Автор: Лебедева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"
Раздел: начальное образование
Первые ступеньки проектно-исследовательской
деятельности учащихся начальной школы.
(К выступлению есть презентация).
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для
повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль
должны играть творческие методы обучения. Большие возможности в этом
плане открывает проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из
методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей
и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного
процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Участвуя в проектно-исследовательской работе, младший школьник
раскрывает себя как личность в новом качестве. Повышение самооценки,
значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с
процессом обучения.
Роль учителя в проектно-исследовательской работе заключается в том,
чтобы систематически направлять, стимулировать и корректировать
деятельность учащихся, заинтересовать их, показать детям значимость их
деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь
родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Цель проектной деятельности:
1) Формирование позитивного отношения к работе.
2) Развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника
через развитие и совершенствование исследовательских способностей и
навыков исследовательского поведения.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
1. Выбор темы. Постановка цели и задач.
2. Гипотеза исследования.
3. Организация исследования.
4. Подготовка к защите и защита работы.
Я хочу поделиться опытом проектно-исследовательской деятельности с
учащимися своего класса. Дети выполнили много проектов, но хочется
отметить, на мой взгляд, несколько наиболее удачных. Это
«Этимологический и ассоциативный способы запоминания словарных слов»,
«Юный эрудит», «Природные богатства Рязанской области». С проектами
«Этимологический и ассоциативный способы запоминания словарных слов»,
«Природные богатства Рязанской области» учащиеся моего класса
принимали участие в VI Открытом городском конкурсе проектно-
исследовательских работ детей и учащихся.
Педагогические цели в работе над проектами.
: 1) Формирование позитивного отношения к работе.
2) Развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника
через развитие и совершенствование исследовательских способностей и
навыков исследовательского поведения. Цели, поставленные над решением
проектов, были выполнены.
На научном обществе дети работали над темой «Природные богатства».
Позже у Черентаева Михаила возникло желание исследовать природные
богатства нашей области. Этапы работы над данным проектом:
1. Выбор темы. Постановка цели и задач.
2. Гипотеза исследования.
3. Организация исследования.
4. Подготовка к защите и защита работы.
Цель проекта:
1) Узнать, какими природными ресурсами богата Рязанская область?
2) Как они используются?
Задачи проекта: 1) Узнать, какие леса преобладают в Рязанской области?
2) Выяснить, сколько рек и озёр находится на территории нашей области?
3) Исследовать, в каких районах Рязанской области залегают полезные
ископаемые?
2. Гипотеза исследования:
Летом в Рязанской области иногда воздух заполняются дымом так, что
тяжело становится дышать. Что это горит? Возможно, это кто-то забыл
потушить костёр и от этого возник пожар. Дым не рассеивается иногда очень
долгое время. Может это тлеет хвоя в лесу? А может это горят растения на
болотах? Если это горит хвоя, то леса в нашей области значит в основном
хвойные. Если это горят растения на болоте, то почему они так долго горят?
Попробую разобраться с этими вопросами и узнать, чем богата наша область.
Что люди должны беречь от пожаров на земле, на которой они живут?
3. Организация исследования.
Чтобы узнать, какими природными ресурсами богата Рязанская область, я
пошёл в школьную библиотеку, изучил там литературу по интересующей
теме, посмотрел литературу дома, воспользовался интернетом,
поинтересовался у родителей, что они об этом знают. На уроках
окружающего мира наша учительница Жаринова Н.Н. рассказывала нам про
природные богатства Рязанской области. С одноклассниками я ездил на
экскурсии в Окский Биосферный заповедник, на керамический завод в г.
Скопин и другие экскурсии, где нам также рассказывали о природных
богатствах нашей области.
Я исследовал интересующуюся мною тему и вот, что у меня получилось.
В ходе исследования Миша выявил, что Рязанская область богата лесами,
водоёмами, природными ископаемыми.
Леса занимают 1053 тыс. га, 590 тыс. га из них – хвойные.
На территории области созданы Окский биосферный заповедник,
имеющий международное значение, и Мещерский национальный
государственный природный парк. Из деревьев преобладают сосняки с
берёзой и примесью широколиственных пород, встречаются дубравы.
Всего по территории региона протекает 895 рек длиной от 3км и более, их
общая протяженность – 5911км. Наиболее крупные – Ока, Мокша, Пра,
Ранова, Выша, Истья, Проня, Вожа, Цна.
На территории области находится более 2800 больших и малых озёр общей
площадью около 60 тыс.га. Наиболее крупные озера расположены в северной
части области на территории Мещерской низменности в верховьях р. Пра,
образуя систему озер. Самое крупное - оз. Великое площадью 20,7 км²,
второе по величине - оз. Дубовое. Самое глубокое - оз. Белое, максимальная
глубина его - 45м.
Важнейшим природным богатством Рязанской области является
залегающий мощным пластом в пределах Мещерской низменности
высококачественный торф.
Торф – органическая порода, образующаяся в результате отмирания и
неполного распада болотных растений при повышенной влажности и
недостатке кислорода.
Сапропель — это отложения пресноводных водоёмов, которые
сформировались в результате длительных природных процессов из остатков
растительных и животных организмов, населяющих водоём.
В переводе с греческого языка означает «гниющий ил». Запасы сапропеля в
52 водоёмах Рязанской области составляют 81 млн. м³.
Как удобрение сапропель известен давно: его применяли для улучшения
огородных земель ещё в 19 веке. Сапропель – лечебная грязь, она оказывает
мощное оздоравливающее воздействие на весь организм.
В юго-западной части области залегают бурые угли. Большое содержание
серы ограничивает использование углей, так как при их сжигании в
атмосфере образуется серная кислота. Поэтому у нас в области иногда
выпадают кислотные дожди.
На реке Проне близ г. Михайлова добывают цементные известняки.
В северных и восточных районах расположены залежи белых мелоподобных
известняков.
Наиболее крупные месторождения строительного песка – Борковское и
Скопинское. Стекольные и кварцевые пески найдены в Скопинском,
Милославском и Клепиковском районах.
Крупные месторождения высококачественного гипса имеются в
Скопинском и Михайловском районах.
Среди болот на севере области залегают отдельными гнёздами бурые
железняки. Они содержат 28-34٪ железа.
Преодоление трудностей: Трудности, возникшие во время работы над
проектом, у Миши состояли в том, что он затруднялся в выполнении
презентации, так как недостаточно хорошо владеет программой
Microsoft
Office PowerPoint
. В этом ему помогла руководитель Жаринова Н.Н.
Итоги работы проекта: Проект способствовал реализации лично-
ориентированного подхода в обучении. Черентаев Михаил понимает
значимость проекта для себя и своих сверстников, осознал цели проектно-
исследовательской работы, умеет соотносить результаты с целями,
поставленные задачи были выполнены. Этапы проекта Черентаев Михаил
смог выделить самостоятельно. Проект, выполненный Черентаевым
Михаилом, получился ярким, наглядным, интересным. Одноклассники с
увлечением познакомились с ним на уроке окружающего мира.
Черентаев Михаил успешно учится в школе, увлечён темой «Космос» и в
дальнейшем хотел бы этой теме посвятить следующий свой проект.
Значимость для социума: Проект можно использовать на уроках
окружающего мира учителями начальных классов и уроках географии, а
также для всех тех, кому интересна эта тема.
Проект «Этимологий и ассоциативный способы запоминания словарных
слов» выполнил Чернов Виктор.
Этапы работы над данным проектом:
1. Выбор темы. Постановка цели и задач.
2. Гипотеза исследования.
3. Организация исследования.
4. Подготовка к защите и защита работы.
1. Выбор темы. Постановка цели и задач.
Я часто задумывался над вопросом: почему, например, слово ДОРОГА
пишется с безударной гласной о, слово БАГАЖ - с безударной гласной а,
а слово ИНЕЙ – с безударной гласной е? Таких слов в русском языке много.
Меня заинтересовал этот вопрос. Я решил найти ответ на него. Обычно
написание слов подчиняется определённым правилам, но есть слова, к
которым правил нет, их надо просто запоминать. Это так называемые
словарные слова.
Цель проекта: Исследовать этимологию словарных слов.
Задачи проекта:
1) Объяснить значение слов.
2) Подобрать ассоциации к данным словам.
3) Научиться правильно писать словарные слова.
2. Гипотеза исследования.
Арбуз и завтрак, салют и болото. Откуда пришли эти слова? Почему их
следует писать так, а не иначе? Поможет ответить на эти вопросы раздел
языкознания этимология. ЭТИМОЛОГИЯ – раздел языкознания, изучающий
происхождение слов. Это очень серьезная, интересная и чрезвычайно
сложная наука. Она помогает доказать существование в прошлом связей
между словами, раскрыть их большие и маленькие тайны. А так же помогает
нам узнать не только значение слова, но и его правописание, рассказывает не
только о его рождении, но и о путешествиях в разных языках и
о способах воздействия на него каждого чужого языка.
Запомнить, как пишутся словарные слов, поможет ассоциативный способ.
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным
словом каким-то общим признаком.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую
сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- форме;
- звучанию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству;
и т.д.
3. Организация исследования.
В своей работе я использовал материал, размещённый в сети Интернет
(этимологический словарь). Мне помогала мама Чернова Е.В.
Консультировала руководитель Жаринова Н.Н.
4. Подготовка к защите и защита работы.
В проекте Чернов Виктор к каждому слову нашёл этимологию слова, даёт
толкование слова, придумал ассоциации и даёт разнообразные задания со
словом.
Выводы и перспективы:
Желание узнать происхождение слов, а также лучше, быстрее,
эффективнее научиться правильно писать словарные слова и
помочь в этом другим учащимся побудило меня выполнить этот
проект.
Словарные слова встречаются не только на уроках русского
языка, но и на других уроках. Чтобы быть грамотным нужно их
знать. Мой проект мне в этом помогает. Во время подготовки проекта я
столкнулся с трудностями, связанными с тем, что в этимологическом словаре
пояснения к словам не всегда содержат сведения, связывающие этимологию
и современное написание слова, поясняющие правописание.
Меня очень заинтересовала и увлекла работа над проектом
и в будущем я продолжу работу над изучением происхождения
словарных слов.
Итоги работы проекта: Чернов Витя понимает значимость проекта для себя и
своих сверстников, осознал цели проектно-исследовательской работы, умеет
соотносить результаты с целями, поставленные задачи были выполнены.
Этапы проекта Чернов Виктор смог выделить с помощью взрослых.
Трудности, возникшие во время работы над проектом, мальчик преодолевал.
Проект, выполненный Черновым Виктором, получился ярким, красочным
интересным и занимательным для его одноклассников. Они с удовольствием
работают по нему на уроках русского языка. Чернов Витя успешно учится в
школе. Перспективы: Чернова В. очень заинтересовала и увлекла работа над
проектом и в будущем он продолжит работу над изучением происхождения
словарных слов.
Значимость для социума: Проекты, выполненными детьми, можно
использовать на уроках русского языка учителями начальных классов и
учащимися для самостоятельного изучения и закрепления навыков
правильного письма словарных слов.
Жизнь приготовила тысячи даров тому, кто стремится к знаниям. Ребенок,
который учится добывать новые знания самостоятельно, как правило,
становится более успешным учеником. Я надеюсь, что проектно-
исследовательская работа поможет моим ученикам в учебе.
Педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности:
1.
Стимулирует творчество и самостоятельность учащихся.
2.
Позволяет детям выйти за пределы учебной программы.
3.
Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая
коллективное и индивидуальное.
4.
Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту
.