Напоминание

Модель организации образовательной деятельности в творческом объединении "Студия звезд" по духовно-нравственному развитию обучающихся


Авторы: Полякова Жанна Викторовна, Зубарева Светлана Юрьевна
Должность: педагог организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ НГО "Центр творчества"
Населённый пункт: г. Невьянск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Модель организации образовательной деятельности в творческом объединении "Студия звезд" по духовно-нравственному развитию обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр творчества» Невьянского городского округа

Муниципальный фестиваль педагогических идей и инноваций в системе

образования Невьянского городского округа

Модель организации образовательной деятельности в

творческом объединении «Студия звезд»

по духовно-нравственному развитию обучающихся

Работу выполнили:

Полякова Ж.В., педагог-организатор;

Зубарева С.Ю., педагог

дополнительного образования

2023г.

Модель организации образовательной деятельности в творческом

объединении «Студия звезд» по духовно-нравственному развитию обучающихся

Аннотация.

В

работе

анализируется

состояние

духовно-нравственного

развития

обучающихся на сегодняшний день. Отражен опыт работы с родителями в творческом

объединении «Студия звезд» МАУ НГО «Центр творчества». Апробирована модель

взаимоотношений «педагог-ребенок-родитель». Данная модель является эффективным

средством вовлечения родителя в рабочий процесс коллектива, т.к. формирует

позитивное отношение к деятельности ребенка. Активно участвуя в жизни коллектива,

родитель больше времени проводит с ребенком, укрепляя их взаимоотношения, у

ребенка формируется позиция «мы», а педагог является посредником. В результате

можно сказать, что ценность института семьи становится выше.

Представленный

опыт

может

быть

полезен

и

применён

педагогами

общеобразовательных учреждений, дополнительного образования, воспитателями

детских дошкольных учреждений для формирования сплоченного, ответственного,

коммуникативного коллектива.

Ключевые слова: родитель, ребенок, педагог, коллектив, взаимоотношения,

духовно-нравственное развитие.

На текущий период одной из главных проблем нравственности является падение

института семьи. Данная проблема влечет демографическую катастрофу, повышение

разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью,

материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий

характер. Выход из положения возможен через воспитание духовно-нравственных

качеств, формирование ценных жизненных ориентиров, обучение ребенка, развитие

его творческих способностей на основе союза и тесного взаимодействия «ребенка –

родителя – педагога».

Духовно-нравственное воспитание в творческом коллективе – это формирование

гуманных отношений между всеми участниками, чувства долга и ответственности за

коллектив.

Коллектив можно рассматривать как триаду, как единое целое, как

большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована

совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Творческий коллектив «Студия

звезд» - это многочисленный коллектив: две группы «Школа Анимашек» (дети 5-7

лет), две младшие группы (дети 8-10 лет), 5 концертных групп, педагоги, родители.

Для формирования триады «педагог-ребенок-родитель» необходимо решить

следующие задачи:

организовать

взаимодействие

с

родителями

с

целью

повышения

их

заинтересованности, психолого-педагогической культуры и творческого участия в

жизни своих детей;

совершенствовать развивающую творческую деятельность обучающихся с

учетом интересов детей, их возрастных особенностей, запросов родителей;

использовать современные технологий и внедрить наиболее эффективные

формы по формированию духовно-нравственных качеств;

способствовать участию детей и родителей в культурно-просветительских

мероприятиях, в конкурсах, фестивалях разного уровня;

создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с

педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания,

обучения, развития детей дошкольного возраста;

предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться

опытом семейного воспитания, повысить уровень детско-родительских отношений.

Основная идея при взаимодействии с семьей заключается в заинтересованности

всех сторон в сотрудничестве и изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем

лучших качеств и свойств.

Перспективой

работы по духовно-нравственному

воспитанию, как с детьми, так и с родителями, предусмотрена интеграция духовно-

нравственного содержания в повседневную жизнь, как творческого коллектива, так и

семьи.

Суть взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в

различных ситуациях на всех этапах обучения, начиная с зачисления в Студию.

Для обеспечения включенности родителей во все этапы обучения и воспитания

были определены следующие направления деятельности:

просветительское

(представление

информации

для

повышения

педагогической культуры родителей);

практически-действенное

(повышение

заинтересованности

родителей

в

выполнении общего дела, полноценное эмоциональное общение);

укрепление детско-родительских отношений;

коммуникативное (создание и сплочение родительского коллектива как

совокупного субъекта педагогической деятельности);

содержательное (решение проблем).

Для оценки эффективности взаимодействия «Семья и студия: от диалога к

партнерству» были определены следующие критерии:

Количественные

Качественные

Количество родителей удовлетворенных

студийной жизнью

Степень доверия родителей студии

Участие родителей в жизни студии

Контроль за успеваемостью учащихся со

стороны родителей

Посещаемость родительских собраний,

мероприятий и др.

Высокая скорость реакции родителей на

запросы студии, и наоборот

Наличие традиций сотрудничества

студии с родителями

Использование форм работы с семьей,

повышающих активность родителей

Наличие организационной структуры в

работе с родителями

Готовность родителей к дальнейшему

участию в различных проектах студии

Активные действия родителей, помощь

студии

Для достижения высоких результатов работы используется алгоритм «Студия –

семья», в котором принимают участие педагоги и семья.

Педагог

Семья

Информирует семью о планах работы

Оценивает влияние данной работы на

детей

Раскрывает сложные проблемы

Определяет меру содействия их решению

Приглашает принять участие в чем-

либо

Откликается на приглашение, участвует

Сообщает о необходимости помощи

Предлагает помощь, выдвигает

предложения

Организует общее дело

Участвует в общих делах

Для планирования взаимодействий проводится социологическое исследование:

культурно-образовательный уровень родителей;

социально-экономическое положение семьи;

занятость родителей;

условия проживания, особенности образа жизни, семейного уклада;

структура семьи;

потребности, запросы родителей.

За последние годы накоплен большой опыт сотрудничества с семьями

обучающихся, сложилась целая система совместной деятельности с родителями,

активно использовались новые формы работы с родителями, предполагающие их

деятельное участие в духовно-нравственном воспитании.

Формы работы по педагогическому просвещению

Наглядно-информационное пространство

Индивидуальные беседы с родителями

Родительские собрания

Тематические консультации

- Сайт Центра;

- Сообщество «Студия звезд»;

- группы в социальной сети «Вконтакте»

Одна из

форм работы с родителями

– родительское собрание. Темы

варьируются в процессе деятельности и возникшей в этом необходимости: «Роль

родителей в развитии интереса ребенка к искусству и творчеству», «Как помочь

ребенку адаптироваться в коллективе сверстников» «Об интересах и увлечениях

ребенка», «Умеет ли ребенок дружить», «Традиции и обычаи Центра и коллектива в

жизни школьника», «Законы и традиции семьи и их влияние на нравственное развитие

школьника», «Как подготовить ребенка к посещению театра», «Тревожность детей. К

чему она может привести?», «Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути

ее преодоления», «Талантливый ребенок в семье» др.

Индивидуальные консультации на диалоговой основе и беседы по различным

темам воспитания. Девиз беседы: «Мы вместе против проблемы, но не против друг

друга». Индивидуального подхода требует не только ребен6ок, но и родитель. Для

проведения

успешной

консультации

разработана

памятка

для

педагогов,

способствующая получить эффективные результаты:

1.

Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).

2.

Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к

родителям.

3.

Улыбайтесь.

4.

Называйте родителей по имени и отчеству.

5.

Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).

6.

Держите паузу.

7.

Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.

8.

Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.

9.

Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках

родителей.

10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте

каждый их успех.

11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

Доверительно-деловой контакт с родителями.

12. Учитывайте личные интересы родителей.

Бывают ситуации, когда родители наказывают своих детей тем, что не

разрешают посещать занятия из-за плохой учебы в школе или какой-нибудь

провинности. Мы стараемся объяснить, какие последствия они вызовут таким

решением. Во-первых, занятия в коллективе – это труд, а отлучение от труда не должно

быть

наказанием.

Во-вторых,

ребенок

может

подвести весь коллектив,

ведь

выступление готовится месяцами. В коллективе от каждого зависит успех всего

коллектива. Ответственность – общая черта всех участников образовательного

процесса.

Как показала практика, необходимо начинать работу и взаимодействие прежде

всего с теми, кто желает участвовать в повседневной жизни коллектива, поддерживает

педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично,

вовлекать остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая

интересы каждого ребенка и его семьи. Вся атмосфера взаимодействия, общения

педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в

объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их

совета и помощи: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть в этой

ситуации», «Хочется услышать Ваше мнение».

Индивидуальное общение не только дает возможность педагогу оказать влияние

на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного

подхода к своему ребёнку.

Однако в коллективе присутствуют менее заинтересованные родители, при

работе с которыми используются другие формы взаимодействия:

выяснение причины равнодушного отношения со стороны родителей;

индивидуальные встречи, беседы по телефону;

акцентирование

внимания

на

успехах

и

достоинствах

ребёнка,

его

достижениях в образовательной деятельности, увлеченности и ответственности перед

коллективом.

Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического

взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной

позицией педагога, стилем и тоном его отношений.

Беседа с родителями обучающихся успешна, если:

удалось избежать противостояния и конфронтации;

удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли

вашу формулировку;

обсудили совместные действия по решению имеющейся воспитательной

проблемы.

Родительский комитет, кураторство в группах – одна из самых эффективно-

положительных форм взаимодействия. Работа кураторов и родительского комитета

всегда активна и хорошо отлажена.

В функции родительского комитета входит участие в принятии решений по

актуальным проблемам, в собраниях, в работе Совета центра, своевременное

информирование родителей о делах коллектива. Кроме того, родительский комитет

занимается разработкой памяток для родителей, помогает в организации массовых дел

(флешмоб,

итоговые концерты,

городские мероприятия),

а

также

занимается

организацией фото и видеосъёмкой выступлений. Обучающиеся всегда рады тому,

что родители приходят на концерты, внеучебные мероприятия, участвуют в

совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни студии.

Кроме того, активное участие родительского комитета и родителей в жизни

коллектива стимулирует к действию педагогов.

Агитационно-просветительская и информационная деятельность.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до

родителей любую информацию в доступной форме. К сожалению, такие средства

информации как стенды и уголки, не всегда дают нужный эффект.

Для эффективности освещения и привлечения большего количества участников

коллектива используются информационные средства: презентация центра творчества,

презентация

творческого

коллектива,

информационные

и

рекламные

проекты

совместной

деятельности.

Таким

образом,

нами

было

создано

открытое

информационно-образовательное пространство – внедрена дистанционная форма

общения педагогов с родителями в социальной сети «ВКонтакте». В беседах

«ВКонтакте» родители совместно с педагогами могут обмениваться информацией,

задавать насущные вопросы и получать на них своевременные ответы.

Также мы можем гордиться ещё одной формой взаимодействия – "Золотой фонд

студии"

.

В этом году «Студия звезд» отмечает девятнадцать лет со дня образования. За

всё время творческой деятельности накопилось огромное портфолио коллектива,

благодаря педагогам и родителям.

Данный «фонд» включает в себя:

видеотеку «выпускники Студии звезд»;

портфолио о достижениях каждого студийца в виде фото и видео;

видеотека о жизни групп, творческих выступлений, конкурсов, записи детских

праздников, открытых занятий.

Дни открытых дверей, мастер классы, совместные занятия – это не только

средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в студии, это способ

познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения,

условиями детской деятельности.

«День открытых дверей» проходит два раза в год - осенью и весной. Конечно,

очень жаль, что не все родители посещают такие мероприятия, а тем более принимают

в них непосредственное участие, но именно такие мероприятия носят объединяющий

характер, сближают родителей, педагогов, детей.

Привлечение

родителей

к

различным

формам

деятельности:

социально-

значимой, досуговой, конкурсной и концертной. Вся работа по привлечению семьи в

досуговую деятельность ребенка построена с учетом трех идей:

У нас есть свои традиции, одна из таких - встречи в семейном кафе. Вечера

проходят в непринужденной семейной обстановке, за чашкой чая, с целью укрепления

семейных отношений через совместную творческую деятельность, организации

семейного досуга, формирование у детей ценности семьи. К сожалению, многие

родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить

достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-

неволей включаются в общение с ним.

Каждому семейному кафе соответствует

определенная тематика и определенная последовательность.

Семейные кафе для детей первого года обучения "Дом моей мечты",

происходит знакомство родителей детей друг с другом; укрепление детско-

родительских отношений; формирование у детей положительной оценки своего

классного коллектива, установление благоприятного психологического микроклимата

в классе. Следующим, «Вся семья вместе – и душа на месте» с целью расширить

представление

о

семье,

семейных

традициях.

Способствовать

формированию

правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям. «Мир семейных

увлечений»,

создать

комфортную

ситуацию

для

творческого

самовыражения

учащихся, развитие семейного творчества. «Мой дом – моя крепость» конкурсная

программа с целью способствовать развитию сплоченности семьи проявления их

активности. «У семейного очага» - семейная игра, с целью улучшения семейных

отношений детей и родителей, проведение общего досуга, общения через совместную

деятельность.

«Бабушка

моей

семьи»

с

целью: способствовать

осознанию

значимости семейных ценностей; воспитывать чувство гордости за свою семью и

уважение к старшим членам семьи.

В

такой

уютной

домашней

обстановке

легко

завязываются

дружеские

взаимоотношения, которые перерастают в прочные товарищеские связи. Эти теплые

человеческие отношения и есть высшая ценность, создаваемая объединением

родителей, его сила и основа воспитания. Крепнут и сами семьи - ведь у всех членов

этих семей появились общие интересы.

Также родители принимают участие (помощь в организации детей, помощь в

транспортировке костюмов и т.д.) в социально-значимых мероприятиях города вместе

с детьми: «День защиты детей», «День молодежи», «День России», «День Учителя»,

«День призывника», «Казачий спас», «День рождение Невьянской башни», «Кросс

нации»,

«Лыжня

России»,

фестивали

«Венок

дружбы»,

«Хоровод

дружбы»;

благотворительных концертах для ветеранов и детей войны ко «Дню Победы», «День

пожилого человека», «Мы славим седину» и других праздниках; участие в акциях

«Доброе сердце», «Не рубите елочку», «10000 добрых лет»; «Добрые крышечки».

Изготовление

подарков

для

благотворительных

концертов

для

ветеранов

и

пенсионеров, для детей детского дома.

Участие в досуговых мероприятиях:

Юбилейные и выпускные вечера, дни именинника; Новогодние и Рождественские

праздники, а также театральные и фольклорные мероприятия. Ежегодные творческие

проекты к Дню Матери, ко Дню Отца и т.д.

Досуговое направление в работе с родителями, оказалось самым эффективным,

привлекательным, востребованным, но и самым трудным в организации. Это

объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть

изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; попробовать

разные подходы в воспитании ребенка; приобрести опыт взаимодействия не только со

своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Таким взаимодействия в досуговой деятельности дают:

детям

заинтересованность,

желание

двигаться

дальше,

общаться,

приучаются не подводить коллектив;

родителям – контакт с детьми, общее дело, наглядно видят работу педагогов,

увлеченность и старание детей.

Неотъемлемой частью работы являются творческие отчёты,

отчетные концерты,

проводимые на площадке Дворца культуры, главной целью которых является

представление возможности каждому

ребёнку проявить себя - пусть это будет

маленький эпизод, художественный номер, любое незначительное участие. Мы

стараемся, чтобы на какое-то время каждый оказался в центре внимания, чтобы лицо

каждого светилось радостью, успехом. На вопрос «хочется ли тебе выступить с тем

материалом, который репетировал?» 100% студийцев ответили положительно и 99%

хотели бы ещё выступать на сцене.

Выступления на сцене позволяют каждому ребенку пережить чувство радости от

достигнутого успеха и признания зрителей. Важно подчеркнуть, что концертное

выступление - это не только показ определенных художественных результатов, но и

эффективная форма нравственного и эстетического развития обучающихся.

Не стоит забывать о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше,

в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем

позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов:

«А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ. В то же время ребенок видит,

что между педагогом и его родителем установлен хороший педагогический контакт,

ребенок более внимательно относится к требованию педагога, что в дальнейшем

приводит к полному раскрытию творческого потенциала личности.

Психолого-педагогическая

диагностика

это

еще

одна

форма

взаимоотношений.

Основой воспитательного процесса является сохранение психологического

здоровья ребенка, максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника

с учетом возрастных особенностей, осуществление диагностики в воспитательной

работе совместно со всеми участниками педагогического процесса. Разработаны

педагогические наблюдения за детьми, соответствующие возрасту. Это позволяет

отследить результат приобретенных умений и навыков на начальном этапе и в конце

реализации программы.

Воспитанники студии демонстрируют положительную динамику качества

выступлений и принимают активное участие в фестивалях и конкурсах школьного,

городского и всероссийского, международного уровней занимая призовые места.

Для нас важен конечный результат: насколько у учащихся развит интерес к

происходящему, какие они получили эмоции и навыки, насколько они активны. Не

менее важно участие и интерес родителей. Для определения результатов используются

несколько методик диагностики.

Методики диагностики детско-родительских отношений

Опрос-анкета «Подведем итог учебному году»

Опросник родительского отношения

(А.Я.Варга, В.В.Столин)

Ознакомительная анкета в начале года "Давайте познакомимся"

Анкета "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"

Анкета

"Студия глазами родителей"

Методика идентификации детей с родителями

опросник А.И. Зарова

Как показала

педагогическая диагностика, индивидуальные консультации и

родительские собрания оказались востребованной и эффективной формой общения во

взаимодействии с семьей. Результаты мониторинга 2019-2020 учебного года показали

эффективность применяемых форм сотрудничества: 42% родителей предпочли

индивидуальные консультации с педагогом и 55% - общие родительские собрания. В

2020-2021 год 68% родителей выразили готовность принимать активное участие в

жизни творческого коллектива. 100% родителей состоят в родительском чате

Вконтакте. В

конце прошедшего учебного года родители отметили: удовлетворены

сотрудничеством 82%, 80% считают взаимодействия эффективным и плодотворным.

В течение трех лет наблюдается высокая сохранность контингента обучающихся (от

86% до 98%), отмечается стремление детей участвовать в жизни центра даже в

каникулярное время.

Так на вопрос «участвовали в жизни коллектива, в котором обучается ребенок?»

69% ответило – «да», 21% ответили – «иногда», 10% - «нет», что на 15% выше, чем в

предыдущих годах.

На вопрос «удовлетворены ли Вы организацией форм

совместного досуга в центре?» ответило «Вполне», ответило 100% родителей.

На вопрос «Без чего нельзя прожить человеку?» — основная масса обучающихся

отвечают: «Без семьи. Без друзей. Без любви». «Быть человеком — это…» — «Быть

добрым, благодарным и ответственным».

Целенаправленное, системно организованное использование разнообразных

форм взаимодействия приносит, как показало время, определённые результаты:

произошли положительные количественные и качественные изменения, родители

становятся всё более профессионально грамотными участниками процесса развития

своего ребёнка, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными

участниками совместных мероприятий и помощниками педагогов, создана атмосфера

взаимоуважения. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют

поддержку, понимание родителей, что эффективно сказывается на достижениях детей

в творческой деятельности. А если педагог чувствует поддержку и заинтересованность

со стороны родителей, отзывчивость и преданность своих воспитанников, если

родители и дети озвучивают идеи, вносят свои предложения, дети стремятся радовать

и педагога, и своих родителей и всех окружающих, не это ли положительный успех

взаимодействия, успех и семьи, и педагога, и детей.

Таким

образом,

результатом

работы

является

желание

родителя

быть

соучастниками творческого процесса, стремление подстроить расписание в пользу

студии, не подводить во время мероприятий.

Духовно-нравственное воспитание – это непрерывный процесс, который

начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей жизни. Мы не

останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с

родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни.



В раздел образования