Автор: Марина Александровна Коколевская
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №5
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: урок русского языка 4 класс
Тема: "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по русскому языку.
Программа: Школа «России»
Класс: 4
Составитель: учитель начальных классов Коколевская М.А
Тема урока: Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов действий.
Цели:
Содержательная(на предметный результат):-
научить способу действия для правильного
написания
окончаний имен
прилагательных
женского
рода
в
именительном
и
винительном
падежах;
- составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах. обогащать
речь
и
словарный
запас.
– научить обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода;
Деятельностная (на метапредметные и личностный результаты):
- научить формулировать познавательную цель; осуществлять действия анализа, синтеза (конструирование), сравнения; находить в
материалах учебника необходимую информацию.
- научить понимать, принимать и сохранять учебную задачу до конца учебных действий; приёмам самоконтроля; сформировать
способность к самооценке
- научить выражать свои мысли, строя небольшое монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, соблюдая правила
речевого поведения; организовывать учебное взаимодействие в паре.
- формировать потребность в знаниях; понимание того, что правильная, грамотная и точная речь – показатель культуры человека.
Методы обучения:
По источникам знаний: практический (упражнения), наглядный (наблюдения учеников), работа с книгой, словесный.
По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
Функции учителя: организатор сотрудничества, консультант.
Образовательные ресурсы: учебник, проектор, оценочные листы, карточки.
Ход урока
Этап урока
Действия учителя
Деятельность учеников
I. Организационный
момент. Мотивация к
обучению и познанию
(эмоциональный настрой)
Приветствие учителя. На доске: «Хочешь быть
впереди, сложа руки не сиди»
-Как вы понимаете? Эта пословица и будет девизом
урока.
Учитель даёт инструкцию
У вас на парте оценочный лист:
За каждое задание и хорошие ответы получаете баллы.
Критерии написаны.
-Надеюсь, что вы будете очень стараться и покажите
хорошие знания на уроке.
Фамилия ___________________
Критерии
баллы
Словарная работа. Полные ответы
Формулировка темы урока.
Работа в парах. Ответы .
Самостоятельная работа в тетрадях.
Взаимопроверка.
Активность работы на уроке.
Старательность и безошибочное
письмо в тетради
Максимально 7 балов
Итог :
Дети читают, объясняют пословицу.
Н/р: нужно хорошо и активно работать, чтобы
узнавать новое. Если будешь много трудиться и
учиться, то добьёшься успеха и тд.
II. Проверка домашнего
задания.
Презентация: файл №1 (выводится текст из учебника
с.26 №55
По крутой тропинк… горн…
Шёл домой барашек чёрн…
И на мостик… горбат…
Повстречался с бел… брат…
По очереди выходят и вставляют окончания у им.
существительных и прилагательных подписывают
падежи и род. Называют словосочетания.
На боковой доске: ученик на перемене выполняет
У кого были затруднения? Кому нужна помощь?
Звуко-буквенный анализ слова: шёл
Закрывают тетради, складывают на край парты
III. Словарная работа
- Записать число, классная работа. Кто догадался с
каким словом познакомимся? Как понимаете значение
слова?
Крепится табличка со словом
- Как называется группа участников такого посещения?
Человек, который проводит экскурсию? Образуйте
однокоренное имя прилагательное. Составьте
словосочетания. Подберите другие прилагательные к
слову Экскурсия ( какая?)
Открывают тетради, записывают число, классная
работа. Знакомятся с новым словом. … кскурс…я
Отвечают, проговаривают, пишут в тетрадях.
Объясняют: 1. Коллективное посещение чего-либо Н/
р: музея, зоопарка, выставки, предприятия и т.д.
– Экскурсанты, экскурсовод.
Экскурсионный (автобус, маршрут, билет)
Записывают в тетрадь.
Составляют словосочетания: Н/р: Интересная
экскурсия, познавательная экскурсия, увлекательная
экскурсия и т.д выставляют 1 балл
I V. Актуализация знаний
и мотивация к учебной
деятельности. Постановка
проблемы, подведение к
формулировке темы и
целей урока.
Презентация: файл №2
Летом наша семья приехала отдыхать во Владивосток.
Нас пригласили на интересн…, вечернюю экскурсию
по городу. Мне очень понравилась эта познавательн…
экскурсия.
- прочитайте. Назовите словосочетания прилагательное
+ существительное.
Запишите в тетрадь эти словосочетания. Какая может
возникнуть проблема, где вы можете допустить
ошибки?
Актуализация знаний.
Дети читают текст.
Называют словосочетания:
На вечернюю экскурсию, на интересную экскурсию,
познавательная экскурсия.
Ответы: при написании окончаний у прилагательных.
Ответы учеников: 1. для того, чтобы определить
Экскурсия
Физминутка
Что мы должны определить у прилагательных, чтобы
не допустить ошибок? Какой алгоритм действий?
Учитель пишет словосочетания на доске:
Какие вопросы у прилагательных в И.п.? Окончания?
-У прилагательных в В.п.? Какого рода
прилагательные?
На доске составляется схема:
И.п. В.п.
- Сформулирует тему урока, цели.
Чему должны научиться? (задачи)
окончание у имени прилагательного надо задать
вопрос. Какое окончание в вопросе. Такое же
окончание будет и у прилагательного. Определить
род, падеж. И по падежному окончанию узнаем, что
писать. выставляют 1 балл
Записывают словосочетания в тетрадях. Ученик
диктует:
- На вечернюю экскурсию, на познавательную
экскурсию, познавательная экскурсия. Определяют
род, падеж, выделяют окончания.
Ученики отвечают, делают вывод, записывают
составленную схему в тетрадь.
Ответы учеников: Прилагательные ж.р., ед.ч. в И.п.
отвечают на вопрос какая? И имеют окончание – ая –
яя. У прилагательных в В.п. окончания –ую, -юю
выставляют 1 балл
Тема: Именительный и винительный падежи
прилагательных ж.р. в ед.ч.
Цель: различать Именительный и Винительный
падежи им. прилагательных ж.р. Задачи урока: -
научиться различать И. и В. Падежи им.
прилагательных.
– правильно писать падежные окончания
-составлять и записывать словосочетания с им.
прилагательными в И. и В. падежах
выставляют 1 балл
VI Закрепление новых
знаний.
1) На доске слова: игрушка, школа. Устно составьте
словосочетания с этими словами в форме И. и В.
падежах.
Работа по учебнику: с.30 №60
Работа в парах. Задание: найти и выписать
предложение в котором прилагательные стоят в Ип. и
В.п. Выделить окончания. Определить падежи.
Подчеркнуть грамматическую основу.
Проговаривают новый способ проверки по схеме:
Учитель оказывает помощь слабо усваивающим
материал.
2) Учитель диктует словосочетания вразброс.
Задание: распределить словосочетания в два столбика
по падежам.
- Тёмная туча, на чистую парту, за синюю шторку,
вкусная каша, грамотная речь, через глубокую речку.
Слабоуспевающим ученикам выдаётся конверт с
разрезными словосочетаниями, они пробуют
распределить на парте. Учитель проверяет, оказывает
помощь если потребуется. Затем они пишут.
(Проговаривание нового знания) устно №61
н/р: синяя игрушка(И.п.), синюю игрушку(В.п.)
любимая школа, любимую школу
В тетрадях пишут: Вечерняя радуга предвещает
хорошую погоду. Выполняют задания. Совещаются.
Проверка. Ответы детей
выставляют 1 балл
Записывают в два столбика, выделяют окончания.
И.п В.п.
Темная туча на чистую парту
вкусная каша за синюю шторку
грамотная речь через глубокую речку
Проверка: один ученик на доске распределяет
напечатанные словосочетания и крепит на магниты.
На местах осуществляется взаимопроверка.
выставляют 1 балл
VII. Информация о
домашнем задании
На выбор : 1)С.30 № 62
2) Более сложное с.31 №63
Итог урока, рефлексия
учебной деятельности.
- Какие задачи мы ставили на урок?
- Достигли ли мы этих задач?
- Оцените свою работу на уроке посчитайте баллы за
работу на уроке. Сами оцените качество письма в
тетради по критериям в 1 балл, если выполнены записи
без ошибок, аккуратно, старательно.
Учитель комментирует работу, добавляет балл тем, кто
проявил активность.
- Всем спасибо за работу!
Выполняют работу, анализируют, контролируют и
оценивают результат, рефлексия своих действий.
Проводят самооценку. Выставляют в оценочный лист
кол-во баллов, переводят в отметку за урок.
выставляют 1 балл