Напоминание

деловые игры "Гражданственность"


Автор: Сивцева Раиса Семеновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К. Аммосова"
Населённый пункт: РС(Я), Намский район, село Столбы
Наименование материала: деловая игра
Тема: деловые игры "Гражданственность"
Раздел: дополнительное образование





Назад




соглашение

правило

ответственность

конфликт

насилие

УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ

На этом уроке вы узнаете о возникающей у людей необходимости договариваться

между

собой, важности создания общепринятых норм и правил и последствиях

их нарушений. Изучив эту тему, вы поймете, как возникает конфликт и как

можно выйти из него с наименьшими потерями.

Вы научитесь моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, принимать

индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.

Понятия для запоминания

Что вы думаете?

■ Представьте себе, что ваш руководитель поручил вам заключить

соглашение с какой- либо фирмой. При этом вы должны обеспечить более

выгодные условия для вашего предприятия. Какие методы и способы ведения

переговоров вы будете использовать, чтобы заключить выгодное для вас

соглашение?

■ Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:

В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал

большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он

пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении

загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что

захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли о вреде: «Ну и

дурак, настоящий невротик, и как он может быть твердолобым». Но через

минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот предо мной

конфликт». Подумайте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей

проблемы, чтобы избежать конфликта?

■ Составьте ситуацию, в которой между двумя сторонами возникает

проблема, и покажите два варианта завершения этой ситуации:

1)

Успешное разрешение проблемы.

2)

Перерастание проблемы в конфликт.

■ Выберите из предложенных ниже качеств те, которые помогают человеку

договариваться с другими людьми, и выпишите их. Продолжите этот список

качеств. Объясните свой выбор.

скромность злость _______________________________

справедливость честолюбие _______________________________

честность милосердие

_______________________________

стыдливость грубость

_______________________________

искренность ответственность ______________________________

порядочность

______________________________

■ Почему в народе сложилась пословица «Уговор дороже денег»? Как вы

это понимаете?

■ Во время ссор люди бывают настолько оскорблены, рассержены или

обижены, что не хотят мириться. Назовите причины такого поведения людей.

♦ Составьте памятку: «Как ты должен вести себя, чтобы избежать

конфликтов с родителями, друзьями?»

♦ Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство

его правоты или хорошие человеческие отношения? Сделайте выбор и

обоснуйте его.

♦ Перед смертью шейх завещал девятнадцать верблюдов своим трем

сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму - четверть, а

третьему - одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно

неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем

верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к

наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын

шейха забрал половину (десять верблюдов), второй сын — четверть (пять

верблюдов), третий сын - пятую часть (четыре верблюда). Таким образом, общая

сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника

остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника,

согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

♦ Вот уже несколько дней вы в ссоре со своим лучшим другом. Вам одиноко,

грустно. Вы хотите помириться с ним, но не знаете, как это сделать. Ваш

одноклассник посоветовал написать другу письмо. С какими словами вы

обратитесь к другу, чтобы он понял вашу искренность и желание помириться?

СОСТАВЬТЕ правила поведения в гостях, в театре и в спортивном зале.

Сопоставьте их. Определите, что в них общего и каковы различия. Чем это

обусловлено?

Правила поведения в гостях Правила поведения в театре Правила

поведения

в

спортивном зале

ЗАПОЛНИТЕ

таблицу

«Договариваться

или

не

договариваться».

Проанализируйте ее и сделайте выводы.

О

чем

люди

договариваются

Последствия

Если смогли договориться,

то

Если не смогли договориться,

то

ЗАПОЛНИТЕ таблицу «Последствия конфликта». Какой ход развития

конфликта для человека более предпочтителен?

Развитие конфликта

Разрешен или не разрешен

конфликт

Чувства

участников

конфликта

Обсудите с друзьями:

Бывает, что человек прибегает к мести тому, кого считает своим

обидчиком.

Ему

кажется,

что

удавшаяся

месть

поможет

восстановить

справедливость и принесет моральное удовлетворение. Является ли месть

решением конфликтной ситуации? Докажите свою позицию.

Как чувства, эмоции и характер человека воздействуют на его поведение и

выбор?

У одного из ваших одноклассников не складываются отношения в

коллективе.

Его

часто

обижают,

смеются

над

его

скромностью,

застенчивостью. Вам хочется помочь ему. Какими будут ваши действия?

Почему иногда люди бывают жестокими и заставляют других чувствовать

себя несчастными?

Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это

недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли

это при разрешении конфликта?

Вы попали в неприятную ситуацию. К вам приближается компания

подростков, настроенных агрессивно. Как вы должны себя вести в данной

ситуации, чтобы избежать конфликта?

О некоторых людях говорят: «Это сильный человек». Сильный человек

— кто он?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПРАВИЛО

Это положение, отражающее закономерность и уста-

навливающее что-либо, норма поведения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в

своих действиях, поступках.

КОНФЛИКТ

Столкновение,

предельное

обострение

противоречий,

ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

НАСИЛИЕ

Применение физической силы для принуждения человека к

чему-либо, нарушение личной неприкосновенности, угроза

применения силы. Принудительное воздействие на кого-

нибудь. Притеснение, беззаконие.

СОГЛАШЕНИЕ

Взаимное согласие, договоренность. Договор, устанав-

ливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права

и обязанности сторон.

Пять слов об уроке

Дорогой друг! Напишите о своем отношении к проблеме урока. Насколько

актуален и интересен он для вас?

МОЕ ЗДОРОВЬЕ

здоровье

курение

алкоголизм

наркомания

здоровый образ жизни

спорт

В ходе урока вы познакомитесь с ролью здоровья в жизни человека, факторами,

влияющими на здоровье, а также узнаете о том, кто отвечает за здоровый образ

жизни и каковы пути сохранения здоровья. Понятия для запоминания

Что вы думаете?

■ В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал

ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь

ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он

тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с

опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного

тошнило, но все же Том заявил:

- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

-Ия тоже, - подхватил Джо. - Плевое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться.

Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их

усилия, им заливало горло, и каждый раз; после этого начинало ужасно

тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

♦ Что же произошло

в детском организме, если он настолько бурно прореагировал

на табак?

♦ В чем проявилась реакция сердечно-сосудистой, нервной системы и органов

пищеварения?

■ Подумайте, почему люди начинают курить, принимать алкоголь, наркотики?

Какой

вред

приносят

курение,

алкоголизм

и

наркомания

человеку,

окружающим его людям и обществу?

■ Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье»,

сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого

сокращения вашей жизни? Соразмерьте ценность вашей жизни и пагубного

увлечения табаком. Какое решение вы примете: не будете курить вовсе; будете

курить меньше; продолжите курение,

несмотря на угрозу здоровью и

обязательное сокращение жизни. Объясните свой выбор.

■ Кто чаще всего становится наркоманом?

■ Л.Н.Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли

бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что

люди,

духовно

сильные,

подвергались

принижающему

действию

одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем

заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не

одурманивались».

О каком влиянии на человека и общество курения и

алкоголизма писал великий писатель?

Решите проблему:

■ Четверо друзей из одного двора решили встретиться в новогоднюю ночь,

чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за

Сергеем и Мишей. Михаил что-то очень долго копался в своей комнате, наконец

вышли на улицу. «А я что-то для вас припас»,- гордо сказал Миша и достал

спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!»- восхитился Андрюха.

Сережа смутился, а Сашка решительно заявил:

«............................». Напишите, какие аргументы может привести Саша, чтобы

убедить своих друзей отказаться от спиртного.

■ У А.С.Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:

Ты любишь обонять не утренний цветок,

А вредную траву зелену,

Искусством превращенну,

В пушистый порошок!

Подумайте, что может написать поэт по отношению к курящим дамам -

нашим современницам?

■ Жизнь людей в крупных современных городах определенным образом

влияет на здоровье людей. В чем проявляется это влияние и каково его

воздействие на самочувствие человека?

Заполните таблицы:

МОЙ ВЫБОР - НЕ КУРИТЬ

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

МОЙ ВЫБОР - НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬ

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

я

МОЙ ВЫБОР - НЕТ НАРКОТИКАМ

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

ЧТО МНЕ СКАЗАТЬ, КТО ГОВОРИТ: «ПОПРОБУЙ…»

1.

2.

3.

4.

5.

МОЙ ВЫБОР – ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

КСТАТИ...

♦ Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению

началась так. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта»

знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди

земля!» В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья

растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в

трубочки. В поисках золота Колумб отправился дальше к югу и 27 октября 1492

года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями

в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро».

Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении

каждый делал из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри.

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в

первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй - отрезанием носа

или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной

которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в

царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения

Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и

разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

♦ Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как и

сами спиртные напитки. Вот отрывок из древнеегипетского письма. Отец пишет

своему сыну: «...Слышу, что бросил книги и отдал себя сладострастию. Ночами

бродишь по улицам, и запах спирта отгоняет прохожих от тебя. Видели, как

перелазил через забор и ворвался в чужой дом. Вызываешь отвращение у

людей».

В Афинах правитель Солон ввел закон, согласно которому должностные

лица наказывались за пьянство: первый раз - крупным штрафом, а при

повторении - смертной казнью.

В Древней Индии употребление спиртных напитков представителями

высших каст было категорически запрещено. Служителей культа - браминов,

изобличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не

наступала смерть. Если же в пьянстве уличали женщину высшей касты, то ей на

лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дому, и никто не имел

права приютить ее.

В некоторых, прежде всего мусульманских, странах были введены и

религиозные запреты на потребление алкоголя. Одно время и в России пьянство

преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму,

вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство».

Обсудите с друзьями:

Джек Лондон писал: «Алкоголь - это порождение варварства, мертвой

хваткой держит человечество со времен седой старины и собирает с него

чудовищную дань, попирая молодость, подрывая силу, подавляя энергию и губя

лучший цвет рода людского». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Смогут ли

люди когда-нибудь победить этот порок?

Не думаете ли вы, что никотин - это наркотик, т.к. от него трудно

отказаться. Почему в таком случае табак легален, тогда как большинство

наркотиков запрещены? Не было ли лучше сделать табак вне закона?

Некоторые люди говорят, что было бы лучше легализовать наркотики,

чтобы их можно было покупать в магазинах. Тогда бы их не воспринимали как

«запретный плод». Согласны ли вы с этим?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АЛКОГОЛИЗМ

Тяжелое

хроническое

заболевание,

вызываемое

постоянным

упот-

реблением спиртных напитков и характеризующееся зависимостью

человека от алкоголя

ЗДОРОВЬЕ

Нормальная

деятельность

организма,

его

полное

физическое

и

психическое благополучие.

КУРЕНИЕ

Втягивание в себя дыма тлеющих растительных продуктов.

НАРКОМАНИЯ

Болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам,

приводящая к тяжелым нарушениям функций организма.

СПОРТ

Составная

часть

физической

культуры

-

комплексы

физических

упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по

таким упражнениям и комплексам.

Пять слов об уроке

Дорогой друг! Напишите о своем отношении к проблеме урока. Насколько

актуален и интересен он для вас?

Я И ПОЛИТИКА

В ходе урока вы узнаете о политике, ее роли в жизни человека,

необходимости участия в политической жизни общества.

Вы будете учиться разбираться в политических проблемах, видеть

результаты участия и неучастия в политике граждан.

Понятия для запоминания

политика

политическая

активность

политическая

пассивность

гражданский

долг

референдум

компромисс

консенсус

Что вы думаете?

■ Политика является важнейшей сферой деятельности современного

общества. Может ли когда-нибудь исчезнуть необходимость в политике?

■ Знаменитый итальянский мыслитель эпохи Возрождения Никколо

Макиавелли утверждал, что для достижения политических целей хороши все

средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийства. Иначе в

политике ничего не добьешься. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему?

■ Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах?

Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества и

государства?

■ Какое влияние оказывает участие отдельного гражданина в выборах на

формирование государственной политики?

■ В некоторых странах, например, в Италии, избирателей, не пришедших в

день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том

числе и к уголовной. Справедливо ли это? Почему?

■ Житейская мудрость гласит: «Если вы не хотите заниматься политикой,

она займется вами». Как вы это понимаете?

■ Существует мнение: когда ты не голосуешь, на самом деле ты все-таки

голосуешь. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

Решите проблему:

♦ Вас выбрали депутатом парламента. Какими мотивами и ценностями вы

будете руководствоваться при принятии политического решения? Что будет

определять ваш выбор?

♦ Не всегда политики, избираемые в органы власти, принимают правильные

решения, справедливые законы. Что, с вашей точки зрения, необходимо

предпринять, чтобы ситуация изменилась? Предложите пути решения этой

проблемы.

♦ Какому политику вы отдадите предпочтение на выборах:

Политику, о котором вы ничего не знаете, Политику, которого вы хорошо

знаете, но тезисы его программы вас полностью с программой которого вы не

знакомы, устраивают.

Объясните свой выбор.

■ Подумайте, какие черты присущи демократическому и авторитарному политику.

Демократический политик

Авторитарный политик

Заполните таблицы:

МОЙ ВЫБОР - ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ПОЛИТИКОЙ

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

МОЙ ВЫБОР - ДОВЕРЯТЬ ПОЛИТИКАМ

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1

.

2.

3.

4.

5.

МОЙ ВЫБОР - УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

'

2.

3.

4.

5.

ПОЧЕМУ ГРАЖДАНЕ НЕ ВСЕГДА УЧАСТВУЮТ В ВЫБОРАХ?

1.

2.

3.

4.

5.

НАРИСУЙТЕ ПЛАКАТ «ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА»

КСТАТИ...

Уже в первобытном обществе существовали элементы первичного родового

народовластия. Предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Эта сходка взрослых сородичей и является первым органом «властвования».

Во многом сходными правилами общественной жизни руководствовались

ирокезы

Северной

Америки.

Каждое

их

племя

избирало

нескольких

предводителей - сахемов. На совете всех сахемов вновь избранные посвящались

в эго высокое звание. При решении вопросов на этих советах требовалось

единогласие. Вся система управления ирокезов была пронизана общественным

мнением; общественное же мнение покоилось на народной воле, а не на

произволе вождей.

Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата

Аристотеля

о

государстве,

правлении

и

правительстве,

названного

им

«Политика». Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был

тернистым и долгим. Пока не было государства и законов, права человека

существовали в виде моральных норм. Такие права существуют до сих пор.

В античные времена и в средние века только некоторые слои общества

пользовались отдельными правами. Но о правах человека в их нынешнем

понимании говорить не приходится. Главным образом потому, что человек в

рабовладельческих государствах и абсолютных монархиях средневековья

рассматривался

не

как

суверенная

личность,

а

как

активный

элемент

государственной и общественной жизни. Люди не были равны по сословным,

имущественным, религиозным, национальным и другим признакам.

Первым шагом в числе тех, что приблизили торжество прав человека, было

принятие английской Великой хартии вольностей в 1215 году, провозгласившей

некоторые привилегии рыцарства, верхушки свободного крестьянства, горожан.

Историческое развитие политики свидетельствует о неизменности ее основ.

Перспектива исчезновения политики в будущем явно нереальна. Наиболее же

актуальной в наше время остается ее демократизация, приближение к насущным

запросам общества. В будущем, несомненно, будет происходить усложнение

политики, повышение ее эффективности и ответственности политиков за свои

решения.

ГРАЖДАНСКИЙ

ДОЛГ

Обсудите с друзьями:

В наше время люди все меньше и меньше интересуются политикой.

Почему падает интерес к политике? Соответствует ли это истинным интересам

общества?

У. Черчилль писал: «Политика так же увлекательна, как война. Но более

опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в политике - множество

раз». Согласны ли вы с ним?

Политика и мораль находятся в очень трудной и запутанной связи.

Существует расхожее мнение, что политика - дело грязное. Можно ли, находясь

у власти, сохранить высокую нравственность?

В

избирательном

праве

ряда

стран

существует

возрастной

ценз.

Считается, что избранными могут быть люди, имеющие большой жизненный

опыт. Например, в высшие палаты законодательных органов могут быть

избраны люди, достигшие 30 лет, - в США, Индии, Японии; 35 лет - в Бразилии,

на Цейлоне и во Франции; 40 лет - в Бельгии, Ливии и Турции. Не нарушается

ли в этих государствах право молодежи участвовать в политической жизни?

Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека

в демократическом обществе. Но граждане не всегда участвуют в голосовании и

тем самым наносят ущерб политическому процессу. Не считаете ли вы, что за

отказ участвовать в выборах должна быть введена ответственность, вплоть до

уголовной?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Деятельность социальных групп или

Отдельных людей, связанная со стремлением усовершенствовать или

изменить социально-экономический и политический порядок.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАССИВНОСТЬ Безразличие к политике, нежелание

Принимать участие в политической жизни.

Всякая

обязанность,

налагаемая

договором,

законом,

общественным

мнением или совестью человека.

РЕФЕРЕНДУМ

Всеобщее, голосование для решения

важного государственного вопроса.

Слово закону

Из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав

граждан Российской Федерации»

Статья 65. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права

граждан на участие в референдуме.

1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным

способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации

права избирать или быть избранным,

либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в

поддержку кандидата, избирательного объединения, инициативы проведения

референдума, а также участвующие в подделке данных подписей,

либо препятствующие голосованию на избирательных участках, участках

референдума,

либо принуждающие избирателей, участников референдума голосовать вопреки

их собственному выбору,

либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,

участников референдума,

несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии

с федеральными законами.

Из Кодекса РСФСР об административных правонарушениях

Статья 40.

Воспрепятствование осуществлению гражданином Российской

Федерации своих избирательных прав.

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской

Федерации своих избирательных прав либо права участвовать в референдуме, а

равно нарушение тайны голосования влечет наложение штрафа в размере от 10

до 50 минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от 20 до 100

минимальных размеров оплаты труда.



В раздел образования