Напоминание

"Знакомство с полифонией в младших классах"


Автор: Кустова Любовь Иннокентьевна
Должность: Преподаватель ОНИ
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г. Борзя"
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Борзя
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Знакомство с полифонией в младших классах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




(Вьmолttltлл:

препоdаоаmе.fuъ

ОrМ

ДвDеева

Л.r,f,

II

If

ь

р,

истории

музыкальной

кульryрь!

в

разные

исторические

эпохи

складывались

разнообразные

с:.или

полифонического

изложения.

Что

такое

полифония?

В

переводе

с

греческого

язьlка

-

(поли))

-

г

Ё

l'F

F.

Пl|:

F

(много)),

,,фон)) -

(голос)).

Полифония

-

это вид

многоголосной

музыки,

в

котором

одновременно

звучат

несколько

самостоятельных

мелоди

й.

Работа

над

полифоническим

произведением

является

неотъемлемой

частью

обучения

музыкальному

искусству.

Воспитание

полифонического

мышлен

ия,

полифонического

слуха,

lt

h

р

г

Открытый

урок

на

тему:

<<3накомство

с

полифонией

в

младших

классах)).

Цёль

урока:

познакомить

ученика

с

термином

((полифония>

и

её

видами.

3адачи

урока:

научить

ученика

слушать

каждый

голос,

понимать

выразительное

значение

каждого

из них

и

всех

голосов

вместе.

l.

в

т.

е.

способности

расчленённо,

дифференцированно

воспринимать

и

воспроизводить

на

инструменте

несколько

сочетающихся

друг

с

другом

в

одновременноtи

развитии

звуковых

линий

-

один

из

важнейш

их

и

наиболее

сложных

разделов

музыкального

воспитания.

ll.

3накомство

с

полифонией

на

начальном

этапе

обччения.

Мы

начинаем

изучать

полифонию

во

втором

классе

и

должны

познакомить

детей

со

всеми

видами

полифонического

письма

-

подголосочным,

контрастным

и

имитационным,

и

овладеть

элементарными

навыками

исполнения

двух

голосов

в

лёгких

пол

ифон

ических

п

роизведен

иях

разл

ич

ного

ха

ра

ктера.

1.

Подголосочная

полифония.

т

Полифонический

реперryар

дrпя

начинающих

составляют

легкие

полифонические

обработки народных

песен

подголосочного

склада, близкие

и

понятные

детям

по

своему

содержанию.В

подголосочной полифонии

все

голоса

родственны

и

являются

дополнением

друг друга,

есть

один

главныи

голос

и

подголоски,

которые

всц/пают

позже

главного.

Чтобы

ученику

было более

понятно,

можно

рассказать

ему

о

том,

как

исполнялись

эти

песни

в

народе:

начинал

песню запевала,

а

затем её подхватывал

хор,

т.

е.

((подголоски)),

варьируя

ry

же

тему.

Посмотрим

вид подголосочной

полифонии

на

примере

р.

н.

п.

<<3емел

юш

ка

-

чернозём>.

Б8

ЗеъаелхоЕýяка

-

черж*зём

Русская

нарошiая

ilесня

зl

12

,Щля

начала

педагог

исполняет

пьесу

сам.

3атем

премагает

ученику

определить

где главньlй

голос,

а

где

подголоски.

Сначала

пьесу

нужно

тщательно

выучить

по голосам,

так

как

они

должны

звучать

(штрих,

артикуляция,

аппликатура,

динамика).

Следующим

этапом

будет

пение

голосов

как

отдельно,

так

и

вместе

с

педагогом.

3атем

эry

пьесу

можно

исполнить

ансамблем,

представляя

Хор,

поющий

на

два

голоса

-

низкие

басовые

голоса

подпевают

высоким,

ведущим

основную

мелодию.

Спустя

два

-

три

урока

подголоски

самостоятельно

исполняет

ученик,

убедившись

,

что

они

обладают

не

меньшей

самостоятельностью,

чем

мелодия

запевальl.

работая

над

подобной

пьесой,

ученик

приобретает

навыки

кантиленой

полифонической

игры,

владения

эпизодическим

двухголосием

в

партии

отдельной

руки,

контрастными

:

артикуляционными

штрихами,

слышан

ия

и

ощущения

целостного

развития

всей

формы.

2.

Контрастная

полифония.

Контрастная

полифония

или

полимелодизм

-

это

одновременное

звучание

различных

мел

одий.

Здесь

соединяются

голоса

с

различным

направлением

мелодических

линий,

и

отличающиеся

ритмическими

рисунками,

регистрами,

тембрами

мелодий,

штрихами

и

динамикой.

к контрастной

полифонии

относятся

старинньlе

танцы,

менуэты,

хоралы.

Рассмотрим

пример

контрастной

полифонии

на

менуэте

Баха

соль

-_миноо.

,

+

=?_

ь'-f

.

),__-

По

характеру

спокойный,

мелодичный

-

напоминает

песню.

Написан

в

простой

двухчастной

форме.

Музыка

отражает

плавность

движения

и

важность поклонов,

приседаний

(реверансов).

Мелодию

правой

и

левой

руки

можно

сравнить

с

танцем

дамы

и

кавалера,

они

мелодически

самостоятельны,

но

связань!

друг

с

другом.

Нужно

обратить

внимание

на

различное

звучание

и

характер

голосов,

трудность

в

исполнении

штрихов,

коротких

лиг из

двух

нот,

изображающих поклоны.

В

динамическом

развитии

обоих

голосов

сначала звучат

нисходящие интонации, потом

движение

активизируется,

минор

сменяется

мажором

-

это

тоже

выражается

в

динамике,

в

характер€,

в

движении.

Прослушав

пьесу,

ученик

невольно

i

]

"l

r

ь

h

Ё

н,

ь

р,

t{[

lIl

!Е:

обращает

внимание

на

украшения

-

морденты. Необходимо

пояснить,

что с

помощью

таких

знаков,

сокращенно записывали

rи_елодии

в L7-L8 веках.

Не

случайно

термин

((мелизмь!))

произошёл

от

древнегреческого

слова

<<melos>,

что

означает

пение,

мелодия,

поэтому

играть

их

нужно

певуче

соответственно

темпу

и

характеру

данной

пьесы.

3.

Имитационная

полифония.

Имитацией

(от

лат.

lmitatio

-

(подражание>)

называется

повторение

в

каком

либо

голосе

мелодии,

непосредственно

перед

этим

прозвучащей

в

другом

голосе.

Более

понятным

мя

ребёнка

будет

пример

((эхо)),

т.е.

услышанное

преможение

или

слово

повторяется,

только

уже

в

другом

регистре.

Пьеса

кТрубач

и

эхо))

-

пример

просrой имитации.

3десь

мотив

прозвучащии

в

одном

голосе,

повторяется

в

другом,

как

бы

".;

Трубач

и

зхФ

YMepetrHo

fu{узьшса

L

Д"

КАБАJТЕВСКОГФ

Гае

g

,1.

@V

г

Так

же

к

имитационной

полифонии

относятся

каноны.

повторяет

мелодию

первого

голоса

опозданием)).

песне

<<Сон,

приди))

втор_ой

голос

опаздывает

на

дm

йrокойно"

Сон,

приди

с

песенкой

и3сад&"

Малыша"v

отдьцать

уя(

надо.

музыки,

основанная

на

имитации,

при

которой

второй

голос

Канон

(от

греч.

-

(правило,

норма>)

-

это

форма

многоголосной

Наприм€

р,

в

такта.

{

!

l

ъ

l

ý

(

2>21

2

>-+

f>'

J

р

I

d

>3

\

Е

I

\

\

р

tO

этт.Ф

Ё\v

3

В

отличие

от

контрастного

двухголосия

в

имитации каждая

из

двyх

полифонических

линий

часто

обладает

устойчивой

мелодико

-

интонационной

образностью.

Уже

при

работе

над

легчайшими

образцами

такой

музыки

слуховой

анализ

направлен

на

раскрытие,

как

струкryрной,

так

и

в

ы

ра

зител

ьн

о

й

сторон

ы

тематич

еского

матери ала.

После

исполнения

произведения

педагогом,

необходимо

переЙти

к

кропотливому

разбору

полифонического

материала.

Сначала

ученик

должен

определить

месторасположение

темы

и

почувствовать

её характер.

3атем

его задачей

является

её

выразительное

интонирование

с

помощью

средств

артикуляционной

и

динамической

окраски

в

найденном

основном

темпе.

В

заключении

хотелось

бы сказать,

что

работа

над

полифонией

-

это

очень

кропотливая,

ювелирная

работа,

поскольку

полифония

-

это

одна

из

сложнейших

и

очень

важнь!х

форм

музыкального

искусства.

Изучение

полифонических

произведений

является

отличной

школой

слуховой

и

звуковой

подготовки

ученика

к

исполнению

произведений

любых

жанров.

Список

1.

Б.

Мимеч

кВоспитание

ученика

-

пианиста)).

?.

Г.

Н

rауз

кОб

}iскуссrве

фортепианной

иrрыi.

3

-

fl

,

ý;цgltсёев

<<

Методи

ка

о-6рен

ия

и

грьl'

на

форreп

и

а

но

D.



В раздел образования