Автор: Колупаева Олеся Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "ДШИ с.Раздольное"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: «Работа над музыкальным произведением с учащейся 2 класса «Специальность «Гитара»»
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города
Новосибирска «Детская школа искусств № 14»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока
«РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С
УЧАЩЕЙСЯ 2 КЛАССА «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГИТАРА»
»
Преподаватель класса гитары
МБУДО ДШИ № 14
Колупаева О.В.
Дата и место проведения
урока
февраль 2019г.
МБУДО ДШИ № 14
Новосибирск, 2019
План-конспект отрытого урока в классе гитары
Тема:«Работа над музыкальным произведением с учащейся 2 класса
специальность «Гитара»».
Возраст учащейся, год обучения: Мусихина Анастасия 12 лет, 2 год
обучения.
Цель: формирование музыкального образа и конкретизация исполнительских
задач.
Задачи:
Образовательные:
- осознать содержание музыкального произведения на основе музыкально -
теоретического анализа нотного текста;
- закрепить знание о специфике струнных инструментов и усвоить
первоначальные навыки игры с солистом - инструменталистом;
-выстроить общий исполнительский план произведений.
Развивающие:
- содействовать развитию внимания и слухового контроля (слышать весь
звуковой комплекс, улавливать любые намерения солиста);
- стимулировать развитие метроритмической воли;
- активизировать фантазию и интерес.
Воспитательные:
- заложить основы формирования таких качеств как чувство партнерства,
ансамблевой слаженности, ответственности и сопереживания;
- расширить музыкальный кругозор;
- содействовать формированию художественно-эстетического вкуса.
Методы, используемые на уроке:
- когнитивный (познавательный);
- комплексный (помогает не только понять содержание, но и усвоить
исполнительские навыки);
- наглядно - иллюстративный (прослушивание, показ педагога);
- словесный (рассказ, диалог).
Тип урока: индивидуальный.
Форма урока: открытый.
Технические средства: гитара.
Репертуарный план урока: a-moll гармонический; М. Джулиани «Этюд. До
мажор»; О. Зубченко «Ночь светла»; Р.Н.П. «Блины»
Используемая
литература:
Учебно-методическое
пособие
«Юному
гитаристу»В. Катанский; «Хрестоматия юного гитариста для учащихся 1-3
классов ДМШ» О. Зубченко; Учебно-методическое пособие для начинающих
«TIRANDO» Г. Григорьев.
План урока:
1. Этапы работы над гаммой a-moll гармонич.
2. Этапы работы над Этюдом c-dur М. Джулиани.
3. Этапы работы над произведением О. Зубченко «Ночь светла».
4. Этапы работы над ансамблем Г. Григорьева «Блины».
Организационный этап:
Приветствие, представление ученика, озвучивание темы урока,
изложение цели, задач, методов обучения.
1. Этапы работы над гаммой a-moll гармонич
2. Этапы работы над Этюдом c-dur М. Джулиани.
3. Этапы работы над произведением О. Зубченко «Ночь светла».
4. Этапы работы над ансамблем Г. Григорьева «Блины».
Заключительный этап:
1. Оценка.
2. Домашнее задание.
3. Беседа с учащейся.
Ход урока:
Организационный этап:
Создание общего представления о музыкальном произведении и его
композиторе
знакомство
с
особенностями
произведения
(исполнить
ученику).
1. Этапы работы над гаммой a-moll гармонический;
- проигрывание гаммы разными длительностями, штрихами;
- проигрывание гаммы разными способами звукоизвлечения;
- работа над техническими трудностями;
2. Этапы работы над Этюдом c-dur М. Джулиани:
- беседа с ученицей о тональном плане и композиторе написавшем
данный этюд;
- исполнение произведения педагогом;
- особенности исполнения приёма «арпеджио»;
- работа над техническими трудностями;
- способы звукоизвлечения.
3. Этапы работы над произведением О. Зубченко «Ночь светла»:
-беседа с ученицей о романсе «Ночь светла» и её композиторе;
-исполнение произведения педагогом;
-работа над выразительностью мелодической линии;
-работа над техническими трудностями;
-динамическое развитие произведения.
4. Этапы работы над ансамблем Г. Григорьева «Блины»:
-беседа с ученицей о главной цели в ансамбле (знание своей партии,
умение слышать другого или других участников);
-разбор ритмического плана;
-работа над сбалансированностью в ансамбле;
-исполнение ученицей 2 класса Мусихиной Анастасией, и Колупаевой
О.В. «Блины» Г. Григорьева.
Тщательное изучение произведения в деталях и прочтение учеником
текста, работа над преодолением сложностей отдельных тактов, фраз и т. д.
Процесс собирания всех элементов музыкального произведения в целое,
подводящий
итог
предшествующий
работе.
Показ
самим
педагогом
произведения целиком на начальном этапе крайне необходим. Затем беседа о
произведении,
о
композиторе
и
характере
произведения.
После
проигрывания пьесы расспросить ученика, какие элементы звучания ему
знакомы и что непонятно, что нового он увидел и услышал при исполнении.
Задача обучения - как можно раньше пробудить самостоятельность в ученике
и только наводящими вопросами вести ученика к цели. Все новые темы,
связанные с нотным текстом, со звукообразованием, нужно тщательно
объяснить и демонстрировать. Но все то, что уже встречалось, и все то, что
вы показывали раньше, необходимо спрашивать ученика, и его личная
активность в этом периоде работы над произведением очень важна. Это
вселяет в него веру и придает уверенности для работы над решением
следующих задач.
В работе с учеником очень важна последовательность в изучении
музыкальных произведений. Освоение приемов звукоизвлечения, изучение
оттенков, тембров, упражнений, этюдов преследует одну цель - грамотное и
рациональное применение их в исполнительстве. Отшлифовать, выучить на
память, исполнить на публике - только тогда ученик будет чувствовать свое
движение вперед, воспитывать в себе качества настоящего музыканта.
Педагог обязан знать и помнить об этом постоянно. На начальном этапе
приведенные
музыкальные
примеры,
на
первый
взгляд,
просты
по
построению как будто бы не требуют больших усилий для разучивания и
исполнения, но это далеко не так. Невозможно установить единый для всех
учеников
процесс
работы
над
художественным
произведением.
Необычайные
тонкости
его
связанны
с
индивидуальностью
ученика,
дарованием, порой недостатками, осложняющими этот процесс.
Работа над произведением включает в себя следующие аспекты: более
детально ознакомить ученика с фразами, мотивами, созвучиями, метром и
ритмом, аппликатурой, динамическими оттенками, длительностями голосов,
звукоизвлечением в избранном произведении.
Понятно желание ученика сыграть новое произведение целиком, и к тому же
желанию не стоит мешать, однако после проигрывания необходимо
внимание ученика на недостатки в его исполнении, а лучше, если он сам
проанализирует свою игру. Нередко бывает, что ученик не замечает своих
ошибок и неловкостей в движениях, и тогда уместно попросить его ещё раз
исполнить данное произведение, что бы он сам почувствовал свои
недостатки.
После
предварительного
ознакомления
с
новым
произведением
необходимо сделать его анализ:
охватить общее строение и характер;
характер частей и соотношение между ними;
основные моменты трактовки;
характерные технические приемы;
обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.
После грамотного прочтения текста с помощью наводящих вопросов
добиваться, чтобы ученик понял, где главная мелодия, где аккомпанемент,
где бас. Одним словом, необходимо разобраться в фактуре произведения
через активизацию слуха и собственные ощущения ученика. Полезнее
подробнее разобраться в строении одного музыкального фрагмента. Мелодия
состоит из следующих друг за другом различных или одинаковых звуков,
различных или одинаковых длительностей; фактура её, как правило,
меняется:
мелодия
без
аккомпанемента,
мелодия
басом,
мелодия
с
аккомпанементом и т.д. Фактура произведения для ученика должна быть
понятной.
Теперь остановимся на технических задачах. Необходимо ясное
представление - как работать над техническими трудностями. Работать
необходимо так, чтобы без лишних потерь времени решить их. Не повторять
много раз то, что сыграно легко, а выделять только наиболее трудные места и
работать отдельно над каждым тактом, фразой. Пусть ученик сам определит
сложный музыкальный отрезок.
При первом же чтении нужно строго
соблюдать аппликатуру, уяснить значение и необходимость ее точного
выполнения в конкретной пьесе, этюде. Важность избранной аппликатуры
необходимо донести до сознания ученика.
Посредством достаточного
количества повторений ученик должен заучить верную аппликатуру, чтобы
пальцы сами, автоматически, по привычке, выполняли верные движения. Это
очень важно при исполнении на публике, чтобы избежать неуверенности,
путаницы. Как только ученик начинает соблюдать ритм, аппликатуру,
оттенки, музыкальное произведение можно заучивать на память. Заучивание
на память облегчает работу, так как не привязывает постоянно к нотному
тексту.
Заключительный этап:
1. Оценка.
2. Домашнее задание:
- закрепить знания и навыки, наработанные на уроке;
- определить объём домашнего задания.
3. Беседа с учащейся:
- анализ работы на уроке;
- возникшие трудности, их преодоление;
- самооценка учащейся;
- акцент преподавателя на удачные и неудачные моменты, определение целей
дальнейшей работы.