Автор: Голованова Инесса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 46
Населённый пункт: г.о.Люберцы
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология групповой деятельности"
Раздел: начальное образование
Технология групповой деятельности
(В.К.Дьяченко)
Цель использования образовательной технологии
Обеспечение активности учебного процесса:
- повышать интерес к знаниям вообще и к процессу обучения в частности;
- развивать коммуникативный навык учащихся, чувство сотрудничества в ученическом
коллективе, логическое мышления и речь, приобретение навыка формулировать свои
мысли и умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать чувство ответственности.
Описание порядка использования технологии
в практической профессиональной деятельности
В своей работе выделяю пять уровней групповой работы:
1) фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей
цели;
2) работа в статичных парах – применяется как прием на различных этапах урока
(выполнение упражнений, взаимопроверка и т.д.);
3) групповая организация занятий (на принципах дифференциации);
4) межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели);
5) фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание
общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и
контроль.
В 1 классе для развития у учащихся опыта продуктивного общения применяю на
уроках работу в парах, во внеурочной деятельности организую учащихся для совместных
дел на переменах, праздниках, во внеклассной работе, обучая детей бесконфликтно
сотрудничать. Работу в группах различного состава начинаю использовать со 2 класса.
Технологический
процесс
групповой
работы
складывается
из
следующих
элементов:
1) Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи
(проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; деление на группы;
раздача дидактического материала.
2) Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы; индивидуальное и/или групповое выполнение
заданий;
обсуждение
индивидуальных
результатов
работы
в
группе
(замечания,
дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов выполнения группового задания.
3) Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах; общественный
анализ выполнения задачи группами (рефлексия); получение общего вывода о групповой
работе и достижении поставленной задачи.
Результат использования образовательной технологии
Работая в группе сверстников, дети свободно выражают свои мысли. В ходе такой
работы у «слабых» учеников появилась возможность высказаться, не боясь допустить
ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с
которыми одному не справиться. «Сильные» учащихся не только проявляют свои
способности, но и выступают в роли советчика, помощника более «слабому», чувствуют
ответственность за общий результат.
Благодаря этой работе у учащихся моего класса повысился интерес к предметам,
появился навык коллективной деятельности и чувство ответственности, дети принимают
активное участие в мероприятиях разного уровня, свободно отстаивают свою точку
зрения.
Из опыта работы Головановой И.Ю., учителя начальных классов высшей
квалификационной категории МОУ гимназия № 46.