Автор: Гороховская Ольга Матвеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №385
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема: В.Даль "Девочка Снегурочка"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Краткая аннотация
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС: применение диалоговых форм общения;
создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся; сочетание груп-
повой и индивидуальной работы; использование наглядного материала; формирование на-
выков самоконтроля и самооценки; реализация дифференцированного обучения (наличие
заданий разного уровня); осуществление обратной связи с помощью рефлексии; наличие
физкультминутки.
Предмет: Литературное чтение
Учитель: Гороховская Ольга Матвеевна
Класс: 2 класс
Тема урока: В.Даль «Девочка Снегурочка»
Тип урока: изучения нового материала
Цель урока: формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий
для знакомства с литературной сказкой В.Даля «Девочка Снегурочка», коммуникативных
компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творче-
ских способностей, внимания посредствам литературного произведения
Планируемые результаты
Предметные УУД: читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора; осознавать значимость
чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения; находить необходимую инфор-
мацию на страницах учебника; соотносить заголовок текста с содержанием; определять
характер литературных героев, приводить примеры их поступков
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения; бережное отношение к материальным и духовным ценностям, литератур-
ным произведениям как к словесному искусству
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и усло-
виями её реализации; контролировать собственную деятельность; использовать
речь для регуляции своего действия
Коммуникативные:
определять тему, общую цель и пути её достижения; вступать
в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; обращаться за помо-
щью, формулировать свои затруднения; видеть и доказывать ошибочность или пра-
вильность своего выбора,
высказывать собственные суждения и давать им обосно-
вание; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные
книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет
Познавательные:
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои соб-
ственные вопросы;
использовать информацию из готового картинного плана; овла-
девать навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, рабочий план урока
Ресурсы: Учебник «Литературное чтение 2 класс». (авт.-сост. Л.Ф.Ефросинина) – 8-е
изд. – М.: Вентана-Граф, 2016; портрет В.Даля; модели обложек для книг
Техники и технологии: технология продуктивного чтения (формирования типа правиль-
ной читательской деятельности); технология личностно-ориентированного обучения; здо-
ровьесберегающие технологии; игровые технологии; обучение в сотрудничестве
Ход урока
Этапы уро-
ка
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формирование
УУД
I.Организа-
ционный
этап
Цель:
созда-
ние условий
для осознан-
ного вхо-
ждения уча-
щихся в
учебный
процесс,
мотивирова-
ние к учеб-
ной деятель-
ности.
Приветствует, проверяет го-
товность
к
уроку,
желает
успеха.
Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
-Проверим готовность к уроку.
Психологический на-
строй на урок.
Приветствуют
учителя, проверяют
свою готовность к
уроку
Личностные:
самоопределе-
ние
Коммуникатив-
ные: планирова-
ние учебного со-
трудничества
с
учителем
и
сверстниками
II.Этап
формули-
рования
темы и
цели
Цель:
фор-
мулирова-
ние с уча-
щимися
темы и цели
урока в ходе
обсуждения
проблемы в
созданной
учебно-
проблемной
ситуации
-Ребята, отгадайте загадку:
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка)
-Как вы думаете как слово
«Снегурочка» связано с темой
урока?
-Правильно, это произведение
«Девочка Снегурочка», написал
его Владимир Иванович Даль
(показ портрета писателя)
В. И. Даль - военный врач, пи-
сатель, собиратель фольклора.
Наибольшую славу В. Далю
принёс «Толковый словарь жи-
вого великорусского языка», на
составление которого ушло 53
года.
Отгадывают загад-
ку
Высказывают
свои
предположения
Познаватель-
ные: умение
осознанно и
произвольно вы-
страивать рече-
вое высказыва-
ние в устной
форме
Коммуникатив-
ные: умение вы-
сказывать свою
точку зрения
III. Этап
изучения
нового
материала
1. Слушание
сказки
В.Даля
«Девочка
Снегурочка»
Цель:
знакомство
-Послушайте
сказку
В.Даля
«Девочка Снегурочка», обрати-
те внимание на незнакомые
слова. Они обозначены в тек-
сте курсивом
Слушают
сказку,
следят за чтением
учителя, обращают
внимание на выде-
ленные слова
Познаватель-
ные:
овладение
навыками смыс-
лового чтения в
соответствии
с
целями и задача-
с
содержание
м сказки
2.Беседа
после
первичного
восприятия
Цель:
понимание
общего
смысла
произведени
я и
эмоциональ
ного
воздействия
3.Словарная
работа
Цель:
осмысление
восприятие
содержания
и
художестве
нного
богатства
литературно
го
произведени
я
Физкультур
ная минутка
Цель:
обес-
печение ак-
тивного
отдыха орга-
низму в про-
цессе учеб-
ной деятель-
ности
4. Работа с
-Понравилась вам сказка?
-Что вызвало интерес?
-Кто главные герои?
-Какие
необычные
слова
вы
услышали? Как вы думаете,
что они означают?
(на слайде слова и их толкова-
ние)
Кабы – если бы
Ветошка – лоскут старой ткани
Вешнего – весеннего
Кокурочка – булочка, булка
Кузовок – плетёная корзиночка
для ягод и грибов
Лобызала – целовала
Пестовать – нянчить, лелеять,
заботливо воспитывать
Хлевушек (хлев)
– помещение
для животных
- Ребята, вы хорошо потруди-
лись и, наверное, устали. Да-
вайте выполним физкультур-
ную минутку
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
- Рассмотрите иллюстрации
на с.146, 148 учебника, подбери-
те к ним подходящие отрывки
из текста
Отвечают
на
во-
просы,
высказывая
своё мнение
Называют слова, с
помощью
учителя
объясняют
значе-
ние,
опираясь
на
Словарь в учебнике
(с.151)
Произносят
вслух
текст физкультур-
ной минутки и вы-
полняют движения
Рассматривают ил-
люстрации, находят
в тексте соответ-
ствующие отрывки
ми
Коммуникатив-
ные: владение
диалогической
формой речи
Познаватель-
ные:
нахожде-
ние нужной ин-
формации
при
помощи
слова-
рей,
помещён-
ных в учебнике
Коммуникатив-
ные:
умение ин-
тегрироваться в
группу
сверст-
ников и строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудниче-
ство со сверст-
никами и взрос-
лыми
Познаватель-
ные:
осуще-
ствление поиска
необходимой
информации
Коммуникатив-
ные: владение
иллюстраци
ями к
произведени
ю
Цель:
использован
ие
иллюстраци
й для
развития
речи
учащихся
5.
Моделирова
ние обложки
Цель:
организация
самостоятел
ьного
выполнения
каждым
учащимся
заданий на
новый
способ
действий с
самопроверк
ой своих
решений по
эталону
6.Работа над
содержанием
сказки
Цель:
осознание,
интерпретац
ия того, что
стоит за
каждой
сказочной
ситуацией,
за
конструкцие
й сюжета, за
поведением
героев
-Давайте смоделируем обложку
для
сказки
В.Даля
«Девочка
Снегурочка». Для работы ис-
пользуйте Памятку (слайд)
-Найдите ответы на вопросы в
текст:
-Кто спас Снегурочку?
-Как это случилось?
-Как старики относились к Сне-
гурочке?
-Какие слова повторяются?
-Восстановите
содержание
сказки, расставив события по
порядку
1.Жучка нашла Снегурочку
2.Снегурочка пошла с подруж-
ками в лес
3.Старик прогнал Жучку
4.Медведь, волк и лиса хотели
проводить Снегурочку домой
5.Снегурочка потерялась в лесу
6. Лиса украла кур
Самостоятельно
моделируют облож-
ку, сверяют с образ-
цом (слайд)
Находят ответы в
тексте сказки, зачи-
тывают
Восстанавливают
содержание
(рабо-
та в парах)
Самопроверка:6,
3,
2, 5, 4, 1
диалогической
формой речи
Регулятивные:
выбор действия
в соответствии с
поставленной
задачей и усло-
виями её реали-
зации; контроль
собственной де-
ятельности; ис-
пользование
речи для регуля-
ции своего дей-
ствия
Познаватель-
ные:
выделение
существенной ин-
формации из тек-
ста
Коммуникатив-
ные: планирова-
ние учебного со-
трудничества
с
учителем
и
сверстниками,
владение диало-
гической
фор-
мой речи
Личностные:
способность
к
самооценке
IV.Домашн
ее задание
Цель:
Задание по выбору:
1.Подготовить краткий пересказ
сказки
Записывают
зада-
ние по выбору
Регулятивные:
ориентирование
в разных спосо-
обеспечение
понимания
учащимися
цели,
содержания
и способов
выполнения
домашнего
задания
2.Придумать свою сказочную
историю о Снегурочке и проил-
люстрировать
бах выполнения
задания
Коммуникатив-
ные: использо-
вание речевых
средств для
представления
результата дея-
тельности
V.Итог
урока.
Рефлексия
Цель:
фиксирован
ие нового
содержание,
изученного
на уроке,
организация
рефлексию
и
самооценки
собственной
учебной
деятельност
и учениками
-Ребята, с каким произведени-
ем вы познакомились?
-Назовите автора сказки?
-Что узнали об авторе сказки?
-Выберите предложение, кото-
рое хотелось бы продолжить…
(слайд)
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился(ась)…
У меня получилось …
Дети отвечают на
вопросы
Выбирают
предло-
жение, которое хо-
телось бы продол-
жить, делятся впе-
чатлениями
Коммуникатив-
ные: владение
диалогической
формой речи
Личностные:
оценивание
ре-
зультата
соб-
ственной
дея-
тельности