Напоминание

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»


Автор: Быкова Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Ивотская СОШ
Населённый пункт: п.Ивот Брянская обл, Дятьковский р-он
Наименование материала: конспект урока по литературному чтению
Тема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения 2 класс

По теме : « Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

Цели: изучить рассказ Е.Чарушина «Страшный рассказ», совершенствовать

технику чтения, развивать логическое мышление, память, речь, учить детей

делить текст на смысловые части, читать по ролям, расширять литературный

кругозор детей, обогащать словарный запас, прививать интерес к чтению,

воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родной природе.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по

его заглавию, читать вслух с переходом на чтение про себя, воспринимать на

слух прочитанное, определять последовательность событий, составлять план

рассказа, пересказывать подробно по плану, сравнивать художественный и

научно-познавательный текст.

Метапредметные: учить формулировать собственное мнение и позицию,

выделять важную и ценную информацию, участвовать в обсуждении,

оформлять свои мысли в устной речи, строить понятные высказывания,

слушать и понимать других, формировать коммуникативные навыки работы

в группе.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, формировать

положительное отношение к учёбе, самостоятельно оценивать свою

деятельность на уроке.

Виды деятельности: работа с книгой, беседа, работа в группах, парах,

составление плана, игровая деятельность.

Оборудование.

Учебник Л.Ф. Климанова и др. «Литературное чтение», 2 кл, изображение

ёжика, смайлики...

Ход урока.

Оргмомент.

Мотивация урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать,

понимать смысл прочитанного и услышанного, делать для себя какие-то

выводы.

Речевая разминка.

— Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением,

сожалением).

— Прочитайте выразительно.

Работа над скороговоркой.

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

- Читаем с экрана скороговорку. Почувствуем её ритм. Положите руки на

стол ладонями вниз. Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая

каждое слово, постепенно увеличивая темп (1) медленно; 2) в среднем темпе;

3) 3 раза быстро).

Целевая установка урока.

- Произведения какого раздела мы изучаем?

- Кого мы так называем?

- О каких животных мы уже прочитали стихи и рассказы?

- Сегодня ещё поработаем над произведением, которое изучали на прошлом

уроке.

- Как называется рассказ? Кто его автор?

- Что можете рассказать о Е.Чарушине? Что запомнили о нём? (рассказы

детей)

- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки

животного, его характер?(Наблюдательным)

- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным

дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это

животное?

- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и

определим, о ком был рассказ.

Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать

его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые

люди вовсе не понимают животного».

Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки,

которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так:

“Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат

своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей

природы, тебе все знать нужно”.

Работа по теме урока.

Актуализация знаний. Загадка. Добродушен, домовит, Весь иголками

покрыт.

Слышен топот шустрых ножек. Это наш приятель…(ёжик).

Первичное чтение

(Рассказ читают учитель и учащиеся.)

Словарная работа

Сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение

между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан — помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в

крестьянской избе.

Клеть — кладовая при избе или в отдельной постройке.

Обсуждение рассказа

- Понравился вам рассказ?

- Почему он так называется?

- Какова роль ежа в этом рассказе?

- Действительно ли этот рассказ страшный?

- Какие чувства у вас возникли при первичном чтении?

(Ужас, страх, испуг, трепет, боязнь, паника)

- В какой момент вы волновались?

- Что у вас вызвало улыбку?

Физкультминутка

Закрепление изученного

1. Работа с текстом

— Как вы думаете, прочитанное произведение — сказка или рассказ?

— Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома

одни?

— Что напугало детей? Найдите эти строки.

— Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.

— Как вел себя ежик, когда искали его?

2. Выразительное чтение

— Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно.

— Какие мысли вы хотите передать? Каким тоном будете читать?

— Изменится ли интонация в конце рассказа?

Работа в парах

- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень

испугались)

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?

- Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики.

Поработайте в паре. Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои

случаи из жизни.

Рефлексия

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

- Можем ли мы осуждать мальчиков за трусость?

- Почему ёжик не ушёл в лес?

- Как вы думаете, возьмут его мальчики в город?

- А как бы вы поступили? (Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в

квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять,

чтобы помочь им, но потом обязательно отпустить.)

Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— Кто его автор?

— Чему учит нас рассказ?

Домашнее задание

Найти и прочитать еще один рассказ про ежа.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники