Напоминание

"Использование ИТК в работе с одаренными детьми"


Автор: Лайсана Шамильевна Азарова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №39"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИТК в работе с одаренными детьми"
Раздел: начальное образование





Назад




.

Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.

В настоящее время все больше и больше детей и подростков приобщаются к

современным информационным технологиям. Многие родители и педагоги обеспокоены

тем, что современные дети и подростки мало интересуются книгами, выставками,

концертами и спектаклями, а только и делают, что «безвылазно сидят в Интернете» и

практически все свободное время посвящают компьютеру.

Таким интересом детей и подростков к Интернету удачно пользуется реальная

практика образования. Это относится и к системе образования вообще, и к системе

образования одаренных детей. В нашей стране уже накоплен достаточно большой опыт

по использованию информационных технологий в работе с одаренными детьми.

Так, в сети Интернет существует достаточно много ресурсов для одаренных детей,

родителей и педагогов, работающих с ними. Ресурсы сети Интернет и дистанционные

технологии позволяют осуществлять выявление и диагностику одаренных детей. В

последнее время создаются специальные сайты, порталы, возможности которых

позволяют проводить диагностику в онлайн-режиме, а также в сочетании онлайн- и

офлайн- режимов.

Что касается обучения и развития одаренных детей, то использование ИКТ в работе

с ними позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса.

Такие дети очень быстро «перерастают» традиционную школьную программу. В

условиях традиционного обучения педагогам сложно в равной степени учитывать

потребности и интересы одаренных детей и «основной массы» учащихся. Зачастую

педагог вынужден либо акцентировать внимание на одаренном ребенке, в ущерб другим

учащимся,

либо,

наоборот,

игнорировать

запросы

одаренного

ребенка

и

«подстраиваться» под запросы других учащихся. Именно по этой причине использование

ИКТ является наиболее эффективной формой индивидуального обучения одаренных

детей.

Например, многочисленные ресурсы сети Интернет позволяют удовлетворить

«ненасыщаемую»

и

устойчивую

познавательную

потребность,

любознательность

одаренного ребенка. Возможности сети в этом плане разнообразны и практически

безграничны – любой ребенок самостоятельно найдет необходимую информацию и

почерпнет немало «пищи» для ума, самостоятельно может выбрать одно или несколько

интересующих

его

направлений

деятельности,

найти

единомышленников.

Как показывает анализ научных публикаций и ресурсов сети Интернет, в работе с

одаренными

детьми

информационные

технологии

используются

по

следующим

направлениям:

во-первых, это поиск и выявление одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и

офлайн).

-во-вторых, это психологическая и методическая консультационная помощь семьям

одаренных детей, в том числе тем семьям, в которых одаренные дети получают

домашнее обучение.

-в-третьих, это обучение одаренных детей.

Наиболее полно представлено последнее направление, включающее различные

формы и методы работы:

1.Проведение

медиа-уроков,

в

том

числе

с

использованием

электронных

образовательных ресурсов для углубленного изучения какой-то одной темы или раздела

предмета, повышения познавательной и учебной мотивации. Это могут видеоуроки из

цикла «Русская литература», канала Бибигон, материалами на сайте Интернет-урок.ру ,

серии открытых уроков, очень много материала предоставляет сайт Ютюб.

2. Организация дистанционного обучения и индивидуальной поддержки одаренных

детей. Существуют образовательные Интернет-ресурсы, с помощью которых одаренные

дети

могут

удовлетворить

свои

образовательные

потребности,

посвящая

себя

целенаправленному и глубокому освоению предметов школьного и внешкольного цикла.

Дистанционное обучение помогает также решить вопросы организации элективного и

профильного обучения. Так, например, в настоящее время создаются онлайн «клубы по

интересам». «Вокруг основных школьных дисциплин, междисциплинарных тем, или там,

где темы из разных областей знания пересекаются, формируются образовательные

кластеры – группы учеников, совместно работающих в режиме онлайн над общим

проектом. В настоящее время дети используют разнообразный диапазон средств для

совместной

работы

над

проектом:

веб-страницы

вики,

социальные

закладки,

приложения, аудиофайлы, блоги и веб-журналы, совместные документы и форумы.

Следует отметить, что для эффективной и безопасной работы над проектом детям

необходимо разрешение родителей и педагогов, которые зачастую ограничивают доступ

детей

к

некоторым

ресурсам

сети

Интернет

(например,

социальные

сети,

файлообменники и другие), в то время как последние являются потенциально богатыми

источниками необходимой информации. Поскольку блокирование сайтов обеспечивает

лишь

временную

безопасность,

эффективнее

обучать

детей

ответственному

использованию Интернета.

3.Образовательные, обучающие Интернет-ресурсы также включают лекции, занятия

по разным направлениям, общеобразовательные и профориентационные мастер-классы,

обсуждения и форумы при участии специалистов, интерактивные тренажеры. Причем,

данные формы реализуются в онлайн и офлайн режимах.

Безусловно, что для реализации указанных возможностей необходимо обеспечение

школ компьютерами и высокоскоростным Интернетом. Это является одной из насущных

потребностей образовательных учреждений.

4.Организация и проведение Интернет-олимпиад, викторин, интеллектуальных и

творческих конкурсов, тестирования. Участвовать в мероприятиях данного рода может

любой ребенок, имеющий доступ к сети Интернет. Тематическая область подобных

проектов разнообразна.

Следует

отметить,

что

помимо

возможности

построения

индивидуальной

образовательной траектории и развития интеллектуальных и творческих способностей

одаренного ребенка информационные технологии предоставляют возможности для

развития его личностных и коммуникативных навыков. Это особенно важно для

одаренных детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, что в

определенном смысле также является характерной чертой одаренных детей. Конечно,

общение в сети Интернет, существенно отличается от «живого» общения. Однако это не

делает его более простым – зачастую общаться в сети Интернет намного сложнее, чем

при прямом контакте с партнером. Уже по этой причине общение в сети Интернет, с

одной стороны, требует от одаренного ребенка наличия определенных личностных

качеств и коммуникативных умений, а с другой, обладает «развивающим эффектом».

Возможности для общения в сети Интернет разнообразны: электронная почта,

форумы, социальные сети и так далее. Анализ практического опыта работы с

одаренными детьми в МБОУ гимназии г.Советский показывает, что они используют

ресурсы сети Интернет для:

удовлетворения базовой потребности в общении и самопрезентации;

решения задач обучения (например, оперативной и систематической связи с

преподавателями).

ознакомления заинтересованных людей со своими интересами и идеями и/или

поиска единомышленников, установления контакта со специалистами и обмена

мнениями по интересующему его вопросу;

общения в процессе работы над учебным заданием или внешкольным проектом в

сотрудничестве с другими участниками.

Таким образом, с помощью информационных технологий создаются творческие

площадки,

на

которых

одаренные

дети

имеют

возможность

реализовать

свои

способности, освоить сами информационные технологии, поделиться своим творчеством

с другими пользователями Интернета. Важно, что цель создания подобных площадок и

социальных

сетей

заключается

в

обучении

и

развитии,

а

не

развлечении

и

времяпрепровождении. Они ориентированы на активных детей, заинтересованных в

самореализации за счет создания собственного контента.

Главный вывод, который можно сделать, обобщив все вышесказанное, что

формирование и расширение с помощью ИКТ подобного открытого медиа-пространства

позволяет установить эффективное взаимодействие одаренных детей, родителей и

различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов) при решении

актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.



В раздел образования