Напоминание

Особенности работы концертмейстера на уроке ритмика/танец


Автор: Фадеева Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы концертмейстера на уроке ритмика/танец
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДОД « ДШИ »
Особенности



работы

концертмейстера



на



уроке

ритмика

/

танец

.

Методическая



разработка

Концертмейстер

,

преподаватель

Фадеева



Татьяна

Николаевна

.
г . Череповец

Аннотация

.
В работе обобщён опыт концертмейстера в хореографическом классе с детьми 7-8 лет по предмету ритмика / танец . В ней раскрываются вопросы :  В чём состоит мастерство концертмейстера в данном классе .  Каким образом умения концертмейстера способствуют воспитанию музыкальности у детей и их эмоциональному раскрытию в танце .
СОДЕРЖАНИЕ

.

Введение.
3
Особенности работы концертмейстера в структуре урока.
4 1.Разминка. 4 2.Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности. 6 3.Музыкально-ритмические игры. 13
Заключение.
16
Перечень рекомендуемых нотных изданий для музыкального

оформления урока.
17
Список использованной литературы.
18
Приложение.
19 2

Введение

.
В литературе, освещающей дисциплину ритмика/танец, очень скупо говорится о работе концертмейстера. К нему предъявляются требования: играть по нотам, музыкальный материал должен быть заранее выбран совместно с педагогом-хореографом. И совершенно не говорится о навыках импровизации, сочинения и их месте в музыкальном оформлении урока. А также не говорится, что пианист должен быть ещё и исполнителем, поскольку монотонная игра не вдохновляет слушающих. Мастерство концертмейстера в хореографическом классе специфично. Оно требует от пианиста артистичности, разносторонних музыкально- исполнительских дарований, применение знаний по курсам: гармонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной, инструментальной, балетной музыки, педагогики. А также наличие комплекса таких психологических качеств, как большой объём внимания, памяти, мобильность реакции, находчивость в неожиданных ситуациях. Уроки от начала и до конца строятся на музыкальном материале, который должен соответствовать и дополнять движения детей. Музыка должна не просто сопровождать движения, а определять их сущность. Таким образом, основной
целью
профессиональной деятельности концертмейстера является развитие у детей эмоционально-чувственного восприятия и музыкальности. Музыкальность - это способность к музыке, тонкое понимание её. Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального произведения и хореографического действия едины, неделимы. Главная обязанность концертмейстера на уроке - обеспечить такое музыкальное сопровождение, которое активизирует внимание ребёнка, учит его понимать музыку и передавать её характер через пластику движений. Основными
задачами
концертмейстера, которые решаются в процессе урока, являются:  развитие у ребёнка чувства ритма (ритмичное исполнение движений под музыку);  воспитание музыкальности (умения согласовывать характер движения с характером музыки);  раскрытие способностей эмоционального восприятия музыки, эмоциональной выразительности в танце;  расширение музыкального кругозора детей;  создание бодрого настроения. 3

Особенности

работы

концертмейстера

в

структуре

урока

.
Концертмейстер в хореографическом классе – создатель музыкального сопровождения. Данное определение не вызывает вопросов и разногласий. А вот что он создаёт (играет) и как он это делает, здесь можно возразить некоторым авторам. Например, С. И. Бекина [4], Т. В. Пуртова [5] считают, что музыкальный материал должен быть заранее подготовлен до урока и выбран из конкретных нотных изданий. На деле не всегда бывает так. В чёткой структуре урока всегда есть место неожиданности: то дети расшалились, то притупилось внимание, то потеряли интерес к данному движению или игре, то просто непогожий день. Педагог оперативно меняет метод взаимодействия с детьми. У концертмейстера тоже нет времени искать в книге подходящий нотный материал и здесь проявляется его смекалка, фантазия, профессиональные навыки. О чём и пойдёт речь в данной главе. Поскольку структура урока делится на несколько частей:  разминка;  изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки; работа над этюдами, танцами;  закрепление музыкально-ритмического материала в игре; музыкально-танцевальные импровизации; то и музыкальное сопровождение будет различным. И это требует от концертмейстера внимания и мобильности, чтобы быстро переключаться с одной задачи на другую. 1. Разминка . Разминка предназначена для того, настроить ребёнка эмоционально, разогреть мышцы, приготовить аппарат (тело) к выполнению определённых двигательных задач. После поклона педагогу и концертмейстеру урок начинается с разминки по кругу (в продвижении) и по линиям (на месте). Желательно использовать жизнерадостную бодрую музыку, которая повышает общий тонус и настроение. С первых занятий у детей должны активизироваться 4
связи между музыкой и движением. Как правило, маршевая музыка больше подходит для шагов (шаг маршевый, танцевальный, на носках, на пятках), а полька для подскоков. Однако если изменить темп польки, то её можно использовать и для шагов, лишь бы это соответствовало задачам, поставленным педагогом-хореографом. Вначале многие дети не обращают внимания на музыку, её характер, не умеют подчиняться её темпу и ритму. Их внимание сосредоточенно на педагоге, успеть бы повторить за ним, тут уж не до музыки. Осложняет процесс и плохая координация у некоторых детей. Правильное использование музыкального сопровождения активизирует детей. Постепенно они привыкают внимательно слушать музыку во время выполнения упражнения. Согласовывая движение с характером музыки, дети развивают свою двигательную реакцию, координацию. Уроки по дисциплине ритмика/танец проводятся в 1-2 классах. Учитывая психологические особенности младших учащихся, следует музыкальное сопровождение делать ярким, запоминающимся. Слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения движений. Полагаю, что для разминки целесообразнее музыкальное сопровождение составлять из знакомых мелодий: детские песни, песни из кинофильмов и мультфильмов. Поскольку во время разминки все упражнения идут без перерыва, концертмейстер обязан составить попурри из детского репертуара. Например: В.Шаинский «Песенка крокодила Гены» (упражнения для головы), Б.Савельев «Песня кота Леопольда» (упражнения для плеч), Г.Гладков «Песенка львёнка и черепахи» (для пальцев, кистей), Ю.Энтин «Чунга-чанга» (различные сгибания рук в локтях), В.Шаинский «Дождь пойдёт по улице…» (вращения в локтях, плечах), В.Шаинский «Улыбка» (различные наклоны корпуса), В.Савельев «Настоящий друг» (упражнения для ног), А.Спадавеккиа «Добрый жук» (приседания, прыжки) и т. д. Таким образом, задача концертмейстера – не только подобрать яркую музыку, но и доступную для восприятия ребёнка и помогающую ему выполнять движения. 5
2. Ритмика , музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности . Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся на уроках:  характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;  динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато);  длительность звука, фраза, такт, затакт;  эмоциональная выразительность. Знакомство происходит в процессе урока на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. В процессе занятия иногда выделяется несколько минут для прослушивания фрагмента с последующей краткой беседой и выполнением определённого задания. Метод не нов, но оправдывает себя. Результат всегда положительный: движения детей постепенно становятся более ритмичными, выразительными. Общий характер музыки – дети учатся слушать музыку, воспринимать её характер, отражать его в движениях и пластике. Учатся самостоятельно находить нужные движения. Желательно больше времени уделять музыкально-танцевальным импровизациям. Темп – выполняются движения (подскоки, галоп, разные виды бега и шагов) в разных темпах. Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ускорять и замедлять его вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки. Динамические оттенки – выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения. Строение музыкальной речи – дети учатся чётко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, начало и окончание части, акцентировать начало музыкально-танцевальной фразы (притопом, хлопком, прыжком и т. д.). Метроритм – дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом руки, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4
,
осознанно выполняя движения в этих размерах. Учащийся должен ориентироваться не только в характерах, жанрах, но и стилях музыки. Однако концертмейстеру следует всегда помнить, что 6
отобранные музыкальные произведения должны быть просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, чёткий метроритмический рисунок и, как правило, быть квадратными по форме. При изучении элементов классического танца (постановка корпуса, позиции ног и рук) считаю целесообразным использовать фрагменты из балетов, чтобы приучать слух детей к музыке подобного рода. И соответственно элементы народного танца сопровождать народной музыкой. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо пополнять и разнообразить, руководствуясь чувством меры. Также следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не даёт возможности развивать эмоциональную выразительность. Вместе с тем слишком частая смена сопровождений, а также слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений. Однако если речь идёт об этюдах – коротких танцевальных композициях, то тут по-другому: у каждого танца своё сопровождение. Дети привыкают к определённой музыке, согласуют её с движениями, и не хотят её замены. Например, случай с учащимся Н. Это живой, непосредственный мальчик. На предыдущем уроке дети разучили несколько движений, объединённых в маленький танец под музыку В. Комарова «Давайте танцевать». На следующем уроке педагог, не п редуп режд а я концертмейстера, начинает движения, дети повторяют за ним. Пытаюсь вспомнить, что за танец, а ноты искать некогда и играю польку. Вдруг из середины зала подбегает мальчик Н. и суетливо говорит что-то. Не останавливая игру, недоуменно переспрашиваю: «Что?» «Вы нам другую музыку играли. Она лучше» - говорит Н. и быстро убегает на своё место и продолжает движение. Пришлось срочно листать ноты и повторять этюд с «уже родной» музыкой (Приложение 1). Работа в классе хореографии предполагает наличие у концертмейстера навыков импровизации, свободного чтения с листа, транспонирования и, если возможно, сочинения. Поэтому он должен стремиться развивать в себе эти качества. Также существует в классе хореографии такое негласное правило, что движение определяет ритм, темп и характер музыки. Поэтому пианист вынужден подгонять музыкальное произведение под заданное хореографом движение или же сочинять музыку, которая бы раскрывала, дополняла движение. 7
Концертмейстеру часто приходится делать обработки (вариации) на определённую тему. Например, танец на тему русской народной песни «Валенки». 1 Под первое проведение мелодии (Тема) дети двигаются вперёд-назад тройными шагами с разведением рук: Первая вариация – игра с платочками и повороты вокруг себя: Вторая вариация – шаги с притопами в паре: Третья вариация – мальчики делают присядку с опусканием ноги в сторону: 1 Все нотные примеры в тексте – сочинения автора работы. 8
Заключение – шаг с поклоном: Такое оформление мелодии делает её более выразительной и интересной. С другой стороны музыка помогает движению, подчёркивает его (Приложение 2). В зависимости от сюжета танца, приходится компоновать музыку разных композиторов и даже разных стилей. Например, сюжет танца «Вот так куклы». На полках в магазине стоят куклы. После закрытия магазина куклы выходят из своих коробок и начинают танцевать. Веселье в разгаре, но звенит звонок. Уже, оказывается, утро. Магазин открывается. Куклы уходят на свои места. Для этой трёхчастной композиции была использована музыка А. Билаша «Танец кукол» (крайние части) и первая тема из «Марша гусей» Р. Петерсена (средняя часть). Музыку А. Билаша пришлось урезать, убирать «лишний такт», чтобы периоды были квадратными по структуре. Для контрастной части (веселье кукол) была выбрана более живая, энергичная музыка (Приложение 3). Выраженная структурность хореографических комбинаций помогает пианисту оформить эти комбинации грамотно и профессионально. Когда нет под руками нужных нот в данный момент, можно всегда придумать незатейливую мелодию с аккомпанементом в характере, соответствующем образу. Например: 9
«Петушок» «Медведь» 10
При желании из любой мелодии можно сделать произведение любого жанра. Следует внести некоторые изменения в фактуру, размер, темп, ритмический рисунок, иногда и в мелодический рисунок, добавить штрихи или украшения и получим нужный характер. Например: полька, темп подвижный лёгкий бег, темп сдержанный 11
марш, темп решительный вальс, вариант 1

вальс, вариант 2 Чем больше концертмейстер разучивает произведений разных композиторов, стилей и форм, тем выше уровень его профессионализма. Имея определённый исполнительский «багаж», музыкант совершенствует 12
качество исполнения, благодаря которому самые простые по содержанию музыкальные фрагменты, предназначенные для сопровождения уроков танца, становятся красочными и привлекательными. Для играющих пианистов аккомпанемент в хореографическом классе, несомненно, в техническом плане легче. Музыкальные фрагменты исполняются на одном дыхании, к тому же чуткая работа слуха позволяет «предслышать» движение мелодии и гармонии в ходе собственной импровизации; таким образом, развиваются импровизационные навыки, столь необходимые для работы в классе хореографии. Музыкальное сопровождение уроков танца становиться увлекательным творческим процессом. 3. Музыкально – ритмические игры . Музыкально-ритмические игры строятся на основных и танцевальных движениях для их закрепления и чтобы в более непринуждённой обстановке ребёнок попытался выразить, проявить себя. Прежде чем давать игру, педагог должен продумать методику её проведения, музыкально- ритмические и двигательные задачи, воспитательные и образовательные цели. А концертмейстер должен подобрать такой музыкальный материал, который будет доступен для понимания ребёнка, будет вызывать у детей эмоциональный отклик и поможет им найти выразительные движения. Опишем некоторые из игр. «Утёнок» Музыкальное сопровождение: П.Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин», белорусский народный танец «Янка» или любое другое. Программное содержание. Учить детей воспринимать и передавать в движении сильную долю такта. Улучшать ритмическую точность движений. Уметь различать вступление, начало и окончание части. 13
Описание. Дети становятся в круг. В кабинете всегда есть какие-то игрушки, например: мягкий жёлтый утёнок, мяч и т.д. Дети должны прослушать вступление и с началом музыкальной фразы по кругу передавать утёнка соседу строго на сильную долю. С окончанием музыки закончить движение. На другом уроке усложняем, работая с мячом. Начинающий должен повернуться к соседу по кругу и ударить мячом об пол точно на сильную долю, второй ребёнок должен поймать мяч и повернувшись к третьему также ударить мячом об пол на сильную долю и т. д. Потом можно включить в работу ноги (притопывание одной ногой на сильную долю) и таким образом усложнять по мере освоения навыка. Музыкальный материал нужно также менять. «Угадай-ка» Музыкальное сопровождение: бег - С. Майкапар «Росинки»; марш - Ш.Гуно «Марш»; подскоки - А. Александров «Новогодняя полька». Программное содержание. Совершенствовать умение детей двигаться в соответствии с характером музыки, слышать начало фразы и самостоятельно начинать движение. Описание. Дети делятся на три группы. Каждой группе педагог даёт задание, которое не слышат дети других групп. Одной - двигаться маршем, другой – подскоками, третьей – лёгким бегом. Концертмейстер играет небольшие отрывки, чередуя их вразброс по жанрам, а дети должны догадаться, подходит ли эта музыка к их заданию. Если да, то начинают двигаться с началом музыкальной фразы. «Красивая осанка» Музыкальное сопровождение: произведение по выбору любого жанра: марш, полька, вальс. Программное содержание. Дети импровизируют, движения должны соответствовать характеру и темпу музыки. Осанка правильная, красивая. Описание. Дети рассыпаны по залу. Не отходя далеко от своего места, придумывают движения. Когда замолкает музыка, они должны остановиться, 14
встать в первую позицию или любую другую по заданию педагога. Позиции ног и рук обговариваются до начала игры. Педагог подходит к каждому, поправляет осанку. Затем снова звучит музыка. Всё повторяется несколько раз. По желанию произведения можно менять. Считаю, что в играх можно использовать не только классическую музыку, но и любую другую, лишь бы она была доступна для понимания ребёнка и помогала выполнять художественные задачи.
Заключение

.
15
Скажем честно, концертмейстер в классе хореографии остаётся в тени. Он создатель музыкального фона, но на этом фоне происходит широкое эстетическое развитие детей. В работе было показано, как концертмейстер выполняет задачи: развития у ребёнка чувства ритма, осознанного восприятия музыки, умения согласовывать характер движения с характером музыки, постепенного расширения музыкального кругозора. Посредством пластики движений ребёнок получает полную возможность показать свою индивидуальность и долг концертмейстера помочь ему в этом. Имея определённый исполнительский «багаж», профессиональные навыки свободного чтения с листа, импровизации, по возможности, сочинения, понимания структурности хореографических комбинаций, а также знания по гармонии и истории музыки помогает концертмейстеру создать достойное м у з ы к а л ь н о е с о п р о в о ж д е н и е , р а с к р ы в а ю щ е е с о д е р ж а н и е хореографического действия. Выразительное исполнение концертмейстером музыкальных фрагментов способно пробудить желание учащегося не выполнять движение формально, а выражать художественно. То есть, если пианист стремится к разнообразию в собственном исполнении, то это обязательно отразится в восприятии танцора, будет будить его фантазию и способствовать поиску новых оттенков в создании образа.
Перечень

рекомендуемых

нотных

изданий

для

музыкального

оформления

урока

.
16
1.Академия танца (репертуар концертмейстера) вып.2. Народно – характерный танец./Сост. Р.П.Донченко. «Композитор. Санкт-Петербург», 2002. 2.Геталова О. Обучение без мучения. Учебное пособие на материале детских песен. «Композитор. Санкт-Петербург», 2008. 3.Классический танец. Музыка на уроке. Вальсы. Сост. Н. Е. Ревская. – «Композитор. Санкт-Петербург», 2005. 4.Классический танец. Музыка на уроке. Марши. Польки. Сост. Н. Е. Ревская. – «Композитор. Санкт-Петербург», 2005. 5.Сборник фрагментов из классических балетов. Переложение для фортепиано. Сост. Н. Е. Ревская.— «Композитор. Санкт-Петербург», 2006. 6.Улыбка. Популярные песни из детских мультфильмов и телефильмов. Выпуск 1,2. 7.Черни К. «100 пьес для удовольствия и отдыха». Часть 2.
Список

использованной

литературы

.
17
1. Буц Л. Подвижные игры под музыку.— Киев, 1987. 2. Заводина И. Методическое пособие по ритмике. – М., «Музыка»,1999. 3. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М., «Советский композитор», 1989. 4. Музыка и движение./Авт.-сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е.Н.Соковнина.— М., «Просвещение», 1984. 5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Учебное пособие.— М., «ВЛАДОС», 2003. 6. Руднева С. и Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М., «Просвещение», 1972. 7. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М., «Советский композитор»,1989. 8. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. – М., «Музыка" 18
19
20
21
22
23
24


В раздел образования