Автор: Богданова Олеся Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 1 города Белогорск"
Населённый пункт: город Белогорск, Амурская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Барабанщики"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 города Белогорск»
Принята на заседании
педагогического совета
от_____________________
Протокол №____________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Гимназия
№ 1 города Белогорск»
_________/Т. А. Тисличенко/
Приказ от ______ №___
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Барабанщики»
Направленность: художественная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 13 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 72 часа
Составитель: Богданова Олеся Валерьевна,
педагог дополнительного
образования, высшей
квалификационной категории
Белогорск
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка стр. 3
1.2.
Цели и задачи программы стр. 5
1.3.
Содержание программы стр. 6
1.4.
Планируемые результаты стр. 9
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график стр. 10
2.2. Условия реализации программы стр. 21
2.3. Формы аттестации стр. 23
2.4. Оценочные материалы стр. 23
2.5. Формы контроля стр. 24
2.6. Методические материалы стр. 24
2.7. Рабочая программа воспитания стр. 26
3. Литература
стр. 28
4. Приложение стр. 28
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Настоящая дополнительная образовательная (общеразвивающая)
программа «Барабанщики» дополнительного образования художественной
направленности составлена на основании следующих нормативно-правовых
актов:
-
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного
образования
детей»;
Федеральный
закон
«О
государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» от 13.07.2020 N
189-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 № 183
«Об
утверждении
Положения
о
структуре
реестра
исполнителей
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с
социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной)
услуги
в
социальной
сфере
и
порядке
формирования
информации,
включаемой в такой реестр, а также Правил исключения исполнителя
государственных(муниципальных) услуг в социальной сфере из реестра
исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в
3
соответствии с социальным сертификатом на получение государственной
(муниципальной) услуги в социальной сфере»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№
629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Устав МАОУ «Гимназия № 1 города Белогорск»;
- Положение МАОУ «Гимназия № 1 города Белогорск» о дополнительном
образовании детей.
Актуальность программы. Программа способствует формированию
умений у обучающихся понимать музыку и эмоционально передавать
исполняемые марши, развивает музыкальные и физические способности,
способствует
профилактике
заболеваний
позвоночника.
Ансамбль
барабанщиков - это не только игра на инструментах, но и обязательно
танцевальные перестроения – дефиле. Во время реализации программы
используется форма наставничества.
Отличительной особенностью программы определена тем, что она
ориентирует
обучающихся
на
эмоциональную
отзывчивость
на
высокохудожественные произведения музыкального искусства и способствует
формированию интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, что
рождает творческую личность.
Новизна программы: Программа составлена с учетом мотивации,
интересов и возрастных особенностей воспитанников. Программа включает в
себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар, но и
тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному
этикету, музыкальной грамоте.
4
Педагогическая целесообразность образовательной программы
заключается в реализации обучающимися своих творческих способностей в
игре на музыкальных инструментах. Основу ансамбля составляют малые
маршевые барабаны. В современном обществе такого рода ансамбли стали
представлять особый интерес, так как появление на сцене ансамбля
барабанщиц в ярких костюмах придаёт любому мероприятию особую
торжественность. Выступление ансамбля на сцене - это своеобразный мини
спектакль, что ориентирует обучающегося на приобщение каждого ребенка к
танцевально-музыкальной культуре.
Объем и срок реализации программ: программа рассчитана на 72 часа, на 1
год обучения.
Уровень программы: стартовый.
Формы
обучения
и
виды
занятий: очная.
Беседа,
мастер-классы,
практические занятия, участие в концертах, торжественных мероприятиях.
Форма проведения занятий: групповая (10 -20 человек).
Адресат обучающихся: девочки и мальчики 13 – 17 лет. Дети этого возраста
способны
выполнять
предлагаемые
практические
задания.
Развивается
художественное мышление, понимание выразительного языка искусств, его
функций. В этот период у подростка преобладает готовность осваивать
явления художественной культуры, символику, стили, формы и способы
творчества.
Условия
набора
обучающихся:
принимаются
все
желающие
на
добровольной основе.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в
неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие творческих, музыкальных
способностей у обучающихся через игру на маршевых барабанах.
Основными задачами
педагогической деятельности данной программы
являются:
5
Предметные задачи:
- сформировать навыки игры на музыкальном инструменте, исполнения марша
в ансамбле;
- воспитать культуру движения, координации, чувства ритма, музыкального
слуха, собранности и работоспособности, эмоциональности исполнения;
- сформировать правильные двигательные умения и навыки выполнения
отдельных двигательных действий, развивать умение быстро переходить от
выполнения одних движений к другим;
- овладеть понятийным аппаратом;
- участвовать в концертном исполнении репертуара творческого объединения.
Метапредметные задачи:
- развивать умения интегрировать знания и навыки из одной деятельности в
другую;
- сформировать опыт самостоятельного решения познавательных,
коммуникативных, организационных и нравственных проблем;
Личностные задачи:
- развить природные задатки и способности, помогающие достижению успеха;
- сформировать потребности в здоровом образе жизни;
- воспитать бережное отношение к результатам труда;
- воспитать самостоятельность, культуру общения, дисциплины,
внимательного ответственного отношения к выполняемой работе;
- развить инициативность, самостоятельность учащегося.
1.3.Содержание программы
Учебный план
№
Название раздела и темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Форма
контроля
1
Вводное занятие. Инструктаж.
2
2
Входной
контроль
6
2
Общефизическая подготовка.
-
14
14
Текущий
3
Основные приемы игры на
ударных инструментах.
2
14
16
Текущий
4
Простые
ритмические
перестроения. Дефиле.
-
14
14
Текущий
5
Игра на маршевом барабане,
дефиле
с
маршевым
барабаном.
2
14
16
Промежуто
чная
аттестация
6
Подготовка
к
концертной
деятельности.
2
-
2
Наблюдени
е
7
Социальная практика
-
8
8
Итоговая
аттестация
Итого
8
64
72
Содержание учебного плана
Вводное занятие. Инструктаж. Теория - 2 часа. История возникновения и
создания
ансамблей
барабанщиков,
связь
с
пионерскими
отрядами
барабанщиков. Правила по технике безопасности.
Форма контроля - Входной. Выполнение несложных упражнений.
Общефизическая подготовка. Практика - 14 часов. Общая физическая
подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие
человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в
конкретном виде спорта, или специальной трудовой деятельности.
Форма контроля - Текущий. Выполнение физических упражнений.
Основные приемы игры на ударных инструментах. (16 часов)
Теория - 2 часа.
Специфика музыки как вида искусства (отражение
действительности в звуковых образах). Масштабы её художественных
возможностей
(отображение
картин
природы,
быта,
народной
жизни,
7
внутреннего мира человека). Выразительные средства музыки (мелодия, лад,
гармония, ритм, темп, тембр и т.д.); взаимодействие выразительных средств в
музыкальном произведении.
Практика - 12 часов.
Показ разнообразных приемов игры на барабане.
Постановка рук при игре на ударных инструментах. Преодоление мышечной
зажатости рук. Тренировка мышц кистей рук при игре.
Форма контроля - Текущий. Умение использовать основные приемы игры на
барабане.
Простые ритмические перестроения. Дефиле. Практика - 14 часов.
Дефиле, или подиумный шаг. Понятие «дефиле» как свободное движение по
подиуму на основе музыки, выстроенное в композицию в соответствии с
замыслом демонстрации модели. Походка. Типы походок. Осанка формирует
походку. Походка и здоровье. Правильная походка, критерии походки.
Спортивно-оздоровительный момент походки. Походка и возраст Походка и
настроение. Рекомендации к выработке правильной походки.
Виды построения: «шеренга», «колонна». Дефиле – его разновидности,
предъявляемые к нему требования. Особенности движения в режиме
«дефиле». Барабанные палочки, жонглирование ими, как средство украшения
дефиле.
Дефиле. Основная позиция в статике. Основной шаг.
Практика
- просмотр видеозаписи движения;
- наблюдение за походками учащихся, анализ, демонстрация походок;
- пластические этюды на изображение походок: походка и возраст; походка и
настроение; походка и груз;
- сравнение с обычной ходьбой под музыку, с хлопками и без.
Форма контроля - Текущий. Использование приемов перестроений в дефиле.
Игра на маршевом барабане, дефиле с маршевым барабаном. (16 часов)
Теория - 2 часа. Упражнение на постановку рук с барабанными палочками
для игры на маршевом барабане (в правой руке и в левой руке, в обеих руках
одновременно);
на
отработку
ударов
(одиночных,
двойных,
тройных,
8
четверных); на расслабление кистей рук, локтевого сустава и предплечья с
маршевым барабаном и с барабанными палочками в руках.
Практика - 14 часов. Ритмические упражнения на маршевом барабане в
соответствии с длительностью звучания нот. Разучивание строевых и
эстрадных маршей на маршевом барабане. Упражнения на отработку прохода
маршем без игры на барабане и с игрой на нём. Под военный марш по кругу,
шеренге и в колонне по два, по четыре. Отработка равнения в шеренге и в
колонне, перестроение в зависимости от рисунка дефиле и от данной
маршевой музыки. Упражнения на формирование навыков жонглирования
барабанными палочками.
Форма контроля
- Промежуточная аттестация. Исполнение музыкальных
этюдов (индивидуальных и групповых)
Подготовка к концертной деятельности. Теория - 2 часа. Правила
поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за кулисами.
Форма контроля - Наблюдение.
Социальная практика. Практика - 8 часов. Отчетный концерт; участие в
родительской конференции; «Алло, мы ищем таланты»; Фестиваль «Военно-
патриотической песни».
Форма контроля - Итоговая аттестация. Участие в конкурсах, концертах.
1.4.Планируемые результаты
Предметные
- Уметь играть на малых маршевых барабанах.
- Уметь естественно, грациозно двигаться.
- Уметь распределять пространство, работая в паре, группой, массой.
- Владеть техникой танцевального шага.
- Составлять самостоятельные композиции из основных элементов шага
- Импровизировать на основе музыки.
Метапредметные
- Определять последовательность промежуточных целей с учётом
конечного результата.
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; вносить дополнения и
9
коррективы в план и способы действий.
- Проявлять познавательную инициативу.
- Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку объекта.
- Умение анализировать, находить ошибки, устанавливать их причины,
определять пути исправления.
Личностные
- уметь слушать и понимать других;
- участвовать в совместной деятельности при проведении занятий и
выступлений;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Уровень
обучения
Дата
начала
обучения
Дата
окончания
обучения
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
стартовый
01.09.2024
31.05.2025
36
180
72
1 раз в
неделю по
2 часа
Период каникул: 01 января 2025 года – 09 января 2025 года
1 июня 2025 года – 31 августа 2025 года
№
п/
п
Месяц
Чис
ло
Время
проведе
ния
занятия
Форма
занятия
Кол
-во
час
ов
Тема
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1
сентя
брь
04
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Беседа
2
Вводное
занятие.
Вводный
инструкта
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Беседа
10
ж по ТБ.
История
возникнов
ения
и
создания
ансамблей
барабанщи
ц, связь с
пионерски
ми
отрядами
барабанщи
ков.
2
сентя
брь
11
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Упражнен
ие на
постановк
у рук с
барабанны
ми
палочками
для игры
на
маршевом
барабане.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Входной
контроль.
Тестирован
ие
3
сентя
брь
18
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Общая
физическа
я
подготовка
.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
4
сентя
брь
25
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Беседа
2
Выразител
ьные
средства
музыки
(мелодия,
лад,
гармония,
ритм,
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
11
темп,
тембр
и
т.д.);
взаимодей
ствие
выразител
ьных
средств
в
музыкальн
ом
произведе
нии.
5
октяб
рь
02
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Беседа
2
Дефиле,
или
подиумны
й
шаг. Понят
ие
«дефиле»
как
свободное
движение
по
подиуму
на
основе
музыки,
выстроенн
ое
в
композици
ю
в
соответств
ии
с
замыслом
демонстра
ции
модели.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
6
октяб
рь
09
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Упражнен
ия
на
отработку
ударов
(одиночны
х,
двойных,
тройных,
четверных
);
на
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
12
расслаблен
ие
кистей
рук,
локтевого
сустава
и
предплечь
я с малом
барабаном
и
с
барабанны
ми
палочками
в руках.
7
октяб
рь
16
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Общая
физическа
я
подготовка
.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
8
октяб
рь
23
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Показ
разнообраз
ных
приемов
игры
на
барабане.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
9
ноябр
ь
06
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Дефиле,
или
подиумны
й
шаг. Понят
ие
«дефиле»
как
свободное
движение
по
подиуму
на
основе
музыки,
выстроенн
ое
в
композици
ю
в
соответств
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
13
ии
с
замыслом
демонстра
ции
модели.
1
0
ноябр
ь
13
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Упражнен
ия
на
отработку
ударов
(одиночны
х,
двойных,
тройных,
четверных
);
на
расслаблен
ие
кистей
рук,
локтевого
сустава
и
предплечь
я с малом
барабаном
и
с
барабанны
ми
палочками
в руках.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Промежуто
чный
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
1
1
ноябр
ь
20
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Общая
физическа
я
подготовка
.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
1
2
ноябр
ь
27
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Постановк
а рук при
игре
на
ударных
инструмен
тах.
Преодолен
ие
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
14
мышечной
зажатости
рук.
Тренировк
а
мышц
кистей рук
при игре.
1
3
декаб
рь
04
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Виды
построени
я:
«шеренга»,
«колонна».
Дефиле
–
его
разновидн
ости,
предъявля
емые
к
нему
требования
.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Промежуто
чный
контроль.
Тестирован
ие
1
4
декаб
рь
11
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Упражнен
ия
на
отработку
прохода
маршем
без
игры
на
барабане и
с игрой на
нём.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
1
5
декаб
рь
18
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Общая
физическа
я
подготовка
.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
1
6
декаб
рь
25
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Беседа
2
Постановк
а рук при
игре
на
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
15
ударных
инструмен
тах.
Преодолен
ие
мышечной
зажатости
рук.
Тренировк
а
мышц
кистей рук
при игре.
йская д. 6,
каб. 317
наблюдени
е
1
7
январ
ь
15
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Виды
построени
я:
«шеренга»,
«колонна».
Дефиле
–
его
разновидн
ости,
предъявля
емые
к
нему
требования
.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Промежуто
чный
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
1
8
январ
ь
22
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Упражнен
ия
на
отработку
прохода
маршем
без
игры
на
барабане и
с игрой на
нём.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
1
9
январ
ь
29
12.05-
12.45,
12.50-
Практ
ика
2
Общая
физическа
я
г.
Белогорск,
ул.
Текущий
контроль.
Педагогиче
16
13.30
подготовка
.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
ское
наблюдени
е
2
0
февра
ль
05
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
2
Постановк
а рук при
игре
на
ударных
инструмен
тах.
Преодолен
ие
мышечной
зажатости
рук.
Тренировк
а
мышц
кистей рук
при игре.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
2
1
февра
ль
12
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Барабанны
е палочки,
жонглиров
ание
ими,
как
средство
украшения
дефиле.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
2
2
февра
ль
19
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Беседа
2
Правила
поведения
во
время
выступлен
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
17
ия,
на
концерте,
на сцене и
за
кулисами.
2
3
февра
ль
26
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Общая
физическа
я
подготовка
.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
2
4
март
05
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Постановк
а рук при
игре
на
ударных
инструмен
тах.
Преодолен
ие
мышечной
зажатости
рук.
Тренировк
а
мышц
кистей рук
при игре.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
2
5
март
12
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Социальна
я практика.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
18
2
6
март
19
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Упражнен
ия
на
формирова
ние
навыков
жонглиров
ания
барабанны
ми
палочками.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
2
7
март
26
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Общая
физическа
я
подготовка
.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
2
8
апрел
ь
02
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Постановк
а рук при
игре
на
ударных
инструмен
тах.
Преодолен
ие
мышечной
зажатости
рук.
Тренировк
а
мышц
кистей рук
при игре.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Промежуто
чный
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
2
9
апрел
ь
09
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Барабанны
е палочки,
жонглиров
ание
ими,
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
19
как
средство
украшения
дефиле.
3
0
апрел
ь
16
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Показ
разнообраз
ных
приемов
игры
на
барабане.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
3
1
апрел
ь
23
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Разучиван
ие
строевых и
эстрадных
маршей на
маршевом
барабане.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Промежуто
чный
контроль.
Тестирован
ие
3
2
апрел
ь
30
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Социальна
я практика.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
3
3
май
07
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Разучиван
ие
строевых и
эстрадных
маршей на
маршевом
барабане.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
3
4
май
14
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Социальна
я практика.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
3
5
май
21
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Отработка
равнения в
шеренге и
в колонне,
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
Текущий
контроль.
Педагогиче
ское
20
перестроен
ие
в
зависимост
и
от
рисунка
дефиле
и
от данной
маршевой
музыки.
йская д. 6,
каб. 317
наблюдени
е
3
6
май
28
12.05-
12.45,
12.50-
13.30
Практ
ика
2
Итоговое
занятие.
Отчетный
концерт.
г.
Белогорск,
ул.
Красноарме
йская д. 6,
каб. 317
Итоговый
контроль.
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Итого за период обучения
72
2.2.Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Для занятий используется просторное помещение из расчета 3-4 м 2 на
одного учащегося, высотой 4 м. что способствует комфортному исполнению
упражнений, определенных движений и массовых композиций, а также
снижает риск травматизма учащихся во время занятий.
2. музыкальные инструменты маршевые барабаны, концертные костюмы.
3. Наглядный материал (стенды); уголок безопасности; наглядные пособия.
3. Методическая литература: журналы по детскому творчеству, энциклопедии.
4. Технические средства: компьютер, аудио и видеозаписи.
5.Информационные
средства:
литература,
цифровые
образовательные
ресурсы, интерактивные презентации, электронные иллюстрации.
Кадровое обеспечение.
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Барабанщики». реализует педагог дополнительного образования, имеющий
педагогическое образование. Требования к квалификации и стажу работы не
предъявляются.
21
Информационно обеспечение.
При реализации программы широко применяются такие сетевые платформы
как: Skype, GoogleДиск, YouTube. Возможно использование дистанционного
обучения через: Skype, Instagram, WhatsApp, Zoom и т.д
Методическое обеспечение программы
учебно-методические пособия;
тематические папки по разделам программы;
демонстрационный и раздаточный материал;
инструкции по технике безопасности;
диагностические методики.
Применяемые технологии:
- технология личностно-ориентированного образования;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и
опыта обучающихся:
1. По источнику передачи и восприятия знаний:
Словесные (рассказ, беседа, инструктаж, поощрение)
Наглядные (демонстрация)
Практические (упражнения)
2. По характеру познавательной деятельности:
Репродуктивный метод (демонстрация);
Частично-поисковый (эвристический).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация
Основные принципы реализации программы:
- Поэтапность (содержание построено с учетом психолого-педагогических
возрастных особенностей детей);
22
-
Доступность
(теоретический
материал
адаптирован
для
учащихся
определенной возрастной группы);
- Систематичность (построение и содержание каждого занятия основано на
знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися на предыдущих
занятиях);
- Индивидуальный подход (в процессе занятий осуществляется
индивидуальная работа с детьми по формированию навыков игры на
музыкальных инструментах).
2.3.Формы аттестации.
Формы аттестации, контроля
Текущий
контроль
Проводится
в
конце
изучения
каждой
темы
-
викторины, творческие задания.
Промежуточная
аттестация
Диагностика уровня ключевых, метапредметных и
предметных компетенций учащихся – вводная - январь,
итоговая – май.
Итоговая
аттестация
Оценка
качества
обученности
учащихся
по
завершению обучения по образовательной программе;
Творческая
работа
(создание
медиапродукта),
наградные
документы
за
участие
в
конкурсах
различного уровня по профилю, портфолио.
2.4. Оценочные материалы
Для оценивания результатов деятельности, обучающихся используются
диагностика выявления уровня ключевых, метапредметных и предметных
компетенций. Диагностика заключается в выявлении уровня компетентности
обучающихся в результате освоения дополнительной общеразвивающей
образовательной программы. Учет социальной и творческой активности
обучающихся.
2.5. Формы контроля
23
Формы контроля по каждому разделу – выполнение упражнений, оценка
техники игры на барабанах, исполнение маршевых произведений.
Способы и формы
выявления результатов
Способы и формы
фиксации результатов
Способы и формы
предъявления
результатов
Беседа, опрос,
наблюдение
Просмотр на репетициях
Праздничные
мероприятия
Концерты, фестивали
Зачеты
Конкурсы
Грамоты
Дипломы
Журнал
Портфолио
Анкеты
Тестирование
Протоколы диагностики
Конкурсы,
фестивали
Праздники
Концерты
Зачеты
2.6. Методические материалы
Приступая к занятиям с начинающим учеником, педагог должен
подобрать инструмент. Выбор инструмента зависит не только от желания
самого воспитанника, но и от его физических возможностей. Надо также
подобрать высоту пульта, характеристики которого соответствовали бы
физическим данным обучающегося. Необходимо увязать процесс изучения
первоначальной нотной грамоты с выработкой правильных представлений
«нота - звук». В процессе обучения педагог должен постоянно работать над
развитием слуховых и образных представлений. Для успешного развития
навыков ученику, прежде всего, необходимо усвоить рациональную, удобную
постановку корпуса, организацию игрового аппарата, учитывающие его
индивидуальные особенности. Целесообразно включать в процесс обучения
специальные физические упражнения на развитие координации.
С первых занятий необходимо добиваться интонационной и
ритмической точности исполнения. Мягкость, чистота и полнота звука —
основные требования на всех этапах обучения.
24
Технические возможности обучающихся, необходимо развивать с
самого начала обучения. По всем направлениям, последовательно, тщательно
прорабатывая отдельные элементы технических приемов.
Дидактический материал:
- Папка по теме «Игровые задания для активизации внимания и повышения
эмоционального состояния учащихся».
- Папка по теме «Комплекс упражнений по ритмической гимнастике».
- Подборка материалов по теме «Импровизация как один из приемов развития
творческих способностей детей на занятиях».
Электронные материалы:
-видео подборки по основным разделам программы;
-фотографии;
-иллюстрации;
-слайдовые презентации по основным разделам программ
Методическое обеспечение программы.
Применяемые технологии:
Технология личностно-ориентированного образования; здоровьесберегающие
технологии; информационно-коммуникационные
Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и
опыта обучающихся:
1. По источнику передачи и восприятия знаний:
Словесные (рассказ, беседа, инструктаж, поощрение)
Наглядные (демонстрация)
Практические (упражнения)
2. По характеру познавательной деятельности:
Репродуктивный метод (демонстрация);
Частично-поисковый (эвристический).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация
Основные принципы реализации программы:
25
- Поэтапность (содержание построено с учетом психолого-педагогических
возрастных особенностей детей);
-
Доступность
(теоретический
материал
адаптирован
для
учащихся
определенной возрастной группы);
- Систематичность (построение и содержание каждого занятия основано на
знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися на предыдущих
занятиях);
- Индивидуальный подход (в процессе занятий осуществляется
индивидуальная работа с детьми по формированию навыков игры на
музыкальных инструментах).
2.7. Рабочая программа воспитания
Цель, задачи и особенности организуемого воспитательного процесса в ДОО.
Цель воспитания
– развитие творческих способностей личности для
удовлетворения ее индивидуальных потребностей в совершенствовании и, в
целом, для самореализации человека.
Задачи воспитания:
1. Реализовывать воспитательные возможности занятий по дополнительной
общеразвивающей программе, использовать на занятиях интерактивные
формы освоения практико - ориентированной, личностно - значимой
деятельности.
2. Реализовывать воспитательные возможности мероприятий объединения,
Центра,
поддерживать
традиции
их
коллективного
планирования,
организации, проведения.
3. Организовывать участие обучающихся в фестивалях, конкурсах, концертах
конференциях и реализовывать их воспитательный потенциал.
4. Организовывать работу с родителями или законными представителями
обучающихся, направленную на совместное решение проблем личностного
развития.
5.
Инициировать
и
поддерживать
развитие
социальной
активности
обучающихся, вовлекать их в наставничество, общественно - значимую
деятельность.
26
Особенности организуемого воспитательного процесса в ДОО
Деятельность ДООП «Барабанщики» имеет художественную направленность.
Количество обучающихся образовательного объединения составляет ____
человек. Из них мальчиков _____ , девочек_____
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 13 до 17 лет.
Форма работы – групповая.
Весь воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие
личностного потенциала обучающегося, мотивацию к самореализации и к
личностным достижениям обучающихся.
Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и
развитие
творческого
потенциала
каждого
обучающегося,
умение
адаптироваться
в
заданных
условиях,
развивать
коммуникативные
способности.
Особенностями организуемого воспитательного процесса является, во-
первых, наличие авторских разработок:
1. Разработки разнообразных конкурсов для обучающихся, направленных на
достижение поставленных целей и задач данной программы.
2. Участие в конкурсах разного уровня.
Во-вторых, наличие актива обучающихся, созданного для достижения целей и
поставленных задач программы. В актив входят обучающиеся объединений
художественного направления.
В-третьих, предусмотрено оказание методической и практической помощи со
стороны педагога по подготовке к участию в конкурсах обучающимся.
Четвертая особенность заключается в том, что для каждого конкурса создается
одноименная открытая группа в социальной сети ВКонтакте, где публикуются
вся актуальная информация, фото и видеоматериалы, что позволяет легко
взаимодействовать участникам конкурса с организаторами, а также между
собой.
3. Список литературы
Для педагога
27
1. Иванова О. А, Шарабарова И. И. Занимайтесь ритмической гимнастикой. -
М., 2017 г. - 58 с.
2. Каргин А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов. – М.: Музыка, 2015 г. - 64 с.
3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: 2017 г. - 48 с.
4. Тихомиров Г.В. Инструменты русского народного оркестра – 3-е изд. – М.:
Музыка, 2018 г. - 72 с.
Для учащихся
1. Глейхман В. Организация работы начинающего самодеятельного оркестра
русских народных инструментов. – М., 2019 г. - 90 с.
2. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного
музыканта. Библиотечная серия. – М.: Педагогика, 2016 г. - 120 с.
Для родителей
1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие. -
Ярославль, Академия развития, 2018 г. - 48 с.
2. Чунин В. Современный русский народный оркестр. М., 2017 г. - 120 с.
Приложение 1
Музыкальные произведения из репертуарного плана
1. Походный марш №1 из П. Волоцкий , Ю. Кузьмин - «Руководство по
обучению барабанщиков»
2. Походный марш №2 из П. Волоцкий , Ю. Кузьмин - «Руководство по
обучению барабанщиков»
3. Н. Халимон - «Дефиле барабанщиков»
4. Встречный марш – Перцев из П. Волоцкий , Ю. Кузьмин - «Руководство по
обучению барабанщиков»
5. Встречный марш – «Под знамя» из П. Волоцкий , Ю. Кузьмин -
«Руководство по обучению барабанщиков»
Приложение 2
28
«Актерская грамота»
Запоминание и изображение заданной позы.
Обучающийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить
иповторить. Задача в точности воспроизведения и представлении.
Текущий контроль - игра «Передай позу»:
- дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми глазами. Водящий
ребенокпридумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот
запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего
ребенка с позой водящего.
Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует
позу, второй повторяют заданную позу. Промежуточная аттестация – этюдный
показ
(индивидуальный
и
групповой)
Итоговая
аттестация
–
показ
театральных мизансцен с различными персонажами.
Этюдное изображение животных и птиц.
Обучающийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение,
уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных
пластических движений.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три
группы, педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки»,
третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью
пластических движений животных.
Промежуточная аттестация – этюдный показ животных (индивидуальный и
групповой).
Создание
образа,
используя
характер
и
настроение
музыкальных
произведений. Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под
характер музыки изобразить заданный персонаж.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети
превращаются в добрых, злых, медленных, быстрых персонажей.
Музыкально – игровые этюдные задания.
29
Промежуточная аттестация – музыкальные этюды (индивидуальные и
групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
Игра «След в след». Цель: развитие внимания, согласованности действий,
ориентировки в пространстве. Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставят
ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и
наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и
почему так идут, какие препятствия преодолевают. Например, хитрая лиса
ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы;
разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам
через ручей и т.п. Обязательно делить детей на команды, причем каждая
команда придумывает свой вариант.
Игра «Внимательные звери». Цель: тренировка слухового и зрительного
внимания, быстроты реакции, координации движений. Ход игры. Дети
представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их
ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, рот и
называет словом то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и
называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос,
ноупрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно
назвать то, что показал ведущий.
Игра «Походка». Определить по походке прохожего (балерина, солдат,
задавака, старый человек, манекенщица, рассеянный).
Игра «Мизансцена». Скульптура, стоп-кадр, развитие движения. Выстраивая
скульптурные композиции, мы знакомимся с понятием «мизансцена» как с
расположением в сценическом пространстве человеческих тел (актеров) и
предметов (стул, стол, дверь, стена, преграда).
Для раскрытия темы необходимо познакомиться с известным упражнением
«Скульптура», с упражнением «Ожившая скульптура». Пусть это будут
скульптуры, которые впоследствии оживают в связи с тем, что им хочется
вздохнуть, отмахнуться от назойливой мухи или комарика, почесать нос,
30
чихнуть. Педагог может выстроить картину с участием трех и более актеров и
попросить оживить её.
Игра «Необыкновенное приключение обычного предмета».
Дать письменное задание сочинить сказку (историю) «Необыкновенное
приключение обычного предмета» по схеме рисунок - сочинение - этюд.
Прежде, чем перейти к этюду, проведите предложенные игры. Комплекс
упражнений на развитие ассоциативного мышления должны предварять одно-
два упражнения на концентрацию внимания.
31