Напоминание

"Хлеб всему голова"


Автор: Лисунова Мария Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ " Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа интернат № 18
Населённый пункт: Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: "Хлеб всему голова"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час

«Х

леб всему голова

»

Подготовила:

Учитель начальных классов Лисунова М.Ю.

Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена

люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к

нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о

том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а

другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и

разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях

хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории,

связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше

повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными

глазами взглянуть на хлеб наш насущный.

Внеклассное мероприятие для учащихся 4-5 классов. Использовать

материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.

Цель: Формирование

представления

о

хлебе

как

основе

жизни

человека.

Задачи:

1.

Образовательная: расширить представление учащихся о хлебе, о

том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и

трепетно относились к нему.

2.

Учащиеся

могут

использовать

при

подготовке

домашнего

задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.

3.

Развивающая: развивать

индивидуальные

творческие

способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение,

умение мыслить нестандартно.

4.

3.Воспитательная: прививать интерес литературе.

Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей

Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:

Хлеб наш насущный всегда был в почёте.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам-умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

А. Гришин

Чем больше мы узнаем о хлебе, тем сильнее убеждаемся, что ничто так

не роднит человека с природой, как этот продукт. И как бы ни менялась наша

жизнь, она по – прежнему немыслима без хлеба и хлебобулочных изделий: в

праздники и в будни они всегда с нами, как наша главная поддержка и опора.

Недаром испокон веков в честь хлеба слагались гимны, песни, совершались

обряды, устанавливались праздники, приуроченные к посевной страде и

сбору урожая. И хотя многие обряды, как и странички истории, связанные с

хлебом, уходят в прошлое, знание о них остается не только в памяти народа,

оно запечатлено в экспозиции Музея хлеба, который в 1988 году распахнул

свои двери в Санкт – Петербурге на Лиговке. Это единственный в нашей

стране и тринадцатый в мире музей, целиком посвященный не только

развитию хлебного дела в России с древнейших времен и до дней нынешних.

Хранит он и мудрые традиции, связанные с хлебом. Здесь все проникнуто

бережливым, трепетным отношением человека к каждой корочке, к каждой

горбушке. В музее собрано более 14000 экспонатов, отображающих быт,

уклад жизни наших предков, а также многообразный ассортимент, все

изменения и преобразования, связанные с выпечкой хлеба на протяжении

веков. В одном из залов воссоздана небольшая петербургская пекарня,

оснащенная всем необходимым оборудованием для производства хлеба и

торговли им.

Памятник хлебу был открыт в городе Зеленогорске (Ленинградская

область) на проспекте Ленина в 2003 году. На гранитном постаменте лежат

бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции – черный хлеб, от

которого отрезано несколько небольших кусков, символизирующие 125

граммов

блокадного

хлеба.

Кроме

военной буханки

присутствует и

современная продукция местного хлебокомбината - сухари, батон, бублики.

Автор памятника А. Аветисян.

Тайна записной книжки:

На Руси существовал обычай – после еды со стола сгрести в ладонь

хлебные крошки и съесть. Часто, когда старые люди учат тому обычаю,

молодые только улыбаются: «Не рационально. Крошечную прибавку к обеду

желудок просто не заметит». Верно, человек не воробей. Да не в этом дело.

Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы»,

выказывают ему свое почтение. Во многих культурах хлеб запрещалось

выбрасывать, это считалось грехом. «Кто куски бросает, а не птицам

скармливает, тот бедным станет» - считали наши предки.

Лепёшка

Вы, ребята, конечно, знаете, что первый хлеб представляет собой

подобие запеченной кашицы. Приготовленной из крупы и воды. Так в мир

пришла лепёшка. Круглая по форме и довольно твердая по содержанию.

Поскольку ее еще и подсушивали на нагретых камнях. Готовили такие

лепешки из дробленого зерна пшеницы, ячменя. Проса, овса или из их смеси,

добавляли к ним воду, а иногда и молоко, немного жира. Такие лепёшки ели

только в горячем виде, потому что при остывании они быстро черствели и

становились совершенно несъедобными, приходилось измельчать их и снова

смешивать с водой.

Потомки такой лепёшки изготавливаются и в настоящее время из

различных круп по всему миру. Поэтому не удивляйтесь, когда услышите

или прочтете, что, к примеру, матнакаш – это армянская лепёшка, нокаке –

кукурузные лепешки из индийской кухни, а инжера – эфиопская лепёшка.

Хлеб в виде лепёшки стал основой пищи многих древних цивилизаций:

шумеры ели ячменные лепешки, а в 12 веке до н.э. египтяне торговали

лепёшками, которые назывались «та».

Круглые,

овальные,

прямоугольные,

лепёшки

выпекаются

из

различного теста и различными способами и конечно же называются по -

разному, потому что прочно прописались чуть ли не во всех кухнях мира – от

средиземноморской до латиноамериканской. Суть одна – это плоский

печеный хлеб. Так что лепёшка – она и в Африке лепёшка.

Тайна записной книжки:

Традиция подачи некоторых кушаний на ломтях хлеба или лепёшках,

существовавшая еще у древних греков и римлян, стала как бы прототипом

пиццы. Но понадобились многие века, для того чтобы в Европу наконец – то

завезли помидоры. Произошло это важное событие в начале 16 века, тогда же

в Неаполе появился прообраз современной итальянской пиццы.

Лаваш

Как сказывают, жил да был в давние времена в Армении царь по имени

Арам. Случилось так, что в одном из боев он попал в плен к ассирийскому

царю Носору. Победитель поставил условие: «Десять дней ты останешься

голодным, без хлеба. На одиннадцатый день будешь состязаться со мной в

стрельбе из лука – если победишь, отпущу тебя невредимым, вернешься к

своему народу с достойными царю подарками». На следующий день Арам

приказал, чтобы из армянской армии, стоящей у границ Ассирии, принесли

самый красивый его панцирь. Ассирийские гонцы поспешили в путь. Армяне

тут же поняли, что их царь на что – то намекает, и, чтобы выиграть время и

подумать, задержали на всю ночь гонцов. На рассвете ассирийцы заспешили

в обратную дорогу и подали царю Араму панцирь. Они не могли даже

предположить, что в броне спрятан очень тонкий хлеб. Да и кто в те времена

мог слышать о лаваше, даже предположить не могли, что хлеб можно

спрятать в панцирь. Арам взял панцирь, а потом заявил, не этот самый

красивый. Вновь послали гонцов, и те принесли другой панцирь. Но и этот

армянскому царю не понравился. И гонцы каждый день до истечения срока

каждый раз, сами того не подозревая, приносили Араму лаваш. На

одиннадцатый день Арам и Носор вышли на стрельбище. Носор был уверен,

что Арам, оставшись без хлеба, пал силами и духом, утерял меткость глаза.

Но Арам стал победителем в состязании и с честью возвратился в свою

страну. Армянский хлеб спас его. Возвратился царь и велел чтоб по всей

стране:

в

Армении

вместо

других

хлебов

пекут

лаваш.

Так до сих пор и пекут лаваш – пресный белый хлеб в виде тонкой лепешки

из пшеничной муки, именуемый также армянским хлебом. Широко

распространен этот хлеб в Иране, и на Ближнем Востоке, где при выпечке

нередко добавляют к нему семена кунжута или мак.

Да и в современной России лаваш пришёлся ко столу. Его можно

купить и как отдельный вид хлеба, так же его используют, для приготовления

шаурмы (ближневосточное блюдо).

В отличие от тонкого лаваша, о котором сложена легенда, «толстый»

лаваш в виде круглой лепёшки ничем не прославился. Зато его тоже с

удовольствием едят, чем он и горд.

Хачапури

Грузинские хачапури – лепёшки с сыром – уже давно и прочно вошли в

нашу российскую жизнь. Мало того, многие знают – грузинскую кухню

только по хачапури. Поэтому не удивительно, что, пожалуй, нет ни одной

булочной, где бы не продавались эти вкусные хлебные изделия, название

которых происходит от грузинских слов «хлеб» - «пури» и «творог» - «хачо».

Название то одно, но в каждой грузинской области – свой «хачапури», к

которому, как ярлык или знак качества, прикрепляется название места

происхождения. Так, аджарские хачапури пекут в форме лодочки и заливают

яйцом. Императорские хачапури – круглые. Мегрельские – тоже круглые, но

сверху покрыты сыром (преимущественно сулугуни). Рачинские хачапури –

круглые, с фасолевой начинкой, сваренной с рачинским беконом. В

хевсурский хачапури помимо сыра кладут еще и травы. Также есть хачапури

слоеные, в виде конвертиков или треугольников (их выпекают в Армении),

есть открытые, напоминающие ватрушки, а есть хачапури – пироги.

Тесто для этого вида хлеба должно быть очень мягким и нежным – это

состояние определяется на ощупь, поэтому в рецептах настоящего хачапури

обычно не дается точное количество муки, необходимой для замеса теста.

При этом одни хачапури запекают в духовке, другие жарятся прямо на

сковороде на очень сильном огне (специальная каменная сковорода для

жарки хачапури называется «кецо»). В Грузии к хачапури обычно подаются

различные национальные соусы.

Булочка сдобная

Когда заходишь в булочную или заглядываешь в кондитерскую, глаза

разбегаются от обилия

всяческой

выпечки.

Особенно много

вкусно

пахнущих и свежих, еще «дышащих» сдобных булочек. И с маком, и с

корицей, с повидлом и орехами, с изюмом и цукатами, с курагой и

черносливом, посыпанные сахаром, и с какими – нибудь еще начинками… И

каких только ароматных и аппетитных булочек не сыщешь в хлебной

витрине.

И все они делаются из дрожжевого или сдобного теста, в них

обязательно кладется много масла и сахара. Видимо, именно поэтому они

такие вкусные и сытные, а главное – сами просятся в рот. Можно

позавидовать тем счастливчикам, кому мама или бабушка готовят такие

вкусности на завтрак. Отламываешь кусочек еще пышущей домашним

теплом булочки, щедро смазываешь его сливочным маслом и обильно

сдабриваешь джемом. Густым вареньем или тягучим янтарным седом…

Кладешь это счастье в рот, запиваешь глотком чая или кофе и отчетливо

понимаешь: жизнь прекрасна. И уже с настроением идёшь в школу. А все –

благодаря вкусным сдобным булочкам, которые с утра придали твоей жизни

новый, ароматный оттенок.

Пита

Не каждый хлеб может похвастаться тем, что у него есть… карман.

Настоящий, большой, вместительный, почти как у кенгуру. А вот этот хлеб –

может.

Вы наверно догадались, что речь идет о пите (произносится с

ударением на «и») – круглом, плоском пресном хлебе, выпекаемом как из

обойной муки, так и из пшеничной муки высшего сорта. Пита пользуется

особым уважением и почитанием на Средиземном побережье и в странах

Ближнего Востока. Именно в её карман, широко открывающийся, если

надрезать край готовой питы острым ножом. Можно положить и много

салата, и немало мяса. Затем следует окунуть все это сооружение в какой –

нибудь терпкий соус. В традиционной арабской пите кармашек формируется

как бы сам по себе: водяной пар, образующийся в тесте при выпечке питы,

скапливается в пузыре в центре лепёшки, отделяя слои теста и образуя там

пустоты. Они – то при надрезе и становятся карманами.

Первые упоминания о таком хлебе можно найти в Ветхом Завете. В

оригинале, написанном на иврите(древнееврейском языке), упоминается «пат

хлеба», что можно перевести как «большая хлебная пита», «каравай». На

русский язык это словосочетание переведено как «хлеб».

Средний диаметр традиционной арабской питы обычно 15 – 20

сантиметров. А грузинский лаваш, как выяснилось, является её ближайшим

родственником. Но не тонкий лаваш, а толстый, в виде больших пышных

караваев, только без карманов.

Вот и подошли к концу наши хлебные истории. Это лишь небольшая

часть. И я надеюсь, что вы ребята, нашли в них и что – то важное, полезное и

для себя, для своего понимания и отношения к хлебу. Не забывайте, что хлеб

– он был, есть и будет и от вас во многом зависит его дальнейшая история

Список использованных источников:

1.

Хлеб наш насущный : список лит. В 2 ч. Ч. 2 / ГУК «Ряз. обл.

универс. науч. б-ка им. Горького», Отд. техн. лит. ; сост. : С. Г. Рюмин,

Е. Л. Бубнова. – Рязань, 2009. – 9 с.

2.

Афанасьев, О.В. Хлеб блокадного Ленинграда / О.В. Афанасьев //

Хлебопечение России. – 2005. – №3. – С. 36 – 37.

3.

Ильина, О.А. Традиции и современность в хлебопечении /

О.А. Ильина, В.С. Иунихина // Хлебопечение России. – 2008. – № 6.

4.

Косован, А.П. Российское хлебопечение в современных

условиях / А.П. Косован // Хлебопечение России. – 2008. – № 4. – С. 12 – 15.



В раздел образования