Автор: Чуприна Ирина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: г. Находка
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Тема: Рабочая программа по учебному предмету В.01.УП.01 «Музицирование» Вариативная часть.
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Рабочая программа по учебному предмету
В.01.УП.01
«Музицирование»
Вариативная часть.
Выполнила:
Чуприна Ирина Ивановна
заместитель директора по учебной работе,
преподаватель теоретических дисциплин
высшая квалификационная категория
г. Находка 2022г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
I.
Пояснительная записка.
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2.
Срок реализации учебного предмета.
3.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета.
4.
Форма проведения учебных аудиторных занятий.
5.
Цель и задачи учебного предмета.
6.
Обоснование структуры программы учебного предмета.
7.
Методы обучения.
8.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II.
Содержание учебного предмета.
1.Сведения о затратах учебного времени.
2.
Требования по годам обучения.
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
IV.
Формы и методы контроля, система оценок.
1.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2.
Критерии оценки.
V.
Методическое обеспечение учебного процесса.
1.
Методические рекомендации педагогическим работникам;
2.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
1.
Список рекомендуемой нотной литературы;
2. Список рекомендуемой методической литературы.
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Музицирование» разработана на основе и с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает освоение навыков: игры на музыкальном
инструменте, подбора мелодии по слуху, транспонирования мелодии, подбора аккомпанемента,
досочинения и сочинения мелодии, игра кадансовых оборотов во всех тональностях, сочинение
небольших пьес в разных жанрах.
Предмет «Музицирование» использует и развивает не только базовые навыки, полученные
на занятиях в классе по специальности, сольфеджио, но и активизирует творческие способности
учащихся. За время обучения музицированию должен сформироваться комплекс умений и
навыков, необходимых для самостоятельного музицирования.
Знакомство учащихся с предметом «Музицирование» происходит на базе изучения
фортепианного репертуара: переложения для ансамблей, произведения различных форм, стилей и
жанров отечественных и зарубежных композиторов, а также различных творческих заданий и
упражнений. Программа по «Музицированию» опирается не только на академический репертуар,
но и включает песенный репертуар,
близкий эмоциональному миру ребенка,
создает
благоприятные
условия
для
формирования
и
закрепления
различных
слуховых
и
исполнительских навыков, способствует поддержанию интереса к занятиям. Особое внимание в
программе уделено такой форме как пение с аккомпанементом (ученик сам поет и сам себе
аккомпанирует).
Работа в классе направлена на выработку у учащихся: ладогармонического слуха; чувства
ритма; умения подбирать, досочинять, сочинять, подбирать аккомпанемент; умения справляться
с различными творческими заданиями.
Данная программа является адаптированной к условиям МБУ ДО «ДШИ № 1»,
представляет собой курс «Музицирования», ориентированный на контингент обучающихся и
особенности образовательного процесса в нашей школе.
По данной программе предполагается наличие основных форм работы на уроке: подбор
по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент и творческие задания (подбор по слуху,
досочинение/сочинение/ мелодии, сочинение небольших пьес в различных жанрах, игра
кадансовых оборотов, подбор аккомпанемента). Предлагаемые формы работы направлены на
раскрытие художественных способностей учащихся.
Программа «Музицирование» предполагает индивидуальный подход с учетом возрастных
особенностей учащихся.
2.
Срок реализации учебного предмета.
Программа «Музицирование» рассчитана на 4-х летний курс изучения предмета, возраст
детей, участвующих в реализации данной программы 6,5 – 10 лет. В МБУ ДО «ДШИ № 1»
3
данная
программа
реализуется
в
вариативной
части
предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Фортепиано» для учащихся фортепианного отделения,
обучающихся по восьмилетнему учебному плану.
3.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУ ДО «ДШИ №
1» на реализацию предмета «Музицирование»:
Аудиторная нагрузка
Количество часов
всего
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
16
16,5
16,5
16.5
65,5
Недельная аудиторная нагрузка
0,5
0,5
0,5
0,5
4.
Форма занятий по предмету «Музицирование» – индивидуальная: 1 раз в неделю
по 0,5 часа.
5.
Цели и задачи учебного предмета.
Целью образовательной программы является раннее приобщение детей к музыкальному
искусству, создание условий для всестороннего гармоничного развития эмоциональной,
нравственной,
интеллектуальной
сторон
личности
ребенка,
формирование
условий
для
творческой самореализации учащегося через приобщение к музыкальной культуре. Развитие
навыков
любительского
музицирования
должно
способствовать
наиболее
полному
удовлетворению потребностей и возможностей детей, повышению заинтересованности в
музыкальном обучении, а также предоставление детям возможности творить, созидать,
развиваться,
формировать
свою
индивидуальность.
Учебный
процесс
по
предмету
«Музицирование» построен таким образом, чтобы овладение этим видом музыкальной
деятельности нашло практическое применение в жизни учащегося как во время обучения, так и
после окончания им школы искусств. Умение музицировать дает возможность ученикам
почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни
общеобразовательной школы, и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в
музыкальной школе.
Задачи программы:
Образовательные:
-
научить подбирать по слуху мелодию;
-
научить подбирать аккомпанемент к мелодии;
-
научить аккомпанировать;
-
научить транспонировать;
-
научить досочинять /сочинять/ несложные мелодии, импровизировать;
-
научить сочинять небольшие пьесы в различных жанрах;
-
научить играть кадансовые обороты во всех мажорных и минорных тональностях;
-
осуществлять межпредметные взаимосвязи для прочного усвоения изучаемого
материала;
4
-
Развивающие:
-
выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей;
-
развитие памяти, внимания, воображения, мышления, увлеченности, активности,
трудолюбия, самостоятельности;
-
развить мелодический и гармонический слух;
-
развить метроритмическое чувство;
-
развить ладогармоническое мышление;
-
приобщить учащихся к различным видам музыкального творчества; - развить у
учащихся музыкальный вкус и эрудицию.
-
пробудить в учащихся стремление к творчеству;
-
развить умения и навыки по предмету и применить их на практике;
-
Воспитательные:
- воспитание потребности к музицированию;
- воспитание волевых качеств и умений учащегося: усидчивости, внутренней
дисциплины,
добросовестности и трудолюбия;
- создание возможности использования творческих навыков в послешкольный
период.
6.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Музицирование».
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования,
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
требования к уровню подготовки обучающихся; -
формы и методы контроля,
система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание
учебного
предмета»,
который
не
противоречит
требованиям
и
задачам
профессионального
музыкального
воспитания,
поскольку
основу
профессиональной
деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший
музыкальный вкус, умение рассказывать о музыке и увлекать ею слушателей.
6.
Методы обучения.
Для достижения наиболее высоких результатов в рамках учебно- образовательного
процесса используются следующие методы:
-
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального произведения);
-
наглядный (показ, демонстрация отдельных фрагментов и всего произведения в
целом, посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся);
-
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление произведения
на более мелкие части для подробной проработки с последующим объединением в целое),
самостоятельный анализ музыкального материала учащимися;
5
-
игровой:
игровые
упражнения
и
задания
на
развитие
мелодического
и
гармонического слуха, чувства ритма, ладогармонического мышления, развития творческих
способностей.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных
задач,
основаны
на
проверенной
методике
обучения
по
предмету
«Музицирование».
6.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Для
успешной
реализации
образовательной
программы
необходимо
следующее
материально-техническое обеспечение:
-
учебное
помещение
(класс),
соответствующий
санитарно-гигиеническим
требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;
-
пианино (желательно 2 шт.);
-
регулируемые по высоте банкетки; - разновысотные подставки под ноги; - наличие
нотной литературы.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Сведения о затратах учебного времени.
По
учебному
плану
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано» в МБУ ДО «ДШИ № 1» на предмет
«Музицирование», реализуемый в вариативной части, предполагается:
Индекс и
наименование
частей,
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Макс.
учебная
нагрузка
Самост.
работа
Аудитор
ные
занятия
Промежуточная
аттестация
Распределение по
годам обучения
Трудоемкость в
часах
Индивидуа
льные
Зачеты
Контрол
ьные уроки
Экзамены
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
В.01.УП.01.
Музицирование
131
65,5
65,5
8
2,4,6
-
0,5
0,5
0,5
0,5
2.
Требования по годам обучения.
1
класс
1.Подбор по слуху.
Подбор по слуху мелодии на трех-пяти ступенях в мажоре и миноре от любых звуков
одной рукой. Метро - ритмический рисунок с использованием четвертей, восьмых и половинных.
Объем - 4-8 тактов. Анализ движения мелодической линии (на одном звуке, на двух соседних
звуках, с использованием скачков вверх и вниз, поступенное движение).
6
Материал для подбора – несложные попевки и песенки. Воспитание умения
анализировать строение мелодии, ее ритмические особенности. Эта работа развивает слух,
память, знакомит с клавиатурой.
2.Транспонирование простейших мелодий от всех звуков с определением тональности, в
пределах 5 ступеней мажора и минора.
3. Подбор аккомпанемента. Работу по подбору аккомпанемента надо начинать с легкого
сопровождения, состоящего из отдельных звуков в басу, постепенно переходя к более сложному
аккордовому аккомпанементу. Этапы подбора аккомпанемента:
- знакомство с простейшим видом аккомпанемента на выдержанной тонической квинте;
- тоническая квинта и сексты на I и VII ступенях (гармонические и мелодические),
выполняющие роль субдоминанты и доминанты.
4. Развитие творческих навыков:
-
запись ритмического рисунка к стихам;
-
досочинение ритмического рисунка;
-
досочинение мелодии на предложенные тексты;
-
сочинение мелодии на стихи в объеме 4-8 тактов;
-
чтение метроритмического рисунка ритмослогами, со счетом.
2 класс
1.Подбор по слуху.
Подбор по слуху: использование мелодий для подбора в диапазоне 7 ступеней мажора и
минора, в пределах одной тональности. Усложнение ритмической функции мелодии –
использование пунктирных ритмов, мелких длительностей (восьмых, шестнадцатых). Объем 4-8
тактов. Импровизация песенок - попевок на различных интервалах с изменением ритмического
рисунка.
2.Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 2-х знаков
мажора и минора.
3.Подбор
аккомпанемента.
Учащегося
необходимо
научить
анализировать
гармоническое сопровождение, поддерживающее данную мелодию.
Этапы подбора аккомпанемента:
- трезвучия на главных ступенях лада;
- гармоническая формула на основе тонической квинты, сексты на I и сексты на VII
ступенях:
тоническое
трезвучие,
субдоминантовый
квартсекстаккорд
и
доминантовый
секстаккорд (квинтовый круг диезных тональностей).
4.Развитие творческих навыков:
-
запись/воспроизведение /ритмического рисунка к тексту песен;
-
сочинение в фактурном варианте «полька»;
-
досочинение/сочинение/варьирование ритмического рисунка;
-
досочинение/сочинение/ мелодии на стихи в заданном диапозоне;
-
сочинение мелодии на заданный аккомпанемент;
7
-
в сочинениях при подборе аккомпанемента использование каданса: тоническое
трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд, доминантовый секстаккорд) к незнакомой
мелодии;
-
досочинение/сочинение/ аккомпанемента к мелодии. Объем мелодий 4 – 16 тактов.
3 класс.
1.Подбор по слуху
Мелодии для подбора по слуху интонационно развиты – использование как поступенного,
так и скачкообразного движения мелодии, усложнение ритмических формул.
2.Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 3-х знаков
мажора и минора.
3.Подбор
аккомпанемента.
Обратить внимание учащегося на
то,
что
аккорды
аккомпанемента берутся на сильные и относительно сильные доли, на основные звуки мелодии, а
проходящие и вспомогательные не гармонизуются. Кроме трезвучий использовать их обращения.
На основе трезвучий их обращений освоить простейшие виды фактурного аккомпанемента.
При подборе аккомпанемента:
-
сыграть мелодию, определить тональность, назвать знаки при ключе;
-
найти на главных ступенях трезвучия лада T – S – D; проиграть в этой тональности
цепочку из аккордов: T 5/3 – S6/4 – T 5/3 – D6 – T 5/3. Если в мелодии есть звуки, не входящие в
основную цепочку, найти аккорды на других ступенях – II, III, IV и VII;
-
проанализировать гармонический план мелодии – на какие звуки в мелодии будут
приходиться определенные аккорды;
-
сыграть мелодию с аккомпанементом;
-
видоизменить
или
разнообразить
фактурно
аккомпанемент
соответственно
характеру музыки.
4.Развитие творческих навыков:
-
запись/воспроизведение ритмического рисунка к тексту песен;
-
сочинение в фактурном варианте «вальс»;
-
досочинение/сочинение/варьирование ритмического рисунка;
-
досочинение/сочинение/варьирование мелодии на стихи;
-
сочинение мелодии на заданный аккомпанемент;
-
в сочинениях при подборе аккомпанемента использование каданса: T 5/3 – S6/4 –
T 5/3 – D6 – T 5/3 и аккордов на других ступенях -– II, III, IV и VII;
-
досочинение/сочинение/варьирование аккомпанемента к простейшей мелодии.
Объем мелодий 8 – 16 тактов.
-
сочинение вступлений и заключений к собственным сочинениям;
4 класс.
1.Подбор по слуху.
8
Мелодии для подбора по слуху интонационно развиты, с отклонениями в
параллельную тональность и тональности первой степени родства, усложнение ритмических
формул (с использованием пунктирного и синкопированного ритма).
2.Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 4-х
знаков мажора и минора.
3.Подбор
аккомпанемента.
Обратить внимание учащегося на
то,
что
аккорды
аккомпанемента берутся на сильные и относительно сильные доли, на основные звуки мелодии, а
проходящие и вспомогательные не гармонизуются. Кроме трезвучий использовать их обращения.
На основе трезвучий их обращений освоить простейшие виды фактурного аккомпанемента.
Знакомство с буквенными обозначениями. Игра несложных аккордов по их буквенным
обозначениям.
При подборе аккомпанемента:
-
сыграть мелодию, определить тональность, назвать знаки при ключе;
-
найти на главных ступенях трезвучия лада T – S – D; проиграть в этой тональности
цепочку из аккордов: T 5/3 – S6/4 – T 5/3 – D6 – T 5/3. Если в мелодии есть звуки, не входящие в
основную цепочку, найти аккорды на других ступенях – II, III, IV и VII;
-
проанализировать гармонический план мелодии – на какие звуки в мелодии будут
приходиться определенные аккорды;
-
сыграть мелодию с аккомпанементом;
- видоизменить или разнообразить фактурно аккомпанемент соответственно
характеру музыки;
-
сочинение вступлений и заключений к собственным сочинениям;
- подбор аккомпанемента по цифрованному басу.
4.Развитие творческих навыков:
-
запись/воспроизведение ритмического рисунка к тексту песен;
-
сочинение в фактурном варианте «марш»;
-
досочинение /сочинение/варьирование ритмического рисунка;
-
досочинение/сочинение/варьирование мелодии на стихи, используя отклонения в
параллельную тональность и тональности первой степени родства;
-
сочинение мелодии на заданный аккомпанемент;
-
в сочинениях при подборе аккомпанемента использование каданса: T 5/3 – S6/4 –
T 5/3 – D6 – T 5/3 и аккордов на других ступенях -– II, III, IV и VII;
-
досочинение/сочинение/варьирование аккомпанемента к простейшей мелодии.
Объем мелодий 8 – 16 тактов.
Данные требования являются примерными и могут быть изменены в процессе занятий на
более
легкий
или
усложненный
вариант.
Форма
индивидуального
занятия
позволяет
преподавателю творчески подходить к процессу обучения с учетом музыкальных способностей и
возможностей учащегося, а также учитывать скорость усвоения материала.
9
Занятия предметом «Музицирование» вводятся для раскрытия творческого потенциала
учащихся, а также предполагают развитие интереса к самостоятельным занятиям музыкой.
Основные принципы подбора репертуара:
-
доступность по содержанию текста и возможностям обучающихся;
-
узнаваемость предлагаемых песен и произведений;
-
художественная ценность произведения;
- решение учебных задач;
-
разнообразие по стилю, эпохе, жанру, средствам музыкальной выразительности.
В основе лежит классическая музыка в сочетании с лучшими образцами народной и
современной.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного
предмета «Музицирование» с учетом оптимального соотношения индивидуальных особенностей
развития учащегося и предлагаемого к изучению материала.
Предполагается наличие общемузыкальных знаний и навыков игры на инструменте:
-
знакомство
с
музыкальными
произведениями
различной
стилистической
направленности (классической, народной, современной);
-
развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для
достижения положительных результатов в обучении;
-
формирование внутреннего чувства ритма; - развитие образного мышления;
-
развитие мотивации к обучению и самообучению.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации учебного предмета «Музицирование» включает в себя
основные виды контроля успеваемости учащихся:
-
текущий контроль успеваемости учащихся; - промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Формы промежуточной аттестации:
-
контрольные уроки, проводимые в классе (оценивает преподаватель);
Формы итоговой аттестации:
-
зачет во II полугодии 4-го года обучения, проводимый в классе (оценивает
комиссия).
Контроль
успеваемости
учащихся
проводится
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного на учебный предмет.
2. Зачетные требования:
1 класс.
1.Игра кадансовых оборотов - тоническая квинта и сексты на I и VII ступенях
(гармонические и мелодические), выполняющие роль субдоминанты и доминанты от всех белых
и черных клавиш в мажоре и миноре двумя руками.
2.Исполнение собственных сочинений в фактурном варианте «песня».
10
3.Подбор аккомпанемента к незнакомым мелодиям с использованием кадансового
оборота - тоническая квинта и секста на I и VII ступенях (гармонические и мелодические),
выполняющие роль субдоминанты и доминанты.
2 класс.
1.
Игра
кадансовых
оборотов:
тоническое
трезвучие,
субдоминантовый
квартсекстаккорд и доминантовый секстаккорд (квинтовый круг мажорных тональностей) двумя
руками.
2.
Исполнение собственных сочинений в фактурном варианте «полька».
3.
Подбор аккомпанемента к незнакомым мелодиям с использованием кадансового
оборота: тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд, доминантовый секстаккорд.
4.
Знание буквенных обозначений.
3 класс.
1.Игра кадансовых оборотов: тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд и
доминантовый секстаккорд (квинтовый круг минорных тональностей) двумя руками.
2.Исполнение собственных сочинений в фактурном варианте «вальс».
3.Подбор аккомпанемента к незнакомым мелодиям с использованием кадансового
оборота: тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд, доминантовый секстаккорд.
4.Знание буквенных обозначений.
4 класс.
1.Игра кадансовых оборотов: тоническое трезвучие, субдоминантовый квартсекстаккорд
и доминантовый секстаккорд (по квинтовому кругу диезных и бемольных тональностей в мажоре
и миноре, а также любой названной тональности) двумя руками.
2.Исполнение собственных сочинений в фактурном варианте «полька», «вальс», «марш».
3.Подбор аккомпанемента аккордового склада по буквенным обозначениям к незнакомым
мелодиям.
4.Пение выученной песни, содержащей отклонение под собственный аккомпанемент, в
аккордовом или фактурном сопровождении.
5.Знание буквенных обозначений.
3.
Критерии оценки.
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя
методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. В конце
каждого полугодия выставляется оценка по пятибалльной шкале, которая по сложившейся
традиции ДШИ № 1 и с учетом целесообразности может быть дополнена системой «+» или «-».
Оценки
Критерии оценивания выступления
5 (отлично)
регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков
занятий, активная и эмоциональная работа на занятиях,
проявление
инициативы
к
самостоятельной
творческой
работе,
успешное
выполнение
всех
заданий,
быстрое
продвижение в усвоении материала
11
4 (хорошо)
регулярное посещение занятий, пропуски занятий
только по болезни или уважительной причине, стабильная
работа в классе, выполнение заданий, умеренная скорость
усвоения материала
3 (удовлетворительно)
нерегулярное посещение занятий, пропуски занятий не
только по болезни или уважительной причине, пассивная
работа
в
классе,
нерегулярное
выполнение
заданий,
медленная скорость усвоения материала
2
(неудовлетворительно)
нерегулярное посещение занятий, систематические
пропуски занятий без уважительной причины, отсутствие
работы в классе, невыполнение заданий
Зачет (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки учащегося
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному
продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
Основной формой работы в классе является урок, проводимый в виде индивидуального
занятия преподавателя с учащимся. В работе с учащимися необходимо следовать дидактическим
принципам последовательности, доступности и наглядности в освоении учебного материала.
Весь процесс строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на
индивидуальные особенности ученика, уровень его подготовки. Необходимо совместно с
учеником анализировать форму произведения, что особенно важно в работе над сочинением.
Особая роль отводится теоретической подготовке и проработке гармонических схем в различных
тональностях.
Необходимо
привлекать
учащихся
к
прослушиванию
лучших
примеров
исполнения популярной музыки.
Творческое осмысление и применение преподавателями идей, заложенных в данной
программе, ускорит реальное применение метода дифференцированного подхода к обучению в
современной педагогической практике и будет способствовать оптимизации учебного процесса, а
также заинтересованному отношению ребенка к занятиям.
Создание
преподавателем
максимально
благоприятной
атмосферы
для
занятий
«Музицированием» должно помочь учащимся, в первую очередь, со скромными музыкальными
данными не только развить свои творческие способности, но и получить удовольствие от
процесса занятий музыкой.
Наиболее ценно, если у ребенка возникает потребность к творческому самовыражению, в
таком случае необходимо поощрять проявление его инициативы при сочинении или подборе
мелодий для поддержания мотивации к учебной и творческой деятельности.
Ввиду отсутствия комплексного методического пособия по предмету «Музицирование»,
репертуарный список состоит из сборников авторов, которые уже завоевали популярность среди
12
преподавателей и содержат наиболее эффективные в педагогическом отношении пьесы и
упражнения. Разумеется, этот репертуар можно и нужно дополнять другими произведениями по
усмотрению преподавателя.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Необходимым условием успешного обучения является самостоятельная работа учащегося.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Ученик должен уйти
с урока с ясным и четким представлением над чем ему работать дома. Задачи должны кратко и
ясно сформулированы в дневнике. Домашние задания должны быть понятны и доступны для
ребенка, их выполнение не должно вызывать дополнительных трудностей.
13
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
1.
Список рекомендуемой нотной литературы.
1. Андреева М. От примы до октавы. Сборник мелодий для пения и музыкального разбора.
Издательство Сов. Композитор 1983.
2. Абелян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего
школьного возраста.М.1985.
3. Баренбойм Л, Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. – М.: Советский
композитор, 1981.
4. Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого
классов ДМШ. – Ростов -на-Д.: Феникс, 2002.
5. Барабошкина А. Сольфеджио для 1 класса детских музыкальных школ. М. Музыка 2005.
6. Баева Н.; Зебряк Т.Сольфеджио для 1-2 классов детских музыкальных школ. М.
«Кифара»2013.
7. Борухзон Л.,Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и
среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. I тетрадь. «Композитор» СПб
1995.
8. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей
младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. II, III тетради.
«Композитор» СПб 1996.
9. Борухзон Л.,Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и
среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. IV-VI тетрадь. «Композитор»
СПб 1997, 1998.
10. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. Музыка 1986.
11. Веселые нотки: сборник пьес для фортепиано: для учащихся 1-2 классов ДМШ:
учебно-методическое пособие. Вып. 1 / сост. С.А. Барсукова. – 4-е изд. – Ростов /Д.: Феникс,
2011.
12. Волшебные звуки фортепиано: сборник пьес для фортепиано: 2-3 классы ДМШ:
учебно-методическое пособие / сост. и общ. ред. С.А. Барсукова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2012.
13. Давыдова Е.; Запорожец С. Сольфеджио для детских музыкальных школ 3 класс М.
Музыка 2005.
14. Давыдова Е. Сольфеджио для детских музыкальных школ 4 класс М. Музыка 2005.
15. Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. –
Л.: Советский композитор, 1986.
16. Кириллова М. И., Пономарева Н. Ф. Музицирование в классе фортепиано. Начальный
этап обучения. Выпуск 1, 2. – СПб: Композитор, 2008
17. Кончаловская Н. Нотная азбука Олма – пресс М. 2000.
18. Котляревская - Крафт М.; Москалькова И.; Батхан Л. Сольфеджио. Учебное пособие
для подготовительных отделений детских музыкальных школ. М-СПб Музыка 1995.
19. Котляревская - Крафт М. Сольфеджио для 1 класса детских музыкальных школ М.-
СПб Музыка 1995
20.Королькова И. Крохе-музыканту. Ч. 1, 2. – Ростов -на-Д.: Феникс, 2003.
14
21. Криштоп Л. Школа юного пианиста.СПб «Композитор», 2017.
22. Лещинкая И., Пороцкий В. Малыш за роялем. – М.: Советский композитор, 1989.
23. Литовко Ю. Музыкальный букварь. Для начинающих пианистов. – СПб: Союз
художников, 2002.
24. Литовко Ю. Я буду пианистом: первые шаги в музыке: пьесы для фортепиано: 1-2
класс ДМШ / Ю. Литовко. – СПб: Союз художников, 2012.
25. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебное пособие.
Сольфеджио для 1,2,3,4 кл.Л.,1990.
26. Милич Б. Маленькому пианисту. – М.: Кифара, 1996.
Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. – М.: Музыка, 1991.
27. Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент вып.1.1-4 класс музыкальной школы М.
Музыка 2013.
28. Сиротина Т. Ритмическая азбука.-М. «Музыка».2007.
29. Станг Ф.,Чернышова Н. Хрестоматия педагогического репертуара для общего курс
фортепиано . Тетрадь 1,4.- СПб «Композитор», 2014.
30. Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано.
Части I, II. – М.: Музыка, 2005.
31. Тургенева Э., Пианист-фантазер. Учебное пособие по развитию творческих навыков.
Часть 1,2 – М.: Композитор, 1994.
32. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио М. Музыка 2006.
15
2.
Список рекомендуемой методической литературы.
1. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л.,1969.
2. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и
среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. I тетрадь. «Композитор» СПб
1995.
3. Борухзон Л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей
младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. II, III тетради.
«Композитор» СПб 1996.
4. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и
среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. IV-VI тетрадь. «Композитор»
СПб 1997, 1998.
5. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебное пособие.
М.Кифара,1997.
6. Зайцева Т., Макарова Л., Поризко О., Поризко Е. Воспитание творческих навыков в
формировании самостоятельности учащихся в классной и домашней работе. СПб «Композитор»
2013.
7. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. Ростов – на -Дону Феникс 2015.
8. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио.
Методическое пособие для ДМШ. М. «Советский композитор»1987.
9. Котляревская - Крафт М.; Москалькова И.; Батхан Л. Сольфеджио. Учебное пособие для
подготовительных отделений детских музыкальных школ. Ред. Масленковой Л. М-СПб Музыка
1995.
10. Котляревская - Крафт М. Сольфеджио учебное пособие для 1 класса детских музыкальных
школ. Ред. Масленковой Л. М.-СПб Музыка 1995.
11. Котляревская - Крафт М., Штуден Л. Приобщение к творчеству. Новосибирское книжное
издательство 1987.
12. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации.-М: Музыка, 1991.
13. Никитин А. Импровизация как метод обучения начинающего пианиста. Методические
рекомендации часть 1.2. Хабаровск 1996.
14. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник –
сказка. СПб «Композитор» 2017.
15. Шатковский И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996
16