Автор: Курылина Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 79
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование арт-терапии при работе с тревожными детьми
Раздел: начальное образование
Использование арт-терапии при работе с тревожными детьми.
Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который
впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет
собой
направление
психотерапии,
основанный
на
использование
художественного творчества.
Арт - терапия эффективный способ безболезненно отреагировать свои
эмоции и чувства и мысли. Основная цель терапии искусством и творчеством
-
это
гармонизация
развития
личности
через
развитие
способности
самовыражения и самопознания.
Бесценной возможностью является арт – терапия при работе с детьми, ведь
– это простой способ помочь ребенку, используя творчество и игру. Можно
сказать, это – лечение творчеством.
Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его
развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.
«Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом
коренное отличие его от художника, актера» [2]. Именно поэтому арт-
терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о
конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот
почему этот процесс для него так терапевтичен [1, с.14].
Детям арт-терапия помогает снять психоэмоциональное напряжение, снизить
уровень тревожности, выразить чувства и эмоции, лучше познакомится со
своим внутренним «я», развивать образное мышление и коммуникативные
навыки.
К основным видам арт-терапии относятся
изотерапия, сказкотерапия,
музыкотерапия,
танцевальная
терапия,
фототерапия,
цветотерапия,
музеетерапия и другие.
Ниже приведены интересные арт-упражнения для работы с тревожными
детьми.
Упражнение «Игра наоборот»
Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки.
Предложите детям сделать большую картину. Тему он может придумать
самостоятельно, а можно работать, не привязываясь к конкретному сюжету.
Обозначьте правила игры: нужно наклеивать картинки на ватман, выполняя
инструкции взрослого с точностью до наоборот. Например, взрослый
диктует: наклей пальму в центр, а ребёнок, согласно правилам упражнения
делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место. Эта техника
обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально
нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают,
что сделают все не так, как было сказано и им ничего за это не будет. Таким
образом, ребёнок получает новый опыт, пробует себя в нем и для него
повышаются шансы, что в реальной ситуации, он не станет так тревожиться,
когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.
Техника «Путешествие» (автор О. И. Каяшева)
Возраст: 6–14 лет.
Цель: расслабление, наполнение ресурсами.
Материалы: бумага, карандаши, пастель, краски.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй место, куда тебе хотелось бы поехать
отдохнуть или где бы ты хотел жить. То место, где тебе будет хорошо».
Возможные вопросы ребенку: «Что за место ты нарисовал?» «Хочешь ли ты
что-то изменить на рисунке?» «Есть ли у рисунка название?»
Техника «Рисование пальцами» (авт. В. Оклендер)
Возраст: 4–12 лет.
Цель: отреагировать накопившиеся эмоции. Живопись с помощью пальцев
расслабляет рисующего.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, картинку, пользуясь пальцами. Ты
можешь стереть ее, а затем нарисовать снова».
Список используемой литературы:
1.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. —
СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
.2.Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство,
1990.
.3.Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии /
Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 2001