Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: " Здоровьесберегающие технологии в учреждениях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного
образования Дом детского творчества
г. Минеральные Воды
Здоровьесберегающие технологии в учреждениях
дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования
Саломахина Марина Петровна
2023 г.
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел
свое отражение во многих образовательных документах, в том
числе и в Федеральных государственных образовательных
стандартах дополнительного образования. По ФГОС одним из
направлений деятельности в учреждениях дополнительного
образования является проведение физкультурно -
оздоровительной работы, в том числе и путем использования
здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов
современных инновационных технологий, которые направлены
на сохранение и улучшение здоровья всех участников
образовательного процесса.
Использование таких технологий имеет двустороннюю
направленность:
*
формирование у обучающихся основ здорового образа
жизни, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем
здоровье;
*
организация образовательного процесса без негативного
влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в учреждениях
дополнительного образования по ФГОС отлично сочетаются с
традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их
различными способами осуществления оздоровительной
работы.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
* повышение уровня психического и социального здоровья
воспитанников;
* проведение профилактической оздоровительной работы;
* ознакомление с принципами ведения здорового образа жизни;
* мотивация детей на здоровый образ жизни;
* формирование полезных привычек;
* воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению
здоровья воспитанников учреждений дополнительного образования,
требуемого по ФГОС, используются различные виды современных
здоровьесберегающих технологий:
* физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр,
спортивные мероприятия, занятия, организация прогулок и т.д.);
*экологические технологии (основная цель которых - создание
оптимальных условий жизни и деятельности детей и педагогов);
* работа с родителями (мотивация родителей к ведению здорового
образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с
детьми по формированию у них культуры здорового образа жизни);
* просвещение педагогов (ознакомление с инновационными
здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения,
мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о
возрастных и психологических особенностях школьников);
* образование детей (формирование знаний и навыков о здоровом
образе жизни).
. Существует много эффективных разновидностей
современных здоровьесберегающих технологий.
На занятиях чаще всего используются следующие виды
современных здоровье сберегающих технологий.
Физкультминутки.
Одним из наиболее простых и распространенных видов
здоровьесберегающих технологий являются физкультурные
минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это
кратковременные перерывы в интеллектуальной или
практической деятельности, во время которых дети выполняют
несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
*
смене вида деятельности;
*
предупреждении утомляемости;
*
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
*
активизации кровообращения;
*
активизации мышления;
*
повышении интереса детей к ходу занятия;
*
создании положительного эмоционального фона
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности.
Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного
пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.).
Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным
текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. Время для
проведения выбирается произвольно в зависимости от степени
утомляемости ребят. Физкультминутка может включать
отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Гимнастика для глаз.
К сберегающим здоровье технологиям относится гимнастика
для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений,
направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Гимнастика для глаз необходима для:
*
снятия напряжения;
*
предупреждения утомления;
*
тренировки глазных мышц;
*
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное
правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны
только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме
случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно
делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает педагог,
а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное
сопровождение.
Игровая терапия.
В группах дошкольников и ребят младшего школьного возраста
ведущим видом деятельности здоровьесберегающих технологий
является игровая терапия.
Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в
разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
*
проявить эмоции, переживания, фантазию;
*
самовыразиться;
*
снять психоэмоциональное напряжение;
*
избавиться от страхов;
*
стать увереннее в себе.
Игровая терапия считается отличным средством для борьбы с
детскими неврозами.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий —
сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным
условием повышения результативности учебно-воспитательного
процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником
и успешной личностью.