Напоминание

"Игра под фонограмму как одна из форм работы в ансамбле"


Автор: Семенова Вера Валентиновна
Должность: преподаватель музыкального отделения
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Игра под фонограмму как одна из форм работы в ансамбле"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Новосибирской области Ордынского района

«Ордынская детская школа искусств»

Методические рекомендации

«Игра под фонограмму как одна из форм работы в ансамбле»

Выполнила:

преподаватель высшей

квалификационной категории

Вера Валентиновна Семенова

Ордынское 2024г

Содержание

1.

Вступление……………………………………………………………………………....3

2.

Ансамбль, как форма коллективного исполнительского творчества…………..3

3.

Игра под фонограмму и индивидуальность учащегося-музыканта……………..4

4.

Возможные типы ансамблей при игре с фонограммой……………………………4

5.

Принципы подбора

репертуара……………………………………………………….5

6.

Роль преподавателя и учащегося при совместной работе………………………...5

7.

Урок – репетиция……………………………………………………………………….5

8.

Заключение……………………………………………………………………………...7

9.

Список использованной литературы………………………………………………...8

2

1.

Вступление.

В последние годы заметно возрос интерес к популярной, эстрадной музыке

исполняемой на академических и народных инструментах (скрипка, баян, аккордеон,

ансамбли разных составов) под фонограмму «-1». Современные исполнители сумели

показать, что баян и аккордеон это не отжившие свой век инструменты, что они способны

занять своё место в современном звучании музыки и сочетаться с современными ритмами.

Инструменты раскрылись для слушателей с новой стороны. Примером тому могут

служить выступления П. Дранго, дуэта «Баян-mix», ансамбля «Иллюзия». И это не

случайно, ведь баян (аккордеон) сам по себе подобен малому оркестру, которому

доступен самый разнообразный репертуар. А если рассматривать баян как сольный

инструмент в эстрадном оркестре (либо запись оркестра «-1») необходимо учесть

необыкновенную певучесть этого инструмента, яркий тембр, разнообразное штриховое

исполнение, возможности владения мехом. Учитывая оперативность и рентабельность

инструмента и наличие в наше время практически в любом концертном зале звуковой

аппаратуры, то становится ясным, что исполнение такого рода имеет большую

перспективу.

Также игра под фонограмму как одна из форм работы в классе ансамбля

музыкальной школы очень привлекательна для учащихся. Ансамблевая игра сама по себе

является интереснейшей формой работы, позволяющей ярче раскрыть особенности

инструмента, а также умение слышать себя и других. А игра с фонограммой позволяет

учащемуся почувствовать себя маленьким артистом, который всегда может удивить

«живым» исполнением баяна или аккордеона под аккомпанемент целого оркестра.

Причём сделать это самостоятельно дома, в школе, на концерте и т.д. Это хороший

стимул для

занятий на инструменте. Считаю, что эту форму работы необходимо

использовать на протяжении всего периода обучения для развития помимо музыкальных

способностей ещё и самостоятельность и дисциплину.

2.

Ансамбль, как форма коллективного исполнительского творчества.

Ансамбль

(от

французского

ensemble

вместе)

группа

исполнителей,

выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении

исполнителя

соразмерять

свою

индивидуальность,

свой

исполнительский

стиль,

технические

приёмы

с

индивидуальностью,

стилем

исполнения

партнёров,

что

обеспечивает стройность исполнения в целом. Ансамбль – это коллективная форма игры,

в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща

раскрывают

художественное

содержание

произведения.

Исполнение

в

ансамбле

предусматривает не только умение играть вместе, но и нечто другое – чувствовать и

творить вместе. Говоря об игре под фонограмму важно учесть тот фактор, что фонограмма

не является «живым» оркестром, который чувствует музыкальную ткань, может

поддержать солиста, свободно выражающего своё художественное восприятие, свою

интерпретацию, благодаря чему исполнение солиста и оркестра звучит гармонично. В

данном виде творчества работа музыканта сопряжена с определёнными трудностями, тем

более для обучающегося. Оркестр в данном случае является статичным. Он имеет

определённый набор средств музыкальной выразительности: чётко определённый темп,

некоторые штрихи, оттенки. Вступление точно высчитано. То есть фонограммы

подбираются с тем расчётом, чтобы ребёнку было легче сориентироваться. Но и ребёнок в

свою очередь должен точно знать фонограмму, которая в некотором смысле является

своеобразным «метрономом художественного содержания». Игра под фонограмму

воспитывает у учащегося ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в

отношении ритма, даёт ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического

слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении.

3

Игра под фонограмму открывает обучающимся новые возможности, так как

становятся доступными для исполнения многие эстрадные и джазовые композиции, что,

несомненно, делает репертуар более разнообразным. Это является отличным дополнением

к народной, полифонической и классической музыке. И играть под фонограмму эстрадные

и джазовые произведения зачастую проще, чем соло двумя руками, потому что левую

руку часто заменяет оркестр, который довольно чётко играет ритм – основу произведения.

И маленькому солисту остаётся лишь точно воспроизвести мелодию, используя штрихи,

работу меха. Конечно, всё зависит от произведения и работа над каждой пьесой

индивидуальна.

Для реализации возможностей при игре под фонограмму необходимо, чтобы

обучающийся хорошо владел своим инструментом. Приступая к такой игре, учащийся

должен знать текст пьесы, изучить фонограмму. Помимо этого хотелось бы, чтобы

ребенок раскрыл своё видение пьесы, и, несмотря, на определённые ритмические

ограничения, которые несёт в себе фонограмма, сумел воплотить замысел автора в своём

индивидуальном исполнении, дополнить недостатки фонограммы «живым» звуком и

«живым» исполнением.

В этом виде работы присутствует и такой положительный момент как современные

звуковые технологии. Сейчас практически каждый ребёнок в состоянии самостоятельно

записать свою игру, как по специальности, так и под фонограмму на любой аудио или

видео носитель. Что позволяет ему прослушать себя со стороны. Услышать и увидеть

недостатки при посадке, игре, звукоизвлечении. Проследить насколько гармонично звучит

его партия на фоне звучащей фонограммы, не выделяется ли она. Соответствует ли

общему построению произведения. Это способствует критической самооценке учащегося

без участия посторонних, что помогает лучше подготовиться к выступлению.

3.

Игра под фонограмму и индивидуальность учащегося-музыканта.

Известный суворовский афоризм – тяжело в учении – легко в бою – в полной мере

можно отнести как к работе в ансамбле, так и в игре под фонограмму. Надо стремиться в

процессе урока (в «учении») всё отработать так, чтобы потом на концерте (в «бою») никто

из сидящих в зале не задумывался о том, насколько кропотливой была предварительная

работа.

Например,

насколько

сложно

одновременно

с

оркестром-фонограммой

почувствовать темп, просчитать точно вступление оркестра и момент, когда необходимо

вступить самому. Ведь в ансамбле момент вступления показывает первый баян (кивком

головы) либо преподаватель, а тут необходимо всё делать самому. И зависимость

учащегося от фонограммы остаётся всегда, иначе солист играл бы сам по себе, а оркестр

сам по себе. Но если на первых порах рамки фонограммы сковывают музыканта, то со

временем это ощущение проходит: привыкаешь чувствовать фонограмму и себя в ней. В

отличие от работы в настоящем ансамбле, где например, в зависимости от звучания

главной мелодической линии определяется характер исполнения других партий, в работе

под фонограмму наоборот в зависимости от звучания оркестра определяется характер

исполнения мелодии или эпизодов. Но даже и при этих условиях остаётся возможность

для проявления индивидуальности. Ведь в каждом отдельном случае определена задача

что делать, а как делать – решает сам исполнитель, ведь даже одна и та же фраза у всех

звучит по-разному, и нет двух музыкантов, которые сделали бы динамические оттенки

одинаково. Нужно в процессе работы донести это учащемуся, чтобы он мог сыграть

именно так, как нравится ему, не искажая замысла композитора.

4.

Возможные типы ансамблей при игре с фонограммой.

При игре с оркестровкой-минус баян или аккордеон-соло является в купе с

фонограммой уже ансамблем. И, тем не менее, разнообразие двух или трёх партий при

аккомпанементе оркестра звучит, конечно же, более богато. Замечательно звучит

аккордеон-соло, имеющий разнообразную тембровую палитру. Хотя и у баяна типа

4

«Юпитер» тембровые возможности также широки. Но если говорить о простых баянах,

таких на которых играет большинство детей в музыкальных школах на данный момент

(«Этюд», «Тула» и т.д.), то считаю целесообразным при работе с фонограммой

разнообразить деятельность. Например, два баяна: учащийся – учащийся, или учащийся –

преподаватель. Во-первых, это намного интересней, а во-вторых, это развивает умение

слышать другого музыканта. Инструменты для такого рода ансамблей желательно

подбирать одинаковые по тембру. Выбирать инструменты желательно по такому

принципу, что каждый инструмент должен вносить в общее звучание что-то своё.

5.

Принципы подбора репертуара.

В настоящее время существует множество переложений пьес русских и зарубежных

композиторов. Также в наличии имеется и множество фонограмм и аранжировок детских

песен и пьес различного характера из репертуара ДМШ. Можно также найти знаменитые

танго, вальсы и т.д. – популярную музыку в качестве минусовок и самостоятельно

написать сольную партию для учащегося или ансамбля на основе этой минусовки. Также

если

возможности

ДШИ

позволяют

иметь

синтезатор

и

звуковую

аппаратуру,

преподаватель может сам записать необходимую фонограмму абсолютно любой пьесы в

зависимости от поставленных задач. Тут уж предела фантазии, на мой взгляд, нет. Лично

я активно использую этот метод работы, так как можно отработать любую пьесу. И

конечно же готовые СD-диски с хорошим оркестром. Например, такие как: «Играем с

фонограммой» (составитель и автор аранжировок В.Е Бордунов, Новосибирск 2013),

«Играем с оркестром» (составитель В.В Ушенин, изд. «Феникс» 2012) и другие. Главным

критерием при отборе произведений, думаю, является возможность сохранить идейное и

эмоциональное содержание. Говоря о детском репертуаре, конечно хочется, чтобы пьесы

были яркими, образными. «Два ковбоя» Г.Беляева, «Золушка» И. Цветкова, «Поезд» в

замечательной обработке В. Бордунова. Пьесы либо оригинальны как авторские, либо

знакомы детям, на слуху, те, что им будет интересно исполнять.

6.

Роль преподавателя и учащегося при совместной работе.

В такой сложной работе как игра в ансамбле, а тем более в ансамбле и под

фонограмму роль преподавателя является конечно первостепенной: как руководителя,

организатора, идейного вдохновителя и своего рода друга. Преподаватель помогает при

выборе произведения, видит ясно поставленные задачи, помогает при разборе пьесы, её

анализе. В свою очередь учащийся доверяет преподавателю, прислушивается к его

советам. При этом надо помнить, что самым действенным методом как воспитания, так и

обучения является личный пример. Очень хорошо, когда преподаватель выступает в

концертах, проявляя свои профессиональные качества. Дети видят живой пример, им есть

к чему стремиться. Также в процессе работы ребёнку необходимо высказывать своё

мнение относительно выбора репертуара, характера произведения, обсуждать плюсы и

минусы. Все это повышает ответственность, заставляет быть более внимательным.

Помимо исполнительской деятельности необходимо с детьми посещать разнообразные

концерты, где дети могут услышать вокальные ансамбли, струнные, джазовые. Они могут

услышать, сравнить, ознакомиться, обсудить специфику того или иного ансамбля. Это

также расширяет кругозор, прививает художественный вкус, умение услышать и понять

другой вид музицирования.

7.

Урок – репетиция.

Успешное проведение урока зависит от многих факторов и условий. Наши уроки

проходят в тёплом, светлом, хорошо оформленном и оборудованном классе. Репетиции

перед

концертом проходят

непосредственно на

сцене с качественной

звуковой

аппаратурой, используя микрофоны.

5

Урок ограничен временем и на индивидуальных занятиях предусмотреть все детали

практически невозможно, так как многое зависит от подготовки учащегося. Тем не менее

хорошо продуманный урок даёт возможность рационально использовать каждую минуту.

В первую очередь мы подводим итоги предыдущего занятия. Затем, прослушав домашнее

задание, определяем что нового, творческого учащийся внёс в свою работу. Над какими

техническими сторонами ещё необходимо потрудиться.

Основные этапы работы над музыкальным произведением на уроке

на примере пьесы Г. Беляева «Два ковбоя».

Наиболее важным этапом в работе над музыкальным произведением является

формирование музыкального образа. Здесь важно прослушивание произведения, первое

впечатление. Задача преподавателя суметь показать, передать образ, сделать это с

оркестром (фонограммой) наиболее ярко.

Возьмём к примеру пьесу Г. Беляева «Два ковбоя». Фонограмма записана в

неторопливом движении, напоминающем неспешную, но всё же конную, прогулку двух

ковбоев,

едущих

по

прериям.

Размеренный

темп.

В

оркестровке

мы

слышим

использование таких инструментов как банджо, губная гармоника, что прекрасно

отображает американский колорит. Здесь фонограмма помогает нарисовать картинку. Лад

– мажорный, что предполагает позитивную беседу двух друзей. Мелодия плавная, легато,

небольшими фразами, первая партия интереснее второй, которая играет один и тот же

мотив. Можно предположить, что один человек рассказывает что-то, а второй во всём

соглашается, стало быть мы видим отсутствие конфликта. Левая рука помогает

фонограмме, изображающей конский топот – бас/аккорд на стаккато. С образом

разобрались. Но для того, чтобы построить здание, необходимо иметь строительный

материал.

Так

и

в

работе

над

новым

произведением:

прежде,

чем

заняться

художественной отработкой произведения, надо знать текст, освоить аппликатуру,

выучить

технически

трудные

места.

Следует

помнить,

что

игра

на

баяне

не

предусматривает зрительного контакта исполнителя с клавиатурой. Поэтому большое

внимание уделяем рациональному распределению аппликатуры.

Тембр.

Данное произведение очень выигрышно звучит в исполнении двух баянов на фоне

проигрышей губной гармоники. Здесь просматривается тембровое единство. Это очень

удачное авторское решение. Поэтому играть и слышать это ребёнку довольно приятно.

Тема первой партии здесь очень напевная, легато, что позволяет раскрыть «певучие»

возможности звукоизвлечения на баяне. Фразы небольшие, позволяющие спокойно «взять

дыхание», что немаловажно при чётком звучании фонограммы. Звук ведём ровно, в ритме

беседы.

Ритм.

В любом произведении исполняемом ансамблем и тем более при работе с минусовкой,

метроритму принадлежит едва ли не самое главное место. Он выполняет функции

дирижёра в ансамбле: ощущение учащимся сильной доли и есть тот «скрытый» дирижёр.

Ритмическая определённость делает игру более уверенной. В пьесе «Два ковбоя» помимо

баса у баянов (чётких долей бас/аккорд) ритмической основой в фонограмме является стук

коробочки, передающей стук копыт. Она стучит равномерно на протяжении всей пьесы и

ритмически совпадает с левой рукой баяна (равномерные восьмые). Чтобы лучше сыграть

пьесу предлагаем ребенку поиграть левой рукой с фонограммой, чтобы слиться с ней. И

затем на фоне чёткого аккомпанемента накладывается напевная мелодия. После

упражнения левой рукой присоединить правую руку будет намного проще.

Темп.

Темп в этом произведении умеренный. Оркестровое вступление краткое, но первая партия

начинается из-за такта. Поэтому задача учащегося высчитать точное количество долей

вступления. На начальном этапе это довольно сложно. Но словно бы в помощь на этом

диске минус записан в нескольких вариантах темпа – от медленного к нужному. С

6

концовкой особых проблем нет – долгий звук (тоника) половинная с точкой с мягким

снятием.

Динамика.

Именно в этой пьесе динамика довольно простая. Динамически изображено небольшое

усиление звука в первой части (ковбои приближаются); форте во второй части и

последующее диминуэндо (ковбои удаляются) с замиранием на последнем звуке плюс

пауза. Первоначальное крещендо исполняем по фразам: p – mp – mf. Вторая часть f и

затем также по фразам затихаем. Делаем это плавно, не «набрасываемся» на начало

каждой фразы. 2 партия вторит один и тот же мотивчик – «бубнит». И только во второй

части звучит полноценно с первой партией f, ведя мелодический рисунок.

Так были разобраны основные моменты работы над пьесой. Эту пьесу исполняли

учащиеся второго класса дуэтом под фонограмму.

В процессе работы учащиеся использовали всевозможные методы для лучшего

усвоения материала: учили свои партии раздельно – первая партия с фонограммой, или

вторая; играли вдвоём без фонограммы.

8.

Заключение.

Различные виды ансамблей при игре с фонограммой помогают ребятам ярче

раскрыть свой потенциал и на уроке по специальности в том числе.

Игра под фонограмму позволяет развивать самостоятельность, так как есть

возможность разучивать произведение дома, а не только в классе с преподавателем. Игра

под фонограмму также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь

всегда можно удивить «живым» исполнение баяна или аккордеона под аккомпанемент

целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.

Игра под фонограмму доставляет обучающимся истинное удовольствие и приносит

неоспоримую

пользу,

раскрепощает

его,

снимает

зажатость,

страх

публичных

выступлений. Выступления на концертах помогают справиться с этими проблемами.

Концерт – это праздник, пришедший на смену репетиционным будням. Он приносит

ощущение радости от общения с музыкой, от общения со слушателем, от самого процесса

игры, от осознания того, что во всей программе нет мест, которые беспокоили бы: всё

тщательно выучено и проработано. Значит можно раскрепоститься, избавиться от

напряжения, обрести необходимую свободу. Только при таком условии исполнитель

способен творить на сцене. И игра под фонограмму очень способствует этому, она

актуальна в свете пропаганды современной эстрадной музыки и народных инструментов.

Считаю, что подобные занятия приносят неоспоримую пользу и должны применяться во

время всего периода обучения игре на инструменте.

7

9.

Список использованной литературы

1.

Н. Ризоль «Очерки о работе в ансамбле баянистов» 1986г.

2.

М. Максакова «Настоящий певец – это индивидуальность» 1971г.

3.

К. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» 1947г.

4.

Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» 1964г.

5.

А. Корто «О фортепианном искусстве» 1965г.

6.

К. Мострас «Ритмическая дисциплина скрипача» 1951г.

7.

Г. Гинзбург «Заметки о мастерстве»

8.

«Играем с оркестром» Сост. В.В Ушенин 2012г.

9.

«Играем с фонограммой» Сост. В.Бордунов 2013г.

8



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники