Автор: Шефф Варвара Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №15"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Блокада Ленинграда"
Раздел: начальное образование
Конспект занятия
Тема: «Блокада Ленинграда».
Цель занятия:
1.
Сформировать у детей четкое представление о конкретном историческом событии –
Блокада Ленинграда 08.09.1941 – 27.01.1944
2.
Формировать историческую память и любовь к Родине.
Задачи:
1.
Расширение кругозора, знакомство с новыми понятиями.
2.
Повышение морально-нравственного уровня развития детей.
3.
Формирование гражданского самосознания через сопричастность к истории родного
города.
4.
Развитие речемыслительных процессов, причинно-следственных отношений, коррекция
системы ценностей.
Ход работы.
I часть. Вводная часть.
Воспитатель декламирует стихотворение А. Ахматовой «Птицы смерти в зените стоят», сообщает
детям о значимости поднятой темы для каждого присутствующего на занятии.
II часть. Работа по теме.
1.
Воспитатель демонстрирует слайды и фотографии, отображающие жизнь блокадного
города. Рассказывает об ущербе, причиненном Ленинграду войной и блокадой:
убито 16 747 ленинградцев, ранено 33 782 мирных жителя
разрушено и повреждено 187 исторических зданий города
уничтожено 22 школы и 393 повреждено
нанесен ущерб 482 больница и поликлиникам
разрушено 205 каменных и 1849 деревянных домов
разрушено 840 и повреждено 3090 зданий промышленного значения.
2.
Воспитатель декламирует стихотворение Ю Воронова «Дорога жизни». Демонстрирует
слайды и объясняет значение переправы через Ладожское озеро в борьбе с голодом.
Знакомит с продовольственным пайком, выдаваемым с 20.11.1941 каждому жителю
осажденного города. Предлагает детям самостоятельно назвать норму хлеба, получаемую
детьми блокадного Ленинграда (125г).
3.
Воспитатель проигрывает запись песни «Ленинградские мальчишки» на стихи
В.Н.Коростылева (из к/ф «Зеленые цепочки»). Рассказывает о жизнедеятельности детей и
подростков, оказавшихся в блокадном городе. Предлагает воспитанникам ознакомиться с
дневником Тани Савичевой.
4.
Воспитатель выясняет степень овладения материалом учащимися, предлагая дать
определения понятиям:
«Блокада» - военная осада города
«Рубеж» - граница
«Дорога жизни» - водный маршрут по доставке грузов в осажденный город через Ладожское
озеро
«Зеленый пояс славы» - череда памятников и мемориальных комплексов по всей линии
обороны Ленинграда в местах наиболее ожесточенных боев
«Город-герой» - город, выдержавший наиболее ожесточенный натиск врага и показавший
наибольшее мужество в обороне
III часть. Итог.
Воспитатель предлагает детям ознакомиться с книгами, посвященными Блокаде Ленинграда:
Ходза Н.А. «Дорога жизни: рассказы», - Л.: Детская литература, 1984
Селиванов В.Н. «Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград», - СПб.: ЭГО, 2002
«Был город – фронт, была блокада», сост. В.Н. Суслов, Д.Б. Колпакова, - Л.: Детская литература,
1984.
Дает задание используя иллюстрации и фотографии, нарисовать рисунок для тематической
выставки.