Напоминание

Рабочая программа по учебному предмету В.01.УП.01 «Музицирование» Вариативная часть.


Автор: Чуприна Ирина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: г. Находка
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Тема: Рабочая программа по учебному предмету В.01.УП.01 «Музицирование» Вариативная часть.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»

НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

Рабочая программа по учебному предмету

В.01.УП.01

«Музицирование»

Вариативная часть.

Выполнила:

Чуприна Ирина Ивановна

заместитель директора по учебной работе,

преподаватель теоретических дисциплин

высшая квалификационная категория

г. Находка 2022г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

I.

Пояснительная записка.

1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

2.

Срок реализации учебного предмета.

3.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета.

4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий.

5.

Цель и задачи учебного предмета.

6.

Обоснование структуры программы учебного предмета.

7.

Методы обучения.

8.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.

Содержание учебного предмета.

1.Сведения о затратах учебного времени.

2.

Требования по годам обучения.

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок.

1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

2.

Критерии оценки.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса.

1.

Методические рекомендации педагогическим работникам;

2.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

1.

Список рекомендуемой нотной литературы;

2. Список рекомендуемой методической литературы.

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Музицирование» разработана на основе и с учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Представленная программа предполагает освоение навыков: игры на музыкальном

инструменте, подбора мелодии по слуху, транспонирования мелодии, подбора аккомпанемента,

досочинения и сочинения мелодии, игра кадансовых оборотов во всех тональностях, сочинение

небольших пьес в разных жанрах.

Предмет «Музицирование» использует и развивает не только базовые навыки, полученные

на занятиях в классе по специальности, сольфеджио, но и активизирует творческие способности

учащихся. За время обучения музицированию должен сформироваться комплекс умений и

навыков, необходимых для самостоятельного музицирования.

Знакомство учащихся с предметом «Музицирование» происходит на базе изучения

фортепианного репертуара: переложения для ансамблей, произведения различных форм, стилей и

жанров отечественных и зарубежных композиторов, а также различных творческих заданий и

упражнений. Программа по «Музицированию» опирается не только на академический репертуар,

но и включает песенный репертуар,

близкий эмоциональному миру ребенка,

создает

благоприятные

условия

для

формирования

и

закрепления

различных

слуховых

и

исполнительских навыков, способствует поддержанию интереса к занятиям. Особое внимание в

программе уделено такой форме как пение с аккомпанементом (ученик сам поет и сам себе

аккомпанирует).

Работа в классе направлена на выработку у учащихся: ладогармонического слуха; чувства

ритма; умения подбирать, досочинять, сочинять, подбирать аккомпанемент; умения справляться

с различными творческими заданиями.

Данная программа является адаптированной к условиям МБУ ДО «ДШИ № 1»,

представляет собой курс «Музицирования», ориентированный на контингент обучающихся и

особенности образовательного процесса в нашей школе.

По данной программе предполагается наличие основных форм работы на уроке: подбор

по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент и творческие задания (подбор по слуху,

досочинение/сочинение/ мелодии, сочинение небольших пьес в различных жанрах, игра

кадансовых оборотов, подбор аккомпанемента). Предлагаемые формы работы направлены на

раскрытие художественных способностей учащихся.

Программа «Музицирование» предполагает индивидуальный подход с учетом возрастных

особенностей учащихся.

2.

Срок реализации учебного предмета.

Программа «Музицирование» рассчитана на 4-х летний курс изучения предмета, возраст

детей, участвующих в реализации данной программы 6,5 – 10 лет. В МБУ ДО «ДШИ № 1»

3

данная

программа

реализуется

в

вариативной

части

предпрофессиональной

общеобразовательной программы «Фортепиано» для учащихся фортепианного отделения,

обучающихся по восьмилетнему учебному плану.

3.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУ ДО «ДШИ №

1» на реализацию предмета «Музицирование»:

Аудиторная нагрузка

Количество часов

всего

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

16

16,5

16,5

16.5

65,5

Недельная аудиторная нагрузка

0,5

0,5

0,5

0,5

4.

Форма занятий по предмету «Музицирование» – индивидуальная: 1 раз в неделю

по 0,5 часа.

5.

Цели и задачи учебного предмета.

Целью образовательной программы является раннее приобщение детей к музыкальному

искусству, создание условий для всестороннего гармоничного развития эмоциональной,

нравственной,

интеллектуальной

сторон

личности

ребенка,

формирование

условий

для

творческой самореализации учащегося через приобщение к музыкальной культуре. Развитие

навыков

любительского

музицирования

должно

способствовать

наиболее

полному

удовлетворению потребностей и возможностей детей, повышению заинтересованности в

музыкальном обучении, а также предоставление детям возможности творить, созидать,

развиваться,

формировать

свою

индивидуальность.

Учебный

процесс

по

предмету

«Музицирование» построен таким образом, чтобы овладение этим видом музыкальной

деятельности нашло практическое применение в жизни учащегося как во время обучения, так и

после окончания им школы искусств. Умение музицировать дает возможность ученикам

почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни

общеобразовательной школы, и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в

музыкальной школе.

Задачи программы:

Образовательные:

-

научить подбирать по слуху мелодию;

-

научить подбирать аккомпанемент к мелодии;

-

научить аккомпанировать;

-

научить транспонировать;

-

научить досочинять /сочинять/ несложные мелодии, импровизировать;

-

научить сочинять небольшие пьесы в различных жанрах;

-

научить играть кадансовые обороты во всех мажорных и минорных тональностях;

-

осуществлять межпредметные взаимосвязи для прочного усвоения изучаемого

материала;

4

-

Развивающие:

-

выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей;

-

развитие памяти, внимания, воображения, мышления, увлеченности, активности,

трудолюбия, самостоятельности;

-

развить мелодический и гармонический слух;

-

развить метроритмическое чувство;

-

развить ладогармоническое мышление;

-

приобщить учащихся к различным видам музыкального творчества; - развить у

учащихся музыкальный вкус и эрудицию.

-

пробудить в учащихся стремление к творчеству;

-

развить умения и навыки по предмету и применить их на практике;

-

Воспитательные:

- воспитание потребности к музицированию;

- воспитание волевых качеств и умений учащегося: усидчивости, внутренней

дисциплины,

добросовестности и трудолюбия;

- создание возможности использования творческих навыков в послешкольный

период.

6.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Музицирование».

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования,

отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного

предмета;

-

распределение учебного материала по годам обучения;

-

требования к уровню подготовки обучающихся; -

формы и методы контроля,

система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание

учебного

предмета»,

который

не

противоречит

требованиям

и

задачам

профессионального

музыкального

воспитания,

поскольку

основу

профессиональной

деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший

музыкальный вкус, умение рассказывать о музыке и увлекать ею слушателей.

6.

Методы обучения.

Для достижения наиболее высоких результатов в рамках учебно- образовательного

процесса используются следующие методы:

-

словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального произведения);

-

наглядный (показ, демонстрация отдельных фрагментов и всего произведения в

целом, посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся);

-

практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление произведения

на более мелкие части для подробной проработки с последующим объединением в целое),

самостоятельный анализ музыкального материала учащимися;

5

-

игровой:

игровые

упражнения

и

задания

на

развитие

мелодического

и

гармонического слуха, чувства ритма, ладогармонического мышления, развития творческих

способностей.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации

поставленных

задач,

основаны

на

проверенной

методике

обучения

по

предмету

«Музицирование».

6.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Для

успешной

реализации

образовательной

программы

необходимо

следующее

материально-техническое обеспечение:

-

учебное

помещение

(класс),

соответствующий

санитарно-гигиеническим

требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;

-

пианино (желательно 2 шт.);

-

регулируемые по высоте банкетки; - разновысотные подставки под ноги; - наличие

нотной литературы.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.

Сведения о затратах учебного времени.

По

учебному

плану

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в МБУ ДО «ДШИ № 1» на предмет

«Музицирование», реализуемый в вариативной части, предполагается:

Индекс и

наименование

частей,

предметных

областей,

разделов и

учебных

предметов

Макс.

учебная

нагрузка

Самост.

работа

Аудитор

ные

занятия

Промежуточная

аттестация

Распределение по

годам обучения

Трудоемкость в

часах

Индивидуа

льные

Зачеты

Контрол

ьные уроки

Экзамены

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В.01.УП.01.

Музицирование

131

65,5

65,5

8

2,4,6

-

0,5

0,5

0,5

0,5

2.

Требования по годам обучения.

1

класс

1.Подбор по слуху.

Подбор по слуху мелодии на трех-пяти ступенях в мажоре и миноре от любых звуков

одной рукой. Метро - ритмический рисунок с использованием четвертей, восьмых и половинных.

Объем - 4-8 тактов. Анализ движения мелодической линии (на одном звуке, на двух соседних

звуках, с использованием скачков вверх и вниз, поступенное движение).

6

Материал для подбора – несложные попевки и песенки. Воспитание умения

анализировать строение мелодии, ее ритмические особенности. Эта работа развивает слух,

память, знакомит с клавиатурой.

2.Транспонирование простейших мелодий от всех звуков с определением тональности, в

пределах 5 ступеней мажора и минора.

3. Подбор аккомпанемента. Работу по подбору аккомпанемента надо начинать с легкого

сопровождения, состоящего из отдельных звуков в басу, постепенно переходя к более сложному

аккордовому аккомпанементу. Этапы подбора аккомпанемента:

- знакомство с простейшим видом аккомпанемента на выдержанной тонической квинте;

- тоническая квинта и сексты на I и VII ступенях (гармонические и мелодические),

выполняющие роль субдоминанты и доминанты.

4. Развитие творческих навыков:

-

запись ритмического рисунка к стихам;

-

досочинение ритмического рисунка;

-

досочинение мелодии на предложенные тексты;

-

сочинение мелодии на стихи в объеме 4-8 тактов;

-

чтение метроритмического рисунка ритмослогами, со счетом.

2 класс

1.Подбор по слуху.

Подбор по слуху: использование мелодий для подбора в диапазоне 7 ступеней мажора и

минора, в пределах одной тональности. Усложнение ритмической функции мелодии –

использование пунктирных ритмов, мелких длительностей (восьмых, шестнадцатых). Объем 4-8

тактов. Импровизация песенок - попевок на различных интервалах с изменением ритмического

рисунка.

2.Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 2-х знаков

мажора и минора.

3.Подбор

аккомпанемента.

Учащегося

необходимо

научить

анализировать

гармоническое сопровождение, поддерживающее данную мелодию.

Этапы подбора аккомпанемента:

- трезвучия на главных ступенях лада;

- гармоническая формула на основе тонической квинты, сексты на I и сексты на VII

ступенях:

тоническое

трезвучие,

субдоминантовый

квартсекстаккорд

и

доминантовый

секстаккорд (квинтовый круг диезных тональностей).

4.Развитие творческих навыков:

-

запись/воспроизведение /ритмического рисунка к тексту песен;

-

сочинение в фактурном варианте «полька»;

-

досочинение/сочинение/варьирование ритмического рисунка;

-

досочинение/сочинение/ мелодии на стихи в заданном диапозоне;

-

сочинение мелодии на заданный аккомпанемент;

7

-

в сочинениях при подборе аккомпанемента использование каданса: тоническое

трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд, доминантовый секстаккорд) к незнакомой

мелодии;

-

досочинение/сочинение/ аккомпанемента к мелодии. Объем мелодий 4 – 16 тактов.

3 класс.

1.Подбор по слуху

Мелодии для подбора по слуху интонационно развиты – использование как поступенного,

так и скачкообразного движения мелодии, усложнение ритмических формул.

2.Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 3-х знаков

мажора и минора.

3.Подбор

аккомпанемента.

Обратить внимание учащегося на

то,

что

аккорды

аккомпанемента берутся на сильные и относительно сильные доли, на основные звуки мелодии, а

проходящие и вспомогательные не гармонизуются. Кроме трезвучий использовать их обращения.

На основе трезвучий их обращений освоить простейшие виды фактурного аккомпанемента.

При подборе аккомпанемента:

-

сыграть мелодию, определить тональность, назвать знаки при ключе;

-

найти на главных ступенях трезвучия лада T – S – D; проиграть в этой тональности

цепочку из аккордов: T 5/3 – S6/4 – T 5/3 – D6 – T 5/3. Если в мелодии есть звуки, не входящие в

основную цепочку, найти аккорды на других ступенях – II, III, IV и VII;

-

проанализировать гармонический план мелодии – на какие звуки в мелодии будут

приходиться определенные аккорды;

-

сыграть мелодию с аккомпанементом;

-

видоизменить

или

разнообразить

фактурно

аккомпанемент

соответственно

характеру музыки.

4.Развитие творческих навыков:

-

запись/воспроизведение ритмического рисунка к тексту песен;

-

сочинение в фактурном варианте «вальс»;

-

досочинение/сочинение/варьирование ритмического рисунка;

-

досочинение/сочинение/варьирование мелодии на стихи;

-

сочинение мелодии на заданный аккомпанемент;

-

в сочинениях при подборе аккомпанемента использование каданса: T 5/3 – S6/4 –

T 5/3 – D6 – T 5/3 и аккордов на других ступенях -– II, III, IV и VII;

-

досочинение/сочинение/варьирование аккомпанемента к простейшей мелодии.

Объем мелодий 8 – 16 тактов.

-

сочинение вступлений и заключений к собственным сочинениям;

4 класс.

1.Подбор по слуху.

8

Мелодии для подбора по слуху интонационно развиты, с отклонениями в

параллельную тональность и тональности первой степени родства, усложнение ритмических

формул (с использованием пунктирного и синкопированного ритма).

2.Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 4-х

знаков мажора и минора.

3.Подбор

аккомпанемента.

Обратить внимание учащегося на

то,

что

аккорды

аккомпанемента берутся на сильные и относительно сильные доли, на основные звуки мелодии, а

проходящие и вспомогательные не гармонизуются. Кроме трезвучий использовать их обращения.

На основе трезвучий их обращений освоить простейшие виды фактурного аккомпанемента.

Знакомство с буквенными обозначениями. Игра несложных аккордов по их буквенным

обозначениям.

При подборе аккомпанемента:

-

сыграть мелодию, определить тональность, назвать знаки при ключе;

-

найти на главных ступенях трезвучия лада T – S – D; проиграть в этой тональности

цепочку из аккордов: T 5/3 – S6/4 – T 5/3 – D6 – T 5/3. Если в мелодии есть звуки, не входящие в

основную цепочку, найти аккорды на других ступенях – II, III, IV и VII;

-

проанализировать гармонический план мелодии – на какие звуки в мелодии будут

приходиться определенные аккорды;

-

сыграть мелодию с аккомпанементом;

- видоизменить или разнообразить фактурно аккомпанемент соответственно

характеру музыки;

-

сочинение вступлений и заключений к собственным сочинениям;

- подбор аккомпанемента по цифрованному басу.

4.Развитие творческих навыков:

-

запись/воспроизведение ритмического рисунка к тексту песен;

-

сочинение в фактурном варианте «марш»;

-

досочинение /сочинение/варьирование ритмического рисунка;

-

досочинение/сочинение/варьирование мелодии на стихи, используя отклонения в

параллельную тональность и тональности первой степени родства;

-

сочинение мелодии на заданный аккомпанемент;

-

в сочинениях при подборе аккомпанемента использование каданса: T 5/3 – S6/4 –

T 5/3 – D6 – T 5/3 и аккордов на других ступенях -– II, III, IV и VII;

-

досочинение/сочинение/варьирование аккомпанемента к простейшей мелодии.

Объем мелодий 8 – 16 тактов.

Данные требования являются примерными и могут быть изменены в процессе занятий на

более

легкий

или

усложненный

вариант.

Форма

индивидуального

занятия

позволяет

преподавателю творчески подходить к процессу обучения с учетом музыкальных способностей и

возможностей учащегося, а также учитывать скорость усвоения материала.

9

Занятия предметом «Музицирование» вводятся для раскрытия творческого потенциала

учащихся, а также предполагают развитие интереса к самостоятельным занятиям музыкой.

Основные принципы подбора репертуара:

-

доступность по содержанию текста и возможностям обучающихся;

-

узнаваемость предлагаемых песен и произведений;

-

художественная ценность произведения;

- решение учебных задач;

-

разнообразие по стилю, эпохе, жанру, средствам музыкальной выразительности.

В основе лежит классическая музыка в сочетании с лучшими образцами народной и

современной.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного

предмета «Музицирование» с учетом оптимального соотношения индивидуальных особенностей

развития учащегося и предлагаемого к изучению материала.

Предполагается наличие общемузыкальных знаний и навыков игры на инструменте:

-

знакомство

с

музыкальными

произведениями

различной

стилистической

направленности (классической, народной, современной);

-

развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для

достижения положительных результатов в обучении;

-

формирование внутреннего чувства ритма; - развитие образного мышления;

-

развитие мотивации к обучению и самообучению.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации учебного предмета «Музицирование» включает в себя

основные виды контроля успеваемости учащихся:

-

текущий контроль успеваемости учащихся; - промежуточная аттестация учащихся;

- итоговая аттестация учащихся.

Формы промежуточной аттестации:

-

контрольные уроки, проводимые в классе (оценивает преподаватель);

Формы итоговой аттестации:

-

зачет во II полугодии 4-го года обучения, проводимый в классе (оценивает

комиссия).

Контроль

успеваемости

учащихся

проводится

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет.

2. Зачетные требования:

1 класс.

1.Игра кадансовых оборотов - тоническая квинта и сексты на I и VII ступенях

(гармонические и мелодические), выполняющие роль субдоминанты и доминанты от всех белых

и черных клавиш в мажоре и миноре двумя руками.

2.Исполнение собственных сочинений в фактурном варианте «песня».

10

3.Подбор аккомпанемента к незнакомым мелодиям с использованием кадансового

оборота - тоническая квинта и секста на I и VII ступенях (гармонические и мелодические),

выполняющие роль субдоминанты и доминанты.

2 класс.

1.

Игра

кадансовых

оборотов:

тоническое

трезвучие,

субдоминантовый

квартсекстаккорд и доминантовый секстаккорд (квинтовый круг мажорных тональностей) двумя

руками.

2.

Исполнение собственных сочинений в фактурном варианте «полька».

3.

Подбор аккомпанемента к незнакомым мелодиям с использованием кадансового

оборота: тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд, доминантовый секстаккорд.

4.

Знание буквенных обозначений.

3 класс.

1.Игра кадансовых оборотов: тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд и

доминантовый секстаккорд (квинтовый круг минорных тональностей) двумя руками.

2.Исполнение собственных сочинений в фактурном варианте «вальс».

3.Подбор аккомпанемента к незнакомым мелодиям с использованием кадансового

оборота: тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд, доминантовый секстаккорд.

4.Знание буквенных обозначений.

4 класс.

1.Игра кадансовых оборотов: тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд

и доминантовый секстаккорд (по квинтовому кругу диезных и бемольных тональностей в мажоре

и миноре, а также любой названной тональности) двумя руками.

2.Исполнение собственных сочинений в фактурном варианте «полька», «вальс», «марш».

3.Подбор аккомпанемента аккордового склада по буквенным обозначениям к незнакомым

мелодиям.

4.Пение выученной песни, содержащей отклонение под собственный аккомпанемент, в

аккордовом или фактурном сопровождении.

5.Знание буквенных обозначений.

3.

Критерии оценки.

Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя

методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. В конце

каждого полугодия выставляется оценка по пятибалльной шкале, которая по сложившейся

традиции ДШИ № 1 и с учетом целесообразности может быть дополнена системой «+» или «-».

Оценки

Критерии оценивания выступления

5 (отлично)

регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков

занятий, активная и эмоциональная работа на занятиях,

проявление

инициативы

к

самостоятельной

творческой

работе,

успешное

выполнение

всех

заданий,

быстрое

продвижение в усвоении материала

11

4 (хорошо)

регулярное посещение занятий, пропуски занятий

только по болезни или уважительной причине, стабильная

работа в классе, выполнение заданий, умеренная скорость

усвоения материала

3 (удовлетворительно)

нерегулярное посещение занятий, пропуски занятий не

только по болезни или уважительной причине, пассивная

работа

в

классе,

нерегулярное

выполнение

заданий,

медленная скорость усвоения материала

2

(неудовлетворительно)

нерегулярное посещение занятий, систематические

пропуски занятий без уважительной причины, отсутствие

работы в классе, невыполнение заданий

Зачет (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки учащегося

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных

учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному

продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

Основной формой работы в классе является урок, проводимый в виде индивидуального

занятия преподавателя с учащимся. В работе с учащимися необходимо следовать дидактическим

принципам последовательности, доступности и наглядности в освоении учебного материала.

Весь процесс строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на

индивидуальные особенности ученика, уровень его подготовки. Необходимо совместно с

учеником анализировать форму произведения, что особенно важно в работе над сочинением.

Особая роль отводится теоретической подготовке и проработке гармонических схем в различных

тональностях.

Необходимо

привлекать

учащихся

к

прослушиванию

лучших

примеров

исполнения популярной музыки.

Творческое осмысление и применение преподавателями идей, заложенных в данной

программе, ускорит реальное применение метода дифференцированного подхода к обучению в

современной педагогической практике и будет способствовать оптимизации учебного процесса, а

также заинтересованному отношению ребенка к занятиям.

Создание

преподавателем

максимально

благоприятной

атмосферы

для

занятий

«Музицированием» должно помочь учащимся, в первую очередь, со скромными музыкальными

данными не только развить свои творческие способности, но и получить удовольствие от

процесса занятий музыкой.

Наиболее ценно, если у ребенка возникает потребность к творческому самовыражению, в

таком случае необходимо поощрять проявление его инициативы при сочинении или подборе

мелодий для поддержания мотивации к учебной и творческой деятельности.

Ввиду отсутствия комплексного методического пособия по предмету «Музицирование»,

репертуарный список состоит из сборников авторов, которые уже завоевали популярность среди

12

преподавателей и содержат наиболее эффективные в педагогическом отношении пьесы и

упражнения. Разумеется, этот репертуар можно и нужно дополнять другими произведениями по

усмотрению преподавателя.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Необходимым условием успешного обучения является самостоятельная работа учащегося.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Ученик должен уйти

с урока с ясным и четким представлением над чем ему работать дома. Задачи должны кратко и

ясно сформулированы в дневнике. Домашние задания должны быть понятны и доступны для

ребенка, их выполнение не должно вызывать дополнительных трудностей.

13

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

1.

Список рекомендуемой нотной литературы.

1. Андреева М. От примы до октавы. Сборник мелодий для пения и музыкального разбора.

Издательство Сов. Композитор 1983.

2. Абелян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего

школьного возраста.М.1985.

3. Баренбойм Л, Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. – М.: Советский

композитор, 1981.

4. Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого

классов ДМШ. – Ростов -на-Д.: Феникс, 2002.

5. Барабошкина А. Сольфеджио для 1 класса детских музыкальных школ. М. Музыка 2005.

6. Баева Н.; Зебряк Т.Сольфеджио для 1-2 классов детских музыкальных школ. М.

«Кифара»2013.

7. Борухзон Л.,Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и

среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. I тетрадь. «Композитор» СПб

1995.

8. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей

младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. II, III тетради.

«Композитор» СПб 1996.

9. Борухзон Л.,Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и

среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. IV-VI тетрадь. «Композитор»

СПб 1997, 1998.

10. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. Музыка 1986.

11. Веселые нотки: сборник пьес для фортепиано: для учащихся 1-2 классов ДМШ:

учебно-методическое пособие. Вып. 1 / сост. С.А. Барсукова. – 4-е изд. – Ростов /Д.: Феникс,

2011.

12. Волшебные звуки фортепиано: сборник пьес для фортепиано: 2-3 классы ДМШ:

учебно-методическое пособие / сост. и общ. ред. С.А. Барсукова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012.

13. Давыдова Е.; Запорожец С. Сольфеджио для детских музыкальных школ 3 класс М.

Музыка 2005.

14. Давыдова Е. Сольфеджио для детских музыкальных школ 4 класс М. Музыка 2005.

15. Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. –

Л.: Советский композитор, 1986.

16. Кириллова М. И., Пономарева Н. Ф. Музицирование в классе фортепиано. Начальный

этап обучения. Выпуск 1, 2. – СПб: Композитор, 2008

17. Кончаловская Н. Нотная азбука Олма – пресс М. 2000.

18. Котляревская - Крафт М.; Москалькова И.; Батхан Л. Сольфеджио. Учебное пособие

для подготовительных отделений детских музыкальных школ. М-СПб Музыка 1995.

19. Котляревская - Крафт М. Сольфеджио для 1 класса детских музыкальных школ М.-

СПб Музыка 1995

20.Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 1, 2. – Ростов -на-Д.: Феникс, 2003.

14

21. Криштоп Л. Школа юного пианиста.СПб «Композитор», 2017.

22. Лещинкая И., Пороцкий В. Малыш за роялем. – М.: Советский композитор, 1989.

23. Литовко Ю. Музыкальный букварь. Для начинающих пианистов. – СПб: Союз

художников, 2002.

24. Литовко Ю. Я буду пианистом: первые шаги в музыке: пьесы для фортепиано: 1-2

класс ДМШ / Ю. Литовко. – СПб: Союз художников, 2012.

25. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебное пособие.

Сольфеджио для 1,2,3,4 кл.Л.,1990.

26. Милич Б. Маленькому пианисту. – М.: Кифара, 1996.

Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. – М.: Музыка, 1991.

27. Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент вып.1.1-4 класс музыкальной школы М.

Музыка 2013.

28. Сиротина Т. Ритмическая азбука.-М. «Музыка».2007.

29. Станг Ф.,Чернышова Н. Хрестоматия педагогического репертуара для общего курс

фортепиано . Тетрадь 1,4.- СПб «Композитор», 2014.

30. Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано.

Части I, II. – М.: Музыка, 2005.

31. Тургенева Э., Пианист-фантазер. Учебное пособие по развитию творческих навыков.

Часть 1,2 – М.: Композитор, 1994.

32. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио М. Музыка 2006.

15

2.

Список рекомендуемой методической литературы.

1. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л.,1969.

2. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и

среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. I тетрадь. «Композитор» СПб

1995.

3. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей

младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. II, III тетради.

«Композитор» СПб 1996.

4. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и

среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. IV-VI тетрадь. «Композитор»

СПб 1997, 1998.

5. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебное пособие.

М.Кифара,1997.

6. Зайцева Т., Макарова Л., Поризко О., Поризко Е. Воспитание творческих навыков в

формировании самостоятельности учащихся в классной и домашней работе. СПб «Композитор»

2013.

7. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. Ростов – на -Дону Феникс 2015.

8. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио.

Методическое пособие для ДМШ. М. «Советский композитор»1987.

9. Котляревская - Крафт М.; Москалькова И.; Батхан Л. Сольфеджио. Учебное пособие для

подготовительных отделений детских музыкальных школ. Ред. Масленковой Л. М-СПб Музыка

1995.

10. Котляревская - Крафт М. Сольфеджио учебное пособие для 1 класса детских музыкальных

школ. Ред. Масленковой Л. М.-СПб Музыка 1995.

11. Котляревская - Крафт М., Штуден Л. Приобщение к творчеству. Новосибирское книжное

издательство 1987.

12. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации.-М: Музыка, 1991.

13. Никитин А. Импровизация как метод обучения начинающего пианиста. Методические

рекомендации часть 1.2. Хабаровск 1996.

14. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник –

сказка. СПб «Композитор» 2017.

15. Шатковский И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996

16



В раздел образования