Напоминание

Основные проблемы формирования письменной речи у детей с задержкой психического развития


Автор: Бондарь Людмила Гавриловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО №2
Населённый пункт: г. Красноармейск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Основные проблемы формирования письменной речи у детей с задержкой психического развития
Раздел: начальное образование





Назад




Основные проблемы формирования письменной речи у детей с задержкой

психического развития

В настоящее время для учителей начальной школы особенно актуален вопрос

обучения письму и чтению детей с задержкой психического развития (ЗПР). Эта категория

школьников является одной из самых многочисленных среди современных учащихся.

Ухудшение

здоровья

младших

школьников,

недостаточность

развития

высших

психических функций, обеспечивающих готовность к обучению, приводят к увеличению

распространённости проявления у детей ЗПР. Такие понятия, как минимальная мозговая

дисфункция, психический инфантилизм, гиперактивность, синдром дефицита внимания,

школьная дезадаптация прочно вошли в практику педагогов не только коррекционных, но

и общеобразовательных школ. При всей неоднородности проблем, объединённых под

термином «задержка психического развития», можно выделить и ряд черт, объединяющих

детей этой группы. Такие ученики всегда имеют также и задержанное речевое развитие:

нарушение фонетико-фонематического слуха, скудный словарный запас, сложность в

подборе обобщающих понятий, использование в речи лишь простых грамматических

конструкций. Всё это приводит к появлению своеобразных сложностей при обучении

письму и проявляется в специфических ошибках, характерных для детей с подобными

нарушениями.

Некоторые

учителя

считают

подобные

ошибки

нелепыми,

вызванными

невнимательностью или ленью, и не уделяют им должного внимания. Однако без

специальной помощи ребёнок не в состоянии будет с ними справиться, ему требуется

помощь квалифицированных логопеда и психолога, а также повышенное внимание и

использование специальных обучающих приёмов со стороны учителя. Поэтому педагоги,

работающие с детьми с ЗПР, должны уметь распознавать эти ошибки, отличать их от

орфографических, знать их причины, и, исходя из этого, строить работу с такими

учениками.

Так, характерными ошибками для учеников с нарушениями письма являются:

перестановки букв и слогов;

пропуски гласных и согласных букв и слогов

появление лишних букв и слогов

сложность с дифференциацией гласных первого и второго ряда

искажённое написание букв, замена графически сходных букв ц/щ, ш/щ, о/а.

замены букв, обозначающих сходные звуки

недописывание, перестановка, пропуски слов в предложении

неправильное согласование и управление различных частей речи, неправильный

выбор падежных форм существительных

ошибки в написании предлогов и союзов

Кроме

специфических

ошибок,

дети

с

задержкой

психического

развития

испытывают сложности и с овладением грамматическими правилами, что также связано с

несформированностью у них определённых сторон речи. Например, нарушение фонетико-

фонематического слуха приводит к тому, что ребёнок не слышит ударный гласный,

поэтому затрудняется с определением безударного, следовательно, и в правильном

подборе проверочного слова. Ученики не чувствуют разницы в произношении одиночных

и удвоенных согласных, что отражается в соответствующих ошибках при письме.

Дети с ЗПР часто испытывают затруднения в распознавании интонационной и

смысловой законченности

предложения.

Отсюда

сложности в

усвоении

правила

постановки точки в конце предложения и начала следующего с заглавной буквы.

В качестве отдельной проблемы стоит выделить низкую мотивированность у детей с

ЗПР к овладению письменной речью. Для них это сложный, трудный процесс, требующий

значительного напряжения сил. Это деятельность, которая им не даётся, и за которую они

часто получают порицания от учителей и родителей. Поэтому важно фиксировать

внимание даже на незначительных успехах, поощрять любое старание ребёнка на пути к

прогрессу.

Большая часть этих проблем может и должна быть устранена при помощи

целенаправленной коррекционной работы, которую желательно начать как можно раньше.

Если ребёнок своевременно не получит соответствующую помощь, то на более поздних

этапах обучения у него возникнут стойкие затруднения в усвоении материала по родному

языку в целом и, в особенности, в написании творческих работ – изложений и сочинений.

Коррекционная работа должна быть тесно связана с процессом обучения. Но учитель

не должен дублировать или заменять логопеда. Выполняя свою основную работу, он

создаёт базу, на которой будет строиться коррекционный процесс. Например, введение

понятия «звонкие и глухие согласные» должно сопровождаться работой по их

дифференциации. Работая над слоговой структурой слова, необходимо дать понятие о

слогообразующей роли гласных. Тема «Безударные гласные» должна сопровождаться

развитием у детей умения слышать и различать ударный и безударный гласный, а для

этого необходимо вспомнить темы «Ударение», «Состав слова», «Родственные слова».

Для улучшения усвоения учебного материала школьники с ЗПР нуждаются в его

значительной детализации, так как испытывают затруднения в установлении связи

изучаемого материала с уже пройденным. Также, для облегчения восприятия, они

нуждаются в большом количестве наглядных пособий. Необходимо неоднократно

приводить образцы выполнения заданий с подробным, поэтапным анализом каждого

производимого действия. Инструкции должны быть точны и на начальном этапе не

содержать нескольких требований.

Поскольку у детей с ЗПР зачастую не сформирована произвольная саморегуляция

деятельности,

контроль

и

анализ

производимых

действий,

важно

осуществлять

совместное проговаривание плана выполнения задания, комментирование по ходу работы,

подведение итогов и анализ результатов.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что современные изменения в

жизни общества не могут не отразиться на качестве развития детей и на их здоровье, а

соответственно

и на методах их обучения. Системный подход, лежащий в основе

взаимосвязи

обучающего

и

коррекционного

процессов

благоприятно

влияет

на

успешность овладения письмом и умение применять грамматические правила, воспитание

«чувства языка» и умение грамотно передавать содержание услышанного и увиденного.

Использование научных и методических разработок на стыке различных дисциплин,

взаимодействие педагогов общеобразовательного и коррекционного направлений, может

позволить повысить эффективность и продуктивность педагогического воздействия.



В раздел образования