Автор: Бортник Виктория Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: план урока
Тема: "Ансамбль гитаристов - Г. Манчини Лунная река"
Раздел: дополнительное образование
Паспорт учебного занятия
Педагог
Бортник Виктория Владимировна
Тема
Г. Манчини «Лунная река» (работа над ансамблем в
классе гитары)
Образовательная цель
Формирование
познавательной
и
коммуникативной
культуры личности учащихся посредством игры в ан-
самбле гитаристов
Планируемые образо-
вательные результаты
Предметные:
ПР-1: учащиеся применяют знания о ритме, динамиче-
ских оттенках на практике;
ПР-2: тренируют навык играть в подвижном темпе;
ПР-3: знакомятся с понятием «минусовка».
Метапредметные:
РУД-1: учащиеся контролируют и корректируют испол-
нение своей партии в соответствии с поставленной за-
дачей;
РУД-2: могут подстраиваться и вливаться в общее зву-
чание ансамбля;
ПУД-1: учащиеся могут играть пьесу ритмично и син-
хронно с остальными участниками ансамбля;
ПУД-2: грамотно применяют динамические оттенки
(добиваясь выразительного музыкального исполнения);
ПУД-3: проигрывают свои партии в требуемом темпе;
КУД-1: умеют вести диалог с преподавателем и други-
ми участниками ансамбля, находить общее решение;
КУД-2: слышат во время музицирования партии других
участников ансамбля);
Личностные:
ЛР-1: заинтересованно включаются в совместное музи-
цирование,
ЛР-2: демонстрируют творческое отношение к исполни-
тельской деятельности.
Программные
требо-
вания к образователь-
ным результатам раз-
дела «Ансамбль»
Играя в ансамбле, гитаристы умеют слышать парт-
неров, вырабатывают умение подчинять свою игру об-
щему замыслу. У учащихся формируется чувство рит-
ма, приобретается навык играть синхронно.
Участники ансамбля грамотно используют вырази-
тельные возможности инструмента.
Программное
содержание
Работа над пьесой Г. Манчини «Лунная река»:
исполнение каждым участником своей партии, коррек-
тировка звучания (ритмического, динамического, тем-
пового);
совместное музицирование (синхронная игра, умение
слышать друг друга);
проигрывание ансамбля с включением аудио-подложки
- «минусовки» (умение «попасть» вовремя, играть в
нужном темпе).
План изучения учеб-
ного материала
1. Отработка навыка синхронной игры
2. Использование музыкальных средств выразительно-
сти при исполнении произведения
3. Знакомство с понятием «минусовка»
4. Тренировка игры в нужном темпе
Основные понятия
Синхронность, ритмичность, динамические оттенки,
темп, аудио-«минусовка»
Тип занятия
практическое занятие
Форма занятия
занятие-репетиция
Образовательная тех-
нология
учебно-групповое сотрудничество
Оснащение занятия
гитары, оборудование для воспроизведения аудиозапи-
си, метроном
Мизансцена занятия
кабинет, стулья, пюпитры для нот, подставки для ног
Предварительная под-
готовка к занятию
распечатки нотных партий, тюнеры для настройки
гитар
Домашнее задание
- играть свою партию: ритмично, выразительно
(с динамическими оттенками), в нужном темпе;
- репетировать совместно с аудиозаписью
(«минусовкой»)
*------------------------------------------
ПР – предметные результаты
РУД – регулятивные учебные действия
ПУД – познавательные учебные действия
КУД – коммуникативные учебные действия
ЛР – личностные результаты
Технологическая карта занятия
Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
Планируемый
образовательный
результат
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)
Приветствует учащихся, предлагает им приго-
товиться к уроку, подготовить рабочее место,
настроить инструменты
Приветствуют педагога,
расставляют ноты, на-
страивают гитары (по
тюнеру)
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (10 мин.)
Предлагает ученикам (4 человека) повторить
свои партии ансамбля. Напоминает о задачах
играть ритмично и выразительно.
После исполнения дает каждому рекомендации
по его игре, что нужно уточнить или подкоррек-
тировать.
В процессе индивидуального исполнения пар-
тий включает метроном (при необходимости).
Каждый ученик пооче-
редно исполняет свою
партию, стараясь сы-
грать точно и вырази-
тельно. Считает (ритм),
применяет динамиче-
ские оттенки. Контроли-
рует и анализирует свое
исполнение.
Другие ученики слуша-
ют «со стороны» и также
анализируют.
ПР-1
РУД-1
ПУД-2
ЛР-2
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (20 мин.)
Просит учеников проиграть вместе те партии,
которые дублируются (в группе по 2 человека).
Ставит им задачу «сливаться» в звучании, как
один гитарист.
Предлагает исполнить пьесу всем вместе (впя-
тером с педагогом), добиваясь синхронного
вступления, общей выразительности звучания,
соблюдения звукового баланса между партия-
ми.
Включает для прослушивания аудиозапись
(«минусовку») музыкального произведения –
Г. Манчини «Лунная река».
Просит поделиться своими впечатлениями.
Предлагает попробовать сыграть пьесу одновре-
менно с аудиозаписью: вовремя вступить и
«удержаться» в подвижном темпе минусовки.
Работают над партиями
по двое, стараясь выпол-
нять поставленные ис-
полнительские задачи.
В полном составе участ-
ники работают над син-
хронностью звучания
партий; выполняют ди-
намические оттенки,
стараются слушать друг
друга.
Слушают аудиозапись,
выражают эмоции по по-
воду услышанного.
Ученики отрабатывают
навык совместного
вступления; тренируют-
ся играть с нужной ско-
ростью, не теряя при
этом качества звучания,
контролируют и анали-
зируют свое исполнение.
ПР-2
ПР-3
РУД-2
ПУД-1
ПУД-3
КУД-1
КУД-2
ЛР-1
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (5 мин.)
Педагог просит учеников поделиться, что они
думают о новом исполнительском опыте (игре с
Стараются дать объек-
тивную оценку своему
КУД-1
ЛР-1
аудиозаписью). Что было сложно, над чем нуж-
но еще поработать. Что бы мог подсказать педа-
гог, просит задавать вопросы.
исполнению. Задают ин-
тересующие вопросы.
ЛР-2
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 мин.)
Дает общие рекомендации по итогам репетиции
и индивидуальные задания, кому над какими ас-
пектами нужно поработать самостоятельно.
Делает каждому участнику ансамбля копию
«минусовки» и предлагает дома потренировать-
ся как сольно, так и одновременно с аудиозапи-
сью.
Вместе с педагогом пла-
нируют следующий этап
работы.
КУД-1