Автор: Шатрова Любовь Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ№25
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: исследование
Тема: Развитие навыков чтения в начальной школе как эффективный фактор формирования УУД учащихся
Раздел: начальное образование
XI Критерий. Разработка и внедрение авторских программ, методических пособий, игр,
цифровых образовательных ресурсов
Тема исследования: «Развитие навыков чтения в начальной школе как эффективный фактор формирования УУД учащихся»
Цель работы: развитие навыков чтения как средство повышения эффективности образования младших школьников.
Проблема: выявить наиболее эффективные методы и приёмы, влияющие на уровень развития навыков чтения младших школьников.
Объектом исследования является изучение основных характеристик навыка чтения:
•
сознательность;
•
беглость;
•
правильность;
•
выразительность.
Гипотеза: в данной работе я предполагаю, что формирование навыков чтения будет эффективным, если соблюдать определенные условия:
•
подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников;
•
в системе проводить упражнения, способствующие развитию основных характеристик навыка чтения;
•
учитывать индивидуальные особенности детей.
Задачи:
1)
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
2)
Определить наиболее эффективные упражнения, способствующие развитию навыка чтения;
3)
Изучить опыт коллег по данной теме.
Актуальность: чтение, книга является мощным средством образования, воспитания и развития:
умственного;
речевого;
языкового;
нравственного;
культурного;
эстетического;
информационного и т.д.
Следовательно, необходима целенаправленная работа над развитием навыка чтения от класса к классу.
Данная работа проводилась на базе СОШ№25, во 2 «А»,3 «А», 4 «А» (2014-2015 уч.г.) кл.
Работа проводилась в 3 этапа:
I
этап:
изучение психологической и методической литературы по данной теме (это определило темы, цели, задачи и гипотезу исследования);
II
этап:
выбор и отработка практических упражнений по развитию навыков чтения;
III
этап:
анализ результатов исследования, оформление доклада.
Навык чтения – это:
– сознательность, т.е. понимание замысла автора, осмысление своего собственного отношения к прочитанному;
– беглость – это скорость чтения, измеряется количеством печатных знаков за единицу времени;
– правильность – определяется как плавное чтение без ошибок и искажений;
– выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения.
Упражнения для развития сознательного чтения:
1.
Что общего в словах и чем они отличаются? (мел – мель, мал - мял)
2.
Назови одним словом (чиж, грач, сова, стриж)
3.
Какое слово лишнее и почему? (красивый, синий, желтый)
4.
Путём перестановки букв составь слово (у к л б о к, у п к с)
5.Составь текст (перестановка предложений).
6. Закончи рассказ.
7. Лексическая работа с непонятными словами.
8. Карточки-задания для работы с текстом:
– выбери заглавие;
– выбери правильный ответ;
– определи главную мысль текста;
– составление плана к тексту, пересказ;
– постановка самостоятельных вопросов к тексту;
– рассказ об одном из главных героев по плану и т.д.
Диагностика уровня сформированности навыка чтения
Таблица 1. Результативность способа чтения
Способы чтения
3 класс
4 класс
По буквам
0%
0%
По слогам
0%
0%
По слогам и целыми словами
32%
18%
Целыми словами
68%
82%
0
20
40
60
80
100
120
68%
3 класс
0
20
40
60
80
100
120
4 класс
Число учащихся, читающих целыми словами, выросло на 14%.
Результативность техники чтения
Результативность
2 класс, %
3 класс, %
4 класс, %
I полугодие
Справились с нормой чтения
100%
86%
93%
Не справились с нормой
чтения
0%
14%
7%
100%
2 класс
86%
14%
3 класс
93%
7%
4 класс
Число учащихся, справившихся с нормой чтения, увеличилось на 7%.
Таблица 2. Характер допускаемых при чтении ошибок и их количество.
Искажение слов, %
Пропуски слов, %
Ошибки ударения, %
3 класс
4 класс
3 класс
4 класс
3 класс
4 класс
58%
21%
35%
18%
32%
20%
Таблица 3. Количество допущенных ошибок
Класс
Количество ошибок
1-2 ошибки, %
3-4 ошибки, %
5-7 ошибок, %
8 и более ошибок, %
3 класс
25%
48%
27%
0%
4 класс
32%
53%
15%
0%
Таблица 4. Результативность правильности чтения
Уровень
3 класс, %
4 класс, %
Низкий уровень правильности чтения
(5 ошибок и более)
27%
15%
Достаточный уровень правильности
чтения (читают правильно, но
допускают 3 – 4 ошибки)
48%
53%
Высокий уровень (читают правильно,
1 – 2 ошибки)
25%
32%
27%
48%
25%
3 класс
15%
53%
32%
4 класс
Таблица 5. Результативность понимания прочитанного (осознанность)
Результативность
3 класс, %
4 класс, %
Понимает прочитанное
88%
95%
Не понимает прочитанное
12%
5%
0
20
40
60
80
100
88%
95%
12%
5%
Результативность понимания прочитанного возросла на 7%.
Таблица 6. Результативность выразительности чтения
Уровень
3 класс, %
4 класс, %
Высокий уровень чтения (читают
выразительно)
52%
83%
Достаточный уровень
(соблюдают не все требования к
выразительности)
48%
17%
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
52%
83%
48%
17%
Выразительность чтения возросла на 31%.