Напоминание

"Творчество Корнея Ивановича Чуковского"


Автор: Роянова Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1347
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: конспект
Тема: "Творчество Корнея Ивановича Чуковского"
Раздел: начальное образование





Назад





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК

«ТВОРЧЕСТВО КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО»

ПЛАН
1. Вступительное слово учителя. 2. Знакомство с творчеством писателя. 3. Заключительное слово учителя.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Выставка книг К.И. Чуковского. 2. Выставка детских иллюстраций и поделок к произведений К.И.Чуковского. 3. Портрет К.И. Чуковского. 4. Видеопроектор.
1.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

(На экране слайд с портретом К.И. Чуковского)
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством писателя К.И. Чуковского. Но сначала, назовите, пожалуйста, имя и отчество Чуковского (Корней Иванович). Нет, настоящее имя Чуковского –
Николай Васильевич
. И фамилия Чуковский тоже не настоящая – это псевдоним. Расскажите, что такое псевдоним.
Справка для учителя
: «
псевдоним»
– вымышленное имя или фамилия, которой пользуется писатель, артист, политический деятель, заменяя своё подлинное имя. Свой псевдоним Чуковский взял из своей настоящей фамилии:
КОРНЕЙЧУКОВ.

Это была историческая справка. А мы знаем писателя под именем Корней Иванович Чуковский. К сожалению, жизненный путь Корнея Ивановича – сказочника, переводчика, критика, детского писателя – уже завершён. 1 апреля этого года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 134 года. Нет среди нас Чуковского, но книги его живут и будут жить долго. Корней Иванович был весёлым, жизнерадостным человеком, он любил детей, у него были прекрасные отношения с детьми любого возраста. Чуковский написал много произведений для детей и о детях.
(На экране слайды с книгами К.И. Чуковского)
О детях, их интересных мыслях написана книга
«От 2 до 5»
. Послушайте отрывок из этой книги.
2. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЕМ

Первый ведущий:
«Было когда-то веселое время: жилье мое стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса очень длинная, около двух километров, сплошь была усеяна, Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Слоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой. Мы строили на песке неприступные крепости, спускали на воду бумажные флоты». Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться.
Второй ведущий:
Когда Ляле было 2,5 года, ее спросил какой-то незнакомец: - Ты хотела бы быть моей дочкой? Она величаво ответила: - Я мамина и больше «никовойная». Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход. - Мама, мама, паровоз купается! – пылко закричала она.

Третий ведущий:
Приятно узнавать от детей, что у лысого голова – босиком, что от мятных лепешек во рту – сквознячок, что муж стрекозы – «стрекозел». И очень забавляли меня такие детские речения и возгласы: - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились. - Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились. Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам. - Зачем ты это сделал? - Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее. - Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь «Макарона».
Первый ведущий:
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: - «Жил да был крокодил, - Он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
Второй ведущий:
Случай, о котором вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: «Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!» Так родился на свет «Мойдодыр».
(На экране отрывок из мультфильма «Мойдодыр»)


Учитель, показывая на портрет К.И.Чуковского:
Давайте посмотрим на портрет Корнея Ивановича. Опишите этого человека. А вот как описывают Чуковского, люди которые были с ним знакомы: «Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свивающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка». Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и нами родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федориного горя», «Бармалея», «Мухи- Цокотухи», «Телефона». Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
(На экране отрывок из мультфильма «Федорино горе» )

Дети рассказывают стихи К.Чуковского:
- «Головастики»; - «Бутерброд»; - «Радость»; - «Поросенок».
(На экране слайды с рисунками детей)

Учитель продолжает:
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Итак, вы познакомились с чем-то новым о К.И. Чуковском, вспомнили то, что знали о его творчестве. Ещё много раз в жизни вы будете встречаться с произведениями К.И. Чуковского. Вы больше узнаете о нём как о переводчике. Он перевел с английского: «Приключения барона Мюнхгаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»,
«Приключения маленького оборвыша», «Принца и нищего», «Рикки-Тикки- Тиви» и другие (учитель показывает эти книги). В конце праздника участники награждаются книгами и открытками.


В раздел образования