Напоминание

«Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ»


Автор: Дарья Викторовна Лукина
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ»
Раздел: начальное образование





Назад




«Использование ИКТ в работе

с детьми с ОВЗ»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования

является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,

эффективной самореализации в различных видах профессиональной и

социальной деятельности.

Одним из приоритетных направлений модернизации образования является

внедрение средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для

становления образования нового типа, направленного на развитие личности.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это

комплекс

учебно-методических

материалов,

технических

и

инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.

Использование ИКТ в работе открывает возможности:

представить

наглядно

те

явления,

которые

невозможно

продемонстрировать иными способами;

создать положительную мотивацию за счет использования средств

привлечения внимания;

активизировать

познавательную

деятельность

воспитанников;

оптимально использовать время на занятии.

Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное

пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в

том числе техническими).

При проведении занятий с использованием компьютерной техники,

организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к

персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В

дошкольных

образовательных

учреждениях

рекомендуемая

непрерывная продолжительность работы на развивающих игровых занятиях

для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

Игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить

не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни

наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг.

Обязательно проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.

Не допускается проводить данные занятия за счет времени, отведенного

для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Необходимость

использования

информационных

технологий

в

специальном

коррекционном

обучении

неоспорима.

Для

детей

с

ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении

нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

В сети Интернет большое количество презентаций и интерактивных игр на

разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ.

Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной

категории.

При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому,

насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость,

правильность инструкций, на количество слайдов.

1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными

элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает

внимание детей, приводит к быстрому утомлению.

2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать

тревожность и психическое беспокойство детей.

3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться

перед выполнением.

4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность

детям без спешки обдумать пути и способы решения.

5.

Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких,

возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать

выполнению заданий.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по

сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ

компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес;

компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям,

которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

движения,

звук,

мультипликация

надолго

привлекают

внимание

ребенка;

повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей:

зрительная, слуховая, моторная);

активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;

формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их

интеллектуально-творческое развитие.

В процессе использования интерактивных игр у воспитанников

повышается мотивация познания, наблюдается положительная динамика

развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей

расширяется

кругозор.

Интерактивные

игры

способствуют

развитию

ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.

На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые

являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с

особыми образовательными потребностями и активно используются в

работе. В качестве примера можно привести следующие программы.

«Мир за твоим окном» — первая в России специализированная

компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей

старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии.

Программа посвящена теме «Времена года».

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» предназначен для

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

имеющими

нарушения

звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных

функций речи.

Логопедический

тренажер

«Дэльфа-142» помогает

работать

над

некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи.

Визуальный

тренажер

произношения

– программа,

которая

разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как

более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь».

Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование

логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами.

Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с

компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о презентациях и

интерактивных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства,

судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может

усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Работая по внедрению ИКТ в образовательный процесс, следует тесно

взаимодействовать с родителями воспитанников, проводить консультации

(например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие ребенка

посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».

Таким образом, использование информационных технологий дает

возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-

развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.



В раздел образования