Автор: Царева Инна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Ивотская СОШ
Населённый пункт: поселок Ивот Дятьковского района Брянской области
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению для 2 класса
Тема: В. Ю. ДРАГУНСКИЙ «ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
Раздел: начальное образование
В. Ю. ДРАГУНСКИЙ
«ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
Цели: работать над развитием выразительного чтения учащихся;
показать, к каким последствиям приводит обман.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа
2. Развивать способность прогнозировать события в произведение
3. Воспитывать честность, уважение к старшим
Планируемые результаты:
1. Личностные:
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
Следование моральным нормам и этическим требованиям
2. Познавательные:
Учащиеся должны уметь читать произведение вслух
Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
Восстанавливать последовательность событий по вопросам
3. Коммуникативные:
Формировать умение договариваться, находить общее решение
4. Регулятивные:
Развивать умения давать оценку своей работы
Формировать навыки управления своей деятельностью
Ход урока:
1. Организационный момент
Добрый день ребята. Сегодня у нас будет новая тема и мы познакомимся с ещё одним
произведением В.Ю. Драгунского. Сейчас настраиваемся на работу и продолжаем.
2. Постановка целей и повторение пройденного.
- Сегодня на уроке мы будем пробовать понимать смысл услышанного и прочитанного, а
также делать для себя выводы.
Название произведения, которое мы будем читать, написано на доске. (В. Ю. Драгунский
«Тайное становиться явным»)
- Как вы думаете каким будет это произведение ? ( смешным, весёлым)
Я думаю, что данное произведение будет о взаимоотношениях людей
. Давайте же
прочитаем его
и проверим наши предположения.
3.Работа по теме урока
- Прочитайте ещё раз кто автор этого произведения.
-Что вы вообще знаете о писателе? Читали ли его произведения когда-нибудь?
Я
предлогаю послушать
рассказ о его жизни и подумать, кто же он на самом деле.
- Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым,упорным,
весёлым)
Только что мы с вами узнали о нём немного информации. А теперь скажите мне, какая у
него самая известная его книга? («Денискины рассказы»)
-Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным» всё ближе и ближе.
- А что такое тайна?
- Назовите синоним к слову тайна. ( секрет). Правильно секрет, т.е то, что не должен знать
почти никто.
- А как вы понимаете, значение слова явное? (известныйвсем доступный.)
- Можете ли вы ужепредставить о чём будет рассказ?
4. Первичное восприятие текста .
Учитель вместе с детьми читает текст и доходят они до момента:
« И мама ушла на кухню»
-Как вы думаете, что может произойти дальше и почему вы так считаете?
Продолжаем читать и доходим до слов «Потом сразу вернулся и сел за стол»
Давайте дочитаем до конца и уже будем обсуждать рассказ.
5. Анализ произведения.
- Кто является главным героем?
- Что вы вообще о нём узнали?
- Из- за чего же произошёл конфликт между мамой и Дениской?
- Как бы разрешили данный конфликт? (договориться)
-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу?
-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?
.
- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за пустую тарелку?
- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)
- А кому вы сочувствовали? Почему?
-Как вы думаете, если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль?
Спокойно ли было бы на душе у мальчика?
- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, и вы пытаетесь загладить свою
вину? ( совесть)
- Была ли у Дениса совесть? Как вы думаете?
- Наверное, и у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось обманывать?
Вспомните, какие чувства вы испытывали.
- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что
чувствует Денис)
- Почему мама, всё-таки не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)
-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но
главное, чтобы было раскаяние,и человек осознал свою вину.
- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)
- Как вы думаете, каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)
7. Работа с пословицей
-Я предлагаю вам интересное задание. Можно ли назвать рассказ по-другому? Подумайте,
какая пословица могла бы подойти в качестве заголовка к рассказу?
8.Рефлексия
- О чём же был рассказ Драгунского? А понравился ли он вам?
9. Итог урока.
Я надеюсь, что вам всем понравился рассказ и вы извлекли себе главный урок: никогда не
обманывайте, а если так получилось, то раскаяться не поздно!
- Спасибо за урок.