Автор: Хальзова Ольга Валерьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №1 г. Белебея
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Белебей
Наименование материала: методический доклад
Тема: Личность преподавателя детской школы искусств
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 1 г.Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
Методический доклад
Тема:
«Личность преподавателя детской школы искусств»
Подготовила: преподаватель по программе
«Народные инструменты»
Хальзова Ольга Валерьевна
2023 г.
Содержание
1. Введение.
2. Преподаватель дополнительного музыкального образования.
2.1 Современный педагог-музыкант.
2.2. Специфика профессии педагога-музыканта.
3. Содержание профессиональной деятельности преподавателя ДШИ.
3.1. Сочетание педагогической и исполнительской деятельности.
3.2. Творческий характер деятельности педагога.
4. Влияние личности преподавателя на творческие способности учащихся
ДШИ
5.Заключение.
1.
Введение
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Решение
посвятить этот год Учителю ещё раз подтверждает значимость для общества
гуманистической миссии, которая лежит в основе профессии. Ведь именно
талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию
и развитию, достижениям и открытиям. Учитель формирует ценностные
ориентиры, ищет в каждом ребёнке зёрна таланта, позволяет совершать
ошибки, чтобы найти себя и своё призвание, стать счастливым и
самодостаточным человеком.
Вопросы
профессиональной
деятельности
педагога-музыканта
в
детской школе искусств является сегодня актуальным вопросом. От того,
каким
будет
современный
преподаватель-музыкант,
как
он
станет
осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли учитывать
требования передовых и инновационных методик, во многом зависит
уровень образованности и духовной культуры юного музыканта.
Все виды деятельности и формы работы в музыкальной школе (уроки и
различные
внеклассные
мероприятия)
требуют
от
преподавателя
профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего
педагога.
Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную
сторону духовного состояния человека. При этом эмоциональная реакция на
литературное,
живописное
или
музыкальное
произведение
не
будет
одинаковой. Музыка является искусством, которое обладает наибольшей
силой эмоционального воздействия на человека и тем самым служит одним
из важнейших средств формирования идейных убеждений, нравственных и
эстетических идеалов людей. Никакое другое искусство не вторгается с такой
властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке.
Воздействуя на человека, она с особой силой пробуждает в нем все хорошее,
делает его духовно чище.
Занятие музыкой помимо воспитания музыкального вкуса и развития
музыкальных навыков и способностей, решают огромные по своему
значению, сложнейшие задачи — формирование мировоззрения человека,
его убеждений, взглядов.
Чтобы быть учителем, который идет в ногу со временем, отвечает
требованиям времени, чтобы готовить достойную замену, нужно глубоко
разбираться в тех преобразованиях, которые происходят.
Полное
и
глубокое
усвоение
профилирующих
наук
любой
специальности является необходимым условием преподавания предмета в
школе на современном научном уровне.
Количество информации в настоящее время увеличивается с огромной
скоростью. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы научиться
пополнять свои знания самостоятельно, быть готовым научить этому же
обучающихся.
2. Преподаватель дополнительного музыкального образования.
Преподаватель дополнительного музыкального образования должен
быть ориентирован на решение нескольких групп взаимосвязанных задач:
- профессиональная составляющая - наличие у педагогов специальных
музыкальных знаний, умений и навыков, позволяющих использовать на
уроке полноценный и разнообразный педагогический показ на инструменте;
- общегуманитарная составляющая - знания по возрастной психологии,
обеспечивающие психологическую совместимость в работе с детьми, их
родителями и коллегами;
-
современные
технологические
знания,
позволяющие
свободно
ориентироваться
в
мировом
информационном
пространстве,
умение
находить необходимую информацию и пользоваться ею;
- психологическая составляющая - способность педагога психологически
переключаться
на
работу
с
разными
учениками,
«вживаться»
в
многочисленные роли, вставать на место ученика, а также умение уходить от
инерции методического, педагогического и музыкально-художественного
мышления, быстро схватывать и усваивать новое;
- «обучающая» составляющая. Чрезвычайно важным является системный
подход
педагога
к
процессу
развития
ученика,
умение
применять
вариативность программ и технологий в соответствии с образовательными
потребностями учащихся;
- деятельная составляющая включает в себя наличие глубоко развитых
интеллектуальных
способностей
преподавателя,
культуры
социальных
отношений – это готовность брать ответственность на себя, принимать
решения, умение работать в коллективе, а также творческого, инициативного
мышления и активного эмоционально-волевого характера;
-
гражданская
(«воспитательная»)
составляющая
реализуется
в
двух
основных
направлениях:
социально-нравственном
(формирование
гражданско-патриотического
и
духовного
сознания
и
усвоение
общечеловеческих ценностей) и общекультурном.
Деятельность
педагога-музыканта
имеет
ярко
выраженное
воспитательное значение.
2.1. Современный педагог-музыкант.
Педагогическая профессия, будучи по своей сущности сложной и
многогранной, предъявляет множество требований к педагогу любой
специальности.
Осуществляя
педагогическую
деятельность,
педагог
выступает
одновременно
как
методист,
воспитатель
и
психолог.
Совершенствование
различных
сторон
единой
по
своей
структуре
педагогической деятельности требует от педагога овладения специальными
знаниями, навыками, умениями, что, в свою очередь, ведет к развитию
педагогических способностей и в итоге к овладению педагогическим
мастерством.
Требования к профессиональному обучению в начальном звене
неуклонно возрастают в последние годы. Подтверждение тому - конкурсы
исполнительского мастерства среди учащихся ДМШ и ДШИ. В настоящее
время от педагогов требуется больше самостоятельности, инициативы,
некоторой доли авантюризма, отрыва от привычных стандартов, желание и
умение работать в ускоренном ритме.
В последние годы в образовательных учреждениях сформировались
особые требования к педагогам ДШИ как в общепедагогическом, так и узко
профессиональном смыслах:
- наличие высшего профильного образования;
- наличие высоких показателей в подготовке учащихся к конкурсам
исполнительского мастерства (грамоты, дипломы, именные стипендии);
- разработка рабочих программ по предметам;
- проведение внеклассной работы (отчётных концертов класса, лекций-
концертов и др.).
Оценка
работы
преподавателей
осуществляется
по
следующим
критериям:
- активное участие в концертной деятельности;
- результативное участие в конкурсах и фестивалях как учащихся, так и
преподавателя;
- сохранение контингента учащихся (отсутствие отсева без уважительных
причин);
- высокая качественная успеваемость;
- методическая работа;
- профориентационная деятельность;
- обращение к информационным технологиям;
- наличие поступающих из числа выпускников класса в средние и высшие
музыкальные заведения.
Учитывая
те
требования,
которым
должны
соответствовать
преподаватели в настоящее время, можно обозначить модель современного
преподавателя:
-
постоянный
поиск
и
обновление
(комфортное
существование
в
информационном пространстве);
- обязательное участие в конкурсах различных уровней;
- результативность участия в конкурсах исполнительского мастерства;
- сбор информации о собственных достижениях, составление «портфолио» к
предстоящим аттестациям, подтверждающим рейтинг преподавателя.
Пути
и
способы
достижения
обозначенной
модели
видятся
в
следующем:
- педагог, желающий совершенствоваться в работе и соответствовать новому
времени, должен уметь различать, сравнивать, работать самостоятельно без
постоянного руководства; брать на себя ответственность; видеть проблемы и
искать пути их решения, принимать решения в условиях дефицита времени и
информации; планировать и прогнозировать; работать в группе; быть
готовым к переменам.
Педагоги призваны формировать необходимые компетенции у детей,
при этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний,
умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций
учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-
нравственного и социального опыта.
2.2. Специфика профессии педагога-музыканта.
Специфика музыкально-педагогической деятельности заключается в
том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального
искусства.
Музыкально-педагогическая
деятельность
сочетает
в
себе
педагогическую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу,
основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать
получаемые знания.
К приоритетным личным качествам, обеспечивающим эффективность
музыкально-педагогической
деятельности
относятся
музыкальность,
профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность,
личностная профессиональная позиция.
Таким образом, педагог-музыкант должен знать:
1. Специфику музыкальных знаний, умений и навыков, позволяющих
использовать на уроке педагогический показ на инструменте.
2.
Систему
вариативных
программ
и
технологий
в
соответствии
с
образовательными потребностями учащихся.
3. Основы психологии творчества, возрастной психологии и социологии.
4. Способы и формы обновления своих знаний.
Должен уметь:
- абстрактно и аналитически мыслить, формировать у учащихся способности
к самостоятельному управлению собственной деятельностью;
- активно проявлять инициативу и быть готовым к переменам;
-
психологически
переключаться
на
работу
с
разными
учениками,
«вживаться» в многочисленные роли, вставать на место ученика;
- быстро схватывать и усваивать новое, уходить от инерции методического,
педагогического и музыкально-художественного мышления;
-
владеть
Интернетом,
новыми
технологиями,
электронной
почтой,
мультимедийным оборудованием и т.п.;
- составлять учебные программы.
3. Содержание профессиональной деятельности преподавателя ДШИ.
3.1. Сочетание педагогической и исполнительской деятельности.
Исполнительская деятельность в единстве с педагогической помогает
преподавателю-музыканту
выполнять
музыкально-воспитательную
и
музыкально-образовательную
задачи.
Исполнительская
деятельность
позволяет
осуществлять
разностороннюю
внеклассную
работу
по
музыкально-эстетическому воспитанию, способствует совершенствованию
исполнительских качеств учителя и обогащению его музыкальной культуры.
Уже в младших классах на уроках педагог стремится своим
исполнением создать определенный эмоциональный настрой, атмосферу
увлеченности, способствующую пониманию музыки; в средних и старших
классах перед педагогом встает еще и другая задача – формирование
интеллектуальной сферы школьников при восприятии и осмыслении ими
музыкальных произведений, пополнение их знаний.
Художественный анализ произведения помогает педагогу создать на
занятиях атмосферу погружения в мир музыки, способствующую пониманию
настроения произведения и композиторского замысла. При таком анализе
внимание детей должно обращаться на основные в данном произведении
музыкальные образы, выраженные в определенной интонации, мотиве,
фразе, на главную драматургическую линию развития художественного
образа, контрастность эпизодов и смену настроений, на то, какими
выразительными средствами композитор создает определенный колорит
звучания, и многое другое. Такой анализ не должен превращаться в создание
некоего подобия программы произведения, в придумывание конкретного
содержания на каждый эпизод или фрагмент звучащей музыки. Цель его –
будить творческую фантазию детей, помочь им создать мир образных
ассоциаций, воспитывать правильное отношение к слушанию музыки, учить
размышлять.
Музыкально-эстетическое воспитание не может быть ограничено
только рамками уроков музыки, следует максимально
использовать и
возможности
внеклассной
работы.
Здесь
наиболее
ярко
проявляется
профессиональное
мастерство
педагога,
его
педагогические
и
исполнительские
способности,
умение
использовать
могучую
воспитательную силу музыкального искусства.
Подготовка
внеклассных
мероприятий
вызывает
необходимость
творческой переработки педагогом ранее усвоенных педагогических и
специальных знаний, изучения новой музыкальной литературы для более
глубокого понимания музыкальных произведений, расширения у учеников
познаний о музыке.
Любое внеклассное мероприятие должно углублять и развивать интерес
учащихся к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной
деятельности.
Содержание выступлений педагога зависит от характера и цели
проводимого мероприятия. Так лекция-концерт проводится в официальной
обстановке, а классный концерт - в более тесной и доверительной
обстановке, возможно с присутствием родителей. Лекция-концерт дает
учащимся теоретические знания о различных направлениях в истории
развития музыкального искусства, стилистических и жанровых особенностях
национальных композиторских школ, о жизненном и творческом пути
композитора и т.д. Готовясь к лекции-концерту, педагог должен продумать
план своего выступления, написать сценарий. Следует подбирать интересные
цитаты, примеры из литературных произведений. Тщательно подбирается
музыкальный материал. Он должен включать контрастные по содержанию,
форме
и
выразительности
произведения,
но
с
учетом
принципа
тематического единства.
Классный концерт проводится как «разговор по душам». Конечно, он
готовится педагогом заранее, но беседа может носить импровизационный
характер. Это может быть обсуждение какого-либо музыкального события, о
музыке в кинофильме, жизни и творчестве композиторов, либо подведение
итогов года и др.
В концертах класса, как правило, принимают участие все учащиеся, от
первого до выпускного классов, ансамбли, оркестры. Также, приветствуется
выступление преподавателя либо сольно, либо в ансамбле с учениками.
3.2. Творческий характер деятельности педагога-музыканта.
Учительская деятельность носит творческий характер Обучение и
воспитание
не
может
осуществляться
по
готовым
рецептам.
Чтобы
определить правильные средства педагогического воздействия на коллектив
или личность, приходится проводить глубокие всесторонние исследования
каждой конкретной педагогической ситуации и подбирать определенные
педагогические средства.
Особенностью
музыкально-педагогической
деятельности
является
наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.
Творческая деятельность педагога предполагает и педагогическую
импровизацию, которая обусловливается его способностью быстро и
правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно
находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей
культуры педагога, его психолого-педагогическая грамотность и эрудиция.
Творческая природа музыкального искусства открывает особенно
большие
возможности
для
творчества
педагога-музыканта.
Ведь
она
проявляется не только в создании, но и в интерпретации музыкальных
произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи,
художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом
процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта,
его
музыкальный
опыт,
владение
средствами
художественной
выразительности. С этих позиций и следует подходить к специфике
творческой деятельности педагога-музыканта и руководства им творческой
деятельностью детей. При этом следует подчеркнуть, что творческая
деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной
эмоциональности,
образности
мышления,
богатства
художественных
ассоциаций.
Ведущим мотивом, то есть основной побудительной силой творческой
деятельности
педагога-музыканта
является
интерес
к
педагогике
и
музыкальному искусству. Он проявляется как потребность к восприятию,
пониманию и исполнению музыкальных произведений, стремление к
глубоким эмоциональным переживаниям, желание приобщить школьников к
музыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку.
Все формы музыкальных занятий в школе, любая деятельность
учащихся на уроке и вне урока должны способствовать их творческому
развитию, то есть вырабатывать у них стремление к самостоятельному
мышлению и
проявлению
инициативы. Осуществлять
же творческое
развитие учащихся может педагог, который сам умеет творчески мыслить и
действовать.
Формирование познавательных интересов учащихся самым тесным
образом связано с развитием их творческой активности. Творческий процесс
познания
приобретает
развивающий
характер,
когда
от
простейших
творческих проявлений осуществляется переход к более сложным и
развиваются качества, присущие творческой личности – инициативность,
самостоятельность, целенаправленность и др.
Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и
активный характер, педагогу необходимо:
- подбирая репертуар, включать произведения, которые могут служить
основой для развития конкретных творческих навыков и в то же время
отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся;
- с целью формирования у учащихся ассоциативного мышления
привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов
искусств;
- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
-
использовать
разнообразные
формы
работы,
способствующие
созданию
на
занятиях
атмосферы
творческой
активности,
заинтересованности (словесно-иллюстративная, «поисковая» и т.д.);
- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее
эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном
для этого используется внеклассная работа);
- применять различные виды творческой деятельности на каждом
занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.
Педагогическая импровизация и педагогический экспромт лежат в
основе педагогического творчества.
И если владение педагогической импровизацией важно для педагога
любой специальности, то для педагога-музыканта это качество приобретает
особое значение в силу многоплановости его деятельности. Разговор
о
музыке, показ на уроке музыкальных произведений, здесь же чтение с листа,
транспонирование или подбирание экспромтом музыки по просьбе детей –
все эти виды деятельности нельзя заранее точно спланировать и уложить в
какую-либо определенную схему.
Педагогу-музыканту необходимо владеть искусством педагогической
импровизации, сущность которой заключается в свободном использовании
сочетаний различных видов музыкально-исполнительской деятельности и
словесного экспромта.
4.
Влияние
личности
преподавателя
на
творческие
способности
учащихся ДШИ.
Еще раз нужно отметить, что центральной фигурой в процессе обучения
является педагог. От его мастерства и умения зависит дальнейшая судьба
ученика.
Задачи музыкальных школ чрезвычайно широки и не ограничиваются
воспитанием только профессиональных навыков игры на инструменте.
Детская музыкальная школа призвана воспитывать личность ребёнка и
соответствующие качества характера: волю, настойчивость в усвоении
знаний, также формировать его как музыканта-исполнителя, подготавливая в
художественном и техническом отношениях к музыкальной практической
деятельности.
Одна из главных задач преподавателя – уметь находить
индивидуальный подход к каждому учащемуся, добиваться контакта с ним,
доверия к себе. Всего этого можно достигнуть внимательным отношением к
ученику, личным примером. Как сказала известная пианистка-педагог Анна
Артоболевская «Начав путь музыкального обучения, ведите ребёнка по
царству музыки спокойно, красиво, без окриков, терпеливо. Музыка не
терпит в занятиях ничего скучного, пошлого, некрасивого…».
Среди педагогических способностей следует выделить
наблюдательность,
тактичность,
внимательность
и
вместе
с
тем
требовательность к ученику.
Педагогическая направленность выражается в любви к педагогической
деятельности, что тесно связано с любовью к детям. Преподаватель должен
знать и любить свой предмет, остро переживать успех и неудачи, постоянно
стремиться совершенствоваться – следит за специальной литературой,
использует опыт коллег, обобщает собственный опыт.
Педагогические способности развиваются в процессе практической
деятельности. Они включают:
-умение ясно, кратко, интересно и увлекательно преподавать детям свои
знания;
- понимание психологии ученика, наблюдательность, чуткость;
- творческий склад мышления, позволяющий избегать штампов;
- умение анализировать, критиковать свой опыт.
Преподавателю также нужны организаторские способности: умение
планировать
работу,
учитывая
конкретную
обстановку,
возможности
ученика, наладить индивидуальную работу в школе и дома.
Недопустимы действия, совершаемые без должного контроля сознания,
под влиянием раздражения и озлобления. Это не значит, что педагог должен
вообще скрывать свои эмоции – радость, печаль, обиду, но он должен всегда
удерживать себя в рамках, быть сдержанным.
Много значит для педагога и умение найти верный тон с детьми. В
зависимости от особенностей проявления темперамента у детей разных
типов нервной деятельности и делаются выводы об уместности той или иной
формы педагогического воздействия на них. Например, сангвинник- это тип
легко возбудимый, общительный, горячий, с быстрой мимикой и обилием
жестов. Деятельность у него очень продуктивна, но лишь тогда, когда
возбуждается его интерес. С учениками такого типа нужен строгий режим,
требовательность, их нужно постоянно «держать в руках».
Холерик: неуравновешенный, задорный, легко и быстро
раздражающийся,
мыслительные
процессы
его
энергичны,
работает
настойчиво. Неуравновешенность, возбудимость холерика может приводить
к частым «срывам». С таким типом нужно быть особенно тактичным, так как
они очень обидчивы, болезненно реагируют на каждое замечание.
Учащимся типа флегматиков и меланхоликов нужны другие формы
воздействия. Флегматик: спокойный, медлительный, тугодум, как правило
упорный труженник. Ученики такого склада трудно переключаются с
задания на задания. Поэтому таких учеников торопить сразу не следует, но
постепенно надо приучать к боле ускоренному темпу.
Меланхолики – легко ранимы, боязливы, суетливы, неуверенны, робки,
склонны к ожиданию плохого, быстро утомляемы. Резкое слово учителя или
повышенный тон могут полностью затормозить деятельность. Поэтому таких
учеников следует поддерживать и поощрять при преодолении трудностей, им
необходимы частые перерывы для отдыха.
Незыблемым в глазах ученика должен быть авторитет педагога.
Уважение к учителю определяется его личностными качествами. Создавать
авторитет нельзя внешними и искусственными способами. Преподаватель
должен уметь требовать, но в то же время с уважением относиться к ребёнку,
не подавлять его, а развивать пытливость и инициативу.
Авторитет к педагогу складывается из уважения, доверия,
привязанности и любви. Бывает, что авторитет завоевывается постепенно, по
мере узнавания педагога. Но можно его и потерять, если менее тщательно
готовиться к занятиям, быть невнимательным к учащимся.
5. Заключение
Работа преподавателя-музыканта в ДШИ имеет большое социальное
значение – он формирует основные качества личности учащихся, их
мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к
лучшим достижениям мировой культуры. Музыкальному образованию и
воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин:
во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное
воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое – ведь
музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни; во-вторых
музыка,
как
вид
искусства
обладает
наибольшим
эффектом
непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности
затрагивать самые сокровенные чувства
людей, увлекать их, подчинять
своему настроению и порыву; в-третьих, воздействуя на духовный мир
человека, музыка является средством идейного воспитания – формируя
отношение к окружающей действительности, музыка тем самым формирует
нравственные принципы и убеждения; в-четвертых, музыка развивает
умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает
выработке понятий и суждений.
Реализация всех этих возможностей музыкального обучения и
воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного
преподавателя.
Современный
педагог-музыкант
должен
хорошо
знать
научные
основы
преподаваемого
предмета
и
современные
методы
музыкального обучения в детской школе искусств, сущность и специфику
урока, определенные типы его построения. Однако этого еще недостаточно,
ибо современный преподаватель – не просто разносторонне образованный
человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде
всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.
Уровень педагогического мастерства педагога определяется не только
за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных,
которые проявляются в единой системе педагогической деятельности.
Педагог-музыкант – это всегда целостная личность, в то же время в
зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации
какие-то личностные качества педагога начинают превалировать.
Хорошим музыкантом-педагогом можно считать того, кто любит и
ценит свою работу, стремиться к совершенствованию педагогического
мастерства, умеет критически подходить к своему поведению, интересуется
жизнью коллектива школы.