Напоминание

Развитие навыков чтения в начальной школе как эффективный фактор формирования УУД учащихся


Автор: Шатрова Любовь Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ№25
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: исследование
Тема: Развитие навыков чтения в начальной школе как эффективный фактор формирования УУД учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




XI Критерий. Разработка и внедрение авторских программ, методических пособий, игр,

цифровых образовательных ресурсов

Тема исследования: «Развитие навыков чтения в начальной школе как эффективный фактор формирования УУД учащихся»

Цель работы: развитие навыков чтения как средство повышения эффективности образования младших школьников.

Проблема: выявить наиболее эффективные методы и приёмы, влияющие на уровень развития навыков чтения младших школьников.

Объектом исследования является изучение основных характеристик навыка чтения:

сознательность;

беглость;

правильность;

выразительность.

Гипотеза: в данной работе я предполагаю, что формирование навыков чтения будет эффективным, если соблюдать определенные условия:

подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников;

в системе проводить упражнения, способствующие развитию основных характеристик навыка чтения;

учитывать индивидуальные особенности детей.

Задачи:

1)

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;

2)

Определить наиболее эффективные упражнения, способствующие развитию навыка чтения;

3)

Изучить опыт коллег по данной теме.

Актуальность: чтение, книга является мощным средством образования, воспитания и развития:

умственного;

речевого;

языкового;

нравственного;

культурного;

эстетического;

информационного и т.д.

Следовательно, необходима целенаправленная работа над развитием навыка чтения от класса к классу.

Данная работа проводилась на базе СОШ№25, во 2 «А»,3 «А», 4 «А» (2014-2015 уч.г.) кл.

Работа проводилась в 3 этапа:

I

этап:

изучение психологической и методической литературы по данной теме (это определило темы, цели, задачи и гипотезу исследования);

II

этап:

выбор и отработка практических упражнений по развитию навыков чтения;

III

этап:

анализ результатов исследования, оформление доклада.

Навык чтения – это:

– сознательность, т.е. понимание замысла автора, осмысление своего собственного отношения к прочитанному;

– беглость – это скорость чтения, измеряется количеством печатных знаков за единицу времени;

– правильность – определяется как плавное чтение без ошибок и искажений;

– выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения.

Упражнения для развития сознательного чтения:

1.

Что общего в словах и чем они отличаются? (мел – мель, мал - мял)

2.

Назови одним словом (чиж, грач, сова, стриж)

3.

Какое слово лишнее и почему? (красивый, синий, желтый)

4.

Путём перестановки букв составь слово (у к л б о к, у п к с)

5.Составь текст (перестановка предложений).

6. Закончи рассказ.

7. Лексическая работа с непонятными словами.

8. Карточки-задания для работы с текстом:

– выбери заглавие;

– выбери правильный ответ;

– определи главную мысль текста;

– составление плана к тексту, пересказ;

– постановка самостоятельных вопросов к тексту;

– рассказ об одном из главных героев по плану и т.д.

Диагностика уровня сформированности навыка чтения

Таблица 1. Результативность способа чтения

Способы чтения

3 класс

4 класс

По буквам

0%

0%

По слогам

0%

0%

По слогам и целыми словами

32%

18%

Целыми словами

68%

82%

0

20

40

60

80

100

120

68%

3 класс

0

20

40

60

80

100

120

4 класс

Число учащихся, читающих целыми словами, выросло на 14%.

Результативность техники чтения

Результативность

2 класс, %

3 класс, %

4 класс, %

I полугодие

Справились с нормой чтения

100%

86%

93%

Не справились с нормой

чтения

0%

14%

7%

100%

2 класс

86%

14%

3 класс

93%

7%

4 класс

Число учащихся, справившихся с нормой чтения, увеличилось на 7%.

Таблица 2. Характер допускаемых при чтении ошибок и их количество.

Искажение слов, %

Пропуски слов, %

Ошибки ударения, %

3 класс

4 класс

3 класс

4 класс

3 класс

4 класс

58%

21%

35%

18%

32%

20%

Таблица 3. Количество допущенных ошибок

Класс

Количество ошибок

1-2 ошибки, %

3-4 ошибки, %

5-7 ошибок, %

8 и более ошибок, %

3 класс

25%

48%

27%

0%

4 класс

32%

53%

15%

0%

Таблица 4. Результативность правильности чтения

Уровень

3 класс, %

4 класс, %

Низкий уровень правильности чтения

(5 ошибок и более)

27%

15%

Достаточный уровень правильности

чтения (читают правильно, но

допускают 3 – 4 ошибки)

48%

53%

Высокий уровень (читают правильно,

1 – 2 ошибки)

25%

32%

27%

48%

25%

3 класс

15%

53%

32%

4 класс

Таблица 5. Результативность понимания прочитанного (осознанность)

Результативность

3 класс, %

4 класс, %

Понимает прочитанное

88%

95%

Не понимает прочитанное

12%

5%

0

20

40

60

80

100

88%

95%

12%

5%

Результативность понимания прочитанного возросла на 7%.

Таблица 6. Результативность выразительности чтения

Уровень

3 класс, %

4 класс, %

Высокий уровень чтения (читают

выразительно)

52%

83%

Достаточный уровень

(соблюдают не все требования к

выразительности)

48%

17%

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

52%

83%

48%

17%

Выразительность чтения возросла на 31%.



В раздел образования