу,

ориентироваться

в

характере

музыки,

ритмическом

рисунке и динамике. Музыка и хореография должны стать для ученика

единым целым.

И в заключении хочется еще раз отметить специфичность работы

концертмейстера в классе хореографии. Он должен применять свои знания,

продемонстрировать владение техникой, уметь читать с листа, подбирать по

слуху, при этом проявлять артистизм и разносторонние музыкально-

исполнительские дарования. Очень четко определить для себя задачи

каждого

года

обучения,

а

также

проявить

не

сухое

следование

рекомендациям музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-

творческий подход в подборе музыкального оформления уроков. Музыку для

сопровождения

уроков

классического

танца

необходимо

постоянно

пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями и

чувством художественно меры. Постоянное звучание на уроках одного и того

же вальса может привести к потере эмоционального восприятия и, как

следствие-механическому

выполнению

движений

учащимися.

Так

же

нежелательна и другая крайность – слишком частая смена музыкального

сопровождения рассеивает внимание, что мешает усвоению и запоминанию

изучаемых движений.

Хореографические термины:

Adagio (адажио)

- медленно, спокойно, не спеша. В

уроке

классического

танца

танцевальная композиция, состоящая

из

плавных

движений,

устойчивых

поворотов, вращений.

Allegro (аллегро)

-

весёлый,

живой.

Заключительная

часть

упражнений

на

середине,

состоящих из прыжковых движений.

Allonge (алонже)

- удлинённый. Положение в позициях

рук.

Arabesgue (арабеск)

-

арабский.

Одна

из

основных

поз

классического танца.

Assemble (ассамблее)

- прыжок с собиранием ног в воздухе.

Balanse, pas (балансе)

-

покачиваться.

Па,

состоящее

из

переступаний с ноги на ногу, чаще из

стороны в сторону.

Battements (батман)

-

биение,

удары.

Разнообразные

движения

работающей ноги

Battement tendu (батман тандю)

- движение натянутое.

Battement tendu jete (батман тандю жете) - натянутое движение с броском.

Battement frappe (батман фраппе)

- ударное движение.

Battement fondu (батман фондю)

- плавное, тающее движение.

Battement souteni (батман сутеню)

- движение с подтягиванием ног.

Battement developpe

(батман девлопе)

- развёрнутое движение.

Bourre, pas de (буре)

- мелкие переступания с ноги на ногу.

Changement de pied (шанжман

де пье) - прыжок с переменной

ногой.

2

Demi- plie ( деми плие)

- полуприседание.

Exercice (экзерсис)

- упражнения у станка и на середине

зала.

Echappe (эшаппе)

- прыжок с раскрыванием ног во 2-ю

позицию.

Grant battement (грант батман)

- большое бросковое.

Jete pointe ( жете пуанте)

- движение на носок.

Par terre (пар тер)

- движение по полу

Passe (пассе)

- проходящее.

Pas (па)

- шаг.

Pas de basgue (па де баск)

- шаг басков.

Petit battement (пти батман)

- маленький батман на щиколотке

Pirouette (пируэт)

- оборот тела на 360 градусов на

полу.

Por de bras (пор де бра)

-

упражнения,

слагающиеся

из

одновременных

движений

рук,

корпуса и головы.

Preparation (препарасьон)

- подготовительные движения.

Releve (релеве)

- поднимание на полупальцах.

Releve lent (релеве лян)

- медленное поднимание ноги.

Rond de jambe par terre (ронд де пар терр) - круговые движения ноги на

полу.

Rond de jambe en l′air (рон де жамб анлер) - круг ногой в воздухе.

Sissone tombe (сиссон томбе) - прыжок с двух ног на одну с быстро

следующим падением

на

другую ногу.

Sisson simple (сиссон семпль)

- прыжок с двух ног на одну.

Temps lie (тан лие)

- связующее, плавное, слитное движение.

Temps leve sauté (тан леве соте)

- прыжок с двух ног на две.

3

Список литературы:

1. А.Я.Ваганова «Основы клаччического танца», 5-е изд. Л.1980;

2. В.С.Костровицкая «100 уроков классического танца», Л. 1972;

3. Н.Е.Ревская «Классический танец. Музыка на уроке», изд.С-П.,2005;

4. Л.И.Ярмолович «Классический танец», Л.,1986.

5. Н.И.Тарасов «Классический танец», «Школа мужского

исполнительства», изд. С-П., 2005.

6. Л.К.Кириллова « Импровизационные примеры для музыкального

сопровождения уроков классического танца», Москва 2022.



В раздел образования