Напоминание

Использование арт-терапии при работе с тревожными детьми


Автор: Курылина Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 79
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование арт-терапии при работе с тревожными детьми
Раздел: начальное образование





Назад




Использование арт-терапии при работе с тревожными детьми.

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который

впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет

собой

направление

психотерапии,

основанный

на

использование

художественного творчества.

Арт - терапия эффективный способ безболезненно отреагировать свои

эмоции и чувства и мысли. Основная цель терапии искусством и творчеством

-

это

гармонизация

развития

личности

через

развитие

способности

самовыражения и самопознания.

Бесценной возможностью является арт – терапия при работе с детьми, ведь

– это простой способ помочь ребенку, используя творчество и игру. Можно

сказать, это – лечение творчеством.

Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его

развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.

«Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом

коренное отличие его от художника, актера» [2]. Именно поэтому арт-

терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о

конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот

почему этот процесс для него так терапевтичен [1, с.14].

Детям арт-терапия помогает снять психоэмоциональное напряжение, снизить

уровень тревожности, выразить чувства и эмоции, лучше познакомится со

своим внутренним «я», развивать образное мышление и коммуникативные

навыки.

К основным видам арт-терапии относятся

изотерапия, сказкотерапия,

музыкотерапия,

танцевальная

терапия,

фототерапия,

цветотерапия,

музеетерапия и другие.

Ниже приведены интересные арт-упражнения для работы с тревожными

детьми.

Упражнение «Игра наоборот»

Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки.

Предложите детям сделать большую картину. Тему он может придумать

самостоятельно, а можно работать, не привязываясь к конкретному сюжету.

Обозначьте правила игры: нужно наклеивать картинки на ватман, выполняя

инструкции взрослого с точностью до наоборот. Например, взрослый

диктует: наклей пальму в центр, а ребёнок, согласно правилам упражнения

делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место. Эта техника

обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально

нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают,

что сделают все не так, как было сказано и им ничего за это не будет. Таким

образом, ребёнок получает новый опыт, пробует себя в нем и для него

повышаются шансы, что в реальной ситуации, он не станет так тревожиться,

когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.

Техника «Путешествие» (автор О. И. Каяшева)

Возраст: 6–14 лет.

Цель: расслабление, наполнение ресурсами.

Материалы: бумага, карандаши, пастель, краски.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй место, куда тебе хотелось бы поехать

отдохнуть или где бы ты хотел жить. То место, где тебе будет хорошо».

Возможные вопросы ребенку: «Что за место ты нарисовал?» «Хочешь ли ты

что-то изменить на рисунке?» «Есть ли у рисунка название?»

Техника «Рисование пальцами» (авт. В. Оклендер)

Возраст: 4–12 лет.

Цель: отреагировать накопившиеся эмоции. Живопись с помощью пальцев

расслабляет рисующего.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, картинку, пользуясь пальцами. Ты

можешь стереть ее, а затем нарисовать снова».

Список используемой литературы:

1.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских

психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. —

СПб.: Речь, 2006. — 160 с.

.2.Михалкович В. И., Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство,

1990.

.3.Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии /

Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 2001



В раздел образования