Напоминание

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения


Автор: Афанасьева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 имени И. Ф. Рулева
Населённый пункт: ст.Новолабинская Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию

изложения

Моя работа посвящена проблеме развитию связной речи младших

школьников

при

обучении

написанию

изложения

через

использование

эффективных приёмов работы с текстом, поскольку свободное владение речью

способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта

человека

в

обществе.

Для

школьника

развитие

связной

речи

имеет

исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного

овладения всеми учебными предметами. Обучение письму изложений является

обязательной частью Программы. В курсе обучения русскому языку в начальной

школе работа над изложением и сочинением всегда считалась самой сложной

темой.

Значение и роль изложений в развитии связной речи учащихся:

приучает

детей

излагать

текст

сознательно,

последовательно,

правильно, содержательно;

развивается логическое мышление;

обогащается речь, активизируется словарь;

формируется умение правильно составлять предложения

В последние годы работы учителем начальных классов я столкнулась с

проблемой ослабления словесной памяти у детей. Приемы, применявшиеся

ранее успешно, перестали работать, и все чаще я стала слышать от учеников: «Я

забыл начало». Как тут вспомнить, если не научен запоминанию! Так появились

уроки развития памяти и внимания, на которых я обучала детей активному

слушанию.

Активное слушание не только позволяет развить память и внимание,

но и вовлекает детей в интересную игру «От слова к изложению (рассказу)».

Вот так построена классическая схема обучения изложению:

Учитель читает текст;

Ученики составляют (или им предлагают в готовом виде) план;

Ученики записывают опорные слова по памяти (или получают в готовом

виде);

Изложение по плану выполняют один или несколько учеников;

Ученики приступают к самостоятельной работе над изложением (в

черновике);

Учитель читает текст повторно;

Ученики вносят дополнения и исправления и записывают изложение в

тетрадь.

Такая схема – ловушка для учеников с неразвитой памятью и недостаточным

вниманием. Мне это стало особенно понятно, когда обучала детей, имеющих

фонетический барьер в общении. До школы этот барьер непонимания не

позволил развить у них речь до нужных объемов. Препятствие это является

существенным в деятельности педагога, так как мышление детей развивается во

взаимосвязи с их речью, а к концу обучения она должна достигать 3500-4000

слов.

Для

этих

учеников

использовала

прием

активного

слушания,

предлагающего использование слов – памяток. Отмечу, что детям с достаточно

развитой речью можно предложить прием рисования по ходу слушания текста

(памятки – зарисовки), этот прием развивает внимание, память, мышление.

Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам – зарисовкам, быстро

осваивают технику написания изложения и становятся активными учениками на

этапе обучения изложению с элементами сочинения. Для учащихся, имеющих

фонетический барьер, этот прием оказался дополнительным.

Уже при первом чтении текста я подключила прием быстрого повторения

слов и использовании памяток. Памятки – слова, записанные по ходу слушания,

или рисунки.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании

изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

Возьми черновик и карандаш (ручку);

Начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

Слова – памятки каждого предложения записывай;

Между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнения;

Окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти

воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

Помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

Из слов составь все предложения;

Активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и

дополнения на оставленных тобою строчках;

Закончи работу над изложением в черновике: исправленное или

дополненное предложение запиши на второй строчке, оставленной тобой

после первого слушания;

Прочитай написанное, исправь ошибки;

Запиши изложение в тетрадь.

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на

развитие памяти: упражнение на словесную память, упражнение «разрезанное

предложение», «от слова к рассказу», «Картинка – слово – рассказ».

Существует ряд условий, на которые я обращаю внимание:

Обучение

изложению

провожу

с

использованием

необходимой

наглядности

и

технических

средств

обучения

для

создания

соответствующей атмосферы творческой работы, особенно, если есть

двуязычные дети;

Во II классе текст читаю медленнее, в IV классе чтение провожу с

обычной скоростью, читая текст уже не три раза, а два;

Стараюсь поддержать атмосферу доброжелательности и доверия;

Создавайте безоценочный климат отношений (сравнивайте работу!).

Каковы результаты? :

нет боязни не справиться с работой над изложением;

работа идет легко и увлекательно, что объединяет ее с одной из

форм игры;

обучение изложению остается для учащихся ответственным

делом, и они хотят преодолеть трудности, добиться успеха;

развивается дисциплина, внимание, память, мышление;

все учащиеся справляются с этим видом работы, неуспевающих

нет.

Развитие умений – процесс длительный, но одновременно начинает

формироваться навык написания изложения.

Думаю, что прием активного

слушания, как прием подготовки к пересказу при итоговом собеседовании

учащихся 9 –х классов, тоже может использоваться. Заинтересовав активным

слушанием учителей русского языка средней ступени, общими усилиями удастся

сформировать прочный навык работы по изложению текста любой трудности,

сделать

обучение

более

полезным,

интересным,

а

положение

ученика

независимым и активным.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отметка «5»:

Правильно и последовательно ( без пропусков существенных

моментов) воспроизведено содержание авторского текста;

Нет фактически ошибок;

Правильно построены предложения и употреблены слова

(допускается не более одной речевой неточности).

Отметка «4»:

Содержание передано правильно и достаточно точно;

В построении предложений и употреблении слов нет существенных

недостатков;

Имеются незначительные нарушения последовательности изложения

мыслей;

Имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускаются

не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «3»:

Допущено существенное отклонение от авторского текста;

Допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;

Есть недочёты в построении предложений и употреблении слов

(допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и

построении текста).

Отметка «2»:

Допущено существенное искажение авторского текста (упущены

важные события, отсутствует главная часть);

Много фактических неточностей;

Нарушена последовательность изложения мыслей;

Имеет место употребление слов в не свойственном им значении;

Допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и

построении текста.



В раздел образования