Автор: Дарья Викторовна Лукина
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ»
Раздел: начальное образование
«Использование ИКТ в работе
с детьми с ОВЗ»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
Одним из приоритетных направлений модернизации образования является
внедрение средств компьютерных технологий, обеспечивающих условия для
становления образования нового типа, направленного на развитие личности.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это
комплекс
учебно-методических
материалов,
технических
и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе.
Использование ИКТ в работе открывает возможности:
представить
наглядно
те
явления,
которые
невозможно
продемонстрировать иными способами;
создать положительную мотивацию за счет использования средств
привлечения внимания;
активизировать
познавательную
деятельность
воспитанников;
оптимально использовать время на занятии.
Чтобы использовать ИКТ в процессе обучения, образовательное
пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими).
При проведении занятий с использованием компьютерной техники,
организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
В
дошкольных
образовательных
учреждениях
рекомендуемая
непрерывная продолжительность работы на развивающих игровых занятиях
для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.
Игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить
не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни
наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг.
Обязательно проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Не допускается проводить данные занятия за счет времени, отведенного
для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
Необходимость
использования
информационных
технологий
в
специальном
коррекционном
обучении
неоспорима.
Для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении
нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
В сети Интернет большое количество презентаций и интерактивных игр на
разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ.
Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной
категории.
При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому,
насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость,
правильность инструкций, на количество слайдов.
1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными
элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает
внимание детей, приводит к быстрому утомлению.
2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать
тревожность и психическое беспокойство детей.
3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться
перед выполнением.
4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность
детям без спешки обдумать пути и способы решения.
5.
Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких,
возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать
выполнению заданий.
Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по
сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ
компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес;
компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям,
которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
движения,
звук,
мультипликация
надолго
привлекают
внимание
ребенка;
повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей:
зрительная, слуховая, моторная);
активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;
формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их
интеллектуально-творческое развитие.
В процессе использования интерактивных игр у воспитанников
повышается мотивация познания, наблюдается положительная динамика
развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей
расширяется
кругозор.
Интерактивные
игры
способствуют
развитию
ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.
На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые
являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с
особыми образовательными потребностями и активно используются в
работе. В качестве примера можно привести следующие программы.
«Мир за твоим окном» — первая в России специализированная
компьютерная программа, предназначенная для развития и обучения детей
старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии.
Программа посвящена теме «Времена года».
Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» предназначен для
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения
звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных
функций речи.
Логопедический
тренажер
«Дэльфа-142» помогает
работать
над
некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи.
Визуальный
тренажер
произношения
– программа,
которая
разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как
более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь».
Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование
логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами.
Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с
компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о презентациях и
интерактивных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства,
судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может
усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Работая по внедрению ИКТ в образовательный процесс, следует тесно
взаимодействовать с родителями воспитанников, проводить консультации
(например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие ребенка
посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».
Таким образом, использование информационных технологий дает
возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-
развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.