Напоминание

"Обучение первоначальному чтению"


Автор: Зорина Марина Петровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Щёкино, Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение первоначальному чтению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Обучение первоначальному чтению.

Чтение

основное

средство

обучения,

инструмент

познания

окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребенка.

Овладение слиянием букв в слоги – задача очень сложная, для детей. Многие

из них испытывают большие трудности в самостоятельном определении

ориентиров чтения. Эту работу для них следует сделать наиболее доступной

и понятной.

Устная речь, как известно, развивается у ребенка в процессе

подражания. Подражание – влияние взрослого на развитие речи ребенка.

Вполне логично предположить, что обучение прочтению слияний по

подражанию – наиболее естественный методический прием, вводящий

ребенка в мир грамотности. Ребенок овладевает этим не теоретически, а

чисто практически: он видит, как читает взрослый, подражает ему, в

процессе подражания улавливает механизм чтения и путем упражнений

овладевает этим механизмом. Поэтому обучение чтению сводится к показу

элементов, из которых должна строится процедура чтения, и всевозможным

подсказкам,

облегчающим

ученику

догадку,

открытие

механизма

от

элементов к результату.

Одной из таких подсказок являются наглядные графические схемы

(дуга ( ͜

) и точка ( . )) Дуга – это согласный звук с последующим гласным.

Точка – это или гласный звук предшествующего согласного, или согласный с

мягким знаком.

С А Н С А С А Н Н С А Н С А Н

Н А С Н А Н А С С Н А С Н А С

С О Н С О С О Н Н С О Н С О Н

Н О С Н О Н О С С Н О С Н О С

Слоговые таблицы избавят детей от многих трудностей, так как их

внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса.

Ученики не смогут заполнить набор слогов, поэтому будут читать их

многократно, отрабатывая при этом и подвижность артикуляционного

аппарата. Кроме слоговых таблиц, очень хорошо отрабатывать технику

чтения на столбиках слов с одинаковыми гласными или слов, имеющих

одинаковое начало или конец. В столбиках слов можно увидеть, как

получаются новые слова при изменении одной или нескольких букв,

наблюдать гнезда родственных слов.

ЛАК ГОРОД ПАЛКА

РАК ГОРОДА ГАЛКА

БАК ГОРОДОК СВАЛКА

МАК ГОРОДКИ РУСАЛКА

ТАК ГОРОДОЧЕК ВЕЩАЛКА

КАК ГОРОДИЩЕ СКАКАЛКА

Педагог может попросить детей прочитать слова в столбиках, выделяя

те, значение которых им известно. В данном случае активно действуют

зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат

смысловой переработки воспринятой информации.

При

сочетании

раздражителей

в

виде

слова

и

его

значения

устанавливаются соответствующие мозговые связи, в результате чего

достаточно бывает ребенку услышать то, или иное слово, как он немедленно

ответит на него соответствующими речедвигательными процессами и ясно

представит себе зрительный образ этого слова.

Следовательно, в процессе обучения можно идти ( и это оказывается

гораздо более простым) от восприятия зрительного образа слова к его

звучанию.

Мгновенная

реакция

на

зрительное

изображение

ведет

к

увеличению скорости и эффективности чтения.



В раздел образования