Автор: Бондарь Людмила Гавриловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЦО №2
Населённый пункт: г. Красноармейск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Основные проблемы формирования письменной речи у детей с задержкой психического развития
Раздел: начальное образование
Основные проблемы формирования письменной речи у детей с задержкой
психического развития
В настоящее время для учителей начальной школы особенно актуален вопрос
обучения письму и чтению детей с задержкой психического развития (ЗПР). Эта категория
школьников является одной из самых многочисленных среди современных учащихся.
Ухудшение
здоровья
младших
школьников,
недостаточность
развития
высших
психических функций, обеспечивающих готовность к обучению, приводят к увеличению
распространённости проявления у детей ЗПР. Такие понятия, как минимальная мозговая
дисфункция, психический инфантилизм, гиперактивность, синдром дефицита внимания,
школьная дезадаптация прочно вошли в практику педагогов не только коррекционных, но
и общеобразовательных школ. При всей неоднородности проблем, объединённых под
термином «задержка психического развития», можно выделить и ряд черт, объединяющих
детей этой группы. Такие ученики всегда имеют также и задержанное речевое развитие:
нарушение фонетико-фонематического слуха, скудный словарный запас, сложность в
подборе обобщающих понятий, использование в речи лишь простых грамматических
конструкций. Всё это приводит к появлению своеобразных сложностей при обучении
письму и проявляется в специфических ошибках, характерных для детей с подобными
нарушениями.
Некоторые
учителя
считают
подобные
ошибки
нелепыми,
вызванными
невнимательностью или ленью, и не уделяют им должного внимания. Однако без
специальной помощи ребёнок не в состоянии будет с ними справиться, ему требуется
помощь квалифицированных логопеда и психолога, а также повышенное внимание и
использование специальных обучающих приёмов со стороны учителя. Поэтому педагоги,
работающие с детьми с ЗПР, должны уметь распознавать эти ошибки, отличать их от
орфографических, знать их причины, и, исходя из этого, строить работу с такими
учениками.
Так, характерными ошибками для учеников с нарушениями письма являются:
перестановки букв и слогов;
пропуски гласных и согласных букв и слогов
появление лишних букв и слогов
сложность с дифференциацией гласных первого и второго ряда
искажённое написание букв, замена графически сходных букв ц/щ, ш/щ, о/а.
замены букв, обозначающих сходные звуки
недописывание, перестановка, пропуски слов в предложении
неправильное согласование и управление различных частей речи, неправильный
выбор падежных форм существительных
ошибки в написании предлогов и союзов
Кроме
специфических
ошибок,
дети
с
задержкой
психического
развития
испытывают сложности и с овладением грамматическими правилами, что также связано с
несформированностью у них определённых сторон речи. Например, нарушение фонетико-
фонематического слуха приводит к тому, что ребёнок не слышит ударный гласный,
поэтому затрудняется с определением безударного, следовательно, и в правильном
подборе проверочного слова. Ученики не чувствуют разницы в произношении одиночных
и удвоенных согласных, что отражается в соответствующих ошибках при письме.
Дети с ЗПР часто испытывают затруднения в распознавании интонационной и
смысловой законченности
предложения.
Отсюда
сложности в
усвоении
правила
постановки точки в конце предложения и начала следующего с заглавной буквы.
В качестве отдельной проблемы стоит выделить низкую мотивированность у детей с
ЗПР к овладению письменной речью. Для них это сложный, трудный процесс, требующий
значительного напряжения сил. Это деятельность, которая им не даётся, и за которую они
часто получают порицания от учителей и родителей. Поэтому важно фиксировать
внимание даже на незначительных успехах, поощрять любое старание ребёнка на пути к
прогрессу.
Большая часть этих проблем может и должна быть устранена при помощи
целенаправленной коррекционной работы, которую желательно начать как можно раньше.
Если ребёнок своевременно не получит соответствующую помощь, то на более поздних
этапах обучения у него возникнут стойкие затруднения в усвоении материала по родному
языку в целом и, в особенности, в написании творческих работ – изложений и сочинений.
Коррекционная работа должна быть тесно связана с процессом обучения. Но учитель
не должен дублировать или заменять логопеда. Выполняя свою основную работу, он
создаёт базу, на которой будет строиться коррекционный процесс. Например, введение
понятия «звонкие и глухие согласные» должно сопровождаться работой по их
дифференциации. Работая над слоговой структурой слова, необходимо дать понятие о
слогообразующей роли гласных. Тема «Безударные гласные» должна сопровождаться
развитием у детей умения слышать и различать ударный и безударный гласный, а для
этого необходимо вспомнить темы «Ударение», «Состав слова», «Родственные слова».
Для улучшения усвоения учебного материала школьники с ЗПР нуждаются в его
значительной детализации, так как испытывают затруднения в установлении связи
изучаемого материала с уже пройденным. Также, для облегчения восприятия, они
нуждаются в большом количестве наглядных пособий. Необходимо неоднократно
приводить образцы выполнения заданий с подробным, поэтапным анализом каждого
производимого действия. Инструкции должны быть точны и на начальном этапе не
содержать нескольких требований.
Поскольку у детей с ЗПР зачастую не сформирована произвольная саморегуляция
деятельности,
контроль
и
анализ
производимых
действий,
важно
осуществлять
совместное проговаривание плана выполнения задания, комментирование по ходу работы,
подведение итогов и анализ результатов.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что современные изменения в
жизни общества не могут не отразиться на качестве развития детей и на их здоровье, а
соответственно
и на методах их обучения. Системный подход, лежащий в основе
взаимосвязи
обучающего
и
коррекционного
процессов
благоприятно
влияет
на
успешность овладения письмом и умение применять грамматические правила, воспитание
«чувства языка» и умение грамотно передавать содержание услышанного и увиденного.
Использование научных и методических разработок на стыке различных дисциплин,
взаимодействие педагогов общеобразовательного и коррекционного направлений, может
позволить повысить эффективность и продуктивность педагогического воздействия.