Напоминание

"Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом"


Автор: Кустова Любовь Иннокентьевна
Должность: Преподаватель ОНИ
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа г. Борзя"
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Борзя
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

Тема:

«СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ НАД

ХУДОЖДЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ»

Выполнила:

преподаватель ОНИ

Кустова Л.И.

Музыка – искусство создания художественного образа путём

организации средств музыкальной выразительности во времени. Основными

средствами музыкальной выразительности являются мелодия, лад, гармония,

ритм, темп, тембр, интонация и артикуляция. Все эти средства музыки

образуют многостороннюю сложноорганизованную систему, и каждый

элемент системы взаимодействует с другими её составляющими. Освоение

средств музыкальной выразительности – это и есть освоение музыкального

языка.

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным

образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.

Мелодические рисунки, ритмы, ладовые обороты, гармонии не имеют раз и

навсегда заданных, фиксированных выразительно – смысловых значений:

одно и то же средство может применяться в неодинаковых по характеру

произведениях и содействовать различным – даже противоположным –

выразительным эффектам.

Изучение произведения включает в себя три этапа: первый –

ознакомительный, второй – детальная работа над произведением и третий –

завершающий, подготавливающий к концертному исполнению. Остановимся

подробно на первом этапе работы.

Работа по созданию художественного образа должна начинаться с

первого ознакомления с нотным текстом в устной форме. Во многом этому

способствует программное название пьесы. Но, надо очень внимательно

отнестись и к прочтению музыкального текста, т.е. попробовать прочитать

замысел композитора, используя все полученные на данный момент знания.

Первым основным элементом музыкального языка является мелодия.

Природа мелодии исходит из человеческого голоса, интонирования. Это

уникальная форма человеческого мышления, художественное средство

передачи чувств, эмоций.

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль,

несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является

одноголосной. Можно выделить несколько основных разновидностей

мелодии.

Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на

постоянно повторяющемся звуке. Создаётся ощущение застывшего времени.

Монотонная повторность звуков в певучей лирической мелодии может

выражать упорство, настойчивость, уверенность, может служить элементом

«призывающим», а может быть связана с любованием звучности одного тона

в певучей лирической мелодии.

Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для

народных речитативных попевок и прибауток. Если в мелодии нет долгих

протяжных звуков и в ней чувствуются интонации человеческой речи, такую

мелодию называют речитативом. Речитатив – полупение, полуговор.

Встречается в опере, песне, романсе, довольно часто в инструментальной

музыке. Это могут быть интонации вопроса, восклицания, просьбы, мольбы,

вздоха, стона и т.д.

Восходящее движение представляет собой переход к более высоким

звукам. Выразительность мелодической линии опирается на связь

восходящего движения с нарастанием напряжения. Функция подобного

движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы

стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и

душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для

танцевальной музыки эпохи барокко.

Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также

эмоциональной разрядкой. Создаётся ощущение спокойствия и

уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком

регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести.

Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и

нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков

поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться

максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается

как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных

образцах. Волнообразное движение часто присуще кантилене. Кантилену

называют мелодией большого дыхания.

Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений.

Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и

энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для

инструментальной музыки.

Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью.

Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи

повторения звена темы на разных ступенях гаммы.

Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация.

Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется

следующими признаками:

- усиление динамики;

- использование скачков или восходящих интонаций;

- увеличение высоты звучания.

Ладовая окраска. Характерным выразительным средством, присущим

только музыке, является лад, в основе которого находится взаимосвязь

музыкальных звуков, обусловленная зависимостью неустойчивых звуков от

устойчивых. Основными ладами являются «мажор» и «минор» и их

разновидности. В латыни «мажор» обозначается «durus» - твёрдый, а

«минор» - mollis» - мягкий.

Каждый лад имеет определённые выразительные возможности и и

используется в музыкальном творчестве для передачи того или иного

содержания, характера музыки, для создания необходимой эмоционально –

чувствительной атмосферы. Мажор подразумевает более ясное, светлое

звучание. Минор отличается спокойствием, имеет оттенок печали и грусти,

но может выражать напряжённость.

Чередование мажора и минора может передавать смену настроения,

шутливость характера.

Метр, ритм. Музыка – звуковой процесс, разворачивающийся во времени.

Метр - это чередование сильных долей (постоянных акцентов) и слабых,

выраженных размером.

Метры бывают строгие и свободные.

Строгий метр – сильные и слабые доли такта чередуются равномерно.

Свободный метр – акценты распределяются неравномерно. В современной

музыке может не указываться размер и отсутствовать деление на такты.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные или

трёхдольные);

Сложные – сочетание простых одинаковых метров (только

двухдольных или только трёхдольных);

Смешанные – сочетание метров разного типа (двухдольного и

трёхдольного);

Переменный метр – меняется на протяжении произведения.

Характерен для народных песен, отличающихся особым строением

поэтической речи.

Ритм является одним из основополагающих средств выразительности.

Последовательность различных длительностей в определённом размере

даёт нам информацию о музыкальном жанре и о стиле.

Простой ритм встречается часто. Повторение одинаковых

длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа

создаёт спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого

темпа – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются

шестнадцатые длительности) придаёт музыке энергичный, активный

характер.

Пунктирный ритм – обостряет, активизирует движение. Характерен для

танца, марша. Может встречаться в Мазурке.

Синкопа – перемещение акцента с метрически сильной доли такта на более

слабую. Синкопа создаёт ритмическую неустойчивость, приносящую в

музыку элемент остроты и упругости, эффект неожиданности. Характерна

для танцевальной, эстрадной, джазовой музыки.

Триоль – деление длительности на три равные части (относится к

произвольным длительностям). Триоли придают движению лёгкость,

гибкость, свободу.

Остинато - многократное повторение одной ритмической фигуры.

Может передавать упрямство, состояние напряжённости, озлобленности.

Полиметрия - несовпадение в мелодии и аккомпанементе ритмических

рисунков.

Метр в сочетании с ритмом помогает нам в определении жанра

произведения. Например:

- Полька имеет размер две четверти;

- Вальс – трёхдольный размер;

- Марш – двухдольный (четырёхдольный) размер с чётким акцентом на

сильные или относительно сильные доли;

- Менуэт – это французский танец, имеющий трёхдольный размер. Часто для

этого танца характерен пунктирный ритм;

- джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому

рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.

Фактура – это способ изложения музыкального материала (склад

музыкальной ткани).

Монодический склад – одноголосный. Прозрачная, лёгкая музыка.

Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются

равноправными и самостоятельными. Полифоническому складу свойственна

непрерывность общей музыкальной ткани. Динамическое развитие

предполагает самостоятельность каждого голоса.

Гомофонного – гармонический склад – подразумевает разделение на

главный голос и сопровождение.

Аккордовый склад – отличается гармонически слитным сочетанием звуков

и их ритмической однородностью. Создаёт впечатление силы, мощи.

Смешанный склад – аккордовый, гомофонный, полифонический нередко

совмещаются. Характерно для музыки более поздних эпох, начиная со

второй половины XIX века.

Темп – это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать

образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским

термином. Чтобы правильно определить темп, лучше всего обратиться к

эпохе создания произведения: какие танцы танцевали, какую носили одежду.

Ведь в разные эпохи и скорости были разные.

Регистр – высота звучания. Условно существует три регистра:

низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание, образ чего – то

большого, тяжёлого;

средний – относится к человеческому голосу, по окраске тёплый, приятный;

высокий – вызывает ощущение лёгкости и безмятежности, прозрачности.

Если одна и та же мелодия проходит в разных регистрах, то очень часто

наиболее напряжённым оказывается проведение в нижнем регистре.

Артикуляция – в широком смысле обозначает произношение. Артикуляция,

при которой основой произведения являются действия пальцев, называется

пальцевой.

Штрихи – legato (связное, плавное исполнение)- образ песни; non legato

(раздельно) – марш; staccato (отрывисто, легко) – танец.

Проанализировав основные средства музыкальной выразительности, можно

уже составить первоначальный образ – представление, который прочно

запечатлевается в сознании. Подкрепить правильное представление может

исполнение пьесы педагогом или прослушивание в записи. От того,

насколько ярко и верно будет представление образа, зависит во многом

эффективность всей последующей работы.

Работа над созданием художественного образа должна начинаться

одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте и с

усвоением нотной грамоты. Последним звеном в цепочке «вижу – слышу –

играю» является клавиатура инструмента.

Прежде чем играть п нотам, необходимо научиться их представить и

услышать, в каком ритме, на какой высоте и в каком характере должны

прозвучать увиденные нотные знаки. А для этого надо развивать ученика

музыкально, интеллектуально, артистически. Расширять музыкальный

кругозор посредством слушания музыки, в том числе и слушая игру

преподавателя. Изучая каждое новое средство музыкальной

выразительности, побуждать ученика к ассоциативным ощущениям,

чувственным сравнениям, поэтическим и т.д. Связывать всё новое в работе

ученика с уже освоенным, применявшимся. Систематическая аналитическая

работа сокращает время поисков, а значит быстрее, легче и качественнее

решит задачи второго этапа работы над произведением.



В раздел образования