Напоминание

"Важность формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.


Автор: Пастушенко Мария Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ СШ № 65
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Важность формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Раздел: начальное образование





Назад




Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6 – 7 до 10 лет,

когда он проходит обучение в начальных классах (I–IV классы) современной

школе. Младший школьный возраст является важным этапом становления

личности.

Изменение социальной ситуации в младшем школьном возрасте

развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга

значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений с

взрослым, опосредованных задачей («ребенок - взрослый - задача»). Учитель

– это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям

важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой

качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель

общества, носитель социальных образцов. Новое положение ребенка в

обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется

обязательная,

общественно

значимая,

общественно

контролируемая

деятельность,

он

должен

подчиняться

системе

ее

правил

и

нести

ответственность за их нарушение.

Ребенок младшего школьного возраста активно включен в разные виды

деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако

ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение.

Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, развитие высших психических

функций и личности в целом происходит в младшем школьном возрасте в

рамках ведущей на данном этапе учебной деятельности, сменяющей в этом

качестве игровую деятельность. Вслед за Д.Б. Элькониным, учебная

деятельность, является ведущей в младшем школьном возрасте потому, что,

во – первых, через неё осуществляются основные отношения ребёнка с

обществом; во – вторых, в ней осуществляется формирование как основных

качеств личности ребёнка школьного возраста, так и отдельных психических

процессов.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс

межличностного

взаимодействия

с

одноклассниками

и

учителем.

Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие

определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает

практическое овладение школьником нормами и правилами общественного

поведения. С поступлением в школу коммуникация обогащается диалогом

подрастающего человека со школьной средой.

Общение рассматривается в качестве одного из основных условий

развития ребенка (особенно развития речи и мышления). Возникая как

средство общения, слово становится средством обобщения и становления

индивидуального сознания. В общении эгоцентрическая позиция ребенка

характерная для дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте

уходит. Дети впервые перестают

считать собственную точку зрения

единственно возможной. Происходит процесс децентрации. От младшего

школьника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение)

возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или

вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его

собственной. В итоге к концу начальной школы коммуникативные умения

приобретают более глубокий характер. Вместе с преодолением эгоцентризма

дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания

окружающих,

их

внутренний

мир

в

целом.

Приобретение

умений

социального взаимодействия с педагогом, группой сверстников является

одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.

Г.М. Андреевой рассматривает коммуникативные умения, как комплекс

осознанных

коммуникативных

действий,

основанных

на

высокой

теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий

использовать знания для отражения и преобразования действительности. В

соответствии с этими положениями был проведен анализ содержания

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования, который позволил свести все коммуникативные умения

к следующим:

-умение понимать партнера по общению;

-умение строить речевое высказывание для решения коммуникативных

задач;

-умение осуществлять сотрудничество.

Степень сформированности коммуникативных умений влияет не только

на результативность обучения детей младшего школьного возраста, но и на

процесс их социализации и развития личности в целом. Младший школьник

активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать

дружеские контакты. Следующая ступень - подростковый возраст, доминанта

- общение. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем

возрасте

позволит

детям

успешнее

реализовать

свой

потенциал

в

дальнейшем.



В раздел образования