Напоминание

РЕАЛИЗАЦИЯ ДПО СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ COVID-19


Автор: Григорьева Любовь Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Санкт-Петербургское бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля""
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ ДПО СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ COVID-19
Раздел: дополнительное образование





Назад




РЕАЛИЗАЦИЯ ДПО СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В

УСЛОВИЯХ COVID-19

Аннотация. Настоящая статья имеет своей целью рассмотреть особенности

реализации дополнительного профессионального образования медицинского

персонала в Центре повышения квалификации для медсестёр в условиях

дистанционного обучения, необходимость внедрения которого оказалось

следствием распространения новой коронавирусной инфекции. В работе

обращено внимание на трудности, с которыми столкнулись ведущие

специалисты и слушатели Центра в процессе преподавания и обучения в

режиме онлайн.

Ключевые

слова:

повышение

квалификации,

средний

медицинский

персонал,

дистанционное

обучение,

обучение

в

условиях

пандемии,

пандемия новой коронавирусной инфекции.

IMPLEMENTATION OF CPE FOR MEDIUM STAFF UNDER COVID-19

CONDITIONS

Annotation. This article aims to consider the features of the implementation of

additional professional education of medical personnel in the Advanced Training

Center for Nurses in the context of distance learning, the need for which was the

result of the spread of a new coronavirus infection. The paper draws attention to

the difficulties faced by leading specialists and students of the Center in the

process of teaching and learning online.

Key words: advanced training, nursing staff, distance learning, training in a

pandemic, pandemic of a new coronavirus infection.

Глобальные изменения, которые претерпел мир вследствие пандемии,

вызванной

вспышкой

новой

коронавирусной

инфекции

(COVID-19),

неизбежно внесли свои коррективы во все сферы жизни общества. Затронули

они

и

систему

дополнительного

профессионального

образования.

Обновившиеся

требования

по

недопущению

распространения

нового

заболевания

продиктовали

необходимость

адаптации

образовательного

процесса,

методов

и

приёмов

трансляции

знаний,

обмен

учебными

материалами и т. д. к дистанционным формам взаимодействия между

субъектами обучения.

Вынужденный резкий переход в онлайн режим, действительно, сказался на

качестве успеваемости слушателей, проходивших курсы в СПб ГБУ ДПО

«ЦПО СМП». Причиной такой тенденции оказалась, во-первых, возросшая

нагрузка на медицинский персонал в целом [3, с. 14]. В условиях

интенсивной занятости на местах работы многие слушатели оказались в

обстоятельствах жёсткого цейтнота, что отразилось на качестве выполнения

заданий для самостоятельной деятельности.

Во-вторых,

снижению

уровня

успеваемости

способствовал

неоднородный возрастной состав учебных групп. Представители молодого

поколения, умеющие использовать функционал разнообразных современных

гаджетов, оказались более мобильны в обновившихся условиях. Тогда как

другие испытывали трудности при освоении онлайн-ресурсов в силу низкой

сформированности навыков работы с компьютером. В целом вопрос

технического

оснащения

при

переходе

на

дистанционное

обучение

отмечается в качестве центральной проблемы во многих работах, призванных

обнародовать первые практики осуществления онлайн-обучения [2; 4; 5].

Указанное обстоятельство возлагало на данную часть слушателей

необходимость овладения новыми компетенциями, что послужило росту

учебной нагрузки в условиях интенсивной занятости на местах работы. Это

ещё более усугубляло снижение качества выполнения учебных заданий,

затрудняло обмен материалами. Кроме того, наблюдалась тенденция к

понижению уровня самомотивации обучающихся (особенно среди тех, кто

испытывал трудности с техническими средствами организации онлайн-

обучения), что послужило причиной к пропускам занятий.

Однако востребованность к обучению в СПб ГБУ ДПО «ЦПО СМП» в

силу необходимости реализации «непрерывного медицинского образования

работников

медицинской

сферы

<…>

без

отрыва

от

практической

деятельности» [6, с. 32] оставалось стабильно высоким даже в условиях

пандемии, о чём свидетельствуют цифры набора на циклы третьего

отделения нашего Центра: 2020 год II полугодие (сентябрь-декабрь) – 1998

слушателей, 2021 год I полугодие (январь-июнь) – 2673 слушателей, II

полугодие (сентябрь-декабрь) – 1324 слушателя, 2021 год I полугодие

(январь-июнь) 2664 слушателя.

Первое время, которое можно образно назвать «шоком первых дней»,

обучение слушателей Центра некоторыми преподавателями велось через

программу Skype, что позволяет совершать звонки в режиме конференции, т.

е. присоединять к видеосообщению преподавателя сразу группу слушателей.

Обмен

текстовыми

сообщениями,

пересылка

учебных

материалов

осуществлялась посредством мессенджера WhatsApp.

Со стороны преподавателей Центра основные трудности резкого

перехода на дистант были связаны с необходимостью адаптации форм и

способов

подачи

учебного

материала

в

режиме

дистанционного

взаимодействия со слушателями, а также организации контроля (как

присутствия на занятиях, так и уровня освоения знаний). Отчасти эти

неизбежные сложности удалось преодолеть за счёт изменения средств связи с

обучающимися. Специалистами Центра для реализации ДПО среднего

медицинского персонала была избрана платформа Pruffme, обладающая

несколькими неоспоримыми достоинствами. Так, данный ресурс позволяет в

рамках одной Интернет-площадки («для удалённого общения и обучения» [1,

с. 50]) реализовать видеосвязь преподавателя и обучающихся, сопровождая

ход лекции различными визуальными материалами, поскольку функционал

программы предусматривает возможность использования виртуальной доски,

а также, что оказалось концептуально важным, организовать контроль

усвоения новых знаний за счёт проведения различного рода опросов и

тестирований, решения ситуационных задач. Кроме того, данная платформа

позволяет отслеживать посещение учебных занятий слушателями. Этот

подход обнаружил свою эффективность при работе в среде медработников,

что положительно сказалось на их общей успеваемости.

Первое

время

внедрения

указанной

онлайн-платформы

демонстрировало общий интерес обучающихся к форме подачи учебного

материала, что положительно сказывалось на их мотивационной сфере.

Результаты обучения групп, освоивших Программу курса повышения

квалификации в Центре, на основании оценивания итоговых испытаний

представлены на рисунке 1.

Второе полугодие

2020 года

Первое полугодие

2021

Второе полугодие

2021 года

Первое полугодие

2022 года

0

200

400

600

800

1000

1200

1400

1600

1800

2000

3

4

5

Рисунок 1 – Оценка итоговых испытаний слушателей, проходивших обучение в

Центре в период с 2020 по 2022 год

Более наглядно динамику средних баллов по итогам обучения в Центре

можно обнаружить на графике (рис. 2).

Рисунок 2 – Средний балл по итогам освоения программы ДПО медицинского персонала в

СПБ ГБУ ДПО «ЦПО СМП»

В

целом,

положительная

динамика

наблюдалась

по

мере

освоения

слушателями новой платформы, развития навыков использования цифровых

образовательных технологий ведущими специалистами Центра. Кроме того,

не можем обойти вниманием и тот факт, что по мере уровня снижения

нагрузки на медперсонал в силу обнаружения эффективных методик лечения

пациентов с коронавирусом, а также всеобщей вакцинацией населения,

качество

выполнения

промежуточных

и

итоговых

работ

слушателей

значительно возросло. В совокупности указанные факторы иллюстрируют

плодотворность дистанционной формы подачи материала при освоении

Программы ДПО среднего медицинского персонала в СПБ ГБУ ДПО «ЦПО

СМП»

Второе полугодие 2020

года

Первое полугодие 2021

года

Второе полугодие 2021

года

Первое полугодие 2022

года

4

4,1

4,2

4,3

4,4

4,5

4,6

4,7

4,8

Литература

1.

Булаева М. Н. Возможности технологии дистанционного обучения в

вузе / М. Н. Булаева, А. В. Гущин, И. Р. Воронина // Азимут научных

исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 4(33). –

С. 48–51. – DOI 10.26140/anip-2020-0904-0008.

2.

Вайндорф-Сысоева

М. Е.

Дистанционное

обучение

в

условиях

пандемии: проблемы и пути их преодоления / М. Е. Вайндорф-

Сысоева, М. Л. Субочева // Проблемы современного педагогического

образования. – 2020. – № 67–4. – С. 70–74.

3.

Каграманян И. Н., Купеева И. А., Тарасенко А. И., Ефимова А. О.

Главные вызовы пандемии COVID19 с точки зрения медицинского

образования

в

Российской

Федерации

//

Национальное

здравоохранение. – 2020. – № 1 (1). – С. 9–15.

4.

Мальцева

С.

М.

Использование

интернет-ресурсов

в

процессе

реализации образовательных программ в дистанционном формате //

Практика реализации образовательного процесса в дистанционном

формате:

сборник

докладов

в

рамках

Всероссийской

научно-

практической интернет-конференции, 30 марта – 30 апреля 2021 г. –

Самара: ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж», 2021. –

С. 251–255.

5.

Рогачёва П. С., Семергей С. В. Проблемы дистанционного образования

в

период

пандемии

//

Вестник

Майкопского

государственного

технологического университета. – 2020. – № 12 (4). – С. 85–93.

6.

Шкрумяк А. Р. Практика применения технологий дистанционного

обучения в повышении квалификации специалистов медицинской

сферы / / А. Р. Шкрумяк, Е. И. Аксенова // Общественное здоровье и

здравоохранение. – 2021. – № 1. – С. 30–33.



В раздел образования