Напоминание

Экскурсия как средство формирования экологических представлений и знаний у младших школьников


Автор: Томская Ульяна Симоновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Кедандинская начальная общеобразовательная школа - сад имени К.С. Чиряева
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Вилюйский улус с. Кюнде
Наименование материала: Статья
Тема: Экскурсия как средство формирования экологических представлений и знаний у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Кедандинская начальная школа – сад им.К.С.Чиряева»

Экскурсия как средство формирования

экологических представлений и знаний у младших

школьников.

Томская Ульяна Симоновна,

учитель начальных классов

Вилюйск 2023 г.

3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Экологические представления и знания как элемент экологического

образования младших школьников ……………………………………..…………….4

1.2.Особенности экологического воспитания младших школьников..............6

1.3.

Экскурсия

как

форма

экологического

просвещения

младших

школьников……………………………………………………………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....9

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………..10

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Одной из основных задач современной

начальной школы является повышение экологической грамотности учащихся,

вооружение их навыками экономного, бережного использование природных

ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, то

есть формирование у школьников экологических знаний и представлений. Особое

внимание при формировании экологических знаний и представлений уделено

поискам

целесообразным

формам,

методам

и

средствам

экологического

образования в условиях обучения в начальной школе, среди которых важное

место отводится роли экскурсии.

Экскурсии

-

это

форма

образовательного

процесса,

проводимая

с

познавательной целью при изучении природных объектов в их естественной среде

или искусственно созданных условиях.

Объект: процесс формирования экологических представлений и знаний у

детей младшего школьного возраста.

Предмет:

экскурсии

как

средство

формирования

экологических

представлений и знаний у младших школьников.

Цель – формировать экологические представления и знания у младших

школьников посредством ведения экскурсий во внеурочное время.

Гипотеза:

формирование

экологических

представлений

и

знаний

у

младших школьников будет более эффективным, если:

- включить в образовательный процесс начальной школы систему экскурсий

как формы работы с младшими школьниками;

- внеурочные экскурсии будут организованы с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей;

- содержание экскурсий будет включать национально-региональный и

краеведческий компонент;

- соблюдается преемственность между представлениями и знаниями с

практической природоохранной деятельностью младших школьников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1.

Экологические

представления

и

знания

как

элемент

экологического образования младших школьников

Экологическое образование – одно из направлений реализации программы

воспитания и социализации в Федеральном государственном образовательном

стандарте НОО.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с

новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по

отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с

природой.

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений

работы

школы

сказано,

что

«воспитание

эмоционально

ценностного,

позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение.

В Концепции экологического образования под экологическим образованием

понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,

направленный на формирование системы научных и практических знаний, и

умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих

ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

- формирование целостного представления о природном, социальном

окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов

чувств, познавательного интереса .

В экологическом образовании выделяют следующие аспекты:

1) нaучно - познавaтельный аспект содержания экологического образования,

развивающий интерес младшего школьника к проблемам окружающей среды и

формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом,

раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между

ними;

2) ценностный аспект призван раскрыть детям многогранную значимость

изучаемых объектов в жизни природы и человека.

3) нормативный аспект содержания экологического образования – это

правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в

природном и социальном окружении.

4) практически - деятельностный аспект играет не менее важную роль в

экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность

– конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося

сознания и чувств

Одним из элементов экологического образования являются экологические

представления и знания: о растениях, животных, человеке как представителе

живого в мире природы, представления о потребностях конкретных растений,

животных, людей в условиях среды, о различных средах обитания о росте и

размножении живых существ, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов

в сообществах (экосистемах) .

Экологическими можно считать только такие представления и знания,

которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости.

а) представления о связях организмов со средой обитания;

б) представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых элементов

экологических систем по цепям питания;

в) представления о необходимости сохранения биологического равновесия в

природе;

г) представления об экологическом значении природы в жизни человека и о

роли человека в функционировании природы.

Экологические представления– это сведения о взаимосвязи растений и

животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части

природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды

и так далее. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение

им представлений о взаимосвязи природы и человека.

.

1.2.Особенности экологического воспитания младших школьников

Средством воспитания и образования младших школьников является

знакомство с элементарной целостной картиной мира. Человек должен научиться

понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и

поступкам окружающих людей. Детям младшего школьного возраста свойственно

уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о

возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к

природе .

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в

деятельности ребенка, его общении, отношении с другими людьми. Ведущей

деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые

обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. В

младшем школьном возрасте быстро развивается психика ребенка. Повышается

точность

работы

органов

чувств.

Познавательная

деятельность

младшего

школьника преимущественно проходит в процессе обучения.

Восприятие

младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью.

Внимание

младших

школьников

непроизвольно,

недостаточно

устойчиво,

ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка

начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Мышление у детей

начальной школы развивается от эмоционально - образного к абстрактно-

логическому.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием

новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками),

новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему

коллективов

(общешкольного,

классного).

У

него

развиваются

элементы

социальных

чувств,

формируются

навыки

общественного

поведения

(коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.).

Младший

школьный

возраст

предоставляет

большие

возможности

для

формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Воспитание трудолюбия у школьников, ответственного отношения к

использованию и приумножению природных богатств, может выразиться в

следующих делах обучающихся начальной школы: соблюдение культуры

поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения,

некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного

окружения (озеленения), выполнение посильных трудовых операций по уходу за

растениями, их защите.

Первым возрастным этапом обучения является начальная школа.

Конкретная цель экологического воспитания младших школьников может быть

сформулирована

как

становление

научно-познавательного,

эмоционально-

нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде,

здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного

и социального окружения человека.

Экологическое воспитание обучающихся должно проводится в системе, с

использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности,

постепенного усложнения и углубления отдельных элементов. Необходимо

активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела

по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и

внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными

участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых

и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц,

шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому

подобное. Учащиеся знакомятся с растениями, природными зонами нашей

страны, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной

работой в них, рассматривают поверхность, полезные ископаемые, водоёмы,

почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей

расширяются, углубляются, детализируются.

1.3. Экскурсия как форма экологического просвещения младших

школьников

Под школьной экскурсией понимается такая форма учебно-воспитательной

работы с классом или группой учащихся, которая проводится вне стен

образовательного учреждения с какой-либо познавательной целью и может

перемещаться от одного объекта к другому в их природной среде или

искусственно созданных условиях

по

выбору учителя

и

по

темам,

определенным программой .

Всем экскурсиям свойственны определенные принципы:

- биологические объекты или явления изучаются непосредственно в

природе, на производстве, в музее, на выставке и др.;

- конкретные объекты и явления изучаются в их естественных условиях или

созданной специально обстановке;

- в обучении важнейшее место занимают наблюдения, самостоятельная

работа учащихся по заданиям;

- обучение происходит вне класса, школы, а объяснение могут давать

другие люди, в зависимости от места экскурсии .

Содержание экскурсий непосредственно связано со знаниями, полученными

на прошлых уроках, но также все что ребенок узнал в течение экскурсии, его

представления и итоги исследований, могут применяться на следующих уроках.

Учителем при планировании перспективного (годового) плана определяются даты

проведения экскурсий, а на уроках перед ними создается ситуация необходимости

ознакомления с пройденными явлениями в живой природе. В ходе этого

выделяют вопросы, требующие выяснения в природе, дают задания для

повторения и начального ознакомления с материалом для подготовки к

экскурсии. Учитель должен предусматривать и обратную связь с экскурсией

после ее проведения: что требуется вспомнить из увиденного и как применить

собранный материал с целью демонстраций и лабораторных работ.

Экскурсии различаются по целям, содержанию, месту проведения. Больше

всего применяются классификации экскурсий по дидактическим целям и месту

проведения. Одновременно существуют типы экскурсий, исходящие из тематики,

характера познавательной деятельности учеников и прочих признаков. Любая

экскурсия может проводиться или для прохождения нового материала, или для

конкретизации

и

обобщения,

пройденного

ранее.

Характер

деятельности

участников чаще всего либо поисковый, либо репродуктивный, и зависит от

дидактических целей экскурсии, ее содержания, возраста и подготовки учеников .

Любая экскурсия должна быть тщательно подготовлена, от этого зависит ее

эффективность. В плане проведения экскурсии отражаются следующие элементы:

- образовательно-развивающие и воспитательные цели и задачи;

- методы обучения на экскурсии;

- объекты наблюдения;

- ход экскурсии.

Разрабатывая ход экскурсии, учитель обязан включить в нее следующие

структурные элементы:

- проработать краткое вступительное слово или вводную беседу с

учащимися, в которой обозначить время года, состояние окружающей неживой и

живой природы;

- включить самостоятельную работу учащихся;

- разработать форма отчетности;

- проверить выполнение самостоятельной работы;

- подготовить обобщающую беседу.

Заключение

В результате проведенного анализ психолого-педагогической литературы

по

проблеме

исследования,

можно

сделать

вывод,

что

экологические

представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой

обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об

использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее

Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им

представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление

мировоззрения ребенка, его личностный рост.

Экскурсии (в педагогике) – это форма организации обучения, позволяющая

проводить наблюдения, а также изучению различных предметов, явлений и

процессов в естественных условиях.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что экологические

представления являются основой для формирования экологической культуры

школьников. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления

взаимосвязаны и представляют собой единое целое, а окружающий мир

постоянно изменяется.

Использованная литература

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Россииот 6 октября 2009

г. № 373; в ред. от 11.12.2020).

2.

Алистратова, С. В. Использование игровых методик на уроках

окружающего мира в процессе экологического образования младших школьников

/ С. В. Алистратова // Наука и образование в XXI веке : сборник научных трудов

по материалам международной научно-практической конференции, Тамбов, 28

февраля 2018 года. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2018. – С.

20-21.

3.

Арбузова,

Е.

Н.

Электронное

учебно-методическое

пособие

"Педагогические технологии в экологическом образовании младших школьников"

/ Е. Н. Арбузова, П. В. Полещук // Хроники объединенного фонда электронных

ресурсов Наука и образование. – 2018. – № 1(104). – С. 7.

4.

Артеменко, Б. А. Экологическое образование как фактор личностного

развития детей / Б. А. Артеменко, Н. Е. Пермякова, А. Р. Исаичкина // Вестник

Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

– 2021. – № 3(163). – С. 177-195.

5.

Беспятова, Н. К. Экологическое воспитание школьников / Н. К.

Беспятова, И. В. Штанько. – Москва : Академия социального управления, 2020. –

131 с.

6.

Ерохина, Е. В. Экологическое образование и воспитание младших

школьников на уроках окружающего мира / Е. В. Ерохина, И. А. Гончарова //

Вестник научных конференций. – 2020. – № 10-1(62). – С. 52-54.

7.

Использование

информационных

технологий

в

экологическом

образовании младших школьников в системе дополнительного образования / М.

А. Адамович, З. Ф. Мухаметдинова, Ю. В. Семенова, М. Н. Тарасова // От

экологического образования к экологии будущего : Сборник материалов и

докладов

VI

Всероссийской

научно-практической

конференции

по

экологическому образованию, Москва, 30 октября – 01 2019 года / Под общей

редакцией В.А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд

имени В.И. Вернадского, 2020. – С. 91-96.

8.

Коршунова, Н. Н. Использование информационных технологий в

экологическом образовании младших школьников на уроках окружающего мира /

Н. Н. Коршунова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы :

Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической

конференции : в 2 частях, Москва, 31 января 2018 года. – Москва: Общество с

ограниченной ответственностью "АР-Консалт", 2018. – С. 18-19.

9.

Пирко, Т. Ю. Экологическое воспитание и его роль в процессе

образования младших школьников / Т. Ю. Пирко // Альманах мировой науки. –

2021. – № 2(45). – С. 62-64.

10.

Региональная система экологического образования и просвещения в

интересах устойчивого развития: материалы IV республиканской научно-

практической

конференции

"Непрерывное

экологическое

образование

для

населения Республики Саха (Якутия)", 22 марта 2013 года / Редакторская группа:

Кривошапкина О.М., Гоголева П.А. Захарова А.Г. и др. - Якутск: "Дани Алмас",

2013. - 340 с.

11.

Султанова, Р. Ф. Экологическое образование младших школьников с

учетом регионального компонента / Р. Ф. Султанова // Вопросы педагогики. –

2022. – № 2-2. – С. 178-182.

12.

Суппес, Н. Е. Формирование экологической культуры младшего

школьника средствами дополнительного образования / Н. Е. Суппес, Н. А.

Степанян // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2020. – № 2. – С. 2822.

15



В раздел образования