Напоминание

"Проектно-исследовательская деятельность учащихся"


Автор: Лебедева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Первые ступеньки проектно-исследовательской

деятельности учащихся начальной школы.

(К выступлению есть презентация).

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для

повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль

должны играть творческие методы обучения. Большие возможности в этом

плане открывает проектно-исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из

методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных

исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей

и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного

процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Участвуя в проектно-исследовательской работе, младший школьник

раскрывает себя как личность в новом качестве. Повышение самооценки,

значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с

процессом обучения.

Роль учителя в проектно-исследовательской работе заключается в том,

чтобы систематически направлять, стимулировать и корректировать

деятельность учащихся, заинтересовать их, показать детям значимость их

деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь

родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Цель проектной деятельности:

1) Формирование позитивного отношения к работе.

2) Развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника

через развитие и совершенствование исследовательских способностей и

навыков исследовательского поведения.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы. Постановка цели и задач.

2. Гипотеза исследования.

3. Организация исследования.

4. Подготовка к защите и защита работы.

Я хочу поделиться опытом проектно-исследовательской деятельности с

учащимися своего класса. Дети выполнили много проектов, но хочется

отметить, на мой взгляд, несколько наиболее удачных. Это

«Этимологический и ассоциативный способы запоминания словарных слов»,

«Юный эрудит», «Природные богатства Рязанской области». С проектами

«Этимологический и ассоциативный способы запоминания словарных слов»,

«Природные богатства Рязанской области» учащиеся моего класса

принимали участие в VI Открытом городском конкурсе проектно-

исследовательских работ детей и учащихся.

Педагогические цели в работе над проектами.

: 1) Формирование позитивного отношения к работе.

2) Развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника

через развитие и совершенствование исследовательских способностей и

навыков исследовательского поведения. Цели, поставленные над решением

проектов, были выполнены.

На научном обществе дети работали над темой «Природные богатства».

Позже у Черентаева Михаила возникло желание исследовать природные

богатства нашей области. Этапы работы над данным проектом:

1. Выбор темы. Постановка цели и задач.

2. Гипотеза исследования.

3. Организация исследования.

4. Подготовка к защите и защита работы.

Цель проекта:

1) Узнать, какими природными ресурсами богата Рязанская область?

2) Как они используются?

Задачи проекта: 1) Узнать, какие леса преобладают в Рязанской области?

2) Выяснить, сколько рек и озёр находится на территории нашей области?

3) Исследовать, в каких районах Рязанской области залегают полезные

ископаемые?

2. Гипотеза исследования:

Летом в Рязанской области иногда воздух заполняются дымом так, что

тяжело становится дышать. Что это горит? Возможно, это кто-то забыл

потушить костёр и от этого возник пожар. Дым не рассеивается иногда очень

долгое время. Может это тлеет хвоя в лесу? А может это горят растения на

болотах? Если это горит хвоя, то леса в нашей области значит в основном

хвойные. Если это горят растения на болоте, то почему они так долго горят?

Попробую разобраться с этими вопросами и узнать, чем богата наша область.

Что люди должны беречь от пожаров на земле, на которой они живут?

3. Организация исследования.

Чтобы узнать, какими природными ресурсами богата Рязанская область, я

пошёл в школьную библиотеку, изучил там литературу по интересующей

теме, посмотрел литературу дома, воспользовался интернетом,

поинтересовался у родителей, что они об этом знают. На уроках

окружающего мира наша учительница Жаринова Н.Н. рассказывала нам про

природные богатства Рязанской области. С одноклассниками я ездил на

экскурсии в Окский Биосферный заповедник, на керамический завод в г.

Скопин и другие экскурсии, где нам также рассказывали о природных

богатствах нашей области.

Я исследовал интересующуюся мною тему и вот, что у меня получилось.

В ходе исследования Миша выявил, что Рязанская область богата лесами,

водоёмами, природными ископаемыми.

Леса занимают 1053 тыс. га, 590 тыс. га из них – хвойные.

На территории области созданы Окский биосферный заповедник,

имеющий международное значение, и Мещерский национальный

государственный природный парк. Из деревьев преобладают сосняки с

берёзой и примесью широколиственных пород, встречаются дубравы.

Всего по территории региона протекает 895 рек длиной от 3км и более, их

общая протяженность – 5911км. Наиболее крупные – Ока, Мокша, Пра,

Ранова, Выша, Истья, Проня, Вожа, Цна.

На территории области находится более 2800 больших и малых озёр общей

площадью около 60 тыс.га. Наиболее крупные озера расположены в северной

части области на территории Мещерской низменности в верховьях р. Пра,

образуя систему озер. Самое крупное - оз. Великое площадью 20,7 км²,

второе по величине - оз. Дубовое. Самое глубокое - оз. Белое, максимальная

глубина его - 45м.

Важнейшим природным богатством Рязанской области является

залегающий мощным пластом в пределах Мещерской низменности

высококачественный торф.

Торф – органическая порода, образующаяся в результате отмирания и

неполного распада болотных растений при повышенной влажности и

недостатке кислорода.

Сапропель — это отложения пресноводных водоёмов, которые

сформировались в результате длительных природных процессов из остатков

растительных и животных организмов, населяющих водоём.

В переводе с греческого языка означает «гниющий ил». Запасы сапропеля в

52 водоёмах Рязанской области составляют 81 млн. м³.

Как удобрение сапропель известен давно: его применяли для улучшения

огородных земель ещё в 19 веке. Сапропель – лечебная грязь, она оказывает

мощное оздоравливающее воздействие на весь организм.

В юго-западной части области залегают бурые угли. Большое содержание

серы ограничивает использование углей, так как при их сжигании в

атмосфере образуется серная кислота. Поэтому у нас в области иногда

выпадают кислотные дожди.

На реке Проне близ г. Михайлова добывают цементные известняки.

В северных и восточных районах расположены залежи белых мелоподобных

известняков.

Наиболее крупные месторождения строительного песка – Борковское и

Скопинское. Стекольные и кварцевые пески найдены в Скопинском,

Милославском и Клепиковском районах.

Крупные месторождения высококачественного гипса имеются в

Скопинском и Михайловском районах.

Среди болот на севере области залегают отдельными гнёздами бурые

железняки. Они содержат 28-34٪ железа.

Преодоление трудностей: Трудности, возникшие во время работы над

проектом, у Миши состояли в том, что он затруднялся в выполнении

презентации, так как недостаточно хорошо владеет программой

Microsoft

Office PowerPoint

. В этом ему помогла руководитель Жаринова Н.Н.

Итоги работы проекта: Проект способствовал реализации лично-

ориентированного подхода в обучении. Черентаев Михаил понимает

значимость проекта для себя и своих сверстников, осознал цели проектно-

исследовательской работы, умеет соотносить результаты с целями,

поставленные задачи были выполнены. Этапы проекта Черентаев Михаил

смог выделить самостоятельно. Проект, выполненный Черентаевым

Михаилом, получился ярким, наглядным, интересным. Одноклассники с

увлечением познакомились с ним на уроке окружающего мира.

Черентаев Михаил успешно учится в школе, увлечён темой «Космос» и в

дальнейшем хотел бы этой теме посвятить следующий свой проект.

Значимость для социума: Проект можно использовать на уроках

окружающего мира учителями начальных классов и уроках географии, а

также для всех тех, кому интересна эта тема.

Проект «Этимологий и ассоциативный способы запоминания словарных

слов» выполнил Чернов Виктор.

Этапы работы над данным проектом:

1. Выбор темы. Постановка цели и задач.

2. Гипотеза исследования.

3. Организация исследования.

4. Подготовка к защите и защита работы.

1. Выбор темы. Постановка цели и задач.

Я часто задумывался над вопросом: почему, например, слово ДОРОГА

пишется с безударной гласной о, слово БАГАЖ - с безударной гласной а,

а слово ИНЕЙ – с безударной гласной е? Таких слов в русском языке много.

Меня заинтересовал этот вопрос. Я решил найти ответ на него. Обычно

написание слов подчиняется определённым правилам, но есть слова, к

которым правил нет, их надо просто запоминать. Это так называемые

словарные слова.

Цель проекта: Исследовать этимологию словарных слов.

Задачи проекта:

1) Объяснить значение слов.

2) Подобрать ассоциации к данным словам.

3) Научиться правильно писать словарные слова.

2. Гипотеза исследования.

Арбуз и завтрак, салют и болото. Откуда пришли эти слова? Почему их

следует писать так, а не иначе? Поможет ответить на эти вопросы раздел

языкознания этимология. ЭТИМОЛОГИЯ – раздел языкознания, изучающий

происхождение слов. Это очень серьезная, интересная и чрезвычайно

сложная наука. Она помогает доказать существование в прошлом связей

между словами, раскрыть их большие и маленькие тайны. А так же помогает

нам узнать не только значение слова, но и его правописание, рассказывает не

только о его рождении, но и о путешествиях в разных языках и

о способах воздействия на него каждого чужого языка.

Запомнить, как пишутся словарные слов, поможет ассоциативный способ.

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным

словом каким-то общим признаком.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую

сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету;

- форме;

- звучанию;

- вкусу;

- материалу;

- назначению;

- количеству;

и т.д.

3. Организация исследования.

В своей работе я использовал материал, размещённый в сети Интернет

(этимологический словарь). Мне помогала мама Чернова Е.В.

Консультировала руководитель Жаринова Н.Н.

4. Подготовка к защите и защита работы.

В проекте Чернов Виктор к каждому слову нашёл этимологию слова, даёт

толкование слова, придумал ассоциации и даёт разнообразные задания со

словом.

Выводы и перспективы:

Желание узнать происхождение слов, а также лучше, быстрее,

эффективнее научиться правильно писать словарные слова и

помочь в этом другим учащимся побудило меня выполнить этот

проект.

Словарные слова встречаются не только на уроках русского

языка, но и на других уроках. Чтобы быть грамотным нужно их

знать. Мой проект мне в этом помогает. Во время подготовки проекта я

столкнулся с трудностями, связанными с тем, что в этимологическом словаре

пояснения к словам не всегда содержат сведения, связывающие этимологию

и современное написание слова, поясняющие правописание.

Меня очень заинтересовала и увлекла работа над проектом

и в будущем я продолжу работу над изучением происхождения

словарных слов.

Итоги работы проекта: Чернов Витя понимает значимость проекта для себя и

своих сверстников, осознал цели проектно-исследовательской работы, умеет

соотносить результаты с целями, поставленные задачи были выполнены.

Этапы проекта Чернов Виктор смог выделить с помощью взрослых.

Трудности, возникшие во время работы над проектом, мальчик преодолевал.

Проект, выполненный Черновым Виктором, получился ярким, красочным

интересным и занимательным для его одноклассников. Они с удовольствием

работают по нему на уроках русского языка. Чернов Витя успешно учится в

школе. Перспективы: Чернова В. очень заинтересовала и увлекла работа над

проектом и в будущем он продолжит работу над изучением происхождения

словарных слов.

Значимость для социума: Проекты, выполненными детьми, можно

использовать на уроках русского языка учителями начальных классов и

учащимися для самостоятельного изучения и закрепления навыков

правильного письма словарных слов.

Жизнь приготовила тысячи даров тому, кто стремится к знаниям. Ребенок,

который учится добывать новые знания самостоятельно, как правило,

становится более успешным учеником. Я надеюсь, что проектно-

исследовательская работа поможет моим ученикам в учебе.

Педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности:

1.

Стимулирует творчество и самостоятельность учащихся.

2.

Позволяет детям выйти за пределы учебной программы.

3.

Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая

коллективное и индивидуальное.

4.

Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту

.



В раздел образования