Автор: Магдиева Эдуарда Вадимовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Уруссинская ДШИ" Ютазинский район РТ
Населённый пункт: п.г.т. Уруссу
Наименование материала: Образовательная программа в области музыкального искусства эстрады
Тема: "Эстрадно-джазовый вокал", срок реализации 5 лет.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Уруссинская детская школа искусств»
Ютазинского муниципального района РТ
Образовательная программа в области музыкального искусства
«ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ»
Возраст учащихся 6,7 – 15 лет
Срок реализации 7 лет
Разработчик: преподаватель
Магдиева Э.В.
п.г.т. Уруссу
2022г
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Уруссинская
ДШИ»
«___»______________2022г.
«Утверждаю»
и.о. директора МБУ ДО
«Уруссинская ДШИ»
Д.А. Иванаевский
_________________
«___»______________2022г.
Содержание
1. Пояснительная записка
3
1.2. Характеристика учебного предмета
3
1.3. Срок реализации учебного предмета
4
1.4. Объем учебного времени, предусмотренный
учебным планом
4
1.5. Сведения о затратах учебного времени
5
1.6. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5
1.7. Цели и задачи учебного предмета
5
1.8. Методы обучения
6
1.9. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
6
1.10. Структура программы
7
2. Содержание учебного предмета
7
2.2. Годовые требования
7
3. Требования к уровню подготовки учащихся
15
3.2. Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
16
4. Формы и методы контроля, система оценок
17
5. Методическое обеспечение учебного процесса
18
6. Список рекомендуемой учебной литературы
20
1. Пояснительная записка
1.2. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа обучения эстрадно-джазовому пению в ДШИ ставит
своей целью дать возможность желающим получить основы вокального
музыкального
образования.
Эстрадное
пение
является
наиболее
популярным и востребованным видом музыкального искусства.
Основной целью создания классов эстрадно-джазового вокала в
музыкальной школе являются не только удовлетворение творческих
потребностей детей, но и формирование музыкального вкуса. Сегодня,
когда
отечественная
эстрада
переполнена
низкопробными,
в
художественном смысле, текстами песен, банальными мелодическими
построениями, примитивными гармоническими оборотами, особенно
важно познакомить детей и молодежь с подлинными вершинами
джазово-эстрадного наследия как в зарубежной, так и в отечественной
музыкальной культуре, выработать у них верные вкусовые ориентиры,
сформировать исполнительские вокальные умения и навыки.
Данная учебная программа рассчитана на семилетний срок
обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению
программы
–6,7 – 15 лет.
На
общеобразовательную
общеразвивающую
программу
подготовки «Эстрадно-джазовое пение» могут быть приняты дети и
подростки,
как
подготовленные
музыкально,
так
и никогда не
занимавшиеся музыкой, от 6,7 лет и старше. Дети должны обладать
музыкальным слухом, вокальными данными, иметь здоровый голосовой
аппарат, устойчивую
психику и желание петь. При поступлении
ребенок должен спеть песню; пропеть сыгранные преподавателем на
фортепиано
небольшие
простые
попевки
и
отдельные
звуки;
«простучать» или «прохлопать» несложный
ритмический
рисунок,
предложенный комиссией.
Предлагаемая учебная программа включает в себя не только
отечественные
и
западные
популярные
песни,
но
и
джазовые
композиции.
При обучении детей в классе вокала педагог обязан тонко
чувствовать
индивидуальную
природу
голосового
аппарата
и
всю
физиологию певческого организма, в связи с этим индивидуально
отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения. Обработка
голоса и освоение певческих премудростей – это процесс, в котором
педагог реализует свою профессиональную школу и свой опыт.
Целесообразность программы заключается в выборе необходимых
методов
обучения,
в
подборе
репертуара
с
учётом возрастных
и
индивидуальных возможностей обучаемых на разных этапах развития
голоса: до мутации, во время мутации и в постмутационный период.
В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и
навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к
музыкальным
занятиям,
развития
исполнительских
навыков
рекомендуется
включать
в
занятия
формы
ансамблевого
музицирования.
Для этого может потребоваться увеличение объема
недельной аудиторной нагрузки.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное
мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к
восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре,
формируют коммуникативные навыки.
1.3. Срок реализации учебного процесса
При
реализации
программы
учебного
предмета
«Эстрадно-
джазовое пение» со сроком обучения 7 лет, продолжительность занятий
с первого по седьмой год обучения составляет 32 недели в год, 224
недели за семь лет.
1.4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным
планом
образовательной
организации
на
реализацию
учебного предмета «Эстрадно-джазовое пение»
№
п/п
Наименование
предметной
области/ учебного
предмета
Годы обучения, количество учебных часов в неделю:
Экзамен
I
II
III
IV
V
VI
VII
1
Предметная область
исполнительской
подготовки:
2
2
2
2
2
2
2
1,2,3,4,5,6
,7.
Вокал
Музыкальный
Инструмен
1
1
1
1
1
1
1
7
Анамбль
5
5
5
5
5
5
5
1,2,3,4,5,6,7
.
2
Предметная область
историко- теоретической
подготовки:
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
7
Сльфеджио
Слушание
1
1
1
-
-
-
-
3
Музыкальная
Литература
-
-
-
1
1
1
1
7
3
Предмет по выбору
1
1
1
1
1
1
1
7
4
Всего:
11,5
11,5
11,5
11,5
11,5
11,5
11,5
1.5. Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения/класс
1 год
7 лет
Количество
часов
на
аудиторные
занятия
32
224
Количество
часов
на
внеурочную
(самостоятельную) работу
32
224
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
•
1-7 класс – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
•
1-7 классы – по 2 часа в неделю.
1.6. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Индивидуальные и групповые формы занятий позволяют
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с
принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
1.7. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
Целью данной программы является приобщение детей и молодёжи
к мировой музыкальной культуре, развитие у учащихся
художественно- эстетического вкуса, формирование у них
исполнительских умений и навыков эстрадного и джазового вокала.
Задачи:
1. Развить у учащихся:
•
музыкальный слух; • чувство метроритма;
•
музыкальную память; • музыкальное мышление;
•
художественное восприятие музыки; • тембр голоса;
2. Воспитать у учащихся такие качества, как активность,
самостоятельность, волю к занятиям, потребность к творческой
реализации;
1. Научить учащихся:
•
певческим навыкам (устойчивому певческому дыханию на опоре,
ровности звучания на протяжении всего диапазона голоса);
•
специфическим для джазового вокала исполнительским приемам
(включающим в
себя
овладение приемами
джазовой
импровизации
«скет»);
•
грамотному самостоятельному разбору нотного текста;
•
чтению с листа;
•
эмоциональному
и
осмысленному
исполнению
выученного
произведения;
•
навыкам работы с текстом;
•
навыкам
пения
джаза
с
сопровождением
фортепиано
или
джазовым инструментальным ансамблем;
•
навыкам различной певческой атаки (твердой, мягкой и др.);
•
навыкам
работы
с
фонограммой,
микрофоном,
вокально-
усилительной аппаратурой;
Для того чтобы эти задачи успешно решались, педагогу вокалисту
необходимо:
•
знание индивидуальных особенностей ученика,
•
знание методики воспитания голоса,
•
умение составить развернутую программу воздействия на ученика
с учетом его способностей,
•
реализация методики в работе.
•
корректирование методики в зависимости от результатов,
•
умение сделать анализ поэтапного роста ученика,
•
оценка конечного результата.
1.8. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
•
словесный (Объяснение, беседа, рассказ);
•
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
•
практический
(освоение
вокальных
приемов
исполнения
произведений);
•
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
1.9.
Описание
материально-технических
условий
реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Эстрадно-джазовое пение»
обеспечивается:
•
наличие специального кабинета;
•
наличие хорошо настроенного инструмента (рояль, пианино);
•
микшерный пульт;
•
кабель «два тюльпана»-«миниджек»;
•
музыкальные порталы (колонки-усилители);
•
проигрыватель, ноут-бук или компьютер;
•
микрофон и стойка к ней;
•
большое (во весь рост учащегося) зеркало для визуального
наблюдения во время фонации;
1.10. Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки учащихся;
•
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
2. Содержание учебного предмета
2.2. Годовые требования
Учебная программа по предмету «Эстрадно-джазовое пение»
рассчитана на 7 лет. В распределении учебного материала по годам
обучения
учтен
принцип
систематического
и
последовательного
обучения.
Последовательность
в
обучении
поможет
учащимся
применять полученные знания и умения в изучении нового материала.
Содержание
учебного
предмета
«Эстрадно-джазовое
пение»
соответствует
направленности
общеразвивающей
программы
на
приобщение учащихся к любительскому пению и музицированию.
Годовые
требования
содержат
несколько
вариантов
примерных
исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных
и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а так же с учетом их возрастных
возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий
уровень сложности программных требований.
Первый класс
Первое полугодие
•
Понятие об эстрадно-джазовом пении.
•
Знакомство с вокальным аппаратом.
•
Устройство
голосового
аппарата
и
правила
гигиенического
ухода
за
голосом.
•
Установка корпуса при пении. Совершенствование координации мышц
тела, участвующих в голосообразовании: положение корпуса, головы, рук,
ног, расслабления мышц живота, шеи.
•
Постановка дыхания: знакомство с певческим вдохом и выдохом.
•
Первоначальное звукоизвлечение в речевой позиции.
•
Развитие артикуляционных, речевых и голосообразующих мышц.
•
Первоначальное знакомство с эстрадным и джазовым стилем музыки.
•
Подбор, разбор и работа с 1-2 произведениями в эстрадном или джазовом
стиле.
В конце полугодия контрольный урок в форме открытого выступления.
Второе полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных в первом полугодии.
•
Практическое знакомство с понятием «кантилена», а также певческим
легато при поступенном движении мелодии в объёме большой терции.
•
Звуковедение по интервалам: малая секунда, большая секунда, малая
терция, большая терция.
•
Звуковедение по ладам: натуральный мажор, натуральный минор в
зуковедение вверх и вниз по трезвучию в пределах октавы.
•
Арпеджио трезвучий.
•
Изучение особенностей стиля свинг.
•
Первичное
знакомство
с
теоретическими
аспектами
джазовой
импровизации: понятия септаккорд и лад.
•
Работа над художественным репертуаром, 1-2 произведения.
•
Знакомство с элементами сценического поведения.
•
Знакомство с типами смыканий(FRY, CHEST VOICE, FALSETTO, HEADE
VOICE, STOP-CLOUSURE.)
В конце полугодия переводной экзамен в форме открытого выступления.
Примерный репертуарный список.
•
Н.Вакком-Вокализ-№1,4.
•
Ф. Абт Вокализы.
•
Г. Гладков- Чунга-Чанга.
•
Е.Крылатов-Прекрасное далеко; Крылатые качели; Лесной олень;
Колыбельная медведицы;
•
М. Дунаевский- Песня Красной шапочки.
•
А. Зацепин- Волшебник – недоучка.
•
К. Певзнер- Оранжевая песенка.
•
И. Николаев- Маленькая страна; День рождения;
•
И. Дунаевский- Песенка о капитане; Песенка о веселом ветре;
•
Английская народная песня- Grееns Leeves Traditional;
•
Amazing Yrace Traditional Bill Bai Ley Traditional
•
Bye bye blues w. and m. by Fred Hamm Dave Bennett
•
Can’t help Lovin Dat Man w.by Oscar Hammerstein, m. by Jerome Kern Ю.
•
Саульский Черный кот.
•
В. Сидоров Дружба.
•
А. Зацепин Есть только миг.
•
Ю. Антонов Для меня нет тебя прекрасней.
•
О.Фельцман-Ландыши.
Второй класс
Первое полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных в первом классе.
•
Совершенствование координации голоса при пении.
•
Звуковедение по интервалам в пределах чистой квинты.
•
Знакомство с резонаторами головными и грудными.
•
Развитие резонаторных ощущений в области маски.
•
Практическое знакомство с элементами вокальной техники: штрихи
легато, нон легато и стаккато.
•
Работа
над
правильным
формированием
гласных
«Э»
и
«И»
с
сонорными сагласными для развития резонаторных ощущний в области
маски и груди.
•
Освоение термина «кантилена» на упражнениях и произведениях.
•
Знакомство с особенностями пения в стиле блюз.
•
Работа над художественным репертуаром, 2 произведения.
•
Работа
над
тембром,
литературным
текстом,
эмоциональностью,
смысловой подачей, артистизмом и энергетикой.
•
Развитие
таких
типов
смыкания
как:
FRY,
CHEST
VOICE,
FALSETTO, HEADE VOICE, STOP-CLOUSURE.
В конце полугодия контрольный урок в форме открытого выступления.
Второе полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных в первом полугодии.
•
Продолжение работы с гласными.
•
Выравнивание гласных.
•
Привитие навыков работы в ансамбле с концертмейстером и под
«минус».
•
Расширение
диапазона
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями каждого ученика.
•
Дальнейшее знакомство с джазовой гармонией: самостоятельная
вокализация
септаккордов
и
ладов
от всех
ступеней натурального
мажора.
•
Знакомство с мажорной и минорной пентатониками.
•
Совершенствование
первичных
навыков
джазовой
импровизации:
пение последовательности II-V-I ступеней в натуральном мажоре,
звуковедение
по
аккордам
и
ладам
на
этих
ступенях,
пение
импровизации, подготовленной заранее или сочиненной спонтанно.
•
Знакомство с техническими приёмами джазовой импровизации:
слоги, используемые в технике «скет».
•
Артикуляционные упражнения на свинг и триоли.
•
Работа над лёгкой импровизацией в стиле свинг.
•
Работа над художественным репертуаром, 2 произведения.
В
конце
полугодия
переводной
экзамен
в
форме
открытого
выступления.
Примерный репертуарный список.
•
Н. Вакком Вокализы №№ 3, 6.
•
Ф. Абт Вокализы.
•
К. Молчанов Журавлиная песня
•
А. Морозов- В горнице.
•
К. Орбелян- Шум берез слышу.
•
А. Пугачева- Папа купил автомобиль.
•
С. Намин- Мы желаем счастья вам.
•
М. Дунаевский- Тридцать три коровы; Все пройдет;
•
И. Дунаевский- Колыбельная из к/ф «Цирк»
•
А. Пахмутова- Мелодия
•
Д. Тухманов- Аист на крыше
•
Аmapola by Joseph Lacalle
Третий класс
Первое полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных во втором классе.
•
Совершенствование координации голоса при пении.
•
Совершенствование качества звука: соединение грудного и головного
регистров, развитие микстового звука.
•
Практическое знакомство с элементами вокальной техники: штрих
маркато.
•
Звуковедение по интервалам в пределах октавы.
•
Звуковедение по мажорной и минорной пентатонике.
•
Знакомство с особенностями пения в стиле босса-нова.
•
Работа над художественным репертуаром, 2-3 произведения
В конце полугодия контрольный урок в форме открытого выступления.
Второе полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных в первом полугодии.
•
Развитие
навыков
пения
в
вокальном
или
инструментальном
ансамбле.
•
Развитие навыков пения с листа.
•
Развитие навыков пения в вокальном ансамбле.
•
Расширение
диапазона
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями каждого ученика.
•
Звуковедение по блюзовой гамме.
•
Знакомство с особенностями пения в стиле фаст свинг.
•
Дальнейшее знакомство с джазовой гармонией: самостоятельная
вокализация и анализ септаккордов и ладов от заданной ноты.
•
Знакомство с ритмическими и артикуляционными приемами «скета»
в стиле босса- нова.
•
Работа над импровизацией в стиле босса-нова.
•
Работа над художественным репертуаром, 2-3 произведения.
В
конце
полугодия
переводной
экзамен
в
форме
открытого
выступления.
Примерный репертуарный список
•
Н. Вакком Вокализы №№ 2, 5.
•
Ф. Абт Вокализы.
•
И. Николаев Лето кастаньет.
•
Ю. Антонов Если любишь ты.
•
Д. Тухманов Напрасные слова.
•
Р. Роджерс Мои любимые вещи из мюзикла «Звуки музыки».
•
А. Флярковский Прощальный вальс из к/ф «Розыгрыш».
•
М. Легран Буду ждать тебя из к/ф «Шербургские зонтики».
•
И. Корнелюк- Билет на балет.
•
A see your face before me w. by H. Dietz, m. by A. Schwartz The lost
time A saw Paris w. by O. Hammerstein, m. by J.Kern All of me w. and m.
by S.Simons and Y.Marks
Четвертый класс
Первое полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных в третьем классе.
•
Работа над улучшением качества звука, соединение регистров, укрепление
микстового звучания.
•
Совершенствование навыков исполнения открытых, закрытых слогов.
•
Знакомство с динамическими оттенками «крещендо и диминуэндо» на
упражнениях.
•
Применение полученных навыков в изучаемых произведениях.
•
Совершенствование джазовой вокальной импровизации: пение с
отставанием и опережением.
•
Знакомство с инструментами джазовой импровизации: пение
хроматической гаммы, лада тон-полутон.
•
Знакомство с особенностями импровизации в стиле фанк.
•
Знакомство с особенностями пения в стиле би-боп.
•
Работа над художественным репертуаром в разных стилях, 3-4
произведения в конце полугодия контрольный урок в форме открытого
выступления.
В конце полугодия контрольный урок в форме открытого выступления.
Второе полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных в первом полугодии.
•
Звуковедение по интервалам: октава, нона, децима в медленном темпе.
•
Совершенствование навыков пения импровизации: блюзовый квадрат.
•
Сочинение собственной импровизации на блюз Фа мажор в стиле би-боп.
•
Расширение диапазона в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ученика.
•
Работа над художественным репертуаром в разных стилях, 3-4
произведения.
В конце полугодия переводной экзамен в форме открытого выступления.
Примерный репертуарный список
•
Дж. Керн Дым из мюзикла «Роберта»
•
К. Портер Волшебный сон из мюзикла «Целуй меня, Кэт» В. Юмекс Чай
вдвоем из мюзикла «Нет, нет, Нанетт».
•
Ф. Лоу Я танцевать хочу из мюзикла «Моя прекрасная леди» Дж. Стайн
Люди из мюзикла «Смешная девчонка»
•
Дж. Герман Хелло, Долли! Из мюзикла «Хелло, Долли»
•
Л. Бернстайн Мария из мюзикла «Вестсайдская история» Дж. Кандер
Кабаре из мюзикла «Кабаре»
•
А. Рыбников Ария звезды из спектакля «Звезда и смерть Хокина Мурьеты»
А. Зацепин Песня из к/ф «31 июня»
•
М. Минаев А знаешь, все еще будет. Не отрекаются, любя. Куда уходит
детство. Е. Дога Хуторянка
•
И. Николаев Паромщик
Т. Хренников Колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада».
Пятый класс
Первое полугодие
•
Закрепление и углубление навыков, полученных в четвертом классе.
•
Расширение диапазона вверх и вниз в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ученика.
•
Практическое знакомство с вокальной мелизматикой.
•
Изучение мелизмов: форшлаг, мордент, группетто.
•
Совершенствование вокальной импровизации, спонтанно спетой или
сочиненной самостоятельно: разучивание новых слогов, имитация
музыкальных инструментов.
•
Знакомство с особенностями импровизации в стиле би-боп.
•
Работа над исполнительскими качествами.
•
Знакомство с различными атаками звука: мягкая и жесткая атаки,
субтон.
В конце полугодия контрольное прослушивание в форме открытого
выступления.
Второе полугодие
•
Закрепление навыков, полученных в 1-ом полугодии.
•
Работа по выработке подвижности голоса.
•
Работа над выбранной программой.
•
Выработка исполнительских качеств.
В конце года – выпускной экзамен в форме открытого выступления.
Примерный репертуарный список
•
Ал. Макаревич Осень Туман, туман
•
А. Мон Алмаз
•
Т. Снежина Позови меня с собой М.
•
Леонидов Девочка – видение
•
Ю. Варум Мой сон
•
В. Меладзе Самбо белого мотылька;
•
Ч. Чаплин Это моя песня
•
Гл. Милляр Лунная серенада
•
Х. Кармайкл Звездная пыль
•
Б. Бакарак Грустные капельки дождя
•
Г. Мансини Лунная река Шарада; Дорогое сердце;
•
Эл. Пресли Люби меня нежно
•
Б. Хебб Sunny
•
Э. Дмитров Арлекино
•
Б. Билан На крыльях ветра
•
Б. Джоел Такая, как ты есть; Из репертуара
•
М. Керн Hero
Шестой класс
Первое полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных в пятом классе.
•
Совершенствование координации голоса при пении.
•
Совершенствование качества звука: соединение грудного и головного
регистров,
развитие
микстового
звука,
соединение
всех
типов
смыкания.
•
Знакомство с понятием RIFF.
•
Работа по выработке подвижности голоса.
•
Развитие
навыков
пения
в
вокальном
или
инструментальном
ансамбле.
•
Знакомство с техникой FLIP.
В конце полугодия контрольное прослушивание в форме открытого
выступления.
Второе полугодие
•
Закрепление знаний и навыков, полученных в первом полугодии.
•
Звуковедение всех типов смыкания.
•
Контрольные репетиции выбранного репертуара.
•
Артикуляционные упражнения на свинг и триоли.
•
Работа над лёгкой импровизацией в стиле свинг.
•
Работа над улучшением качества звука, соединение регистров, укрепление
микстового звучания.
В конце года переводной экзамен в форме открытого выступления.
Примерный репертуарный список
•
Б. Билан На крыльях ветра
•
TASSO- Любовь река; Стрелы, Запоминай.
•
Юля Паршута- АМЕЛИ.
•
Jordan Smith- Only Love.
•
Cynthia Erivo, Shoshana Bean- When You Belive.
•
Карина Купер- Тишина.
•
Madison Ryann Ward- Mirror.
•
Yebba-My Mind.
•
Lauren Spencer-Smith- Crayze.
•
Дж. Герман Хелло, Долли! Из мюзикла «Хелло, Долли»
•
Л. Бернстайн Мария из мюзикла «Вестсайдская история»
•
Дж. Кандер Кабаре из мюзикла «Кабаре»
•
А. Рыбников Ария звезды из спектакля «Звезда и смерть Хокина Мурьеты»
•
А. Зацепин Песня из к/ф «31 июня»
•
М. Минаев А знаешь, все еще будет. Не отрекаются, любя. Куда уходит
детство. Е. Дога Хуторянка
•
И. Николаев Паромщик
Седьмой класс
Первое полугодие
•
Закрепление и углубление навыков, полученных за время обучения.
•
Расширение диапазона вверх и вниз в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ученика.
•
Работа над исполнительскими качествами.
•
Работа по выработке подвижности голоса.
•
Работа над выбранной программой.
•
Выработка исполнительских качеств.
•
Знакомство с техникой FLIPE.
•
Знакомство с техникой CR
В конце полугодия контрольный урок в форме открытого выступления.
Второе полугодие
•
Подготовка к выпускному экзамену. Подбор программы, разбор и
проработка музыкального и литературного текстов.
•
Закрепление и углубление навыков, полученных за время обучения.
•
Работа над исполнительскими качествами.
•
Работа над выбранной программой.
•
Выработка исполнительских качеств.
В конце года- контрольный экзамен в виде открытого выступления.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Эстрадно-
джазовое пение» является приобретение учащимися следующих знаний,
умений и навыков:
•
(
навыков исполнения музыкальных произведений
сольное
,
исполнение
);
ансамблевое исполнение
•
умение использовать выразительные средства для создания
художественного
;
образа
•
умений
самостоятельно
разучивать
музыкальные
произведения
различных
жанров
и
;
стилей
•
знаний
основ
музыкальной
;
грамоты
•
,
знаний основных средств выразительности используемых в
;
музыкальном искусстве
•
знаний
наиболее
употребляемой
музыкальной
;
терминологии
•
навыков
публичных
;
выступлений
•
навыков
общения со
слушателями
в условиях
-
музыкально
просветительской деятельности образовательной организации.
3.2 Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Критерии оценок
Оценка качества работы учащихся предполагает следующие виды
контроля: текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию.
Текущий контроль определяет степень усвоения учеником
музыкального материала, вокальной техники, подготовленность к
уроку, заинтересованность учащегося в освоении материала; направлен
на поддержание дисциплины, стимулирует интерес к предмету.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке, а также на
различных прослушиваниях к концертам, фестивалям и конкурсам, а
также концертах. Результаты отражаются преподавателем в записях в
дневнике ученика, в индивидуальном плане учащегося, а также в
оценках, выставляемым ученику в классном журнале в конце каждого
месяца и четверти.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных
уроков, зачётов, переводных экзаменов и прослушиваний выпускной
программы. Она позволяет оценить стартовые возможности,
творческую результативность в течение года, вокальный репертуар и
степень его освоения. достижения в процессе обучения на различных
этапах, обращается пристальное внимание на проблемы, с которыми
предстоит работать. Все формы промежуточной аттестации
предполагают методическое обсуждение и выставление
дифференцированной оценки. Всё это отражается в индивидуальном
плане учащегося и в методической тетради.
Все виды аттестации проходят в виде публичных выступлений.
Исключение составляют учащиеся, находящиеся в стадии острой
мутации. Они или временно освобождаются от пения и аттестуются по
результатам текущего контроля, или исполняют программу без
публики.
Итоговая аттестация проводится в виде выпускного экзамена в 7-ом
классе и определяет конечный результат освоения программы.
Все виды аттестации учащихся по предмету «Эстрадно-джазовое пение»
оцениваются по пятибалльной системе.
Критерии оценки выступления учащегося на выпускном экзамене:
•
чистота
;
интонации и качество звуковедения
•
качество
звучания
голоса
в
-
эстрадно джазовой
;
манере
•
качество
освоения
вокальной
;
техники
•
качество
дикции
и
свобода
;
артикуляции
•
свобода
певческого
аппарата
от
мышечных
;
зажимов
•
;
музыкальность
•
осмысленность
и
выразительность
;
исполнения
•
;
артистизм
Эти параметры учитываются и при промежуточной аттестации в
соответствии с возможностями развития голоса учащегося.
4. Критерии оценки
5 («отлично») Технически качественное и осмысленное исполнение
программы, соответствующее данному этапу развития.
4 («хорошо») Грамотное исполнение произведений с небольшими недочётами
технического или художественного плана.
3 («удовлетворительно») Исполнение с большим количеством недочётов:
ошибки в тексте, слабое владение техникой пения, низкий художественный
уровень, недостаточно свободный певческий аппарат.
2 («неудовлетворительно») Комплекс существенных недостатков,
являющихся следствием нерегулярности занятий, отсутствием
самостоятельной работы, плохая восприимчивость, слабые способности
к анализу внутренних ощущений и другие. Согласно ФГТ, данная
система оценки качества исполнения является основной. Для того,
чтобы более конкретно оценить качество выступление учащегося,
возможно дополнить оценку «-» или «+».
При выведении переводной итоговой оценки учитываются оценки
промежуточной аттестации и текущие оценки, выставляемые в
конце каждой четверти.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
В основе процесса обучения в классе эстрадно – джазового пения лежат
следующие методические принципы:
•
единство художественного и технического развития певца;
•
постепенность и последовательность овладения мастерством пения;
•
применение индивидуального подхода к учащемуся.
Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры
пения,
являются
близость
речевой
фонетике
речевое,
т.е.
не
очень
округленное
формирование звука.
В
процессе
работы
преподаватель
должен
добиться
освоения
учащимися диафрагмального дыхания, чистоты интонации. Работа над
вокальной исполнительской техникой ведется систематично, в течение
всех лет обучения на
основе
учебного
материала,
включающего
разнообразные упражнения и вокализы.
Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над
исполнительской
техникой,
так
как
именно
этот
вид
учебного
материала дает
наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения. Уже на
первом этапе обучения следует доводить до сознания ребенка, для чего
поется данное
упражнение, что следует добиться в работе над ним. Ученики должны
понимать, что упражнения помогают овладению певческими навыками,
необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво,
чисто,
выразительно.
Очень
важно
с
самого
начала
обучения
воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать
себя и отмечать свои ошибки.
Гласные звуки – это основа пения. От правильного образования
гласных зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр
12 неровный, что обусловлено «пестротой» гласных. Ровность звучания
достигается при сохранении высокой певческой позиции на всех звуках
певческого диапазона.
Для этого следует использовать попевки и упражнения:
•
На гласные А, У, Ю;
•
Упражнения стабильного блока:
•
на дыхание;
•
на медленный долгий выдох;
•
на развитие артикуляции;
•
на подвижность диафрагмы;
•
на развитие ровности тембрового звучания;
•
гибкости голоса.
1.
Упражнения
периодически
обновляющегося
:
блока
-
на
легкость
и
подвижность
;
голоса
-
на
зубные
язычные
согласные
–
,
Д
,
З
,
Т
,
Р
,
Л
;
Н
-
на
–
губные
,
,
Б П
,
В
.
М
При пении необходимо разделять гласные, встречающиеся в одном
слове или в конце одного, начале другого слова. Согласные звуки
произносят легко, четко, ясно, энергично. Нужно приучать учащихся
ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к
следующему слогу.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый
рот,
свободно
опускающаяся
челюсть,
активные
губы,
четко
артикулирующие
каждый
звук.
Особое
внимание
уделяется
правильному взятию дыхания и распределению выдоха до конца слова
или фразы. Механизм работы дыхательного аппарата у
эстрадных
певцов такой же, как у академических. В первую очередь необходимо
добиваться от учащихся правильного диафрагматического стаккато.
Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу
мышц диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было
плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели и
напряжение связок. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства
опоры – один из основных принципов развития ровности диапазона.
При этом полезны упражнения на легато. Необходимо следить за тем,
чтобы при пении глотка была свободна, рот и губы – свободны и
активны.
Полезны упражнения в пределах терции-квинты, основанные на
различных сочетаниях гласных и согласных звуков, например: ми, зи,
брэ, кра, крэ, кри, дай, дой, дух и т.д. Ясное, четкое произношение
согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации.
Значительное внимание необходимо уделять работе над атакой
звука. Атака
бывает
мягкой,
твердой,
придыхательной.
Основной
является мягкая атака.
Придыхательная и твердая участвуют в формировании
специфических приемов
эстрадно-джазового
пения,
например,
так
называемый
«субтон»,
основан
на использовании придыхательной
атаки. На протяжении первых лет 13 обучения продолжается работа над
переходными
нотами
и
выравнивании
регистров.
В
течении
последующих лет абучения продолжается
работа
над закреплением
всех пройденных вокально-технических навыков, над подвижностью
голоса
и
его
гибкостью.
Необходимо
следить
за
правильной
фразировкой и нюансировкой, обращая внимание на звукообразование,
на умение петь пиано и филировку звука.
Вводятся упражнения, построенные на аккордах, характерных для
джазовой музыки (см. Чугунов Ю.Н. «Гармония в джазе», М., 1981),
ритмические
упражнения,
построенные
на
пунктирном
и
синкопированном
ритме,
а
также
упражнения, направленные на
отработку таких приемов, как: субтон, вибрато, прямой звук и т.д.
Произведения выпускной программы должны быть подобраны так,
чтобы учащийся смог показать свои исполнительские возможности:
диапазон голоса, тембр, динамику, умение держаться на сцене, умение
ориентироваться в различных жанрах популярной и джазовой музыки.
6.
Список
рекомендуемой
учебной
и
методической
литературы
•
Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. — М.: Музгиз, 1952. —
192 с.
•
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. — М.:
Музгиз, 1929. Ч. 1
•
— 248 с.; 1932. Ч. 2 — 320 с.; 1937. Ч.3. — 255 с.
•
Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 3-е изд., испр.
— СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. — 120 с.: нот.
•
Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса // Полное
собр. соч. Т. 11.
•
/ подг. Н.Н.Загорный. — Л.: Госмузиздат, 1963. — 113 с.
•
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. —
Ростов н /Д: Феникс, 2006. — 156 с.
•
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 2007. —
368 с., нот, ил.
•
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. // Мир
медицины. — СПб.: Лань, 2000. — 192 с.
•
Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. — М., Л.: Музгиз,
1939. — 221 с.
•
Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной
теории и техники. — М.: МГК им. П.И.Чайковского, ИП РАН, Центр
«Искусство и наука», 2002.
•
— 496 с.
•
Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. — М.;
Л.: Медгиз, 1932. — 178 с. 13.
•
Садовников В. Орфоэпия в пении. — М.: Музгиз, 1958. — 80 с. 14
•
Стахевич А.Г. Регистровые звукообразования певческого голоса в
вокальной педагогике. — Сумы, 1989. — 24 с.
•
Стахевич А.Г. Теоретические основы процесса постановки голоса в
вокальной
педагогике. — Сумы, 1990. — 44 с. 16. Стулова Г.П.
Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей,
1992. – 270 с.
•
Чаплин В.Л. Физиологические основы формирования певческого
голоса в аспекте регистровой приспособляемости. — М.: Информ Бюро,
2009. — 180 с.: ил.
•
Юшманов В.И. Вокальная техника и еѐ парадоксы. — СПб.: Деан,
2001. — 128 с.
•
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997.
— 220 с.
•
Гарбузов Н.А. Внутренний интонационный слух и методы его
развития.— М.: Музгиз, 1951. — 64 с.