Автор: Созина Людмила Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр развития творчества "Радуга"
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Музыкотерапия – целительная сила нот»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Методическая разработка
«Музыкотерапия – целительная сила нот»
Составитель:
Созина Л.С., педагог
дополнительного образования
УФА – 2023г.
Содержание
Предисловие...………………………………………………………………3
Введение…………….………………………………………………………4
Цель и задачи……………………………………………………………….8
Аналитическая часть……………………………………………….............9
Основная часть «Ведущая роль классической музыки в
музыкотерапии»…….............................................................................................15
Методические советы и рекомендации …………………………………28
Заключение………………………………………………………………..31
Литература………..……………………………………………………….33
Предисловие
Настоящее пособие составлено на основе многолетнего опыта автора,
2
обучающего
детей
игре
на
фортепиано
в
системе
дополнительного
образования. В систематическом и развернутом изложении раскрывается
актуальная значимость музыкотерапии при изучении классической музыки
на занятиях.
В теоретической части данной разработки автор подробно описывает
благотворное влияние музыки в целом и классических инструментов на
организм человека, даёт перечень классических произведений, имеющих
целительную силу нот.
В текст работы включен фотоматериал с пояснениями.
Также используется для пособия положительный опыт видных ученых,
исследователей, медиков, психологов.
В разработке даны методические советы, рекомендации и
предостережения от негативных направлений в музыке.
Автор адресует свою работу не только педагогам учреждений
дополнительного образования и преподавателям музыкальных школ, а также
студентам специальных музыкальных и музыкально-педагогических высших
учебных заведений.
В дальнейшем представленный материал является предметом
обсуждения на методических заседаниях фортепианного отдела.
С пользой для себя прочтёт материал тот, кто интересуется вопросами
музыкального
образования
детей,
каждый,
соприкасающийся
с
фортепианной игрой, каждый любящий это искусство.
Введение
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».
3
Сократ
Ни для кого не секрет, что современное состояние здоровья детей и
молодежи требует пристального внимания. За последние годы в России
ухудшились
демографические
показатели,
снизилась
рождаемость,
естественный
прирост
населения,
возрос
уровень
заболеваемости
и
смертности.
В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция
роста пограничных нервно-психических заболеваний под воздействием
интенсивных социально-экономических перемен в обществе, а также
вследствие отказа от существовавшей системы ценностей и отсутствия
новой. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего
поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни
медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении
проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении
традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания.
Перед педагогическим коллективом стоит проблема: как в процессе
обучения сохранить и укрепить здоровье учащихся. Один из путей решения –
внедрение
здоровьесберегающей
технологии
в
учебно-воспитательный
процесс музыкальной школы, которая способствует становлению и развитию
психически, соматически, физически, нравственно здоровой личности.
В последнее время в большинстве занятий в музыкально-
образовательном процессе все более очевидными становятся такие их
возможности,
которые
непосредственно
связаны
не
только
с
общепризнанными
их
педагогико-эстетическими
функциями,
но
и
с
функцией решения актуальной педагогической задачи – поддержания
психического и физического здоровья как у учащихся, так и у самого
педагога. Искусство – это тот мир, в котором дети чувствуют себя
непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они
4
могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать
выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям.
В научной медицинской литературе оздоровительные
(профилактические и терапевтические) возможности творческих актов уже
частично изучены (разделы музыка-, изо-, танцетерапия). Теперь отдельные
медицинские заключения по поводу использования творчества в качестве
оздоровительного средства проникли в педагогическую науку, и выполняют
роль «новейших» методических подсказок в педагогической деятельности
педагога.
Разработанные приемы музыкотерапии в ходе их внедрения
отличаются новизной и позволяют оказывать влияние на здоровье учащихся,
погасить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание
положительно окрашенными чувствами и мыслями.
Музыка, как вид искусства, даёт нам педагогам возможность
положительно воздействовать на здоровье учащихся.
В музыке художественные образы воплощаются через звуки. А что
такое звуки? Звуки – это вибрации, колебания, волны определенной частоты,
энергия определенного вида. Звук распространяется в воздухе волнообразно,
т. е. от говорящего во все стороны расходятся звуковые волны. Они
заставляют вибрировать наши слуховые перепонки, и мы, таким образом,
улавливаем звук или импульс.
Мозговые нервные импульсы, которые возникают при определенных
звуках, имеют такую же частоту, как и сами звуки. Наш мозг различает не
только основные тоны звуков, но и обертоны – призвуки высоких частот.
Каждый из нас способен различать «хорошие» и «плохие» звуки.
Отчасти звуки в окружающей среде оцениваются субъективно, но влияние
большинства из них можно зафиксировать и измерить с помощью приборов.
Мы можем объективно охарактеризовать их воздействие на наше настроение,
тонус, пульс, мозговые волны и пищеварение. Из этого следует, в частности,
что влияние звуков на организм по большей части не поддается нашему
5
контролю. Если оно нежелательно, единственный способ противостоять ему -
отгородиться от самого источника звуков, а это далеко не всегда возможно.
Таким образом, музыка влияет на людей и вносит поправки в постоянную
вибрацию молекул человеческого тела.
Программа формирования приемов музыкотерапии как инструмента
здоровьесберегающей деятельности на своих индивидуальных занятиях с
учащимися по обучению игре на фортепиано использую следующие методы
исследования:
1.
анализ литературы по теме исследования;
2.
сравнение
имеющихся
методик
изучения психологического
состояния учащихся;
3.
анкетирование
с
целью
выяснения психологического
состояния
учащихся;
4.
педагогическое наблюдение эмоционального фона занятия;
5.
обобщение полученных данных о влиянии приемов музыкотерапии на
здоровье и психологическое состояние учащихся.
Актуальность
Современные звуки музыки уже не те, что были раньше. И большей
степени
их
прослушивание
отрицательно
сказывается
на
нашем
поведении, восприятии мира и самом главном – здоровье нашего
организма. Но, конечно же, существует и такая музыка, которая
благотворно воздействует на организм. И поэтому я решила подробно
раскрыть эту, столь важную тему.
Новизна
Приоритетными идеями,
которые
позволяют
раскрыть
сущность
разработки являются:
идея
обновления
образовательного
процесса,
посредством
модернизации технологий образовательной практики;
идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса;
6
идея построения здоровьесберегающей среды на занятиях.
Оценка
промежуточных
результатов педагогического
исследования
проводится по следующим показателям:
уровень состояния здоровья;
развитие мотивации на занятиях;
развитие мотивации к потребности здорового образа жизни;
развитие музыкальных способностей;
степень комфортности на занятиях.
Цель и задачи
7
Цель:
обоснование целесообразности применения приемов музыкотерапии в
процессе обучения игре на инструментах и формирование ценностного
отношения к здоровью учащихся.
Задачи:
раскрытие понятия «музыкотерапия»;
представление общего обзора
музыкотерапии через высказывания
научных деятелей;
раскрытие положительной роли классической терапии;
выявление прогнозируемого результата влияния музыкотерапии через
педагогические наблюдения
представление предостережений негативного воздействия некоторых
музыкальных направлений.
Аналитическая часть
8
Музыкотерапия с давних времен известна как одна из эффективных
форм терапевтического воздействия на организм. О целебном воздействии
музыки
было
известно
еще
с
античных
времен.
Как
установила
наука, музыка способна не только помогать душе, но и лечить тело!
Начиная с XIX века, наука немало узнала о воздействии музыки на
человека. В последние десятилетия прошлого века интенсивно изучалось:
-влияние звучания музыкальных инструментов на организм человека;
-влияние на человека музыки великих композиторов, воздействие отдельных
произведений;
-воздействие на организм человека музыки традиционных народных и
современных направлений.
Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке, когда
ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи. Но расцвет
этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век.
В 1961 году в Англии разработали первую программу по
музыкотерапии. В США после 2-ой мировой войны музыка была с успехом
применена при лечении эмоциональных расстройств и фантомных болей у
ветеранов. Ассоциация музыкальной терапии там возникла в 1950 году, и на
сегодняшний
день
она
объединяет
более
трех
тысяч
врачей-
музыкотерапевтов.
В
Германии
в
1985
году
основали
Институт
музыкотерапии. Сейчас в Германии пациентам с желудочно-кишечными
заболеваниями рекомендуют слушать Моцарта. В Голландии используют
9
музыку в клиниках сердечнососудистых заболеваний. А в Австралии - для
лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике. В Индии
национальные напевы используются как профилактическое средство во
многих больницах. В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы
с неожиданными для нас названиями: «Пищеварение», «Бессонница»,
«Мигрень».
Есть
также
«Печень»,
«Легкие»,
«Сердце».
Китайцы
«принимают»
эти
музыкальные
произведения,
как
таблетки
или
лекарственные травы.
В 90-х годах научным обоснованием метода музыкотерапии занялись
ученые Института педиатрии Российской Академии Медицинских Наук. С 8
апреля
2003
года
музыкотерапия
стала
официальным
методом
здравоохранения в России. Более 15 лет в Москве, при врачебно-
физкультурном
диспансере
№4
с
помощью
музыки
врачи-педиатры
занимаются профилактикой и лечением детской астмы. В московском центре
«Эйдес» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета.
Развитием музыкальной терапии как науки и внедрением передовых медико-
акустических технологий в систему здравоохранения России в настоящее
время занимается Российский Научный Центр Восстановительной Медицины
и
Курортологии
Минздрава
России
и
Международная
Академия
Интегративной Медицины.
Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать
выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в
начале XX
века, было понятно, что детям полезно слушать классику и
колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Также В. М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние
музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями.
Он
установил,
что
музыка
положительно
влияет
на
дыхание,
кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость.
В своих работах В. М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на
физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как
10
средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди
сбрасывали с себя усталость благодаря музыке.
И. Р. Тарханов (1893) экспериментально проследил действие музыки
на ЧСС и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет
выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает
работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. В
подавляющем
большинстве
случаев
при
прослушивании
музыки
происходила нормализация мозгового кровообращения. И. В. Темкин
исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки.
Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное
артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру
кожных покровов предплечья. И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали
стимулирующее
воздействие
маршевой
музыки
на
мышечную
работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших
солдат. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения
изменяют кислотность желудочного сока.
Если говорить о лечении музыкой, то лечит и другая музыка.
Например, у некоторых народов Африки, Севера и отдалённых от
цивилизованного мира стран кроме бубна или барабана ничего нет. В случае
лечения больных спасают и они. У каждого народа, у каждого этноса свои
музыкальные инструменты, «своя музыка», близкая по духу именно им.
Обобщая полученные учёными разных стран результаты исследований
в области музыкотерапии, можно выделить, что:
музыка позволяет нейтрализовать воздействие на психику неприятных
звуков и ощущений (например, в кресле дантиста);
музыка может замедлить и уравновесить волны мозга (чем медленнее
волны мозга, тем более расслабленное и умиротворённое состояние мы
испытываем);
музыка влияет на дыхание;
музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
11
музыка снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и
координацию тела;
музыка влияет на температуру тела;
музыка может повысить уровень эндорфинов (эти гормоны снимают
боль и известны как «гормоны удовольствия»);
музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
музыка и звуки могут усилить иммунную функцию организма;
музыка влияет на восприятие нами пространства (в стрессовых
ситуациях
создаёт
пространство
успокоения
и
отдыха,
делает
окружающую обстановку в глазах воспринимающего светлой и
приятной, снижает чувство одиночества);
музыка изменяет восприятие времени (ускоряет или замедляет);
музыка может улучшить память и обучаемость;
музыка повышает производительность труда;
музыка может способствовать повышению романтизма, выражению
тёплых чувств между партнёрами, а также чувств радости, любви,
доброты, милосердия в межличностных отношениях;
музыка стимулирует пищеварение;
музыка повышает упорство;
музыка может помочь избавиться от старых обид и ненужных
воспоминаний, мешающих нам жить;
музыка активизирует височную зону правого полушария, которое в
нашей повседневной жизни задействовано крайне недостаточно.
Итак, музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный
на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Сам термин «музыкотерапия»
в переводе на русский язык означает
«исцеление музыкой».
Музыкотерапия является одним из методов коррекционного и
психотерапевтического воздействия в рамках «арт-терапии» и в настоящее
12
время широко применяется психологами и педагогами в дошкольных
учреждениях, школах, гимназиях, колледжах, а также ВУЗах.
Различают несколько форм музыкотерапии: активную, пассивную и
интегративную.
При пассивной (рецептивной) музыкотерапии пациентам предлагают
прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие
состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном
случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое,
переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных
проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е.
лечебное воздействие.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают:
катарсис (Л. С.
Выготский), эмоциональную разрядку, регулирование
эмоционального
состояния,
облегчение
осознания
собственных
переживаний,
конфронтацию
с
жизненными
проблемами,
повышение
социальной
активности,
приобретение
новых
средств
эмоциональной
экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Интегративная форма музыкотерапии предусматривает различные
виды творческой деятельности пациента под музыку, это может быть
рисование, подвижные игры и другие формы деятельности.
Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически
направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение,
фантазирование,
импровизацию
с
помощью
человеческого
голоса
и
выбранных музыкальных инструментов. Согласно этому, влияние музыки на
человеческое тело объясняется как физиологический процесс.
Инструментальная терапия является активной формой музыкотерапии.
Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное
исполнительское участие ребенка в музыкотерапевтическом процессе: в
данном случае - игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность
данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через
13
музыкально-исполнительскую
деятельность
корректировать
не
только
отклонения в психоэмоциональном развитии (эмоциональную лабильность,
сниженный
эмоциональный
тонус,
чувство
одиночества),
но
и
дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в
развитии коммуникативной сферы ребенка с проблемами.
Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе
музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой»
музыки как средства коммуникации. Они требуют от психолога способности
к музицированию в сочетании с выполнением задач коррекции средствами
инструментальной импровизации. Для этого выбираются инструменты,
которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным
образом вознаградить усилия ребенка и не требуют специальной подготовки
для игры на них. Это, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик,
треугольник
—
такие
музыкальные
инструменты,
которые
обладают
большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные
нюансы. Кроме обычных музыкальных инструментов в данной форме
музыкотерапии используются и необычные, например, собственное тело
(хлопки, постукивания и пр.).
Активное участие в музыкально-терапевтическом процессе самого
ребенка,
получающего
возможность
выразить
непосредственно
свое
эмоциональное состояние и игрой на музыкальном инструменте, приводит к
разрушению имеющегося внутреннего конфликта и, как следствие, к
стабилизации психоэмоционального состояния и коррекции трудностей в
коммуникации с взрослыми и сверстниками.
Основная часть.
«Ведущая роль классической музыки в музыкотерапии»
14
«Береги здоровье смолоду» говорится в народной пословице. Какой
музыке лучше отдавать предпочтение, можно ли исцелять с помощью
музыки - вот вопросы, на которые мы будем искать ответ.
Способы музыкального воздействия специалисты объясняют так:
«Организм человека - это система вибрирующая. А музыка - это тоже
вибрация,
только
упорядоченная,
определенным
образом
синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на
определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и
систем.
А
любые
болезни
проявляются
как
вполне
определенные
диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со
здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни
процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм,
поддерживая в человеке здоровье» Так что вопрос только в том - какая
музыка и каким образом воздействует на человека, который её слушает?
На одном из музыкальных занятий был проведен небольшой
эксперимент:
На запястье считали количество ударов в минуту, пульс в состоянии покоя 75
-95. Затем стали слушать музыку: композицию группы Rammstein. Было
замечено, что у многих участился пульс до 110-120 и повысилось кровяное
давление. Некоторые исследования говорят о снижении иммунитета в целом.
Это значит, что любители громкой и ритмичной музыки должны учитывать
состояние своего здоровья и знать меру. Услышав следующее произведение
Моцарта, учащиеся успокоились, отзывались о произведении как музыке
очень красивой, создающей ощущение покоя и умиротворения.
Приобщение к музыке начинается с детства. Ведь каждого человека
необходимо научить любить и понимать музыку. Ребёнок первых лет жизни
реагирует
на
громкую
музыку
общим
возбуждением,
учащением
сердцебиения, дыхания. Врачи и музыковеды не без оснований встревожены
тем, что зачастую первые мелодии, которые слышит и к которым привыкает
ребёнок - это грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров, а не
15
мамина колыбельная, не прекрасная классика. Ведь даже спокойную
мелодичную музыку ребёнок должен слушать не более получаса. Конечно,
если вы просто усадите малыша и скажете: слушай! - то он, вряд ли будет на
это способен. Но пока он играет с игрушками, складывает кубики, лепит,
рисует, поставьте ему пластинку, или включите магнитофон с подходящей
записью. Музыка, как, пожалуй, никакое другое из искусств, может влиять на
настроение, создавать его. Кстати, классической называется такая музыка,
которая уже десятилетия и века очищает человеческий дух, душу, а значит, и
тело.
Музыка утешает, как надпись на кольце Соломона: «Это пройдёт».
Она дарит мужество и веселит до того, что хочется танцевать. Все
музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие,
тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.
Можно сказать, что воздействие музыки на человека – разное.
Музыкотерапия начинается с прослушивания спокойной и приятной музыки
– классика. Мы педагоги - инструменталисты изучаем с учащимися на
занятиях в основном классическую музыку.
Подтверждено исследованиями, что дети, которых познакомили с
музыкальной классикой еще до рождения, гораздо раньше сверстников
начинают сидеть, ходить и говорить. Определенные типы нервных клеток
реагируют на звуковые волны – и человек, например, успокаивается.
Известно, что музыка стимулирует выработку гормона биоритма мелатонина,
тесно связанного с веществом серотонином, который называют гормоном
радости. Сегодня активно разрабатывается направление музыкотерапии для
проблемных детей и
подростков
для
коррекции поведения.
Причем
«прописывают» не только классику – импровизации приветствуются.
Музыка делает нас умнее. Замечали, что школьники, которые
занимаются музыкой, учатся легче и лучше тех, кто музыкой не занимается.
Взять, к примеру, знаменитых математиков и физиков, шахматистов –
многие из них любили музыку и занимались ей. Умение правильно слушать
16
музыку помогает изучать иностранные языки. Как ни удивительно, музыка
развивает пространственные восприятия, учит выражать свои мысли, при чем
не только речью, но и другими средствами – танцем, рисунком, исполнением
пьес на музыкальных инструментах «Музыкальный» ребенок обладает
лучшим абстрактным мышлением, ведь его ухо приучено улавливать
интервалы, паузы, длительность и высоту звуков.
Замечено, что в процессе занятий музыкой, у учащихся с умственной
отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная
деятельность, устойчивость внимания, слушание музыки, музыкально-
ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой
функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха.
Применяя музыкальное искусство в различных его сочетаниях (с
движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с
проблемами в развитии, ученые и педагоги заметили, что оно выступает
источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые творческие
потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование
музыкальной
культуры
и
исправляет
отклонения
в
познавательной,
эмоционально-волевой
и
личностной
сферах,
создает
условия
для
социальной адаптации.
Ученые пытаются понять, каково эстетическое, эмоциональное,
психологическое, физиологическое и биохимическое воздействие музыки на
человека.
Но
достоверно
установлено,
что
классическая
музыка
композиторов прошлых веков благотворно влияет на живой организм. Даже
опыты ученых на растениях и животных подтвердили это.
Самой сильной по силе воздействия ученые считают музыку И.С.Баха,
на втором месте по воздействию музыка В.А.Моцарта и Бетховена.
Музыка Баха и Генделя, написанная в стиле барокко, обладает
расслабляющим
эффектом,
помогает
улучшить
запоминание,
память,
помогает при изучении иностранных языков и стихов.
17
Феномен музыки Моцарта объясняют тем, что вибрации его
произведений совпадают с вибрациями здоровых нейронов клеток.
Так, в Голландии увеличивают надои молока, используя музыку
Моцарта. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится лучше,
пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. Используя музыку Моцарта при
подготовке к экзаменам, студенты быстрее и успешнее усваивают и
запоминают
учебный материал и проходят тесты. Музыка Моцарта и
Чайковского способствует лечению болезней Паркинсона и Альцгеймера.
Влияние классической музыки уже давно доказано учёными,
существует огромное количество экспериментальных подтверждений, что
классическая музыка благотворно влияет на организм человека. Музыка даже
помогает справиться с проблемами в развитии. Французский фониатор,
отоларинголог Альфред Томатис создал метод «слуховой терапии» для
лечении задержек развития у детей, дислексии, синдрома гиперактивности и
дефицита внимания. Из всей классики он выделил Моцарта: тональный
звуковой ряд его музыки оказался ближе к окраскам тембра человеческого
голоса. Мало того, уникальные плавные 30-секундные переходы в его
произведениях совпадают с биоритмами полушариях головного мозга. В
результате Томатис впервые ввел в употребление термин «эффект Моцарта»
- детей, слушающих до трех лет Моцарта, считают впоследствии более
способными.
18
При прослушивании маленькими детьми музыки великого
австрийского
композитора
Моцарта,
дети
быстрее
развиваются
интеллектуально. Еще в советские времена было замечено, что у коров при
прослушивании классической музыки повышались надои.
Произведения Моцарта полезно слушать перед экзаменами, тестами,
где требуется творческое мышление, поиск нестандартных решений для
этого лучше всего подготовят произведения этого великого композитора. Его
произведения несут в себе очень мощный энергетический заряд, заряжают
мозг, словно «будят» его и пробуждают смекалку и креативность. Лучше
всего это выполняют симфонии и концерты для скрипок. Мажорные тона
настраивают и заставляют стремиться к победе. Проведённый компьютерный
анализ показал, что в произведениях Моцарт предпочитал мажорные тона.
Следовательно, слушая этого, поистине великого композитора и музыканта
мы подсознательно стремимся к победе. Его «Соната для двух фортепиано до
мажор» даёт прилив сил. Существенно повышает умственные способности
всех учащихся при прохождении различных тестов. Моцарт существенно
улучшал даже умственные способности и память животных. Это связано с
влиянием музыки на активность определённых генов и образование ряда
белков, отвечающих за внимание и память. Его Ре-мажорная соната Моцарта
для фортепиано лечит эпилепсию (останавливает приступы и прекращает
эпилепсию)
Классическая терапия так же доказана научно преодолевает чувство
тревоги и неуверенности (подходят вальсы Штрауса, музыка Шопена и
Рубинштейна);
позволяет
успокоиться
под
произведения
Шуберта,
Бетховена, Брамса; музыка Листа, Моцарта, Хачатуряна способствует
поднятию жизненного тонуса; снижают агрессию произведения Гайдна и
Баха; усилить концентрацию внимания помогают Чайковский, Мендельсон,
Дебюсси.
Что полезно слушать детям?
19
Во первых, классику. Правда, не всю: органные фуги Баха, минорные
сочинения Шопена, «взрослые» оперы тяжелые для детского восприятия, они
могут тревожить, нервировать, возбуждать и т.д. Не стоит обольщаться и по
поводу «детских» обработок: некоторые из них выхолащивают всю палитру
звучания, добавляя взамен довольно однообразные «звуки природы».
Очевидно, что начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с
симфонии, а с простых пьес, например Листа, Глинки. Дети хорошо
воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана.
Но важно следить за реакцией ребенка. Ведь то, что нравится одному, может
не понравиться другому. Внимательно наблюдайте за малышом: как он ведет
себя во время и после прослушивания, не капризничает ли, стал веселым или,
наоборот, успокоился? Имейте в виду, чем возбудимее ребёнок, тем более
спокойные мелодии ему подходят, например вторые части сюит и
инструментальных концертов. А малышам, чью активность хотелось бы чуть
подтолкнуть, ставьте мелодии в темпе аллегро и марши. Это поможет их
расшевелить и даже развеселить. И разрешайте им музицировать самим – это
важная часть музыкотерапии.
Дети до года увлеченно слушают классику в течении 20-30 секунд, в 2
года – по 1-3 минут, в 3 года – по 4-5 минут.
Исследования американских ученых показали, что 10-минутное
прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ на 8-9 единиц.
При этом в группе тестируемых были люди, которые любят музыку Моцарта,
и те, кому она совершенно безразлична.
При прослушивании классической, народной, церковной музыки,
звуков
природы
мы
успокаиваемся,
расслабляемся,
насыщаемся
положительной энергией и эмоциями, гармонией. Ведь чем меньше звуковая
волна, тем мы более расслаблены. Для классической музыки характерен
ритм тела , равный 60 ударам в минуту, что приводит нас в состояние альфа-
диапазона (8-13герц). Это состояние
покоя и возвышенных ощущений.
20
Такую музыку полезно слушать после трудового дня, при усталости и упадке
сил.
Когда мы спим, медитируем и творим (состояние вдохновения), мы
пребываем в состоянии тета-частот (4-7 герц). При глубокой медитации и
бессознательном состоянии вырабатываются дельта-волны (0,5-3герц)
Музыкотерапию можно использовать при проведении коррекции
эмоциональных отклонений или страхов. В тех случаях, когда контакт с
больным
затруднен
его
установлению
способствует
музыка,
соответствующая состоянию пациента. При депрессии нужно использовать
музыку тихую и спокойную, а при излишнем возбуждении — музыка
быстрого темпа и громкая. Воздействие музыки основано на том, что нервная
система и мускулатура способны усвоить ритм музыки.
Музыка является раздражителем, который способен стимулировать
физиологические процессы организма, в результате чего между ритмом
музыки и ритмами внутренних органов устанавливается связь. Применение
музыки позволит повысить ритмические процессы в организме. Музыка
обладает способностью устанавливать настроение. Среди музыкальных
инструментов орган является лидером по воздействию на состояние
человека.
Большое значение в эмоциональной значимости музыки играет ее ритм
и тональности. Тональность музыки вызывает состояние соответствующее
раздражителю:
минорное
звучание
вызывает
депрессивный
эффект,
пульсирующие ритмы – вызывают раздражение и отрицательные эмоции,
более мягкие ритмы способны успокаивать.
Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум
дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают
кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает
собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.
Ученые выявили, что пение птиц способствует росту и развитию
растений. Во Флориде, например, орошают апельсиновые рощи, используя
21
музыку, воспроизводящую пение птиц. Такие апельсины не только слаще, но
и витамина С в них на 121% больше обычных.
В Индии стимулируют рисовые плантации с помощью традиционной
индийской музыки. Продуктивность урожаев выросла на 25-67%.
В Германии такая музыка является лечебной и продается только в
аптеках. В Китае разработаны диски под названиями «Печень», «Сердце», «
Кишечник», «Желудок» и др., где подобрана музыка, благотворно влияющая
на эти органы.
В Канаде струнные оркестры играют на городских площадях для
снижения количества аварий. Замечено, что, прослушивая
классическую
музыку в автомобиле, водитель в 15 раз снижает риск аварийных ситуаций, а
прослушивание народной и классической музыки в маршрутках приводит к
улучшению
микроклимата
в
салоне,
резкому
снижению
агрессии
и
раздражительности пассажиров.
Ученые, врачи выявили влияние классической музыки на состояние
нашего
здоровья.
Учитывая
музыкотерапевтическое
влияние
каждого
конкретного
музыкального
произведения,
составлен
пакет
программ
классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния:
Снимает боль, эмоциональное напряжение:
· Полонез Огинского» Прощание с Родиной»
· Ф.Лист «Венгерская рапсодия-1»
· Бетховен «Фиделио»
· Хачатурян Сюита «Маскарад»
· Дворжак «Юморески»
· Д.Гершвин «Американец в Париже»
Снимает неврозы, раздражительность, разочарование, поднимает над
повседневностью в высшие сферы:
· Гайдн. «Симфония»
· Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»
· Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2»
22
· Музыка Генделя
Успокаивает, уменьшает тревогу и неуверенность:
· Шуберт «Аве Мария»
· Шопен. Мазурки и прелюдии
· Брамс «Колыбельная»
· Штраус. Вальсы
· Дебюсси «Свет луны»
· Бетховен «Симфония №6, часть 2», «Ноктюрн соль-минор»
Уменьшает наркотическую зависимость от алкоголизма и никотина:
· Шуберт. «Аве Мария»
· Бетховен «Лунная соната»
· Свиридов «Метель»
· Сен-Санс «Лебедь»
Восстанавливает кровяное давление, сердечную деятельность, снимает
напряженность в отношениях с другими людьми:
· Шопен « Ноктюрн ре-минор»
· Мендельсон «Свадебный марш»
· Бах «Кантата 21», «Концерт ре-минор для скрипки»
· Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5»
· Брукнер «Месса ля-минор»
Бессонницу лечат:
· Григ. Сюита «Пер Гюнт»
· Сибелиус. «Грустный вальс»
· Шуман. «Грезы»
· Чайковский. Пьесы
Гастрит не любит:
· Бетховен. «Соната №7»
Уменьшает суставные боли:
· Музыка Моцарта
Эпилепсия не любит:
23
· Музыка Моцарта
Улучшает зрение:
· Музыка Моцарта
Рост умственных способностей у детей:
· Музыка Моцарта
Стимулирует умственную деятельность:
· Музыка Бетховена
· Музыка Штрауса
Синдром хронической усталости лечит и улучшает сон, действует
успокоительно:
· Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
· Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой» (из оперы «Хованщина»)
· Романс «Вечерний звон»
· «Мелодия» Глюка
· «Грёзы» Шумана
· Прелюдии Шопена
Ускоряет рост растений:
· Музыка Россини
· Скрипичные сонаты Баха
Для
поднятия
жизненного
тонуса,
улучшения
самочувствия,
настроения, активности, творческой энергии:
· П.Чайковский «Шестая симфония,часть№3»
· Шопен «Прелюдия 1,опус 28»
· Ф.Лист.»Венгерская рапсодия -2»
· Бетховен «Увертюра Эдмонд»
· Демис
Руссос,
Сара
Брайтман,
Э.
Хампердинк,
А.
Пахмутова
«Беловежская пуща»
При головной боли:
«Весенняя песня» Мендельсон
24
«Юморески» Дворжака
«Венгерская рапсодия» Листа
«Фиделио» Бетховена
«Колыбельная» Брамса
«Аве Мария» Шуберта
Вальсы Штрауса
Рубцуется язва:
«Вальс цветов» Чайковского
При онкологических заболеваниях:
Моцарт
Гендель
Бах
Рахманинов
Музыка в стиле барокко:
Улучшает память, запоминание новых и иностранных слов, стихов.
Она успокаивает, мобилизует механизмы памяти. Может скрыть или
даже нейтрализовать звуки бормашины.
Музыка Моцарта или барокко:
Поможет сознанию обрести чёткость и повысить уровень умственной
организации.
Музыка Моцарта или Вивальди:
Помогает концентрироваться в течении большого периода времени.
«К Элизе» Бетховена, «Маленькая ночная серенада» Моцарта:
Расслабляют и успокаивают.
Разучивая пьесу 6 года обучения «К Элизе» Бетховена обнаружено,
что учащиеся действительно, расслабляются и успокаиваются.
Медленная часть пьес Генделя, Баха или Вивальди:
Улучшает
логическое
мышление
и
повышает
математические
способности; поможет запомнить текст.
Народная и классическая музыка:
25
Повышает иммунитет.
Григорианские песнопения, современные оркестровки, народная музыка:
Углубляется и замедляется дыхание, успокаивается мозг.
Звон колоколов или бубенцов, органная музыка:
Обладают оздоровительным эффектом. Лечебное воздействие таких
звуков заключается в настройке вибрации больных клеток организма
на вибрации абсолютно здоровых, нормально функционирующих, а
также в освобождении от гнева, очищении биополя, повышении
иммунитета.
Chill-out, ambient (медленная, спокойная и обволакивающая музыка):
Используется
для
релаксации.
Достаточно
третья
–
четвёртая композиция, чтобы придти в норму!
Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают
наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно
просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах. А можно
воспользоваться и самым простым и близким нам инструментом — нашим
собственным голосом!
Результаты научных исследований воздействия музыкальных
инструментов на организм человека:
· Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание,
очень благотворно действует на меланхоликов;
· Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника,
это - проводник между космосом и землей;
26
· Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную
железу;
· Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную
систему;
· Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь,
снимает раздраженность и озлобленность;
· Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости;
· Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат
истерию, кровяное давление;
· Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему;
· Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение;
· Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку,
лечат почки;
· Цимбала – уравновешивает печень;
· Балалайка – лечит органы пищеварения;
· Труба – лечит радикулит;
Методические советы и рекомендации
27
После обобщения работ как отечественных, так и зарубежных учённых
было установлено, что целительная сила музыки после прослушивания
спокойной классической музыки проявляет себя в выработке гормонов
удовольствия. Эта музыка также влияет на амплитуду электромагнитных
волн
головного
мозга,
действуя
успокаивающе. Параллельно
с
этим
происходит синхронизация обоих полушарий головного мозга (левого и
правого), это ведёт к повышению интеллектуальной деятельности. Также
прослушивание классической музыки укрепляет иммунную систему и не даёт
вирусам «проникнуть» в организм человека. Это связано с изменением в
составе крови и повышению концентрации элементов иммунной защиты от
вирусов. Так, что можно смело сказать, что в нашей домашней аптеке
обязательно должны быть произведения Моцарта, Шопена и Баха.
Опираясь на собственный педагогический опыт, многолетней
индивидуальной работы с учащимися по обучению игре на фортепиано ,
действительно убеждаюсь в том, что произведения этих классиков постоянно
присутствуют в разучиваниях на занятиях. Думаю, что с этим согласятся и
другие педагоги инструменталисты.
Из бесед на родительских собраниях выявлено в понимании родителей
положительная роль влияния классики.
Ученые, медики и психологи выявили воздействие различной музыки
на организм. Так называемая «коммерческая музыка» -попса, хип–хоп, рок,
тяжелый рок пишется в низких частотах. Исследования показали, что звуки
низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на
человека. Они вызывают упадок сил и депрессию или воспринимаются как
угрожающие, например, гром или грохот землетрясения, непрерывный шум,
тяжелый рок.
И поэтому, мы педагоги инструменталисты должны предостеречь
учащихся от негативных воздействий некоторых направлений в музыке, а так
же - родителям обратить на это внимание. Так, например, после рок -
концерта
побывавшие
на
нем
слушатели
реагируют
на
природные
28
раздражители в 3–5 раз хуже, чем обычно. Прослушивание рок-музыки
вызывает выделение так называемых
стресс-гормонов, которые стирают
значительную часть хранившейся информации в мозгу. Повторяющийся
ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние
спинномозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез,
регулирующих
секреты
гормонов;
существенно
изменяется
уровень
инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения
опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.
Хочется посоветовать избегать чрезмерно громкой, ритмичной
музыки, так как под её влиянием, люди часто становятся агрессивными.
Однако в агрессивной среде эта музыка привычна для организма, и считается
нормой для него.
Более высокие звуки – энергичные, четкого ритма, умеренного темпа
влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, как физической, так и
29
психической, вызывают радость, светлое настроение. Именно здесь и
вступают в игру гармонические обертоны. Обертоны - это тонкие, едва
уловимые призвуки высокой частоты, сопутствующие всем окружающим нас
звукам. Только гармонические обертоны способны вселять в нас бодрость и
заряжать нас энергией. Такую музыку полезно слушать по утрам, заряжаясь
бодростью и оптимизмом на весь день.
Заключение
30
Музыка, сопровождая человечество на протяжении всей эволюции
развития, имела огромное значение не только в духовно-нравственном и
эстетическом воспитании человека, но и его лечебно-оздоровительном
восстановлении. При изучении ее как науки было выявлено много целебных
свойств, которые применяются и по сей день.
Психотерапевты разных музыкотерапевтических направлений на
основе своих опытов выявили ценность музыки для всего человечества,
которая постоянно растет. Каждый из них по-своему понимает и применяет
музыкотерапию на практике. Мнения у них расходятся, но их объединяет
одно – музыка положительно влияет на человека.
Как выяснилось самой полезной и, даже можно сказать, обладающей
волшебными свойствами, стала классическая музыка, способная заменить все
лекарства от любого недуга. Но не вся музыка оказывает положительное
влияние на организм человека. Вреднее всего сказывается на нашем
организме прослушивание современной музыки. А именно такие жанры, как
рок, поп и клубная музыка, которые, в прямом смысле слова, постепенно
убивают не только человека, но и все, с чем соприкасаются их звуки. Жаль,
но до сегодняшнего дня в это поверить и понять может не каждый.
Возможно, причина всему это масштабное использование современной
музыки, которую уже трудно назвать таковой.
Из всего вышесказанного можно точно сказать, что влияние музыки, а
именно классической на здоровье человека неоспоримо, и научно, и
экспериментально, и на собственном опыте доказано.
Использование приемов музыкотерапии (инструментальной), изучая и
слушая классическую музыку, как эталона музыки во все времена, позволяет
мощно влиять на физическое здоровье и психику учащегося, поэтому
деятельность на занятии становится более радостной и мотивация к учебному
предмету повысится.
31
Если бы музыкотерапии уделялось больше внимания в различных
источниках
СМИ,
то
современное
человечество
куда
серьезнее
воспринимало бы это восхитительное, замечательное искусство.
32
Литература
1. Барканов С. Мелодия здоровой жизни. // Здоровье детей. - "Первое
сентября", 2021, № 7.
2. Бехтерев В. М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. – Л., 1986.
Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию / под ред. Г. Г.Декер-Фойгт. –
СПб.: Питер, 2018. – 634 с.
3. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия / Л. С. Брусиловский // Руководство по
психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. − Ташкент. 2011. – 275 с.
4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.: Искусство,
2019. – 572 с.
5. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки //
Искусство в школе. – 2006. – № 5.
6. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта: древнейшие и самые современные методы
использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума / Д.
Кэмпбелл. – Минск: Поппури, 2018. – 162 с
7. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового
человека. – М., 1996.
8. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.,
1998.
9. Юсфин А. Г. Музыка – сила жизни / А. Г. Юсфин. – СПб.: ООО «Аюрведа
Плюс». 2013. – 212 с.
33