Авторы: Полякова Жанна Викторовна, Зубарева Светлана Юрьевна
Должность: педагог организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ НГО "Центр творчества"
Населённый пункт: г. Невьянск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Модель организации образовательной деятельности в творческом объединении "Студия звезд" по духовно-нравственному развитию обучающихся
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества» Невьянского городского округа
Муниципальный фестиваль педагогических идей и инноваций в системе
образования Невьянского городского округа
Модель организации образовательной деятельности в
творческом объединении «Студия звезд»
по духовно-нравственному развитию обучающихся
Работу выполнили:
Полякова Ж.В., педагог-организатор;
Зубарева С.Ю., педагог
дополнительного образования
2023г.
Модель организации образовательной деятельности в творческом
объединении «Студия звезд» по духовно-нравственному развитию обучающихся
Аннотация.
В
работе
анализируется
состояние
духовно-нравственного
развития
обучающихся на сегодняшний день. Отражен опыт работы с родителями в творческом
объединении «Студия звезд» МАУ НГО «Центр творчества». Апробирована модель
взаимоотношений «педагог-ребенок-родитель». Данная модель является эффективным
средством вовлечения родителя в рабочий процесс коллектива, т.к. формирует
позитивное отношение к деятельности ребенка. Активно участвуя в жизни коллектива,
родитель больше времени проводит с ребенком, укрепляя их взаимоотношения, у
ребенка формируется позиция «мы», а педагог является посредником. В результате
можно сказать, что ценность института семьи становится выше.
Представленный
опыт
может
быть
полезен
и
применён
педагогами
общеобразовательных учреждений, дополнительного образования, воспитателями
детских дошкольных учреждений для формирования сплоченного, ответственного,
коммуникативного коллектива.
Ключевые слова: родитель, ребенок, педагог, коллектив, взаимоотношения,
духовно-нравственное развитие.
На текущий период одной из главных проблем нравственности является падение
института семьи. Данная проблема влечет демографическую катастрофу, повышение
разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью,
материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий
характер. Выход из положения возможен через воспитание духовно-нравственных
качеств, формирование ценных жизненных ориентиров, обучение ребенка, развитие
его творческих способностей на основе союза и тесного взаимодействия «ребенка –
родителя – педагога».
Духовно-нравственное воспитание в творческом коллективе – это формирование
гуманных отношений между всеми участниками, чувства долга и ответственности за
коллектив.
Коллектив можно рассматривать как триаду, как единое целое, как
большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована
совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Творческий коллектив «Студия
звезд» - это многочисленный коллектив: две группы «Школа Анимашек» (дети 5-7
лет), две младшие группы (дети 8-10 лет), 5 концертных групп, педагоги, родители.
Для формирования триады «педагог-ребенок-родитель» необходимо решить
следующие задачи:
организовать
взаимодействие
с
родителями
с
целью
повышения
их
заинтересованности, психолого-педагогической культуры и творческого участия в
жизни своих детей;
совершенствовать развивающую творческую деятельность обучающихся с
учетом интересов детей, их возрастных особенностей, запросов родителей;
использовать современные технологий и внедрить наиболее эффективные
формы по формированию духовно-нравственных качеств;
способствовать участию детей и родителей в культурно-просветительских
мероприятиях, в конкурсах, фестивалях разного уровня;
создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с
педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания,
обучения, развития детей дошкольного возраста;
предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться
опытом семейного воспитания, повысить уровень детско-родительских отношений.
Основная идея при взаимодействии с семьей заключается в заинтересованности
всех сторон в сотрудничестве и изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем
лучших качеств и свойств.
Перспективой
работы по духовно-нравственному
воспитанию, как с детьми, так и с родителями, предусмотрена интеграция духовно-
нравственного содержания в повседневную жизнь, как творческого коллектива, так и
семьи.
Суть взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в
различных ситуациях на всех этапах обучения, начиная с зачисления в Студию.
Для обеспечения включенности родителей во все этапы обучения и воспитания
были определены следующие направления деятельности:
просветительское
(представление
информации
для
повышения
педагогической культуры родителей);
практически-действенное
(повышение
заинтересованности
родителей
в
выполнении общего дела, полноценное эмоциональное общение);
укрепление детско-родительских отношений;
коммуникативное (создание и сплочение родительского коллектива как
совокупного субъекта педагогической деятельности);
содержательное (решение проблем).
Для оценки эффективности взаимодействия «Семья и студия: от диалога к
партнерству» были определены следующие критерии:
Количественные
Качественные
Количество родителей удовлетворенных
студийной жизнью
Степень доверия родителей студии
Участие родителей в жизни студии
Контроль за успеваемостью учащихся со
стороны родителей
Посещаемость родительских собраний,
мероприятий и др.
Высокая скорость реакции родителей на
запросы студии, и наоборот
Наличие традиций сотрудничества
студии с родителями
Использование форм работы с семьей,
повышающих активность родителей
Наличие организационной структуры в
работе с родителями
Готовность родителей к дальнейшему
участию в различных проектах студии
Активные действия родителей, помощь
студии
Для достижения высоких результатов работы используется алгоритм «Студия –
семья», в котором принимают участие педагоги и семья.
Педагог
Семья
Информирует семью о планах работы
Оценивает влияние данной работы на
детей
Раскрывает сложные проблемы
Определяет меру содействия их решению
Приглашает принять участие в чем-
либо
Откликается на приглашение, участвует
Сообщает о необходимости помощи
Предлагает помощь, выдвигает
предложения
Организует общее дело
Участвует в общих делах
Для планирования взаимодействий проводится социологическое исследование:
культурно-образовательный уровень родителей;
социально-экономическое положение семьи;
занятость родителей;
условия проживания, особенности образа жизни, семейного уклада;
структура семьи;
потребности, запросы родителей.
За последние годы накоплен большой опыт сотрудничества с семьями
обучающихся, сложилась целая система совместной деятельности с родителями,
активно использовались новые формы работы с родителями, предполагающие их
деятельное участие в духовно-нравственном воспитании.
Формы работы по педагогическому просвещению
Наглядно-информационное пространство
Индивидуальные беседы с родителями
Родительские собрания
Тематические консультации
- Сайт Центра;
- Сообщество «Студия звезд»;
- группы в социальной сети «Вконтакте»
Одна из
форм работы с родителями
– родительское собрание. Темы
варьируются в процессе деятельности и возникшей в этом необходимости: «Роль
родителей в развитии интереса ребенка к искусству и творчеству», «Как помочь
ребенку адаптироваться в коллективе сверстников» «Об интересах и увлечениях
ребенка», «Умеет ли ребенок дружить», «Традиции и обычаи Центра и коллектива в
жизни школьника», «Законы и традиции семьи и их влияние на нравственное развитие
школьника», «Как подготовить ребенка к посещению театра», «Тревожность детей. К
чему она может привести?», «Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути
ее преодоления», «Талантливый ребенок в семье» др.
Индивидуальные консультации на диалоговой основе и беседы по различным
темам воспитания. Девиз беседы: «Мы вместе против проблемы, но не против друг
друга». Индивидуального подхода требует не только ребен6ок, но и родитель. Для
проведения
успешной
консультации
разработана
памятка
для
педагогов,
способствующая получить эффективные результаты:
1.
Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
2.
Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к
родителям.
3.
Улыбайтесь.
4.
Называйте родителей по имени и отчеству.
5.
Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).
6.
Держите паузу.
7.
Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
8.
Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
9.
Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках
родителей.
10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте
каждый их успех.
11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Доверительно-деловой контакт с родителями.
12. Учитывайте личные интересы родителей.
Бывают ситуации, когда родители наказывают своих детей тем, что не
разрешают посещать занятия из-за плохой учебы в школе или какой-нибудь
провинности. Мы стараемся объяснить, какие последствия они вызовут таким
решением. Во-первых, занятия в коллективе – это труд, а отлучение от труда не должно
быть
наказанием.
Во-вторых,
ребенок
может
подвести весь коллектив,
ведь
выступление готовится месяцами. В коллективе от каждого зависит успех всего
коллектива. Ответственность – общая черта всех участников образовательного
процесса.
Как показала практика, необходимо начинать работу и взаимодействие прежде
всего с теми, кто желает участвовать в повседневной жизни коллектива, поддерживает
педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично,
вовлекать остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая
интересы каждого ребенка и его семьи. Вся атмосфера взаимодействия, общения
педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в
объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их
совета и помощи: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть в этой
ситуации», «Хочется услышать Ваше мнение».
Индивидуальное общение не только дает возможность педагогу оказать влияние
на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного
подхода к своему ребёнку.
Однако в коллективе присутствуют менее заинтересованные родители, при
работе с которыми используются другие формы взаимодействия:
выяснение причины равнодушного отношения со стороны родителей;
индивидуальные встречи, беседы по телефону;
акцентирование
внимания
на
успехах
и
достоинствах
ребёнка,
его
достижениях в образовательной деятельности, увлеченности и ответственности перед
коллективом.
Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического
взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной
позицией педагога, стилем и тоном его отношений.
Беседа с родителями обучающихся успешна, если:
удалось избежать противостояния и конфронтации;
удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли
вашу формулировку;
обсудили совместные действия по решению имеющейся воспитательной
проблемы.
Родительский комитет, кураторство в группах – одна из самых эффективно-
положительных форм взаимодействия. Работа кураторов и родительского комитета
всегда активна и хорошо отлажена.
В функции родительского комитета входит участие в принятии решений по
актуальным проблемам, в собраниях, в работе Совета центра, своевременное
информирование родителей о делах коллектива. Кроме того, родительский комитет
занимается разработкой памяток для родителей, помогает в организации массовых дел
(флешмоб,
итоговые концерты,
городские мероприятия),
а
также
занимается
организацией фото и видеосъёмкой выступлений. Обучающиеся всегда рады тому,
что родители приходят на концерты, внеучебные мероприятия, участвуют в
совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни студии.
Кроме того, активное участие родительского комитета и родителей в жизни
коллектива стимулирует к действию педагогов.
Агитационно-просветительская и информационная деятельность.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до
родителей любую информацию в доступной форме. К сожалению, такие средства
информации как стенды и уголки, не всегда дают нужный эффект.
Для эффективности освещения и привлечения большего количества участников
коллектива используются информационные средства: презентация центра творчества,
презентация
творческого
коллектива,
информационные
и
рекламные
проекты
совместной
деятельности.
Таким
образом,
нами
было
создано
открытое
информационно-образовательное пространство – внедрена дистанционная форма
общения педагогов с родителями в социальной сети «ВКонтакте». В беседах
«ВКонтакте» родители совместно с педагогами могут обмениваться информацией,
задавать насущные вопросы и получать на них своевременные ответы.
Также мы можем гордиться ещё одной формой взаимодействия – "Золотой фонд
студии"
.
В этом году «Студия звезд» отмечает девятнадцать лет со дня образования. За
всё время творческой деятельности накопилось огромное портфолио коллектива,
благодаря педагогам и родителям.
Данный «фонд» включает в себя:
видеотеку «выпускники Студии звезд»;
портфолио о достижениях каждого студийца в виде фото и видео;
видеотека о жизни групп, творческих выступлений, конкурсов, записи детских
праздников, открытых занятий.
Дни открытых дверей, мастер классы, совместные занятия – это не только
средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в студии, это способ
познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения,
условиями детской деятельности.
«День открытых дверей» проходит два раза в год - осенью и весной. Конечно,
очень жаль, что не все родители посещают такие мероприятия, а тем более принимают
в них непосредственное участие, но именно такие мероприятия носят объединяющий
характер, сближают родителей, педагогов, детей.
Привлечение
родителей
к
различным
формам
деятельности:
социально-
значимой, досуговой, конкурсной и концертной. Вся работа по привлечению семьи в
досуговую деятельность ребенка построена с учетом трех идей:
У нас есть свои традиции, одна из таких - встречи в семейном кафе. Вечера
проходят в непринужденной семейной обстановке, за чашкой чая, с целью укрепления
семейных отношений через совместную творческую деятельность, организации
семейного досуга, формирование у детей ценности семьи. К сожалению, многие
родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить
достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-
неволей включаются в общение с ним.
Каждому семейному кафе соответствует
определенная тематика и определенная последовательность.
Семейные кафе для детей первого года обучения "Дом моей мечты",
происходит знакомство родителей детей друг с другом; укрепление детско-
родительских отношений; формирование у детей положительной оценки своего
классного коллектива, установление благоприятного психологического микроклимата
в классе. Следующим, «Вся семья вместе – и душа на месте» с целью расширить
представление
о
семье,
семейных
традициях.
Способствовать
формированию
правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям. «Мир семейных
увлечений»,
создать
комфортную
ситуацию
для
творческого
самовыражения
учащихся, развитие семейного творчества. «Мой дом – моя крепость» конкурсная
программа с целью способствовать развитию сплоченности семьи проявления их
активности. «У семейного очага» - семейная игра, с целью улучшения семейных
отношений детей и родителей, проведение общего досуга, общения через совместную
деятельность.
«Бабушка
моей
семьи»
с
целью: способствовать
осознанию
значимости семейных ценностей; воспитывать чувство гордости за свою семью и
уважение к старшим членам семьи.
В
такой
уютной
домашней
обстановке
легко
завязываются
дружеские
взаимоотношения, которые перерастают в прочные товарищеские связи. Эти теплые
человеческие отношения и есть высшая ценность, создаваемая объединением
родителей, его сила и основа воспитания. Крепнут и сами семьи - ведь у всех членов
этих семей появились общие интересы.
Также родители принимают участие (помощь в организации детей, помощь в
транспортировке костюмов и т.д.) в социально-значимых мероприятиях города вместе
с детьми: «День защиты детей», «День молодежи», «День России», «День Учителя»,
«День призывника», «Казачий спас», «День рождение Невьянской башни», «Кросс
нации»,
«Лыжня
России»,
фестивали
«Венок
дружбы»,
«Хоровод
дружбы»;
благотворительных концертах для ветеранов и детей войны ко «Дню Победы», «День
пожилого человека», «Мы славим седину» и других праздниках; участие в акциях
«Доброе сердце», «Не рубите елочку», «10000 добрых лет»; «Добрые крышечки».
Изготовление
подарков
для
благотворительных
концертов
для
ветеранов
и
пенсионеров, для детей детского дома.
Участие в досуговых мероприятиях:
Юбилейные и выпускные вечера, дни именинника; Новогодние и Рождественские
праздники, а также театральные и фольклорные мероприятия. Ежегодные творческие
проекты к Дню Матери, ко Дню Отца и т.д.
Досуговое направление в работе с родителями, оказалось самым эффективным,
привлекательным, востребованным, но и самым трудным в организации. Это
объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть
изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; попробовать
разные подходы в воспитании ребенка; приобрести опыт взаимодействия не только со
своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Таким взаимодействия в досуговой деятельности дают:
детям
–
заинтересованность,
желание
двигаться
дальше,
общаться,
приучаются не подводить коллектив;
родителям – контакт с детьми, общее дело, наглядно видят работу педагогов,
увлеченность и старание детей.
Неотъемлемой частью работы являются творческие отчёты,
отчетные концерты,
проводимые на площадке Дворца культуры, главной целью которых является
представление возможности каждому
ребёнку проявить себя - пусть это будет
маленький эпизод, художественный номер, любое незначительное участие. Мы
стараемся, чтобы на какое-то время каждый оказался в центре внимания, чтобы лицо
каждого светилось радостью, успехом. На вопрос «хочется ли тебе выступить с тем
материалом, который репетировал?» 100% студийцев ответили положительно и 99%
хотели бы ещё выступать на сцене.
Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от
достигнутого успеха и признания зрителей. Важно подчеркнуть, что концертное
выступление - это не только показ определенных художественных результатов, но и
эффективная форма нравственного и эстетического развития обучающихся.
Не стоит забывать о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше,
в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем
позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов:
«А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ. В то же время ребенок видит,
что между педагогом и его родителем установлен хороший педагогический контакт,
ребенок более внимательно относится к требованию педагога, что в дальнейшем
приводит к полному раскрытию творческого потенциала личности.
Психолого-педагогическая
диагностика
—
это
еще
одна
форма
взаимоотношений.
Основой воспитательного процесса является сохранение психологического
здоровья ребенка, максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника
с учетом возрастных особенностей, осуществление диагностики в воспитательной
работе совместно со всеми участниками педагогического процесса. Разработаны
педагогические наблюдения за детьми, соответствующие возрасту. Это позволяет
отследить результат приобретенных умений и навыков на начальном этапе и в конце
реализации программы.
Воспитанники студии демонстрируют положительную динамику качества
выступлений и принимают активное участие в фестивалях и конкурсах школьного,
городского и всероссийского, международного уровней занимая призовые места.
Для нас важен конечный результат: насколько у учащихся развит интерес к
происходящему, какие они получили эмоции и навыки, насколько они активны. Не
менее важно участие и интерес родителей. Для определения результатов используются
несколько методик диагностики.
Методики диагностики детско-родительских отношений
Опрос-анкета «Подведем итог учебному году»
Опросник родительского отношения
(А.Я.Варга, В.В.Столин)
Ознакомительная анкета в начале года "Давайте познакомимся"
Анкета "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"
Анкета
"Студия глазами родителей"
Методика идентификации детей с родителями
опросник А.И. Зарова
Как показала
педагогическая диагностика, индивидуальные консультации и
родительские собрания оказались востребованной и эффективной формой общения во
взаимодействии с семьей. Результаты мониторинга 2019-2020 учебного года показали
эффективность применяемых форм сотрудничества: 42% родителей предпочли
индивидуальные консультации с педагогом и 55% - общие родительские собрания. В
2020-2021 год 68% родителей выразили готовность принимать активное участие в
жизни творческого коллектива. 100% родителей состоят в родительском чате
Вконтакте. В
конце прошедшего учебного года родители отметили: удовлетворены
сотрудничеством 82%, 80% считают взаимодействия эффективным и плодотворным.
В течение трех лет наблюдается высокая сохранность контингента обучающихся (от
86% до 98%), отмечается стремление детей участвовать в жизни центра даже в
каникулярное время.
Так на вопрос «участвовали в жизни коллектива, в котором обучается ребенок?»
69% ответило – «да», 21% ответили – «иногда», 10% - «нет», что на 15% выше, чем в
предыдущих годах.
На вопрос «удовлетворены ли Вы организацией форм
совместного досуга в центре?» ответило «Вполне», ответило 100% родителей.
На вопрос «Без чего нельзя прожить человеку?» — основная масса обучающихся
отвечают: «Без семьи. Без друзей. Без любви». «Быть человеком — это…» — «Быть
добрым, благодарным и ответственным».
Целенаправленное, системно организованное использование разнообразных
форм взаимодействия приносит, как показало время, определённые результаты:
произошли положительные количественные и качественные изменения, родители
становятся всё более профессионально грамотными участниками процесса развития
своего ребёнка, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными
участниками совместных мероприятий и помощниками педагогов, создана атмосфера
взаимоуважения. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют
поддержку, понимание родителей, что эффективно сказывается на достижениях детей
в творческой деятельности. А если педагог чувствует поддержку и заинтересованность
со стороны родителей, отзывчивость и преданность своих воспитанников, если
родители и дети озвучивают идеи, вносят свои предложения, дети стремятся радовать
и педагога, и своих родителей и всех окружающих, не это ли положительный успех
взаимодействия, успех и семьи, и педагога, и детей.
Таким
образом,
результатом
работы
является
желание
родителя
быть
соучастниками творческого процесса, стремление подстроить расписание в пользу
студии, не подводить во время мероприятий.
Духовно-нравственное воспитание – это непрерывный процесс, который
начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей жизни. Мы не
останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с
родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни.