Автор: Афанасьева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 имени И. Ф. Рулева
Населённый пункт: ст.Новолабинская Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения
Раздел: начальное образование
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию
изложения
Моя работа посвящена проблеме развитию связной речи младших
школьников
при
обучении
написанию
изложения
через
использование
эффективных приёмов работы с текстом, поскольку свободное владение речью
способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта
человека
в
обществе.
Для
школьника
развитие
связной
речи
имеет
исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного
овладения всеми учебными предметами. Обучение письму изложений является
обязательной частью Программы. В курсе обучения русскому языку в начальной
школе работа над изложением и сочинением всегда считалась самой сложной
темой.
Значение и роль изложений в развитии связной речи учащихся:
приучает
детей
излагать
текст
сознательно,
последовательно,
правильно, содержательно;
развивается логическое мышление;
обогащается речь, активизируется словарь;
формируется умение правильно составлять предложения
В последние годы работы учителем начальных классов я столкнулась с
проблемой ослабления словесной памяти у детей. Приемы, применявшиеся
ранее успешно, перестали работать, и все чаще я стала слышать от учеников: «Я
забыл начало». Как тут вспомнить, если не научен запоминанию! Так появились
уроки развития памяти и внимания, на которых я обучала детей активному
слушанию.
Активное слушание не только позволяет развить память и внимание,
но и вовлекает детей в интересную игру «От слова к изложению (рассказу)».
Вот так построена классическая схема обучения изложению:
Учитель читает текст;
Ученики составляют (или им предлагают в готовом виде) план;
Ученики записывают опорные слова по памяти (или получают в готовом
виде);
Изложение по плану выполняют один или несколько учеников;
Ученики приступают к самостоятельной работе над изложением (в
черновике);
Учитель читает текст повторно;
Ученики вносят дополнения и исправления и записывают изложение в
тетрадь.
Такая схема – ловушка для учеников с неразвитой памятью и недостаточным
вниманием. Мне это стало особенно понятно, когда обучала детей, имеющих
фонетический барьер в общении. До школы этот барьер непонимания не
позволил развить у них речь до нужных объемов. Препятствие это является
существенным в деятельности педагога, так как мышление детей развивается во
взаимосвязи с их речью, а к концу обучения она должна достигать 3500-4000
слов.
Для
этих
учеников
использовала
прием
активного
слушания,
предлагающего использование слов – памяток. Отмечу, что детям с достаточно
развитой речью можно предложить прием рисования по ходу слушания текста
(памятки – зарисовки), этот прием развивает внимание, память, мышление.
Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам – зарисовкам, быстро
осваивают технику написания изложения и становятся активными учениками на
этапе обучения изложению с элементами сочинения. Для учащихся, имеющих
фонетический барьер, этот прием оказался дополнительным.
Уже при первом чтении текста я подключила прием быстрого повторения
слов и использовании памяток. Памятки – слова, записанные по ходу слушания,
или рисунки.
Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании
изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:
Возьми черновик и карандаш (ручку);
Начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
Слова – памятки каждого предложения записывай;
Между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнения;
Окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти
воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
Помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
Из слов составь все предложения;
Активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и
дополнения на оставленных тобою строчках;
Закончи работу над изложением в черновике: исправленное или
дополненное предложение запиши на второй строчке, оставленной тобой
после первого слушания;
Прочитай написанное, исправь ошибки;
Запиши изложение в тетрадь.
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на
развитие памяти: упражнение на словесную память, упражнение «разрезанное
предложение», «от слова к рассказу», «Картинка – слово – рассказ».
Существует ряд условий, на которые я обращаю внимание:
Обучение
изложению
провожу
с
использованием
необходимой
наглядности
и
технических
средств
обучения
для
создания
соответствующей атмосферы творческой работы, особенно, если есть
двуязычные дети;
Во II классе текст читаю медленнее, в IV классе чтение провожу с
обычной скоростью, читая текст уже не три раза, а два;
Стараюсь поддержать атмосферу доброжелательности и доверия;
Создавайте безоценочный климат отношений (сравнивайте работу!).
Каковы результаты? :
нет боязни не справиться с работой над изложением;
работа идет легко и увлекательно, что объединяет ее с одной из
форм игры;
обучение изложению остается для учащихся ответственным
делом, и они хотят преодолеть трудности, добиться успеха;
развивается дисциплина, внимание, память, мышление;
все учащиеся справляются с этим видом работы, неуспевающих
нет.
Развитие умений – процесс длительный, но одновременно начинает
формироваться навык написания изложения.
Думаю, что прием активного
слушания, как прием подготовки к пересказу при итоговом собеседовании
учащихся 9 –х классов, тоже может использоваться. Заинтересовав активным
слушанием учителей русского языка средней ступени, общими усилиями удастся
сформировать прочный навык работы по изложению текста любой трудности,
сделать
обучение
более
полезным,
интересным,
а
положение
ученика
независимым и активным.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отметка «5»:
Правильно и последовательно ( без пропусков существенных
моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
Нет фактически ошибок;
Правильно построены предложения и употреблены слова
(допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4»:
Содержание передано правильно и достаточно точно;
В построении предложений и употреблении слов нет существенных
недостатков;
Имеются незначительные нарушения последовательности изложения
мыслей;
Имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускаются
не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
Допущено существенное отклонение от авторского текста;
Допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
Есть недочёты в построении предложений и употреблении слов
(допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и
построении текста).
Отметка «2»:
Допущено существенное искажение авторского текста (упущены
важные события, отсутствует главная часть);
Много фактических неточностей;
Нарушена последовательность изложения мыслей;
Имеет место употребление слов в не свойственном им значении;
Допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и
построении текста.