Автор: Татьяна Борисовна Волкова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское" НР РО
Населённый пункт: с. Покровское, Ростовская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Р.М.Глиэр- первый учитель С.С.Прокофьева
Раздел: дополнительное образование
Первым учителем музыки Сергея Прокофьева была его мать Мария Григорьевна, Она научила
сына играть на рояле и бегло читать с листа. Но когда она заметила, что мальчик тянется к
сочинению музыки, то поняла, что надо искать грамотного педагога музыканта. По совету
Танеева, с которым Мария Григорьевна Прокофьева консультировалась, был приглашен
начинающий композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр.
В начале лета 1902 года Глиэр приехал в Сонцевку.
«Быть на положении учителя, которого кормят и поят, мне немножко неприятно», —
признавался Глиэр. Но приехав в имение, он сразу же почувствовал себя там хорошо. Ему
отвели небольшую, но светлую комнату. Стол украшали великолепные розы, поставленные
заботливой хозяйкой. Играть можно было сколько угодно. Занятиям с Сережей отводилось
два часа в день. Один час — игра на фортепиано, другой посвящался теории музыки, когда
Рейнгольд Морицевич знакомил своего одиннадцатилетнего ученика с основами гармонии и
сообщал некоторые сведения об инструментовке. Убедившись в исключительных
способностях своего ученика, Глиэр коснулся и учения о форме. Прокофьев писал потом: «Он
объяснил мне песенную форму, что положило начало серии фортепианных пьес, которые я
под довольно неудачным названием «Песенок» сочинял затем в продолжение шести лет...
Играя сонаты Бетховена, Глиэр «начерно» объяснял мне сонатную форму...».
Немного обжившись в деревне и поближе познакомившись с Прокофьевыми , Глиэр писал:
Счастливы дети, имеющие таких родителей, счастливы и родители, имеющие таких детей» Но
счастливы оказались и Прокофьевы, получившие Глиэра в качестве первого учителя для их
сына. Все, кто был знаком с ним, отмечали мягкость , скромность, доброту, участливость и
чуткость в общении. Рахманинов так отзывался о нем: «Как удачно подходит Глиэру его имя:
Рейнгольд — ведь он действительно как человек чистое золото». Но не всегда даже этот
золотой человек мог справиться с характером ученика: «Я к нему отношусь как нельзя лучше,
не смотря на то, что часто даю отпор его капризам. Сегодня он даже чуть было не заплакал, но
вовремя сдержался». В другом письме он пишет: «Сегодня я был очень расстроен. До того
небрежно играл мальчик, так грубо себя вел, что я даже сделал ему выговор, хотя рядом
сидела маменька. Странная смесь в этом мальчике хороших и злых чувств. Самолюбие —
хорошая вещь, но излишняя обидчивость, злость, а иногда грубость и дерзость прямо
отталкивающи. Скучно об этом говорить. Разные “педагогические” (в кавычках) мысли
приходят в голову...
Прокофьев вспоминал:« После занятий он не прочь был сыграть партию в шахматы или крокет
или принять вызов на дуэль на пистолетах, стрелявших при помощи пружины, чем
окончательно покорил мое сердце».
Действительно, Глиэр был добрым человеком и прирожденным педагогом, он понимал, что
для успешных занятий необходим контакт с учеником, а раз перед ним ребенок, следовало с
должным вниманием относиться к его игрушкам и забавам. И он любезно приветствовал
любимую Сережину куклу по прозвищу Господин. Он здоровался с ней и в Сонцевке, и позже,
в Москве, справлялся об успехах оловянного войска и принимал участие во многих детских
забавах. Он писал своей невесте: «Сегодня был опять спектакль, Мой мальчик отличается
богатой фантазией. Было представлено крушение поезда в трех действиях с разбоем,
убийством, грабежом и т. п.».
Поднимаясь по привычке рано, Глиэр до завтрака работал над своими сочинениями. Затем
при встрече с гувернанткой Сережи практиковался в немецком языке. Он возобновил занятия
французским, что очень одобрила Мария Григорьевна, и даже предложила свою помощь, так
как хорошо знала этот язык.
Остававшееся время Глиэр отводил активным формам отдыха. Прошло совсем немного
времени, и он уже хвастался: «Какой я теперь разносторонний спортсмен! Считайте: танцую,
верхом езжу, на велосипеде езжу, правлю и гребу на лодке, плаваю».
По вечерам в Сонцевке музицировали. Глиэр играл на скрипке или импровизировал за
фортепиано. Потом к роялю садился Сережа. Иногда приезжали гости из соседних деревень, и
тогда устраивался большой концерт. Играли Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского.
Глиэр был хорошим педагогм, вспоминает композитор С.С. Прокофьев: «Пребывание Глиэра в
Сонцовке оказало огромное влияние на моё музыкальное развитие. Дело не только в том, что
я утвердился в гармонии и познал новые творческие области, как форма и инструментовка;
важен был переход из рук матери, в руки профессионала, который совсем по-иному
обращался с музыкой и, сам того не замечая, открывал мне новые горизонты. Важно и то, что
Глиэр был мягок и все время интересовался моей работой, благодаря чему я бессознательно
почувствовал её значение и выделил из среды других увлечений вроде крокета, постройки
домика или войны детских государств. Но Глиэр привил и некоторые вредные влияния,
которые я изжил много позднее, с наступлением зрелости. Так, например, хорошо, что он
научил меня песенной форме и объяснил «квадратное» построение: четыре такта плюс
четыре. Это внесло порядок в мою музыкальную мысль. Между тем мои предыдущие темы
укладывались в самую разнообразную длительность: «Что ж, стрелять?» - шесть тактов; тема
благодарности из «Великана» - три такта; главная партия симфонии - девятнадцать тактов. Но
он не учёл, что это надо выучить для того, чтобы потом забыть. Квадратность внесёт порядок,
но если вся длинная пьеса будет построена из 4 + 4 + 4 + 4, то этот порядок станет невыносим,
и 4 плюс 5 повеет как свежий воздух. Этого Глиэр не объяснил; возможно, и я надолго попал в
объятия квадрата. Вторая вредная привычка - некоторых шаблонных модуляций. Таковы
отклонения в шестую и третью ступени, которые ранее не приходили мне в голову, но после
Глиэра появились и в симфонии и в последующих сочинениях. По счастью, они не нашли
длительных симпатий. Наконец, третьим внушением была секвенция, которую я тоже не
знавал дотоле. Секвенцию надо знать, но надо её и опасаться. Во всех трёх случаях Глиэр
должен был меня просветить, но, просвещая, пояснить, что и четырёхтактом, и отклонением в
шестую ступень, и секвенцией надо пользоваться с оглядкой. Так или иначе, эти минусы были
незначительны по сравнению с огромным прыжком вперёд, который я сделал от
соприкосновения с Глиэром».
Прокофьев на всю жизнь сохранил уважительное отношение к своему первому учителю и
всегда с благодарностью вспоминал два лета, проведенные с Рейнгольдом Морицевичем
Глиэром в Сонцевке.