Автор: Лайсана Шамильевна Азарова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №39"
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИТК в работе с одаренными детьми"
Раздел: начальное образование
.
Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.
В настоящее время все больше и больше детей и подростков приобщаются к
современным информационным технологиям. Многие родители и педагоги обеспокоены
тем, что современные дети и подростки мало интересуются книгами, выставками,
концертами и спектаклями, а только и делают, что «безвылазно сидят в Интернете» и
практически все свободное время посвящают компьютеру.
Таким интересом детей и подростков к Интернету удачно пользуется реальная
практика образования. Это относится и к системе образования вообще, и к системе
образования одаренных детей. В нашей стране уже накоплен достаточно большой опыт
по использованию информационных технологий в работе с одаренными детьми.
Так, в сети Интернет существует достаточно много ресурсов для одаренных детей,
родителей и педагогов, работающих с ними. Ресурсы сети Интернет и дистанционные
технологии позволяют осуществлять выявление и диагностику одаренных детей. В
последнее время создаются специальные сайты, порталы, возможности которых
позволяют проводить диагностику в онлайн-режиме, а также в сочетании онлайн- и
офлайн- режимов.
Что касается обучения и развития одаренных детей, то использование ИКТ в работе
с ними позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса.
Такие дети очень быстро «перерастают» традиционную школьную программу. В
условиях традиционного обучения педагогам сложно в равной степени учитывать
потребности и интересы одаренных детей и «основной массы» учащихся. Зачастую
педагог вынужден либо акцентировать внимание на одаренном ребенке, в ущерб другим
учащимся,
либо,
наоборот,
игнорировать
запросы
одаренного
ребенка
и
«подстраиваться» под запросы других учащихся. Именно по этой причине использование
ИКТ является наиболее эффективной формой индивидуального обучения одаренных
детей.
Например, многочисленные ресурсы сети Интернет позволяют удовлетворить
«ненасыщаемую»
и
устойчивую
познавательную
потребность,
любознательность
одаренного ребенка. Возможности сети в этом плане разнообразны и практически
безграничны – любой ребенок самостоятельно найдет необходимую информацию и
почерпнет немало «пищи» для ума, самостоятельно может выбрать одно или несколько
интересующих
его
направлений
деятельности,
найти
единомышленников.
Как показывает анализ научных публикаций и ресурсов сети Интернет, в работе с
одаренными
детьми
информационные
технологии
используются
по
следующим
направлениям:
во-первых, это поиск и выявление одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и
офлайн).
-во-вторых, это психологическая и методическая консультационная помощь семьям
одаренных детей, в том числе тем семьям, в которых одаренные дети получают
домашнее обучение.
-в-третьих, это обучение одаренных детей.
Наиболее полно представлено последнее направление, включающее различные
формы и методы работы:
1.Проведение
медиа-уроков,
в
том
числе
с
использованием
электронных
образовательных ресурсов для углубленного изучения какой-то одной темы или раздела
предмета, повышения познавательной и учебной мотивации. Это могут видеоуроки из
цикла «Русская литература», канала Бибигон, материалами на сайте Интернет-урок.ру ,
серии открытых уроков, очень много материала предоставляет сайт Ютюб.
2. Организация дистанционного обучения и индивидуальной поддержки одаренных
детей. Существуют образовательные Интернет-ресурсы, с помощью которых одаренные
дети
могут
удовлетворить
свои
образовательные
потребности,
посвящая
себя
целенаправленному и глубокому освоению предметов школьного и внешкольного цикла.
Дистанционное обучение помогает также решить вопросы организации элективного и
профильного обучения. Так, например, в настоящее время создаются онлайн «клубы по
интересам». «Вокруг основных школьных дисциплин, междисциплинарных тем, или там,
где темы из разных областей знания пересекаются, формируются образовательные
кластеры – группы учеников, совместно работающих в режиме онлайн над общим
проектом. В настоящее время дети используют разнообразный диапазон средств для
совместной
работы
над
проектом:
веб-страницы
вики,
социальные
закладки,
приложения, аудиофайлы, блоги и веб-журналы, совместные документы и форумы.
Следует отметить, что для эффективной и безопасной работы над проектом детям
необходимо разрешение родителей и педагогов, которые зачастую ограничивают доступ
детей
к
некоторым
ресурсам
сети
Интернет
(например,
социальные
сети,
файлообменники и другие), в то время как последние являются потенциально богатыми
источниками необходимой информации. Поскольку блокирование сайтов обеспечивает
лишь
временную
безопасность,
эффективнее
обучать
детей
ответственному
использованию Интернета.
3.Образовательные, обучающие Интернет-ресурсы также включают лекции, занятия
по разным направлениям, общеобразовательные и профориентационные мастер-классы,
обсуждения и форумы при участии специалистов, интерактивные тренажеры. Причем,
данные формы реализуются в онлайн и офлайн режимах.
Безусловно, что для реализации указанных возможностей необходимо обеспечение
школ компьютерами и высокоскоростным Интернетом. Это является одной из насущных
потребностей образовательных учреждений.
4.Организация и проведение Интернет-олимпиад, викторин, интеллектуальных и
творческих конкурсов, тестирования. Участвовать в мероприятиях данного рода может
любой ребенок, имеющий доступ к сети Интернет. Тематическая область подобных
проектов разнообразна.
Следует
отметить,
что
помимо
возможности
построения
индивидуальной
образовательной траектории и развития интеллектуальных и творческих способностей
одаренного ребенка информационные технологии предоставляют возможности для
развития его личностных и коммуникативных навыков. Это особенно важно для
одаренных детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, что в
определенном смысле также является характерной чертой одаренных детей. Конечно,
общение в сети Интернет, существенно отличается от «живого» общения. Однако это не
делает его более простым – зачастую общаться в сети Интернет намного сложнее, чем
при прямом контакте с партнером. Уже по этой причине общение в сети Интернет, с
одной стороны, требует от одаренного ребенка наличия определенных личностных
качеств и коммуникативных умений, а с другой, обладает «развивающим эффектом».
Возможности для общения в сети Интернет разнообразны: электронная почта,
форумы, социальные сети и так далее. Анализ практического опыта работы с
одаренными детьми в МБОУ гимназии г.Советский показывает, что они используют
ресурсы сети Интернет для:
удовлетворения базовой потребности в общении и самопрезентации;
решения задач обучения (например, оперативной и систематической связи с
преподавателями).
ознакомления заинтересованных людей со своими интересами и идеями и/или
поиска единомышленников, установления контакта со специалистами и обмена
мнениями по интересующему его вопросу;
общения в процессе работы над учебным заданием или внешкольным проектом в
сотрудничестве с другими участниками.
Таким образом, с помощью информационных технологий создаются творческие
площадки,
на
которых
одаренные
дети
имеют
возможность
реализовать
свои
способности, освоить сами информационные технологии, поделиться своим творчеством
с другими пользователями Интернета. Важно, что цель создания подобных площадок и
социальных
сетей
заключается
в
обучении
и
развитии,
а
не
развлечении
и
времяпрепровождении. Они ориентированы на активных детей, заинтересованных в
самореализации за счет создания собственного контента.
Главный вывод, который можно сделать, обобщив все вышесказанное, что
формирование и расширение с помощью ИКТ подобного открытого медиа-пространства
позволяет установить эффективное взаимодействие одаренных детей, родителей и
различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов) при решении
актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.