Автор: Кузьмина Татьяна Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа" городского округа Судак Населённый пункт: село Морское Судакский регион РК Наименование материала: туристический маршрут Тема: Сказочный уголок Крыма Раздел: дополнительное образование
В хмурых горных вершинах и долинах морских.
Чаще всего, для человека понятие Родины связано с тем местом, где
он родился и рос. При изучении истории в школе, малая родина зачастую
выпадает
из
поля
зрения
педагога
и
учащихся.
Вместе
со
своими
воспитанниками историко – краеведческого клуба «Ай-Серез» мы собрали
материал
об
интересных
памятниках,
находящихся
близ
нашего
села.
Маршрут,
пройденный
нами
много
раз,
был
уже
апробирован
на
туристических группах, отдыхавших в пансионате «Морская жемчужина». В
конце экскурсий высказывалось общее мнение об уникальности природы и
исторического наследия нашего села. Многие хотели бы вернуться и вновь
пройти по крымским тропам, почувствовать прожжённый
солнцем запах
можжевельника и Судакской сосны, полюбоваться живописными морскими
пейзажами
и
горными
очертаниями,
окунуться
в
окутанную
тайнами
и
загадками
историю
многонационального
населения
полуострова
Крым
и
уютного местечка с завораживающим названием Капсихор - так называлось
село Морское до 1945 года (греч. «капсо» - пожар, «хора» - земля).
Начало маршрута
у подножия крепости Чобан Куле, сюда можно
попасть на одном из множества рейсовых автобусов, следующих по трассе
Судак – Алушта, а также на заказном транспорте. Окончание экскурсии на
побережье, у мыса Ай-Фока.
Для удобства экскурсантов, предлагаемый маршрут направлен
параллельно морю и шоссе, при желании часть пешего пути можно проехать
на попутном транспорте.
О районе проведения экскурсии статей в научной и краеведческой
литературе очень мало. При подготовке экскурсионного маршрута, кроме
изучения
литературы
школьной,
сельской
библиотек,
мы
работали
с
источниками краеведческого музея имени Аркадия Игнатьевича Квашнина,
архивными документами, собирали материал у односельчан, использовали
ресурсы интернета.
Во время многочисленных посещений отдельных объектов, собран
разнообразный материал для использования в работе краеведческого клуба
«Ай-Серез»
нашей
школы,
занятий
по
истории,
краеведению
и
основам
православной культуры Крыма, подготовлена эта работа, с которй мы вас
знакомим.
Основная часть.
Остановка №1. Подножие мыса Агира.
Мы находимся у подножия масса Агира, его венчает средневековая
башня Чобан-Куле (Рис.3). Летом отсюда бывает виден палаточный городок
со всеми достижениями современной цивилизации. Тем интереснее будет
окунуться в атмосферу далёкого прошлого.
Здесь, у подножия мыса Агира в VIII-IX веках, располагался
крупный гончарный центр. Об этом свидетельствует большое количество
обломков керамики и пережженной глины возле печей (Рис.3). По одним
данным в округе печей было около 15, по другим около 20, так что точное
количество
неизвестно
[2].
Работавшие
здесь
гончары
были
свободными
ремесленниками [5]. Работали они небольшими артелями, сообща владели
большой гончарной печью и эксплуатировали ее.
Никакого поселения или постоянного жилища при печах
обнаружено не было. Работы в мастерских велись сезонно. Изготовленная
здесь
посуда
распространялась
по
всей
Таврике
и
за
ее
пределами
[2].
Особенно красиво здесь бывает весной, когда все цветет и благоухает, но вот
находиться у башни опасно. В это время года тут очень сильный ветер. При
всем при этом, можно обгореть. Забираться к башне с подножья мыса наверх
не рекомендую - очень крутой подъем, хотя и преодолевается, но с большим
трудом.
Недаром
название
мыса
Агира
переводится
как
"трудный",
"тяжелый". Есть более пологий и очень красивый подход к башне. Можно
обойти поле с дальней от моря стороны и подняться оттуда вверх и вперед к
башне, там имеются замечательные сосновые рощицы высотой чуть больше
человека.
Недаром
это
живописное
место
было
выбрано
режиссёром
Евгением Бедаревым для съёмок приключенческого фильма «Пока цветёт
папоротник».
Вскоре мы поднимемся наверх без всяких усилий и дойдём по вершине
мыса до башни.
Агира - мыс…
Пастушья башня
Короной царственной на ней.
Средневековый миг бесстрашья
Жестоких ди Гуаско дней.
Туманный полог распахнётся
Ушедших безвозвратно лет.
Заката над волной коснётся
Печей гончарных жаркий свет.
Остановка №2 - Крепость Чобан-Куле.
Считается, что башня относится к останкам башенного комплекса
средневековой крепости "Тасили", принадлежащей генуэзским феодалам
братьям ди Гуаско [8]. Сложена она из огромных камней и кусков горной
породы.
Камни,
скорее
всего,
доставали
со
дна
моря.
Стены
достигают
толщины 2-3 метра, а высота - приблизительно 9-10 метров. Войти в башню
можно с юго-западной стороны, не удивляйтесь, что вход сильно разрушен,
это
дело
рук
многочисленных
туристов,
которые
посещают
крепость
самостоятельно.
Разрушена
и
верхняя
часть
башни.
Внутри
её,
в
стене,
имеется своеобразная ниша с отверстием наружу, назначение которой для
меня осталось загадкой.
В цокольном отделении сохранились камин и
бассейны для пресной воды.
С восточной стороны башни мы можем
наблюдать остатки оборонительных стен. Старожилы говорят о том, что
раньше здесь был храм. В свое время Чобан-Куле описали такие известные
исследователи как П.С. Паллас, П.И. Кеппен, А.Л. Бертье-Делагард, С.А.
Секиринский, А.Л. Якобсон, М.А. Фронджуло [12].
По некоторым данным, также, по словам местных жителей,
существовал
ход
из
башни
к
подножию
мыса,
который
был
взорван
в
середине двадцатого века. Говорят, что здесь располагался военный объект,
подтверждение тому - мощные тросы возле мыса.
На самом деле, этими
тросами крепился буй, который в свое время был сорван во время шторма.
Хозяева крепости - братья ди Гуаско были известны своим богатством,
жадностью и крайней
жестокостью [8].
Вокруг башни замечательная
площадка для обзора местности
и фотосъемки. А фотографировать здесь,
поверьте, есть что. С башни открывается настолько замечательный вид, что
отсутствие средства, способного запечатлеть такое, будет большой досадой.
Так что, собираясь на Чобан-Куле, не забудьте про фото- и видеоаппаратуру.
Отсюда видны мыс Меганом, Чекан-Кая, Ай-Фока - слева, и гряда красивых
горных массивов, завершаемая Аю-Дагом - справа.
Кстати, если обходить поле у подножья мыса, то можно увидеть
хранилище
для
вина,
построенное
в
начале
века.
Если
экскурсия
проводится
в
жаркое
летнее
время,
советуем,
спустившись
к
морю,
искупаться и отдохнуть часок. Здесь необыкновенно красивый пляж, а в море
видны огромные живописные камни.
Далее наш маршрут продолжится параллельно шоссе Алушта – Судак
в направлении Судака.
Остановка №3 - Место высадки катера «Гаджибей».
Мы видим постамент белого камня с обломками скульптуры (Рис.4).
Единственное, что напоминает о тех временах, табличка: "На этом месте в
августе 1920 года высадилась группа коммунистов и военных специалистов
Красной Армии во главе с Мокроусовым.
Алексей Васильевич Мокроусов был человеком с богатейшей
биографией. Он родился 21 июня 1887 году в селе Поныри Курской губернии
в многодетной крестьянской семье. Рано лишившись родителей, в 17 лет,
уехал на заработки в Таврическую губернию. Батрачил у помещиков, был
чернорабочим
в
Крыму,
шахтером
в
Донбассе.
Уволенный
за
участие
в
революционных событиях 1905 года, Мокроусов переселялся из Поволжья в
Оренбург,
из
Ташкента
в
Закавказье,
был
и
на
Кубани,
перебиваясь
случайными заработками [12].
В 1909 году его призвали на военную службу в Балтийский флот.
Служба его проходила на эсминце "Прыткий" в Гельсингфорсе. В 1912 году
за революционную агитацию Алексей Васильевич был арестован и посажен
в плавучую тюрьму. Ему удалось бежать в Швецию, получив от товарищей
паспорт на имя Савина Алексея Васильевича. С 1912 по 1917 год Мокроусов
работал в Дании, Англии, Австралии и Аргентине. Находясь в этих странах,
он продолжал участвовать в рабочем движении. К началу первой мировой
войны он оказался
в Южной
Америке, а после Февральской революции
сумел вернуться на Родину. В 1917 году Алексей Васильевич принял самое
активное
участие
в
Октябрьской
революции
в
Петрограде,
командуя
моряками-балтийцами. В конце 1917 года его направляют с особой миссией
в
Крым.
Он
должен
был
сформировать
"Черноморский
революционный
отряд",
с
чем
справился
блестяще.
В
июне
1919
года
Мокроусов,
оправившись от тяжёлого ранения, вновь появился на фронтах гражданской
войны: командовал Южным боевым участком, стрелковыми бригадами. В
дни, когда части Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе брали
Перекоп, партизанские отряды легендарного Мокроусова освободили Судак
[12].
Вот именно в том далёком 1920 году на эсминце «Гаджибей» под
прикрытием ночи отряда революционных моряков высадился близ нашего
села. На «Гаджибее» вместе с Мокроусовым в десанте принимал участие
Иван Дмитриевич Папанин, будущий полярный исследователь, дважды Герой
Советского Союза. По приказу Реввоенсовета Республики № 92 от 25 февраля
1920 года за боевые отличия в боях А. В. Мокроусов награжден орденом
Красного Знамени [2]. По окончании гражданской войны А. В. Мокроусов
находился
на
руководящей
хозяйственной
работе.
Но
загорелась
борьба
народа за свободу в Испании, и Алексей Васильевич Мокроусов уже там, в
числе первых добровольцев - посланцев народа социалистической державы.
С начала Великой Отечественной войны Алексей Васильевич Мокроусов был
назначен
командующим
партизанским
движением
Крыма.
Под
его
руководством действовало 29 партизанских отрядов. А вот после ХХ съезда
КПСС
для
героя
трёх
войн
наступили
«чёрные
дни».
Его
называли
«сталинистом», «палачом». Вот и памятник в нашем селе разрушили, видимо,
такие же «жертвы сталинского режима».
В 1959 году Алексея Васильевича Мокроусова не стало [12] (рис.4).
Табличка скромно оттеняет
Обломки белые камней…
Напоминает: Здесь в 20-м
Причалил катер «Гаджибей».
Здесь легендарный Мокроусов
С Папаниным сидели в ряд.
Здесь создавался Черноморский
Красноармейский ревотряд.
Наш путь продолжается по той же прямой трассе.
№4 – Поклонный крест.
У самого въезда в село Морское, над морем, на высокой горе парит
Поклонный крест (Рис5).
Вот, что говорит один из инициаторов установления креста, настоятель
православного храма Валентин Валентинович Ромушин: «Идея зародилась в
Воскресной
школе.
Старшеклассники
делали
наброски-эскизы
и
макеты,
обговаривали место, где православный крест можно установить. Этот же
вопрос был поднят на заседании исполкома сельской администрации. Место
было чётко определено и одобрено всеми членами исполкома единогласно, в
том
числе
и
представителями
крымско-татарского
населения.
Установлен
крест
был
открыто
пред
всеми
людьми,
а
убран
–
тайно,
без
предупреждения». Своё отношение к ситуации, которая создала обстановку
конфронтации
между
представителями
двух
конфессий,
отец
Валентин
выразил в своей книге «Судак православный» [6]. В конце нашей беседы он
произнёс: «Что бог ни делает – всё к лучшему. Теперь Поклонный крест
парит над всем миром, его видно отовсюду – замечательное место».
Кстати, с этого места прекрасно просматривается недостроенный
пансионат
Новолипецкого
металлургического
комбината,
где
Фёдор
Сергеевич
Бондарчук
снимал
свой
фантастический
фильм
«Обитаемый
остров».
Мы беседовали с представителями мусульманского мира. Вот что
сказала выпускница нашей школы Абкеримова Ульвие: «Нужно уважать друг
друга, быть толерантными. Ошибка нескольких человек могла привести к
гибели
десятков
и
даже
сотен
моих
односельчан.
Аллах
не
допустил
кровопролития. Мой дядя Риам Назибов участвовал в этих событиях. Он
против того, чтобы православный крест стоял у татарского кладбища. Это –
неправильно. Да и вопросы подобные всё село должно решать. В исполкоме
люди, конечно, умные, но от ошибок никто не застрахован. А данная ошибка
могла стать роковой».
9 января 2001 года, в честь 2000-летия Рождества Христова, в
нашем селе был воздвигнут этот христианский памятник. Днем позже на его
освящение собралось все село, более 50 священников со всех уголков Крыма.
Возглавил торжество митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь [6].
Этот праздник озарило событие, которое нельзя подготовить человеческими
силами.
В январе, вопреки всем законам природы, над селом вспыхнула
разными цветами яркая радуга. Это чудо видели мои односельчане. Радуга
как бы соединяла две берега реки Шелен, на одном берегу её - поселения
мусульман, на другом – православных христиан. Как будто свыше кто-то
дарил мир моим землякам. А Поклонный крест по сей день возвышается над
селом.
Отправившихся в путь – благословляет,
Уверовавших в Господа – хранит.
Десятилетье душу согревает,
Он, словно птица белая, парит.
Над морем, над землёй, над ветром вольным,
Светящейся надеждою в сердцах,
Церковным перезвоном колокольным,
Январской радугой чудесной в небесах.
Наш путь продолжим уже по селу. Каждый житель Морского покажет
дорогу
к
центру
культурной
жизни
–
местному
Дому
культуры,
расположенному по адресу: переулок Владимира Маяковского, дом 1, т.е.
экскурсионная
группа
у
развилки
дороги
под
Поклонным
крестом
поворачивает
налево
и
по
тротуару
поднимается
вверх
до
кафе
«Перекрёсток», затем поворот направо - и вы уже у здания ДК. Рядом с ДК –
памятник воинам, погибшим на реке Бурус.
Остановка №4 – Памятник воинам, погибшим на реке Бурус.
Фашистская оккупация с ноября 1941г. по 23 апреля 1944г. нанесла
большой ущерб хозяйству Капсихора ( название нашего села до 1945 года).
Во
время
оккупации
местные
жители
помогали
кто
партизанам,
кто
фашистам.
В
окрестностях
Капсихора
было
расположение
молодёжного
партизанского
отряда,
командиром
которого
был
А.А.Вахтин,
который
впоследствии указал места гибели партизан, места их захоронения [2]. Более
чем через 20 лет, 9 мая 1967 года останки 10 партизан, погибших на реке
Бурус были перезахоронены в Морском (Рис.6). А поиски родственников
погибших были организованы нашими предшественниками – следопытами
клуба «Таврика» Морской школы[9]. Вот что пишет отец погибшего героя:
«Дорогие следопыты! Очень благодарен вам за сообщение о моем сыне Буц
Анатолии Памфиловиче. Я до настоящего времени не имел сведений о том,
где он погиб. В ближайшее время я приеду к вам, чтобы посетить эту
могилку. Пенсионер П.Буц» [2]. И он приехал на открытие обелиска в честь
погибших. Вот их имена:
Буц Анатолий Памфилович, 1921 года рождения, начальник штаба.
Бочкарев Иван Иванович,1919 года рождения, боец.
Ходасевич Евгений Павлович, 1911года рождения, начальник штаба бригады.
Семейных Алексей Васильевич, 1916 года рождения, боец.
Дятлов Аркадий Петрович,1912 года рождения, боец.
Жовнер Николай Маркович, 1899 года рождения, боец.
Наумов Александр Иванович,1913 года рождения, боец.
Бонгиев Т.М., 1920 года рождения, боец.
Мячин Анатолий Григорьевич,1918 года рождения, командир группы.
Безносенко Георгий Конович,1918 года рождения, боец.
Эти сведения мы взяли из статьи наших односельчан: Краснова Е. и
Вагановой Л. «И оживают перед взором события тех дней» [15, с.25]. Из
жителей Капсихора погибли на фронте: Павло Асан, Павло Ахмед, Чубар
Мамед, Паска Осман, Карти Мустафа. Этот список, к великой скорби, можно
долго продолжать [2].
Им
было так мало годков, тем мальчишкам с улыбкой весенней, что
ветер ласкал.
Мечты их без спроса
на сотни осколков фашистский тяжёлый сапог
разметал.
Он в памяти детской навек отпечатал летящие с неба ночного огни,
По липам цветущим, июньским закатам, по сердцу родной беззащитной
земли.
Потом добровольцев на фронт провожали, безмолвно им вслед: оглянись,
подожди.
Чайки над морем гулко стонали, роняли слезинки косые дожди.
Вы с честью сумели пройти испытанья, жестоким не сделала сердце
война,
Улыбка по-прежнему нежным сияньем медали затмила и ордена.
В нашем селе осталось в живых лишь три ветерана Вов.
Остановка №6 - В краеведческом музее имени А.И. Квашнина.
Мы находимся в центре села Морское. В Доме Культуры существует
общественный музей истории села "Морское" имени первого директора и
основателя
музея
А.
И.
Квашнина,
который
обязательно
надо
посетить
(Рис.6), но не забудьте заранее предупредить об этом. Ребятами нашего
историко-краеведческого клуба «Ай-Серез» будет проведена увлекательная
экскурсия по музею. Здесь вы увидите экспонаты разных периодов и эпох от
времён основания села Капсихор до современных, узнаете о наших героях-
земляках, о совхозе-заводе и его тружениках, виноградарстве и виноделии.
После посещения музея рекомендуем пообедать, недалеко от ДК находится
множество точек общепита на разный вкус. Далее наш путь лежит к самому
молодому памятнику села.
Остановка №7 – Памятник группе «КИНО» и Виктору Цою.
21 июня 2012 года легенде русского рока Виктору Цою исполнилось
бы 50 лет.
Именно здесь в 1981 году приехавшими на море 18-летними «дикарями»
Витей Цоем, Лешей Рыбиным и Олегом
Валинским была создана группа
(Рис.7). «В силу ряда причин, - рассказывает А. Рыбин, - мы по прибытии в
Судак были довольно сильно голодны, измотаны и физически ослаблены. К
тому же, поскольку все трое были, по собственному мнению, музыкантами,
мы тащили с собой, кроме палатки, рюкзака со всяким добром и дорожных
сумок, еще и две гитары. И вот со всем этим барахлом мы обосновались в
какой-то судачьей столовой и начали подкрепляться» [7]. До пляжа в тот день
им
добраться
не
удалось.
Прямо
в
столовой
состоялось
знакомство
с
местными парнями, которые пригласили трех ребят в Морское, пообещав при
этом «бесплатное питание в поселковой столовой, где один из наших новых
друзей работал поваром, что, надо сказать, было свято соблюдено, и мы две
недели бесплатно обедали в пляжном кафе» [7]. Невозможно не привести еще
несколько цитат из колоритного описания пребывания молодых музыкантов в
селе: «Место для лагеря мы нашли очень быстро, на берегу ручья. Нам очень
понравилось то, что вокруг было много деревьев и кустов - это решало
проблему дров, а в ста метрах от будущего нашего лагеря торчала из земли
железяка,
которая
при
подробном
рассмотрении
оказалась
колонкой,
выдававшей, при приложении значительных физических усилий, некоторое
количество чистой пресной воды. Деревья впоследствии оказались, правда,
представителями
какого-то
невероятного
вида,
которые
гнулись,
да
не
ломались, да и не особенно-то рубились, а если и рубились, то вовсе не
горели, а только смрадно дымились, шипели и извивались, как гады. Из-за
этого нам с Цоем, я думаю, в первый и в последний раз в жизни, пришлось, к
стыду
своему,
заниматься
воровством:
мы
воровали
дрова
у
местных
жителей.
Прогуливаясь
прекрасными
жаркими
ночами
по
поселку,
мы
прихватывали невинно по одному - другому чурбачку из тех, что нерадивые
хозяева иногда забывали затащить за забор» [7]. А вечером они четыре часа
без
перерыва
играли
на
небольшом
местном
Бродвее.
«Таким
образом,
жители поселка Морское оказались первыми слушателями группы, которая
впоследствии стала называться «Кино» и Виктора Цоя» [7].
23 сентября 2011 года в нашем поселке произошло значимое событие.
Оно состоялось в
рамках фестиваля «Кино сначала»,
проходившего в
Судаке. В селе Морское, на месте, где стояла палатка легендарных ребят,
был
открыт
великолепный
памятник
этой
группе.
Мероприятие
открыли
устроители фестиваля с речью, посвященной группе «Кино», после чего с
памятника
была
снята
ткань
и
перед
взором
присутствующих
возникла
великолепно
выполненная
впечатляющих
размеров
гитара
(Рис.7).
Позже
протоиерей церкви села Морское Валентин Ромушин освятил композицию.
Не
обошлось
без
музыкальных
выступлений.
Это
было
впечатляющее
мероприятие [12].
Остановка №8 – Побережье с видом на мыс Ай-Фока
Наше путешествие было увлекательным, но усталость в конце пути –
это обязательное чувство. От памятника Цою до моря – 5 минут медленной
ходьбы. Стоит перейти шоссейную дорогу, и мы окажемся у моря на пляже с
видом на мыс Ай-Фока (Рис.8). Здесь мы можем искупаться и
отдохнуть.
Мыс
Ай-Фока
называют
ещё
Кабаньим
мысом,
там
-
развалины
средневековой церкви во имя св. Фоки (Рис.8). Многие из тех, кто приезжал
в село Морское, чувствовали, как сидя на тёплой гальке, всматриваясь вдаль,
вдыхая
солёный
воздух,
слушая
шум
прибоя,
наслаждаясь
сплошной
очаровательной бесконечностью, очищаются мысли, появляются наброски,
рождаются красивые слова. Здесь просыпается вдохновение.
Вы видели, как раскалённым диском
Выкатывает солнце из-за гор?
Пугая птиц ночные пересвисты,
Журчание тенистых родников.
Всё постепенно прячется, стихает
От раскалённых докрасна лучей,
Природа под гипнозом замирает,
Торопит к морю толпами людей.
Светило огнедышащим драконом
Палит и сушит, без разбора жжёт,
По вялым листьям, порыжевшим склонам,
Зловеще заползает в огород.
И с каждым часом, набирая силу,
Становится смелее, горячей,
Деревья и кусты сгибают спину
На радость обнаглевшей саранче.
Спасение за тёмной занавеской
Нашёл ленивый полусонный кот.
Он ждёт, когда стремительно и резко
За скалы солнце камнем упадёт.
Заключение
Надеемся, что наша работа будет полезна руководителям
туристических групп, совершающих походы, экскурсии,
экспедиции по
территории Юго-Восточного берега Крыма. Материал, изложенный в этой
разработке, может пригодиться педагогическим работникам при проведении
занятий по краеведению, учителям во время подготовки и проведения уроков
истории, географии, а так же при подготовке и проведении учебной практики
в летний период.
Данная экскурсия поможет не только познакомиться с
достопримечательностями села Морское, полюбоваться красотами местных
пейзажей,
но
и
позволит
окунуться
в
различные
эпохи
нашей
истории.
Экскурсия рассчитана в первую очередь на школьников 7–11 классов, но,
надеюсь, будет интересна и взрослым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Архив Судакского района.
2.
Архив краеведческого музея села Морское.
3.
Балашова И.Г., Богданович Г.Ю., Новикова Т.Ю. Полуостров Крым: от
А до Я. - Симферополь, 2007.
4.
Дементьева М.И., Анисимова О.С. Таврида – Крым – Судак (Очерки по
истории Крыма). - Симферополь, 2009.
5.
Дюличев В.П. Крым (история в очерках). - Симферополь, 2008
6.
Ромушин В., Судак православный. - Симферополь, 2009.
7.
Рыбин А. Кино с самого начала. - Москва – Ленинград,1991.
8.
Тимиргазин А.Д. Путешествие по историческим местам. -
Симферополь, 2000.
9.
Темляковская Л.Г. Ожившие страницы истории. - Судак, 2004.
10.Таврический церковно-общественный вестник. - №9 . 1907.
В работе использованы стихотворения руководителя Т.Н. Кузьминой
ПРИЛОЖЕНИЯ
Средневековый замок Чобан-Куле. Рисунок №3
Мокроусов А.В. и отряд, которым он командовал. Рисунок №4