Автор: Кустова Любовь Иннокентьевна
Должность: Преподаватель ОНИ
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г. Борзя"
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Борзя
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Знакомство с полифонией в младших классах"
Раздел: дополнительное образование
(Вьmолttltлл:
препоdаоаmе.fuъ
ОrМ
ДвDеева
Л.r,f,
II
If
ь
р,
истории
музыкальной
кульryрь!
в
разные
исторические
эпохи
складывались
разнообразные
с:.или
полифонического
изложения.
Что
такое
полифония?
В
переводе
с
греческого
язьlка
-
(поли))
-
г
Ё
l'F
F.
Пl|:
F
(много)),
,,фон)) -
(голос)).
Полифония
-
это вид
многоголосной
музыки,
в
котором
одновременно
звучат
несколько
самостоятельных
мелоди
й.
Работа
над
полифоническим
произведением
является
неотъемлемой
частью
обучения
музыкальному
искусству.
Воспитание
полифонического
мышлен
ия,
полифонического
слуха,
lt
h
р
г
Открытый
урок
на
тему:
<<3накомство
с
полифонией
в
младших
классах)).
Цёль
урока:
познакомить
ученика
с
термином
((полифония>
и
её
видами.
3адачи
урока:
научить
ученика
слушать
каждый
голос,
понимать
выразительное
значение
каждого
из них
и
всех
голосов
вместе.
l.
в
т.
е.
способности
расчленённо,
дифференцированно
воспринимать
и
воспроизводить
на
инструменте
несколько
сочетающихся
друг
с
другом
в
одновременноtи
развитии
звуковых
линий
-
один
из
важнейш
их
и
наиболее
сложных
разделов
музыкального
воспитания.
ll.
3накомство
с
полифонией
на
начальном
этапе
обччения.
Мы
начинаем
изучать
полифонию
во
втором
классе
и
должны
познакомить
детей
со
всеми
видами
полифонического
письма
-
подголосочным,
контрастным
и
имитационным,
и
овладеть
элементарными
навыками
исполнения
двух
голосов
в
лёгких
пол
ифон
ических
п
роизведен
иях
разл
ич
ного
ха
ра
ктера.
1.
Подголосочная
полифония.
т
Полифонический
реперryар
дrпя
начинающих
составляют
легкие
полифонические
обработки народных
песен
подголосочного
склада, близкие
и
понятные
детям
по
своему
содержанию.В
подголосочной полифонии
все
голоса
родственны
и
являются
дополнением
друг друга,
есть
один
главныи
голос
и
подголоски,
которые
всц/пают
позже
главного.
Чтобы
ученику
было более
понятно,
можно
рассказать
ему
о
том,
как
исполнялись
эти
песни
в
народе:
начинал
песню запевала,
а
затем её подхватывал
хор,
т.
е.
((подголоски)),
варьируя
ry
же
тему.
Посмотрим
вид подголосочной
полифонии
на
примере
р.
н.
п.
<<3емел
юш
ка
-
чернозём>.
Б8
ЗеъаелхоЕýяка
-
черж*зём
Русская
нарошiая
ilесня
Vц
зl
12
,Щля
начала
педагог
исполняет
пьесу
сам.
3атем
премагает
ученику
определить
где главньlй
голос,
а
где
подголоски.
Сначала
пьесу
нужно
тщательно
выучить
по голосам,
так
как
они
должны
звучать
(штрих,
артикуляция,
аппликатура,
динамика).
Следующим
этапом
будет
пение
голосов
как
отдельно,
так
и
вместе
с
педагогом.
3атем
эry
пьесу
можно
исполнить
ансамблем,
представляя
Хор,
поющий
на
два
голоса
-
низкие
басовые
голоса
подпевают
высоким,
ведущим
основную
мелодию.
Спустя
два
-
три
урока
подголоски
самостоятельно
исполняет
ученик,
убедившись
,
что
они
обладают
не
меньшей
самостоятельностью,
чем
мелодия
запевальl.
работая
над
подобной
пьесой,
ученик
приобретает
навыки
кантиленой
полифонической
игры,
владения
эпизодическим
двухголосием
в
партии
отдельной
руки,
контрастными
:
артикуляционными
штрихами,
слышан
ия
и
ощущения
целостного
развития
всей
формы.
2.
Контрастная
полифония.
Контрастная
полифония
или
полимелодизм
-
это
одновременное
звучание
различных
мел
одий.
Здесь
соединяются
голоса
с
различным
направлением
мелодических
линий,
и
отличающиеся
ритмическими
рисунками,
регистрами,
тембрами
мелодий,
штрихами
и
динамикой.
к контрастной
полифонии
относятся
старинньlе
танцы,
менуэты,
хоралы.
Рассмотрим
пример
контрастной
полифонии
на
менуэте
Баха
соль
-_миноо.
_х
,
+
=?_
ь'-f
.
),__-
По
характеру
спокойный,
мелодичный
-
напоминает
песню.
Написан
в
простой
двухчастной
форме.
Музыка
отражает
плавность
движения
и
важность поклонов,
приседаний
(реверансов).
Мелодию
правой
и
левой
руки
можно
сравнить
с
танцем
дамы
и
кавалера,
они
мелодически
самостоятельны,
но
связань!
друг
с
другом.
Нужно
обратить
внимание
на
различное
звучание
и
характер
голосов,
трудность
в
исполнении
штрихов,
коротких
лиг из
двух
нот,
изображающих поклоны.
В
динамическом
развитии
обоих
голосов
сначала звучат
нисходящие интонации, потом
движение
активизируется,
минор
сменяется
мажором
-
это
тоже
выражается
в
динамике,
в
характер€,
в
движении.
Прослушав
пьесу,
ученик
невольно
i
]
"l
r
ь
h
Ё
н,
ь
р,
t{[
lIl
!Е:
обращает
внимание
на
украшения
-
морденты. Необходимо
пояснить,
что с
помощью
таких
знаков,
сокращенно записывали
rи_елодии
в L7-L8 веках.
Не
случайно
термин
((мелизмь!))
произошёл
от
древнегреческого
слова
<<melos>,
что
означает
пение,
мелодия,
поэтому
играть
их
нужно
певуче
соответственно
темпу
и
характеру
данной
пьесы.
3.
Имитационная
полифония.
Имитацией
(от
лат.
lmitatio
-
(подражание>)
называется
повторение
в
каком
либо
голосе
мелодии,
непосредственно
перед
этим
прозвучащей
в
другом
голосе.
Более
понятным
мя
ребёнка
будет
пример
((эхо)),
т.е.
услышанное
преможение
или
слово
повторяется,
только
уже
в
другом
регистре.
Пьеса
кТрубач
и
эхо))
-
пример
просrой имитации.
3десь
мотив
прозвучащии
в
одном
голосе,
повторяется
в
другом,
как
бы
".;
Трубач
и
зхФ
YMepetrHo
fu{узьшса
L
Д"
КАБАJТЕВСКОГФ
Гае
g
,1.
@V
Vз
г
Так
же
к
имитационной
полифонии
относятся
каноны.
повторяет
мелодию
первого
голоса
(с
опозданием)).
песне
<<Сон,
приди))
втор_ой
голос
опаздывает
на
дm
йrокойно"
Сон,
приди
с
песенкой
и3сад&"
Малыша"v
отдьцать
уя(
надо.
музыки,
основанная
на
имитации,
при
которой
второй
голос
Канон
(от
греч.
-
(правило,
норма>)
-
это
форма
многоголосной
Наприм€
р,
в
такта.
{
!
l
ъ
l
ý
(
2>21
2
>-+
f>'
J
р
I
d
>3
\
Е
I
\
>ё
\
р
tO
этт.Ф
Ё\v
3
В
отличие
от
контрастного
двухголосия
в
имитации каждая
из
двyх
полифонических
линий
часто
обладает
устойчивой
мелодико
-
интонационной
образностью.
Уже
при
работе
над
легчайшими
образцами
такой
музыки
слуховой
анализ
направлен
на
раскрытие,
как
струкryрной,
так
и
в
ы
ра
зител
ьн
о
й
сторон
ы
тематич
еского
матери ала.
После
исполнения
произведения
педагогом,
необходимо
переЙти
к
кропотливому
разбору
полифонического
материала.
Сначала
ученик
должен
определить
месторасположение
темы
и
почувствовать
её характер.
3атем
его задачей
является
её
выразительное
интонирование
с
помощью
средств
артикуляционной
и
динамической
окраски
в
найденном
основном
темпе.
В
заключении
хотелось
бы сказать,
что
работа
над
полифонией
-
это
очень
кропотливая,
ювелирная
работа,
поскольку
полифония
-
это
одна
из
сложнейших
и
очень
важнь!х
форм
музыкального
искусства.
Изучение
полифонических
произведений
является
отличной
школой
слуховой
и
звуковой
подготовки
ученика
к
исполнению
произведений
любых
жанров.
Список
1.
Б.
Мимеч
кВоспитание
ученика
-
пианиста)).
?.
Г.
Н
rауз
кОб
}iскуссrве
фортепианной
иrрыi.
3
-
fl
,
ý;цgltсёев
<<
Методи
ка
о-6рен
ия
и
грьl'
на
форreп
и
а
но
D.