Напоминание

"Характеристика гимнастической терминологии"


Автор: Волох Ольга Владимировна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СШ по спортивной гимнастике
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Характеристика гимнастической терминологии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Характеристика

гимнастической

терминологии

Содержание :

Значение терминологии в гимнастике.

Требования, предъявляемые к терминологии.

Правила гимнастической терминологии.

Формы записи гимнастических упражнений.

Правила записи гимнастических упражнений.

Значение тире, союза «и», предлога «с» при записи

упражнений.

Ось снаряда, плечевая ось гимнаста, продольное и

поперечное положение, части снарядов и их разновидности.

Список литературы

Термин – краткое условное название какого-

либо двигательного действия или понятия.

Гимнастическая терминология – это система

специальных наименований(терминов),

применяемых для краткого обозначения

гимнастических упражнений, общих

понятий, названий снарядов, инвентаря, а

также правила образования и применения

терминов, условных(установленных)

сокращений и формы записи упражнений.

ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Президиум Федерации гимнастики в 1965 г. утвердил следующие

поправки и дополнения в терминологии:

Упразднил

термин

«порядковые

упражнения».

Эти

упражнения

объединены одним общим термином – «строевые упражнения».

Исключены термины «завесом», «верхом» при обозначении висов,

подъемов, оборотов, точно указывается нога, выполняющая дополнительную

опору о снаряд (подъем на правой, подъем правой, оборот вперед или назад).

Заменен термин «ласточка» на термин «равновесие», а в прыжках и

соскоках на термин «лет».

«Стойка на кистях» стала называться «стойка на руках».

Введен

новый

термин

«перелет»

для

обозначения

движений

над

снарядом с отпусканием рук и переходом в вис.

Установлены односложные термины для обозначения сложных соскоков

и прыжков (сальто, переворот, лет и др.)

Установлен новый подход к определению названия для упражнений с

предметами,

указывается

положение

самих

предметов,

а

не

рук

удерживающих их (мяч вперед или вверх и т.д.)

Требования, применяемые к терминологии

Доступность.

Терминология должна строиться на основе словарного состава

родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из

интернациональных

слов-терминов

и

полностью

соответствовать

законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом

случае терминология будет доступной, а, следовательно, жизненной и

устойчивой.

Нарушение

норм

родного

языка

приводит

к

тому,

что

терминология становится непонятной.

Точность.

Термин

должен

давать

ясное

представление

о

сущности

определяемого действия (упражнения) или понятия. Точность термина

имеет большое значение для создания правильного представления об

упражнении, что способствует более быстрому овладению им.

Краткость.

Наиболее

целесообразны

краткие

термины,

удобные

для

произношения. Этому же служат и правила сокращений, облегчающие

наименование и запись упражнений.

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРМИНОВ

Путем придания нового

терминологического значения

существующим (общеизвестным)

словам, т.е. переосмысливание

этих слов на новые гимнастические

термины. К таким терминам

следует отнести: вход, переход,

выход и др.

Путем словосложения

отдельных двух, трех

слов в одно (например,

разновысокие брусья,

хлестообразные

движения,

общеразвивающие

упражнения и др.)

Из корней отдельных

слов (например,

провисать, висеть – вис;

качаться, размахивать –

мах; захватить – хват;

приседать, присед – сед;

наклоняться – наклон и

др.).

Термины статических

положений определяются в

зависимости от: условий опоры

(упор на предплечья, стойка на

руках) и положения тела (вис

углом, вис прогнувшись)

Термины опорных прыжков и

соскоков определяются в

зависимости от формы

движения тела гимнаста в

фазе полета (согнув ноги, ноги

врозь, переворот и др.)

Путем иноязычных

заимствований,

(сальто, пируэт,

арабеск, рондат,

фляк, твист и др.)

Термины маховых упражнений образуются

с учетом структуры двигательного

действия, подчеркивающей путь или

особенность данного движения (подъем махом

вперед из упора на предплечьях, подъем

разгибом)

Путем применения автотерминов,

происхождение которых связано с исполнением

новых упражнений (ЯМАСИТА – прыжок

переворотом вперед сгибаясь и разгибаясь;

ДЕЛЧЕВ – сальто назад с поворотом кругом в

вис на перекладине)

Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию следует применять с учётом

квалификации занимающихся. Начинающим заниматься необходимо

овладеть терминологией одновременно с изучением упражнений.

Все термины целесообразно разделить на

следующие группы:

Общие термины

Для определения

отдельных групп

упражнений,

общих понятий и

т.п. Например:

строевые

упражнения,

вольный и др.

Основные

(конкретные)

термины

Позволяют точно

определять

смысловые

признаки

упражнения.

Например: подъём,

спад, оборот,

поворот, вис, упор,

наклон и др.

Дополнительные термины

Уточняют основные и указывают направление

движения, способ выполнения, условия опоры и

т.п. Например: разгибом, дугой, переворотом.

Название упражнения, как правило, состоит из

основного термина, выражающего его суть, и

дополнительного термина, уточняющего

движения, его последовательность. В случае

необходимости применяются поясняющие слова,

подчёркивающие характер

выполнения(например, движение рукой делать

резко, расслабленно, мягко.)

ПРАВИЛА УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ПРИ ЗАПИСИ ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ГИМНАСТИКЕ ПРИНЯТО НЕ

УКАЗЫВАТЬ ТО, ЧТО САМО СОБОЙ РАЗУМЕЕТСЯ

НЕ ГОВОРЯТСЯ И НЕ ПИШУТСЯ

СПЕРДИ

при положении гимнаста передней стороной тела к опоре

(правильно записаны и названы упражнения – упор, упор лежа;

неправильно – упор спереди, упор лежа спереди)

ВПЕРЕД

при указании направления, если оно выполняется кратчайшим

единственно возможным путем (правильно – мах левой;

неправильно – мах левой вперед и др.)

ТУЛОВИЩЕ

при наклонах туловища во всех направлениях (правильно –

наклон влево; неправильно – наклон туловища влево)

СОГНУВШИСЬ И

ПРОГНУВШИСЬ

при выполнении наклонов туловища вперед и назад (правильно –

наклон назад; неправильно – наклон назад прогнувшись); если же

предполагается выполнение наклона прогнувшись, то слово

прогнувшись в описании остается

НЕ ГОВОРЯТСЯ И НЕ ПИШУТСЯ

НОГА

при махах, перемахах и выставлениях ее на носок (правильно –

мах правой назад, неправильно – мах правой ногой назад). При

выполнении вольных упражнений в отдельных случаях слово

нога может быть в записи сохранена

ПОДНЯТЬ,

ОПУСТИТЬ,

ВЫСТАВИТЬ

при выполнении движения руками и ногами (правильно – руки в

стороны, неправильно – поднять руки в стороны)

С ОТТЯНУТЫМИ

НОСКАМИ, С

ПРЯМЫМИ

РУКАМИ,

НОГАМИ, С

НАПРЯЖЕННОЙ

КИСТЬЮ

при положении рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует

установленному стилю (правильно – мах левой в сторону,

неправильно – мах левой прямой ногой в сторону)

ЛАДОНИ

ВНУТРЬ

в положениях руки вниз, вперед-книзу, вперед, назад, вперед-

кверху, вверх когда ладони рук обращены внутрь (правильно –

руки вверх, неправильно – руки вверх ладонями внутрь)

ЛАДОНИ КНИЗУ

в положении рук в стороны, в стороны-книзу, влево, вправо

(правильно – руки в стороны, неправильно – руки в стороны

ладонями книзу)

НЕ ГОВОРЯТСЯ И НЕ ПИШУТСЯ

ДУГАМИ

при движении руками по дуге кратчайшим путем до 90

(правильно – руки в стороны, неправильно – дугами наружу руки

в стороны)

ДУГАМИ

ВПЕРЕД

когда следует поднять руки вверх из положения руки вниз дугами

вперед и наоборот (правильно – руки вверх, неправильно –

дугами вперед руки вверх)

ПРОДОЛЬНО,

ПОПЕРЕК

в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному

снаряду (правильно – большие обороты вперед, неправильно –

большие обороты вперед продольно)

ХВАТ СВЕРХУ

при висе или при выполнении упражнений хватом сверху

(правильно – из размахивания в висе, подъем махом назад,

неправильно – из размахивания в висе хватом сверху, подъем

махом назад)

ПРОГНУВШИСЬ

при выполнении упражнений на снарядах, когда техникой

предусмотрено прогнутое положение тела гимнаста (правильно –

соскок махом вперед)

НЕ ГОВОРЯТСЯ И НЕ ПИШУТСЯ

С РАЗБЕГА

при выполнении гимнастических прыжков (правильно – прыжок

согнув ноги через коня в длину, неправильно – с разбега прыжок

согнув ноги через коня в длину)

ПЕРЕМАХ

ВНУТРЬ ИЛИ

ПОЛОЖЕНИЕ

ВНУТРИ

при выполнении перемахов ногами внутрь или при нахождении

тела гимнаста внутри (правильно – перемах, согнув левую,

неправильно – перемах, согнув левую внутрь)

ХВАТОМ ЗА

РУЧКИ

при описании исходных положений перед выполнением

упражнений на коне (правильно – с прыжка перемах правой,

неправильно – хватом за ручки с прыжка перемах правой)

Движение - дв.

Верхняя жердь – в/ж

Упражнение – упр.

Нижняя жердь – н/ж

Соединение - соед.

Гимнастика – гимн.

Обозначить - об.

Акробатика – акр.

Держать - д.

Общеразвивающие упражнения – ОРУ

Элемент - эл.

Основная стойка – о.с.

Исходное положение - и.п.

Физические

упражнения

физ.упр.

СОКРАЩЕННАЯ ЗАПИСЬ ТЕРМИНОВ

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Основная стойка (О.С.)

стойка с правильной осан кой, пятки

вместе, носки врозь, руки опущены

вдоль туловища, пальцы полусогнуты.

Стойка ноги врозь

ноги расположены на расстоянии шага,

тяжесть тела – на обеих ногах, руки –

как в О.С.

Узкая стойка ноги врозь

та же стойка, что и предыдущая, но

ноги расположены на расстоянии

ширины стопы.

Широкая стойка ноги врозь

та же стойка, что и предыдущая, но

расстояние между ногами превышает

ширину шага.

Стойка ноги врозь правой (левой)

стойка ноги врозь, при которой одна

нога впереди (правая или левая),

тяжесть тела – на обеих ногах.

Стойка скрестно правой (левой)

стойка, при которой одна нога скрестно

перед другой, причем впереди та,

которая указывается – правая (левая).

СТОЙКИ

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

СЕДЫ - положения сидя на полу или на снаряде

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПРИСЕДЫ -положение занимающегося на согнутых ногах

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ВЫПАД - движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

УПОРЫ - положения, в которых плечи выше точек опоры

ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ВОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ И НОГАМИ.

Различают движения: одновременные, поочередные и последовательные, а

также одноименные (правая рука начинает движение вправо), разноименные (начало

движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками),

симметричные и несимметричные.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

Возможные положения рук и движения ими указываются по отношению к туловищу (стоя,

сидя, лёжа и т. д.), выделяют основные и промежуточные движения рук.

Рис.1

Основные положения рук:

Руки вперёд – прямые руки

подняты на высоту плеч

параллельно друг другу, ладони

внутрь, пальцы сомкнуты

(рис. 2, в).

Руки в стороны – руки прямые,

подняты на высоту плеч, ладони

книзу (рис. 1, в).

Руки назад – руки прямые,

отведены назад до отказа, ладони

внутрь (рис. 2, г).

Руки вверх – руки прямые, подняты

вверх, параллельны друг другу,

ладони внутрь (рис 1, д; 2, д).

Рис.2

Промежуточные положения рук: Расположение рук под углом 45° к основным положениям:

руки вверх-наружу (рис. 1, г). В лицевой плоскости различают следующие положения рук: руки

вниз (рис. 1, а), в стороны-книзу (рис. 1, б), в стороны (рис. 1, в), вверх-наружу (рис 1, г), вверх

(рис. 1, д). В боковой плоскости следующие положения рук: руки вниз (рис. 2, а), вперёд-книзу

(рис. 2,б), вперёд (рис. 2,в), вперёд-кверху (рис. 2,г), вверх(рис. 2, д).

Положения ног

Движения ногами (также как и движения руками) могут выполняться в основных и

промежуточных плоскостях.

Движение ног в лицевой плоскости (рис. 3):

правую в сторону на носок (а);

правую в сторону книзу (б); правую в сторону (в); правую в сторону вверх (г).

Движение ног в боковой плоскости (рис. 4):

левую вперёд на носок (а);

левую вперёд-книзу (б); левую вперёд (в); левую вперёд-кверху (г); левую назад на носок

(д); левую назад-книзу (е); левую назад (ж).

Движения могут быть разноимёнными (рис. 5), например, правую влево (а) или правую

влево-книзу (б).

Рис.3

Рис.4

Рис.5

НАКЛОНЫ

Наклон – максимальное сгибание тела в тазобедренных суставах в любых

направлениях (вперёд, назад, в стороны).

Разновидности наклонов: наклон; наклон прогнувшись (туловище прогнуто,

голова наклонена назад) (рис. 6, а); полунаклон; наклон вперёд-книзу; наклон назад;

наклон в широкой стойке (рис. 6, в); наклон с захватом (руки захватывают

голеностопные суставы и подтягивают туловище к ногам) (рис. 6, б) и др.

Рис.6

Круг – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также

ногами (ногой) над снарядом.

РАВНОВЕСИЕ

Равновесие - горизонтальное положение занимающегося в стойке на одной ноге, а

также в висе или упоре.

Разновидности равновесий: на правой (а), равновесие с наклоном (б), боковое (в),

заднее с наклоном назад (г), фронтальное (д), с захватом (е), шпагатом (ж).

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Основные положения с гимнастической палкой: палку вниз (а), палку на грудь

(б), палку вперед – вверх (в), палку к плечу (г), палку к плечу или на голову вправо

(д), за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то

называют так: правую в сторону, палку вверх (е), палку на грудь или к плечу правым

концом кверху (ж)

УПРАЖНЕНИЯ СО СКАКАЛКОЙ

Упражнения со скакалкой развивают прыгучесть, согласованность

движений, совершенствуют временную точность движений.

Простые подскоки – невысокие подпрыгивания, выполняемые на месте или с продвижением в

любом направлении.

Двойной подскок – два подскока, из которых первый выполняется повыше через скакалку, а второй

(добавочный) – пониже, когда скакалка вверху. Подскоки выполняются пружинно.

Подскок скрестно – подскок, выполняемый из стойки ноги скрестно с со хранением положения ног

в фазе полёта (а).

Подскок петлёй – скакалка вращается с поочерёдным сведением рук внутрь (образуя петлю) и

разведением их (б). Подскок с двойным вращением – подскок, во время которого скакалка

прокручивается дважды.

Подскок с правой на левую (с левой на правую) – подскок, выполняемый с одной ноги на другую

(в).

Подскок, меняя ногу («маятник») – на каждый подскок поочерёдно меняется положение ног

предварительным махом назад и вперёд (г).

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ

Вис

-

положение

занимающегося

на

снаряде,

при

котором

его

плечи

находятся ниже точек хвата. Висы делятся на простые и смешанные.

Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис углом, вис согнувшись на

перекладине, вис согнувшись на кольцах, вис прогнувшись сзади, вис сзади,

горизонтальный вис: сзади, спереди и др.

а)вис

б)вис на согнутых руках

в)вис углом

г)вис согнувшись (на перекладине)

д)вис согнувшись (на кольцах)

е)вис прогнувшись сзади

ж)вис сзади

горизонтальный вис: з)сзади; и)спереди

ТЕРМИНЫ УПРАЖНЕНИЙ НА СНАРЯДАХ

Вис

-

положение

занимающегося

на

снаряде,

при

котором

его

плечи

находятся ниже точек хвата. Висы делятся на простые и смешанные.

Висы смешанные (для смешанных висов характерна дополнительная опора о снаряд

или пол какой-либо частью тела, помимо рук): вис присев, вис стоя согнувшись, вис

лежа, вис на правой, вис стоя, вис лежа, вис на согнутых ногах и др.

к)вис присев

л)вис присев (спиной к стене)

м)вис стоя согнувшись.

н)вис стоя

о)вис лежа

п) вис на согнутых ногах

Г

Хват - способ, с помощью которого занимающийся

держится за снаряд. Существуют: хват сверху (б),

снизу (а), разноименный (в) и окрестный (г). Один и тот

же хват может быть широким, узким, сомкнутым.

Упор - положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры.

Различают упоры простые и смешанные.

Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись

(а), упор сзади (б), упор углом (в), упор ноги врозь вне (г).

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок, а),

упор лежа на согнутых руках, левую назад (б), упор стоя ноги врозь (в) и др.

Сед – положение сидя на снаряде.

Различают: сед ноги врозь на брусьях (г), сед на бедре (д) и др.

Подъем – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий.

Различают: подъем силой поочередно (а), подъем силой (б), махом одной подъем

переворотом (в), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (г), подъем

разгибом и др.

Спад – движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть

опусканием.

Оборот – круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладины, жерди и

др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед, назад из упора ноги врозь,

оборот вперед или назад из упора, большой оборот.

Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом

вперед, назад, поворот в стойке и др.

Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо

частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы

выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.

Мах

свободное

движение

относительно

оси

вращения.

Способы:

силой,

изгибами, с прыжка. Размахивание – мах, выполненный несколько раз.

Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.

Кач

однократное

маятникообразное

движение

занимающегося

вместе

со

снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей – раскачивание.

Выкрут

оборот

тела

вокруг

горизонтальной

оси

с

вращением

в

плечевых

суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад.

При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Перемах

движение

ногой

(ногами)

над

снарядом.

Круг

целостное

(эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой

влево, влево или вправо-назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с

сомкнутыми прямыми ногами: круг поперек, круг прогнувшись и др.

Скрещение – два встречных перемаха. Обычное скрещение (после перемаха в

одноименную

сторону)

для

краткости

обозначают

одним

словом

«скрещение».

Разновидности уточняются. Например, обратное скрещение, скрещение с поворотом и

др.

Вход – термин, обозначающий переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым

движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен

одной ногой (ее указывают).

Переход – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом

руками (при выполнении того или иного элемента).

Выход – движение, противоположное входу, но на другую часть коня.

Перелет

перемещение

гимнаста

с

одной

стороны

снаряда

на

другую

с

отпусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на

другой или с одной жерди на другую.

Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или упора. Различают: соскок махом

вперед, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом, выкрутом, сальто и

др. А также согнув ноги, ноги врозь (из упора и из стоек на руках).

Прыжок – преодоление расстояния (высоты, длины, или снаряда) в свободном

полете после отталкивания ногами.

Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.

Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без

переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат,

перекат назад согнувшись, выполняемый из стойки.

Группировка – согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват

за

голени).

Различают

группировку

лежа,

сидя

и

в

приседе,

а

также

широкую

группировку.

Кувырок

вращательное

движение

тела

с

последовательной

опорой

и

переворачиванием через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок

с

прыжка,

с

фазой

полета

до

опоры

руками,

лет-кувырок,

кувырок

с

поворотом,

заканчивающимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на

колене, кувырок назад согнувшись, кувырок назад через плечо прогнувшись и др.

Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой

руками, головой) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот в сторону,

переворот с головы, переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

Переворот

назад

вращательное

движение

тела

назад

с

опорой

на

руки.

Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.

Перекидка

равномерное

вращательное

движение

тела

с

полным

переворачиванием (с опорой руками) без фазы полета. Выполняется с двух ног на две, а

также с одной ноги и со сменой ног.

Рондат – переворот с поворотом кругом и приземление на обе ноги.

ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Курбет – прыжок назад с рук на ноги.

Подъем разгибом – вскок на ноги, выполняемый из упора согнувшись (с лопаток).

Его можно сделать в сед, в сед ноги врозь, на коленях и т.д.

Поворот разгибом – выполняется движением подъема с поворотом кругом в упор

лежа (с поворотом на 360

указывается особо).

Сальто – свободное переворачивание тела в воздухе. Различают: сальто вперед,

маховое сальто, сальто назад, сальто с поворотом и др.

Темповой подскок – небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута

вперед,

руки

вверх.

Применяется

в

качестве

связующего

элемента

в

прыжковой

акробатике.

Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.

Различают: мост (а), мост на одной руке (б), мост на одной ноге (в), мост на предплечьях

(г), мост разноименный, например, с опорой левой ногой и правой рукой (д) и др.

ТЕРМИНЫ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Шпагат – сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной

той и другой ноги). Различают: шпагат (а), шпагат правой (б), левой (указывается нога,

находящаяся впереди); одноименный (в), разноименный, шпагат с наклоном и др.

Полушпагат– аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди

(г), полушпагат с наклоном (д), с наклоном назад и др.

Стойка – вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на

лопатках, на голове и руках, на руках; в последнем случае стойка может быть узкой,

широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной (правой, левой) руке.

Для упражнений на батуте применяются специфические термины.

Подскоки

(темповые

прыжки),

применяемые

для

увеличения

взлета

исполнителя.

Остальные

термины

образуются

в

соответствии

с

правилами

гимнастической терминологии.

Правила записи отдельного движения:

1-И.п.

2-Название движения (наклон, мах, поворот, присед и т.д.).

3-Направление (вправо, назад и т.д.).

4-Конечное положение (если необходимо).

Например: упр. 1 . И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – поворот туловища налево

2 – И.П.

3 – поворот туловища направо

4 – И.П.

В

некоторых

случаях

отдельные

пункты

правил,

в

частности

2

и

3,

могут

опускаться.

Например: упр. 1. И.П. – О.С.

1 – упор присев

2 – И.П.

упр. 2. И.П. – О.С.

1 – руки вперед

2 – И.П.

3 – руки в стороны

4 – и.п.

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Правила

записи

нескольких

движений,

выполняемых

одновременно,

принято

указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала указывается

основное движение, а затем остальные движения.

Например: Упр. 1. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1 – наклон назад, руки вверх

2 – И.П.

3 – наклон прогнувшись, руки в стороны

4 – И.П.

При записи движений отдельными частями тела (как указано в примере) надо одно

движение от другого отделить запятой.

Несколько

движений,

выполняемых

неодновременно,

записываются

в

той

последовательности, в которой они протекают. Например:

Упр.1 И.П. – о.с.

1 – руки на пояс

2 – левую в сторону на носок

3 – наклон влево

4 – и.п.

5-8 – то же вправо

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Запись упражнений с предметами, на гимнастической скамейке, стенке и с

использованием гимнастических снарядов

Запись общеразвивающих упражнений с предметами осуществляется по тем же

правилам,

что

и

без

предметов

с

обязательным

указанием

положения

предмета

по

отношению к телу занимающегося.

Например: Упр.1. И.П. – мяч внизу

1 – присед, мяч вперед

2 – и.п.

3 – наклон назад, мяч вверх

4 – и.п.

При выполнении упражнений со скакалкой применяется термин подскок. Подскоки

могут быть: двойные, скрестно, петлей, меняя ноги «маятник», с одной ноги на другую,

в полуприседе и приседе, вдвоем, втроем и др. Подскоки выполняются с одним или

двойным вращением скакалки вперед и назад.

Например: Упр.1. И.П. – скакалка сзади

1-4 - четыре подскока, вращая скакалку вперед

5-8 – четыре подскока, петлей вращая скакалку вперед

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Запись упражнений с предметами, на гимнастической скамейке, стенке и с

использованием гимнастических снарядов

В некоторых случаях скакалку можно сложить в два, три, четыре ряда и выполнять

упражнения как с гимнастической палкой.

Например: Упр. 1. И.П. – скакалка сложена вчетверо внизу

1 – скакалку вверх

2 – наклон влево, левую в сторону на носок

3 – счет 1

4 – и.п.

5-8 - то же вправо

При

выполнении

упражнений

с

булавами

следует

указывать:

радиус

движения

(большой, средний, малый), название движения (мах, дуга, круг, «мельница», «улитка»),

направление

(внутрь,

наружу,

вперед,

назад,

вправо,

влево,

кверху,

книзу

и

др.),

положение булавы по отношению к руке или телу (за или перед рукой, за или перед

телом).

Например: Упр. 1. И.П. – булавы внизу

1 – булавы вперед

2 – булавы в стороны

3 – булавы вверх

4 – дугами наружу булавы вниз

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Запись упражнений на гимнастической скамейке

Общеразвивающие упражнения могут выполняться на гимнастической скамейке и с

помощью гимнастической скамейки (как отягощение). И в том и другом случае скамейка

является дополнительным снарядом, который своей конструкцией и достаточно большим

весом видоизменяется или усложняет упражнения. При записи упражнений необходимо

указать где (справа, слева, перед занимающимися или сзади) и в каком положении

(продольно или поперек) находится скамейка.

Например: Упр.1. И.П. – о.с. продольно перед скамейкой

1 – упор присев, руки на скамейке

2 – упор лежа

3 – упор присев

4 – и.п.

Запись упражнений на гимнастической стенке

Конструктивные

особенности

стенки

позволяют

выполнять

разнообразные

общеразвивающие

упражнения.

Используя

рейки,

расположенные

на

разной

высоте,

можно делать различные захваты, упоры руками и ногами, всевозможные движения

руками, ногами и туловищем.

Например Упр. 1 И.П. – упор стоя на пятой рейке

1 – вис присев на левой, правую вниз до касания пола

2 – и.п.

3 – тоже на правой

4 – и.п.

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Запись общеразвивающих упражнений в парах

Упражнения в парах выполняются на месте и в движении.

Записывая ОРУ в парах, необходимо вначале указать исходное положение первого, а

затем исходное положение второго партнера (если разные и.п.). После этого следует

указать отдельно по счетам действия каждого партнера.

Например: Упр. 1 . И.П. – первый (сокращенно №1)- стойка ноги врозь, руки в

стороны, № 2 – стоит сзади, положив руки на предплечья первого

1-2 - № 1 оказывает сопротивление второму, № 2 –

давит вниз на руки первого

3-4 - № 1 –поднимает с силой руки в стороны и давит

на руки второго, № 2 – оказывает сопротивление первому

Запись групповых упражнений

Групповые

упражнения

выполняются

в

шеренге,

колонне,

в

кругу,

других

построениях. Возможно выполнение упражнений стоя на месте или с продвижением

вперед, назад, в сторону. Выполняются всеми занимающимися одновременно. Наиболее

распространенными из них являются: взявшись за руки внизу (обычно или скрестно), под

руки, положив руки на плечи партнера (в шеренге, колонне) и др.

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Запись групповых упражнений

Упражнения в шеренге.

Например: Упр.1 И.П. – о.с.

1 – руки вверх

2 – руки в стороны, положив их на плечи партнерам (стоящие

снаружи держат руки на поясе)

3 – наклон прогнувшись

4 - о.с.

5-6 – наклон назад

7 – выпрямиться

8 – и.п.

Упражнения в колонне.

Например: Упр.1 И.П. – руки на плечи впереди стоящим

1 – наклон влево

2 – и.п.

3 – наклон вправо

4 – и.п.

5 – мах левой в сторону

6 – и.п.

7 – мах правой в сторону

8 – и.п.

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Запись групповых упражнений

Упражнения в круге

Например: Упр.1 И.П. – стойка лицом к центру с захватом за руки внизу

1 – присед, руки вперед

2 – встать, руки вверх

3 – наклон назад

4 – и.п.

Запись акробатических упражнений

При записи акробатических упражнений применяются вышеуказанные правила. Но,

учитывая специфические особенности данного вида спорта и отдельных его элементов,

акробатические упражнения могут быть записаны с учетом некоторых

закономерностей:

1.

Если

акробатические

элементы

вращением)

выполняются

не

с

полным

переворачиванием (кувырки, сальто, фляки и заканчиваются другим положением, то

это конечное положение и следует указать в записи.

Например: а) из упора присев кувырок вперед в сед ноги врозь:

б) из упора лежа кувырок вперед в стойку на лопатках.

2. При переходах из одного статического положения в другое не следует применять

специальные термины. Например: - из равновесия налевой (правой), руки в стороны

стойка на голове и руках;- из стойки на руках стойка на голове и руках.

3. Конечные положения записываются лишь тогда, когда по движению это не ясно.

ЗАПИСЬ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Запись упражнений на гимнастических снарядах

Перед тем, как записать упражнения на том или ином гимнастическом наряде,

необходимо указать название одного снаряда, а затем:

1.

И.П.

(вис,

упор,

с

разбега,

с

прыжка)

или

другое

движение,

которое

будет

предшествовать первому элементу (размахивание, раскачивание и др.).

2.

Название движения (подъем, спад, опускание, оборот, перелет, переворот, выкрут

и т.д.).

3.

Способ выполнения (махом, силой, разгибом, дугой, переворотом).

4.

Направление движения (вперед, назад, влево, вправо и т.д.).

5.

Конечное положение (в вис, в упор сзади, в сед ноги врозь и т.д.).

Формы записи ОРУ

Терминологическая

(точное описание

каждого упражнения)

Совмещенная

(сочетание

терминологической с

графической записью)

Сокращенная

(ОРУ, И.П., О.С.)

Графическая

(пояснительное

значение)

Обобщенная

(перемахи на коне с

ручками)

Графическая запись - изображение в виде рисунков поз и

промежуточных положений гимнаста, выполняющего

описываемое упражнение.

Штриховая запись –

самая простая и

доступная (рис. 1,а,

б, в).

Полуконтурная запись - более

детальное изображение

отдельных звеньев тела, в том

числе и кистей рук (рис. 2, о, б),

(для иллюстрации печатных

изданий).

Контурная запись дает возможность зафиксировать

все существенные особенности положения тела и его

звеньев (рис. 3), такая запись требует навыков

рисования.

ТРЕБОВАНИЯ К ГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ.

Графически

зарисованные

упражнения

должны

отвечать

следующим

требованиям:

-

изображаемая фигура должна быть размером в 1 сантиметр (две клеточки

тетради);

- отдельные звенья фигуры должны соответствовать следующим размерам: руки,

туловище, ноги – 0,5 см., голова – диаметр круга равен 1,5-2,0 мм, стопы ног – 1,5-2,0

мм.;

- расстояние между зарисованными фигурами не должно превышать более 1 см;

- все фигуры в упражнении обращены в одну сторону и, по возможности должны

находиться в одной плоскости;

- вращательные движения (руками, головой, туловищем и ногами) фиксируются

круговой пунктирной линией со стрелкой;

-

необычное

положение

ладоней

обозначаются

«галочкой»,

острие

которой

показывает в какую сторону обращены ладони;

- повороты отдельными звеньями тела исполнителя показываются дугообразной

линией со стрелкой. Размеры этой стрелки говорят о величине амплитуды движения;

- предметы, применяемые в общеразвивающих упражнениях, зарисовываются

более утолщенной, «жирной» линией;

- при подскоках зарисованная фигура должна находиться выше горизонтальной

линии, так чтобы между этой линией и стопами ног был промежуток. Величина этого

промежутка указывает на высоту отскока от пола.

ЗНАЧЕНИЕ «ТИРЕ», СОЮЗА «и» И ПРЕДЛОГА «с» ПРИ ЗАПИСИ

УПРАЖНЕНИЙ

Знак (-) тире указывает на простую очередность элементов с возможной паузой

между ними.

Например: перекладина. Из размахивания в висе подъем правой – оборот вперед-

перемах правой назад-мах дугой с поворотом кругом в вис разным хватом и т.д.

Союз «и» указывает на слитную очередность двух или более элементов без

нарушения темпа.

Например: перекладина.

а) из размахивания в висе подъем двумя в упор сзади «и» поворот налево кругом

и т.д.

б) подскок «и» поворот направо

Предлог

«с»

указывает

на

соединение

(совмещение)

двух

элементов

в

одно

движение.

Например: перекладина

а) из размахивания в висе подъем двумя «с» поворотом налево кругом

б) подскок «с» поворотом направо

В

большинстве

случаев

при

записи

упражнений

на

снарядах

возможно

использование и знака тире, и союза «и», и предлога «с».в разных соотношениях (в

зависимости от характера и сложности комбинаций).

Например: перекладина. Из размахивания в висе подъем правой и поворот налево

кругом-оборот назад-спад назад с перемахом левой в вис согнувшись и подъем

разгибом и т.д.

ОСЬ СНАРЯДА, ПЛЕЧЕВАЯ ОСЬ ГИМНАСТА, ПРОДОЛЬНОЕ И

ПОПЕРЕЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ЧАСТИ СНАРЯДОВ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

Для точного определения и названия нахождения гимнаста у снаряда и на снаряде

в гимнастике принято различать ось снаряда и плечевую ось гимнаста.

Ось

снаряда

продольная,

воображаемая

линия,

идущая

вдоль

снаряда

(на

перекладине

вдоль

грифа,

на

брусьях

вдоль

жердей,

на

кольцах

линия

соединяющая точки хвата и т.д.).

Плечевая ось гимнаста – воображаемая линия, проходящая через вытянутые в

стороны руки. По отношению этих осей различаются:

а) поперечное положение – плечевая ось перпендикулярна оси снаряда;

б) продольное положение – плечевая ось параллельна оси снаряда.

В

зависимости

от

положения

гимнаста

по

отношению

к

снаряду

различают

положения: спереди (лицом к снаряду); боком (боком к снаряду); сзади (спиной к

снаряду.

Части снаряда называются также в зависимости от положения гимнаста на нем.

Различают:

а) на брусьях - правую и левую жерди (при положении гимнаста поперек);

переднюю

и

заднюю

(при

положении

гимнаста

внутри

продольно);

ближнюю

и

дальнюю (при положении гимнаста продольно с внешней стороны). Так же и на коне с

ручками. При изменении положения гимнаста и при поворотах название жердей и

ручек соответственно меняются.

В опорных прыжках различают положение снаряда в длину – когда продольная ось

является

продолжением

линии

разбега

и

в

ширину

когда

продольная

ось

перпендикулярна линии разбега.



В раздел образования