"Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей"
Автор: Полякова Марина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования, руководитель театра моды "интрига" Учебное заведение: МАУДО Центр Дополнительного Образования Населённый пункт: г.Балаково, Саратовская область Наименование материала: Методическое пособие Тема: "Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей" Раздел: дополнительное образование
администрации Балаковского муниципального образования
МАОУ ДОД ЦДОД
Методическое пособие
«Методические рекомендации о
взаимодействии образовательного
учреждения с семьей».
Автор: Полякова М.Н. – педагог ДОД
г. Балаково,
2015 год.
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного
учреждения с семьёй.
На
основании
нормативных
правовых
документов
педагогический
коллектив
каждого
образовательного
учреждения
стремится
к
созданию
открытой
социально-педагогической
системы,
готовой
к
укреплению
и
расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде
всего
с
семьёй.
Актуальными
оказываются
анализ,
обобщение
и
проектирование
взаимодействия
семьи
и
образовательных
учреждений
в
интересах развития личности ребёнка.
Основные
направления
организации
работы
образовательного
учреждения с семьёй:
Составление
характеристик
семей
обучающихся
(состав
родителей,
сфера их деятельности, образовательный и социальный уровень).
Организация диагностической работы по изучению семей.
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной
групповой и индивидуальной работе с семьёй. Организация психолого
– педагогического просвещения родителей.
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно значимой деятельности и досуга
родителей и учащихся (воспитанников).
Выявление и использование в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа
жизни
семьи,
в
профилактике
и
диагностике
наркомании,
в
предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Использование
различных
форм
сотрудничества
с
родителями
–
отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально
значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Создание
условий
для
обеспечения
прав
родителей
на
участие
в
управлении
образовательным
учреждением,
организации
учебно-
воспитательного
процесса:
помощь
в
организации
деятельности
общественных
родительских
формирований
(Совета
учреждения,
попечительского совета, родительского комитета, Совета отцов и др.);
объединений
родителей
по
семейным
проблемам
(школа
молодых
родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов,
одиноких матерей, родителей – инвалидов, семейные клубы).
Активное
включение
в
работу
с
семьёй
педагога
–
психолога,
социальных
педагогов,
педагогов
дополнительного
образования,
старшего
вожатого,
педагогов
–
организаторов,
библиотекаря,
воспитателей (групп продлённого дня).
Организация
помощи
родителям
в
развитии
у
детей
социального
опыта,
коммуникативных
навыков
и
умений,
п од гото в ке
старшеклассников
к
семейной
жизни
(факультативы,
спецкурсы,
кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни»,
«Основы семейного воспитания»).
Разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей,
музея семейных традиций и др.).
Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг в
системе дополнительного образования осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- неограниченное (по времени) пребывание родителей в период адаптации
ребёнка;
-
информационно-
педагогические
материалы,
выставки
детских
работ,
которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой данного
учреждения;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по
воспитанию
и
развитию
ребёнка:
эти
взаимоотношения
следует
рассматривать как искусство диалога взрослых с ребёнком на основе
знания
психических
особенностей
его
возраста,
учитывая
интересы,
способности и предшествующий опыт ребёнка;
-
проявление
понимания,
терпимости
и
такта
в
воспитании
и
обучении
ребёнка,
стремление
учитывать
его
интересы,
не
игнорируя
чувства
и
эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- семейные экскурсионные программы;
- систему социально – правовых и медико – педагогических занятий для
родителей;
- праздники и концерты для семей;
- семейные клубы и мастерские.