Автор: Пастушенко Мария Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ СШ № 65
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Важность формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Раздел: начальное образование
Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6 – 7 до 10 лет,
когда он проходит обучение в начальных классах (I–IV классы) современной
школе. Младший школьный возраст является важным этапом становления
личности.
Изменение социальной ситуации в младшем школьном возрасте
развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга
значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений с
взрослым, опосредованных задачей («ребенок - взрослый - задача»). Учитель
– это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям
важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой
качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель
общества, носитель социальных образцов. Новое положение ребенка в
обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется
обязательная,
общественно
значимая,
общественно
контролируемая
деятельность,
он
должен
подчиняться
системе
ее
правил
и
нести
ответственность за их нарушение.
Ребенок младшего школьного возраста активно включен в разные виды
деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако
ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение.
Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, развитие высших психических
функций и личности в целом происходит в младшем школьном возрасте в
рамках ведущей на данном этапе учебной деятельности, сменяющей в этом
качестве игровую деятельность. Вслед за Д.Б. Элькониным, учебная
деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте потому, что,
во – первых, через неё осуществляются основные отношения ребёнка с
обществом; во – вторых, в ней осуществляется формирование как основных
качеств личности ребёнка школьного возраста, так и отдельных психических
процессов.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс
межличностного
взаимодействия
с
одноклассниками
и
учителем.
Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие
определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает
практическое овладение школьником нормами и правилами общественного
поведения. С поступлением в школу коммуникация обогащается диалогом
подрастающего человека со школьной средой.
Общение рассматривается в качестве одного из основных условий
развития ребенка (особенно развития речи и мышления). Возникая как
средство общения, слово становится средством обобщения и становления
индивидуального сознания. В общении эгоцентрическая позиция ребенка
характерная для дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте
уходит. Дети впервые перестают
считать собственную точку зрения
единственно возможной. Происходит процесс децентрации. От младшего
школьника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение)
возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или
вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его
собственной. В итоге к концу начальной школы коммуникативные умения
приобретают более глубокий характер. Вместе с преодолением эгоцентризма
дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания
окружающих,
их
внутренний
мир
в
целом.
Приобретение
умений
социального взаимодействия с педагогом, группой сверстников является
одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.
Г.М. Андреевой рассматривает коммуникативные умения, как комплекс
осознанных
коммуникативных
действий,
основанных
на
высокой
теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий
использовать знания для отражения и преобразования действительности. В
соответствии с этими положениями был проведен анализ содержания
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, который позволил свести все коммуникативные умения
к следующим:
-умение понимать партнера по общению;
-умение строить речевое высказывание для решения коммуникативных
задач;
-умение осуществлять сотрудничество.
Степень сформированности коммуникативных умений влияет не только
на результативность обучения детей младшего школьного возраста, но и на
процесс их социализации и развития личности в целом. Младший школьник
активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать
дружеские контакты. Следующая ступень - подростковый возраст, доминанта
- общение. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем
возрасте
позволит
детям
успешнее
реализовать
свой
потенциал
в
дальнейшем.