Автор: Лисунова Мария Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ " Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа интернат № 18
Населённый пункт: Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: "Хлеб всему голова"
Раздел: начальное образование
Классный час
«Х
леб всему голова
»
Подготовила:
Учитель начальных классов Лисунова М.Ю.
Мы расскажем вам, как появился первый хлеб и как во все времена
люди разных национальностей всегда бережно, и трепетно относились к
нему. Как передавали эту любовь от поколения к поколению. Расскажем о
том, как выпекается хлеб, из чего он делается, почему одни хлеба белые, а
другие черные. Не забудем поведать вам и о хлебном великолепии и
разнообразии: о многочисленных видах и сортах, формах и названиях
хлебобулочных изделий. Обязательно вспомним любопытные истории,
связанные с тем или иным видом хлеба. И хотелось бы верить. Что наше
повествование поможет вам по – новому, добрыми и заинтересованными
глазами взглянуть на хлеб наш насущный.
Внеклассное мероприятие для учащихся 4-5 классов. Использовать
материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование
представления
о
хлебе
как
основе
жизни
человека.
Задачи:
1.
Образовательная: расширить представление учащихся о хлебе, о
том, как во все времена люди разных национальностей всегда бережно, и
трепетно относились к нему.
2.
Учащиеся
могут
использовать
при
подготовке
домашнего
задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
3.
Развивающая: развивать
индивидуальные
творческие
способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение,
умение мыслить нестандартно.
4.
3.Воспитательная: прививать интерес литературе.
Оборудование: Выставка книг о хлебе, выставка рисунков детей
Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
А. Гришин
Чем больше мы узнаем о хлебе, тем сильнее убеждаемся, что ничто так
не роднит человека с природой, как этот продукт. И как бы ни менялась наша
жизнь, она по – прежнему немыслима без хлеба и хлебобулочных изделий: в
праздники и в будни они всегда с нами, как наша главная поддержка и опора.
Недаром испокон веков в честь хлеба слагались гимны, песни, совершались
обряды, устанавливались праздники, приуроченные к посевной страде и
сбору урожая. И хотя многие обряды, как и странички истории, связанные с
хлебом, уходят в прошлое, знание о них остается не только в памяти народа,
оно запечатлено в экспозиции Музея хлеба, который в 1988 году распахнул
свои двери в Санкт – Петербурге на Лиговке. Это единственный в нашей
стране и тринадцатый в мире музей, целиком посвященный не только
развитию хлебного дела в России с древнейших времен и до дней нынешних.
Хранит он и мудрые традиции, связанные с хлебом. Здесь все проникнуто
бережливым, трепетным отношением человека к каждой корочке, к каждой
горбушке. В музее собрано более 14000 экспонатов, отображающих быт,
уклад жизни наших предков, а также многообразный ассортимент, все
изменения и преобразования, связанные с выпечкой хлеба на протяжении
веков. В одном из залов воссоздана небольшая петербургская пекарня,
оснащенная всем необходимым оборудованием для производства хлеба и
торговли им.
Памятник хлебу был открыт в городе Зеленогорске (Ленинградская
область) на проспекте Ленина в 2003 году. На гранитном постаменте лежат
бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции – черный хлеб, от
которого отрезано несколько небольших кусков, символизирующие 125
граммов
блокадного
хлеба.
Кроме
военной буханки
присутствует и
современная продукция местного хлебокомбината - сухари, батон, бублики.
Автор памятника А. Аветисян.
Тайна записной книжки:
На Руси существовал обычай – после еды со стола сгрести в ладонь
хлебные крошки и съесть. Часто, когда старые люди учат тому обычаю,
молодые только улыбаются: «Не рационально. Крошечную прибавку к обеду
желудок просто не заметит». Верно, человек не воробей. Да не в этом дело.
Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы»,
выказывают ему свое почтение. Во многих культурах хлеб запрещалось
выбрасывать, это считалось грехом. «Кто куски бросает, а не птицам
скармливает, тот бедным станет» - считали наши предки.
Лепёшка
Вы, ребята, конечно, знаете, что первый хлеб представляет собой
подобие запеченной кашицы. Приготовленной из крупы и воды. Так в мир
пришла лепёшка. Круглая по форме и довольно твердая по содержанию.
Поскольку ее еще и подсушивали на нагретых камнях. Готовили такие
лепешки из дробленого зерна пшеницы, ячменя. Проса, овса или из их смеси,
добавляли к ним воду, а иногда и молоко, немного жира. Такие лепёшки ели
только в горячем виде, потому что при остывании они быстро черствели и
становились совершенно несъедобными, приходилось измельчать их и снова
смешивать с водой.
Потомки такой лепёшки изготавливаются и в настоящее время из
различных круп по всему миру. Поэтому не удивляйтесь, когда услышите
или прочтете, что, к примеру, матнакаш – это армянская лепёшка, нокаке –
кукурузные лепешки из индийской кухни, а инжера – эфиопская лепёшка.
Хлеб в виде лепёшки стал основой пищи многих древних цивилизаций:
шумеры ели ячменные лепешки, а в 12 веке до н.э. египтяне торговали
лепёшками, которые назывались «та».
Круглые,
овальные,
прямоугольные,
лепёшки
выпекаются
из
различного теста и различными способами и конечно же называются по -
разному, потому что прочно прописались чуть ли не во всех кухнях мира – от
средиземноморской до латиноамериканской. Суть одна – это плоский
печеный хлеб. Так что лепёшка – она и в Африке лепёшка.
Тайна записной книжки:
Традиция подачи некоторых кушаний на ломтях хлеба или лепёшках,
существовавшая еще у древних греков и римлян, стала как бы прототипом
пиццы. Но понадобились многие века, для того чтобы в Европу наконец – то
завезли помидоры. Произошло это важное событие в начале 16 века, тогда же
в Неаполе появился прообраз современной итальянской пиццы.
Лаваш
Как сказывают, жил да был в давние времена в Армении царь по имени
Арам. Случилось так, что в одном из боев он попал в плен к ассирийскому
царю Носору. Победитель поставил условие: «Десять дней ты останешься
голодным, без хлеба. На одиннадцатый день будешь состязаться со мной в
стрельбе из лука – если победишь, отпущу тебя невредимым, вернешься к
своему народу с достойными царю подарками». На следующий день Арам
приказал, чтобы из армянской армии, стоящей у границ Ассирии, принесли
самый красивый его панцирь. Ассирийские гонцы поспешили в путь. Армяне
тут же поняли, что их царь на что – то намекает, и, чтобы выиграть время и
подумать, задержали на всю ночь гонцов. На рассвете ассирийцы заспешили
в обратную дорогу и подали царю Араму панцирь. Они не могли даже
предположить, что в броне спрятан очень тонкий хлеб. Да и кто в те времена
мог слышать о лаваше, даже предположить не могли, что хлеб можно
спрятать в панцирь. Арам взял панцирь, а потом заявил, не этот самый
красивый. Вновь послали гонцов, и те принесли другой панцирь. Но и этот
армянскому царю не понравился. И гонцы каждый день до истечения срока
каждый раз, сами того не подозревая, приносили Араму лаваш. На
одиннадцатый день Арам и Носор вышли на стрельбище. Носор был уверен,
что Арам, оставшись без хлеба, пал силами и духом, утерял меткость глаза.
Но Арам стал победителем в состязании и с честью возвратился в свою
страну. Армянский хлеб спас его. Возвратился царь и велел чтоб по всей
стране:
в
Армении
вместо
других
хлебов
пекут
лаваш.
Так до сих пор и пекут лаваш – пресный белый хлеб в виде тонкой лепешки
из пшеничной муки, именуемый также армянским хлебом. Широко
распространен этот хлеб в Иране, и на Ближнем Востоке, где при выпечке
нередко добавляют к нему семена кунжута или мак.
Да и в современной России лаваш пришёлся ко столу. Его можно
купить и как отдельный вид хлеба, так же его используют, для приготовления
шаурмы (ближневосточное блюдо).
В отличие от тонкого лаваша, о котором сложена легенда, «толстый»
лаваш в виде круглой лепёшки ничем не прославился. Зато его тоже с
удовольствием едят, чем он и горд.
Хачапури
Грузинские хачапури – лепёшки с сыром – уже давно и прочно вошли в
нашу российскую жизнь. Мало того, многие знают – грузинскую кухню
только по хачапури. Поэтому не удивительно, что, пожалуй, нет ни одной
булочной, где бы не продавались эти вкусные хлебные изделия, название
которых происходит от грузинских слов «хлеб» - «пури» и «творог» - «хачо».
Название то одно, но в каждой грузинской области – свой «хачапури», к
которому, как ярлык или знак качества, прикрепляется название места
происхождения. Так, аджарские хачапури пекут в форме лодочки и заливают
яйцом. Императорские хачапури – круглые. Мегрельские – тоже круглые, но
сверху покрыты сыром (преимущественно сулугуни). Рачинские хачапури –
круглые, с фасолевой начинкой, сваренной с рачинским беконом. В
хевсурский хачапури помимо сыра кладут еще и травы. Также есть хачапури
слоеные, в виде конвертиков или треугольников (их выпекают в Армении),
есть открытые, напоминающие ватрушки, а есть хачапури – пироги.
Тесто для этого вида хлеба должно быть очень мягким и нежным – это
состояние определяется на ощупь, поэтому в рецептах настоящего хачапури
обычно не дается точное количество муки, необходимой для замеса теста.
При этом одни хачапури запекают в духовке, другие жарятся прямо на
сковороде на очень сильном огне (специальная каменная сковорода для
жарки хачапури называется «кецо»). В Грузии к хачапури обычно подаются
различные национальные соусы.
Булочка сдобная
Когда заходишь в булочную или заглядываешь в кондитерскую, глаза
разбегаются от обилия
всяческой
выпечки.
Особенно много
вкусно
пахнущих и свежих, еще «дышащих» сдобных булочек. И с маком, и с
корицей, с повидлом и орехами, с изюмом и цукатами, с курагой и
черносливом, посыпанные сахаром, и с какими – нибудь еще начинками… И
каких только ароматных и аппетитных булочек не сыщешь в хлебной
витрине.
И все они делаются из дрожжевого или сдобного теста, в них
обязательно кладется много масла и сахара. Видимо, именно поэтому они
такие вкусные и сытные, а главное – сами просятся в рот. Можно
позавидовать тем счастливчикам, кому мама или бабушка готовят такие
вкусности на завтрак. Отламываешь кусочек еще пышущей домашним
теплом булочки, щедро смазываешь его сливочным маслом и обильно
сдабриваешь джемом. Густым вареньем или тягучим янтарным седом…
Кладешь это счастье в рот, запиваешь глотком чая или кофе и отчетливо
понимаешь: жизнь прекрасна. И уже с настроением идёшь в школу. А все –
благодаря вкусным сдобным булочкам, которые с утра придали твоей жизни
новый, ароматный оттенок.
Пита
Не каждый хлеб может похвастаться тем, что у него есть… карман.
Настоящий, большой, вместительный, почти как у кенгуру. А вот этот хлеб –
может.
Вы наверно догадались, что речь идет о пите (произносится с
ударением на «и») – круглом, плоском пресном хлебе, выпекаемом как из
обойной муки, так и из пшеничной муки высшего сорта. Пита пользуется
особым уважением и почитанием на Средиземном побережье и в странах
Ближнего Востока. Именно в её карман, широко открывающийся, если
надрезать край готовой питы острым ножом. Можно положить и много
салата, и немало мяса. Затем следует окунуть все это сооружение в какой –
нибудь терпкий соус. В традиционной арабской пите кармашек формируется
как бы сам по себе: водяной пар, образующийся в тесте при выпечке питы,
скапливается в пузыре в центре лепёшки, отделяя слои теста и образуя там
пустоты. Они – то при надрезе и становятся карманами.
Первые упоминания о таком хлебе можно найти в Ветхом Завете. В
оригинале, написанном на иврите(древнееврейском языке), упоминается «пат
хлеба», что можно перевести как «большая хлебная пита», «каравай». На
русский язык это словосочетание переведено как «хлеб».
Средний диаметр традиционной арабской питы обычно 15 – 20
сантиметров. А грузинский лаваш, как выяснилось, является её ближайшим
родственником. Но не тонкий лаваш, а толстый, в виде больших пышных
караваев, только без карманов.
Вот и подошли к концу наши хлебные истории. Это лишь небольшая
часть. И я надеюсь, что вы ребята, нашли в них и что – то важное, полезное и
для себя, для своего понимания и отношения к хлебу. Не забывайте, что хлеб
– он был, есть и будет и от вас во многом зависит его дальнейшая история
Список использованных источников:
1.
Хлеб наш насущный : список лит. В 2 ч. Ч. 2 / ГУК «Ряз. обл.
универс. науч. б-ка им. Горького», Отд. техн. лит. ; сост. : С. Г. Рюмин,
Е. Л. Бубнова. – Рязань, 2009. – 9 с.
2.
Афанасьев, О.В. Хлеб блокадного Ленинграда / О.В. Афанасьев //
Хлебопечение России. – 2005. – №3. – С. 36 – 37.
3.
Ильина, О.А. Традиции и современность в хлебопечении /
О.А. Ильина, В.С. Иунихина // Хлебопечение России. – 2008. – № 6.
4.
Косован, А.П. Российское хлебопечение в современных
условиях / А.П. Косован // Хлебопечение России. – 2008. – № 4. – С. 12 – 15.