Автор: Цилина Оксана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 15
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: " Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку" 2 класс
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Е.С. Горбачевская /_______/
Протокол № 1 от 30.08.2023г.
«Рассмотрено и принято»
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2023г.
«Утверждено»
Директор
И.Г. Маслова_/_______/
Пр. .№ 1 от 30.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку»
2 класс
Срок реализации: 1 год.
Ф.И.О .педагога(ов)/квалификация:
Цилина О.В.., в.к.к.
Сологуб Н.А., в.к.к.
Есипова Е.В., соответствие
Литвиненко И.В., соответствие
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
О.А. Зайцева/_____________/
«31» августа 2023г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий
разработана на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
материалов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-
Ф3
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и орга-
низации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную де-
ятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья", утверждены Постановлением Главного го-
сударственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 № 26, зарегистрированы в Ми-
нюсте РФ 14 августа 2015 г., регистрационный номер № 38528;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего об-
разования (утвержден приказом Минобрнауки от приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. №1897)
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования
- Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
На изучение коррекционно-развивающих занятий по «Русскому языку» во 2 классе отведено
34 часа в год из расчёта 1 час в неделю, что соответствует количеству часов, отведённых
программой для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими заключение
ПМПК (вариант 7.2). Для данных учащихся организовано обучение по индивидуальному
учебному плану. Для обеспечения качественного усвоения учебного материала в рабочей
программе предусмотрено использование дифференцированного подхода в обучении данных
учащихся, индивидуальных заданий, заданий по выбор
Цель:
создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ посредством реализации комплекса коррекционных курсов
и программ
Задачи:
– коррекция и развитие предметных и метапредметных результатов путем организации
предметно-практической деятельности по математике;
– создание условий для
выработки положительной учебной мотивации, формированию
интереса к предмету;
– проводить пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих
учащихся к восприятию новых, трудных тем;
– решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на развитие
познавательной сферы.
2. Общая характеристика коррекционного курса/занятия
К основным направлениям коррекционной работы относят: коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием начального общего образования; развитие эмоционально-
личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и
целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной
регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи;
обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения
мотивации к школьному обучению.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ:
– составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучаю-
щегося (совместно с педагогами);
– формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающих-
ся;
– организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных ин-
тересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
– разработка оптимальных для развития обучающихся с ОВЗ групповых и индивидуаль-
ных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их
особыми образовательными потребностями;
– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по
психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
– развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его
поведения;
– социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, творческие способности;
-сохранять и укреплять здоровье обучающихся;
-помогать обучающимся в достижении планируемых результатов освоения ФРП
НОО, целевых установок, приобретении знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями развития и состояния здоровья;
участвовать в становлении и развитии личности обучающегося в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением
преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного,
личностного развития;
создавать благоприятные условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся;
обеспечивать доступность получения качественного начального общего
образования;
Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий ориентирован на коррекцию и развитие
планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов с учетом:
достигнутых результатов
особых образовательных потребностей
индивидуальных особенностей и возможностей.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционная работа с обучающимися с ОВЗ осуществляется в ходе всего
учебно-образовательного процесса:
– через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и
дифференцированный
подход,
несколько
сниженный
темп
обучения,
структурная
упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
– в
рамках
внеурочной
деятельности
в
форме
специально
организованных
индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия
ритмикой, коррекционно-развивающие занятия по предмету);
– в
рамках
психологического
и
социально-педагогического
сопровождения
обучающихся.
3. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения ФРП НОО вариант 7.2. соответствуют ФГОС НОО:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио-
нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об-
щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга-
ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру-
гих народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю-
щемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дея-
тельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци-
альной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от-
зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные
результаты
освоения
ФРП
НОО
вариант
7.2.
соответствуют ФГОС НОО:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, по-
иска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот-
ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффектив-
ные способы достижения результата;
4)
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникацион-
ных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учеб-
ном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познаватель-
ными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помо-
щью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и ана-
лизировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
9)
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответ-
ствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задача-
ми коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифи-
кации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность су-
ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределе-
нии функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в сов-
местной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю-
щих;
13)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и яв-
лений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соот-
ветствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими суще-
ственные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные результаты освоения ФРП НОО вариант 7.2 соответствуют ФГОС НОО:
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
—
осознавать язык как основное средство общения;
—
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: соглас-
ный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости
(при необходимости с опорой на ленту букв);
—
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со
стечением согласных);
—
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функ-
ций букв е, ё, ю, я (при необходимости с использованием смысловой опоры);
—
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
—
находить однокоренные слова (простые случаи);
—
выделять в слове корень (простые случаи);
—
выделять в слове окончание (простые случаи);
—
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и
уточнять значение по учебным словарям (при необходимости с направляющей помощью учителя);
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
—
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», что?»;
—
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.
—
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
—
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (с ис-
пользованием смысловой опоры);
—
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила (с опорой
на таблицы с правилами);
—
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; не-
проверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная
буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздель-
ное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак (при необходи-
мости с опорой на таблицы с правилами);
—
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объёмом не более 35 слов;
—
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты
объёмом не более 30 слов с учётом изученных правил правописания;
—
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
—
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника (при ор-
ганизующей помощи учителя);
—
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2–4 предложения на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
—
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и пись-
менно (1–2 предложения);
—
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопро-
сам (при необходимости с направляющей помощью учителя);
—
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
—
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста (при организующей помо-
щи учителя);
—
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 25–30 слов с опорой на
вопросы, ключевые слова, картинный план (при направляющей помощи педагога);
—
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
4.Содержание учебного предмета
Фонетика и графика
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных
гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение
на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и
непарных по звонкости-глухости согласных звуков
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Слог, ударение, перенос
Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением —
имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие
действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске:
восклицательные и невосклицательные предложения.
Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные
(однокоренные) слова.
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Суффикс как часть слова; значения суффиксов.
Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-
суффиксальный способы образования слов.
Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование
орфографической
зоркости:
осознание
места
возможного
возникновения
орфографической ошибки, использование разных решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные
слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив,
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных
местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и
предложенных текстов.
«Развитие речи»
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения
коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин),
подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом
отношении предложения.
Абзац.
Последовательность
абзацев
в
текс
те.
Корректирование
текстов
с
нарушенной
последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и
абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
5. Поурочное планирование
№ п/п
Тема урока
Работа с детьми с ОВЗ
1
Звуки речи и буквы
различение звуков и букв
Расширение кругозора,
задания с опорой на
образец
2
Согласные звуки,
различение твердых и мягких согласных звуков,
звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме
мягкости согласных звуков.
Развитие
коммуникативных
навыков
3
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Формирование навыков
звукового анализа
4
Правила переноса слов.
Формирование навыков
звукового анализа
5
Слова, называющие признаки и действия предметов
Расширение словарного
запаса
6
Форма слова Изменение формы слова с помощью окончания
Развитие мышления
7
Корень как часть слова
Развитие умения
анализировать свою
деятельность
8
Родственные (однокоренные) слова
. Корень как общая часть род-
ственных слов
Различение
однокоренных
слов и си
нонимов,
однокоренных
слов и сов
с
омо
ни
мич
ны
ми
кор
ня
ми
Развитие
умения
анализировать
свою
деятельность
9
Правописание безударных гласных в корне слова.
Развитие речевых
умений.
10
Корень слова с чередованием согласных
Развитие
речевых
умений.
11
Отработка
способов
проверки
изученных
орфограмм
корня.
Проверяемые и
не
про
ве
ряе
мые
безударные
гласные
в
корне
слова
Развитие
умения
работать с текстом.
12
Правописание слова с непроизносимыми согласными
Развитие умения
анализировать свою
деятельность.
13
Правописание суффиксов -ик-, -ек-
Работа по алгоритму
14
Образование слов с помощью суффиксов
Развитие мышления
15
Отработка правописания приставок с буквой о (об,от,до,под, про,
по)
Развитие речи
16
Разделительный
твердый
знак
(ъ)
.
Правила
правописания
разделительного твёрдого знака
Развитие умения
анализировать свою
деятельность.
17
Различие предлоги и приставки
Правописание предлогов и приставок
Работа по образцу
18
Слово и его лексическое значение.
Понимание
сло
ва
как
един
ст
ва
зву
чания
(написания)
и
значения
Развитие речевых
умений.
19
Отработка правописания частей слова
Развитие умения
анализировать свою
деятельность.
20
Отработка
подбора
заголовков
к
предложенным
текстам.
Определение по заголовкам содержания текста.
Развитие кругозора
21
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная
мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным
текстам. Определение по заголовкам содержания текста
Развитие речевых
умений
22
Слова однозначные и многозначные
Различение однозначных и
многозначных слов.
Развитие умения
анализировать свою
Предствление o прямом и
пе
ре
носном
зна
че
нии
слова
деятельность
23
Слова-омонимы
осо
бенности
омонимов
Наблюдение
за
использованием в речи омонимов
Работа со словарями
Развитие
орфографических,
пунктуационных и
языковых умений.
24
Значения заимствованных слов
Поиск заимствованных слов. Анализ значений заимствованных
слов
Развитие умения
действовать
по алгоритму
25
Устаревшие слова. Применение устаревших слов в речи.
Развитие умения
действовать по
алгоритму.
26
Ключевые слова. Составление текста
по заголовку и ключевым
словам
Развитие мышления
27
Со
став
ление планов
пред
ло
жен
ных
текстов
Работа по образцу
28
Учимся применять орфографические правила
Развитие умения
действовать по
алгоритму.
29
Составляем текст по плану
Создание
соб
ственных текстов по
пред
ло
жен
ным
планам.
Коррекция знаний
30
Составление текста-описания по заданной теме. Языковые средства.
Работа по алгоритму
31
Создание
текста
описания.
Образные
выражения
в
тестах
описаниях.
Развитие мышления
32
. Работа над ошибками
Создание
соб
ственных текстов по
пред
ло
жен
ным
планам.
Развитие речи.
33
Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный
способы образования слов.
Развитие
коммуникативных
навыков.
34
Алфавит, порядок действий при списывании. Работа с текстом
Работа по образцу