Автор: Грошева Наталья Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ - лицея № 13 п. Краснообск
Населённый пункт: Новосибирского района Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мониторинг сформированности орфографической зоркости младших школьников (по авторской педагогической технологии учителя начальных классов высшей категории Н.Г. Грошевой)
Раздел: начальное образование
Мониторинг
сформированности орфографической зоркости
младших школьников
(по авторской педагогической технологии
учителя начальных классов высшей категории Н.Г. Грошевой)
ФГОС НОО определяет ряд задач перед педагогом: научить ученика
понимать безошибочное письмо как одно из проявлений ступени культуры,
использовать орфографические правила и правила постановки знаков
препинания при записи своих и предложенных текстов, освоить умение
проверять написанное.
Развитая орфографическая зоркость способствует формированию
навыка орфографического письма, то есть письма по правилам, требующим
знаний в области фонетики, грамматики, словообразования,что в свою
очередь способствует формированию грамотного письма.
Особое внимание при реализации своей авторской технологии
«Формирование орфографической грамотности как средство развития
письменной речи младших школьников» уделяю мониторингу
сформированности орфографической зоркости.
Предлагаю коллегам диагностические материалы и методические
рекомендации по определения уровня и динамики формирования
орфографической зоркости обучающихся начальных классов.
Мониторинг проводится дважды:
Первичный мониторинг (начало 2 класса в сентябре);
Итоговый мониторинг (конец 4 класса в апреле - мае).
В обоих случаях (при первичном и итоговом мониторинге)
обучающиеся получают задания на печатном листе. Задания озвучивает
учитель. На листе напечатан только номер задания и материал для его
выполнения.
Желательно, особенно для первичного мониторинга значительно увеличить
шрифт заданий на листе (18 – 20).
Очень удобно (из личного опыта), получив и проанализировав
результат первичного мониторинга составить план работы на 2-3 классы по
восполнению пробелов выявленных в процессе диагностики.
Ф.И. обучающегося ___________________________________
Первичный мониторинг
Задание 1
Друг, куст, жить, сегодня, класс, рука, мама,
школа, цепь, книга, стол, торт, утро
Задание 2
Серёжа и Коля часто ходят на пруд. В пруду
плавают ерши и лещи. Живёт там и хищница –
зубастая щука. Она караулит свою добычу.
Задание 3
Чюдесный зимний вечер. У печьки чутко спит
болшая сабака. за окном лежыт пушистый снек. В
старой избе жывёт дет илья. Он охотник
.
Задание
В баллах
В %
Задание 1
: 5 * 100
=
Задание 2
: 8 * 100
=
Задание 3
: 10 * 100
=
Всего :
: 23 * 100
=
Уровень успешности_____________________________________________________
Методические рекомендации по проведению и оцениваю результатов
первичного мониторинга
На проведение первичного мониторинга отводится 1 урок (40 минут),
но так же возможно проведение мониторинга в несколько этапов (по одному
заданию в разные дни в течение одной недели). Второй вариант
предпочтительнее (из личного опыта).
Важно! Инструкция учителя звучит перед выполнением каждого
задания. Педагог, озвучив инструкцию, даёт обучающимся время для
выполнения.
Полученные результаты вносятся в таблицу, что позволяет удобно и
быстро провести анализ. Таблица расположена на том же листе, что и
задания.
Задание 1
Инструкция учителя:
Подчеркнуть слова, которые пишутся не так как произносятся.
Ответ: Друг, куст, жить, сегодня, класс, рука, мама, школа, цепь, книга,
стол, торт, утро
Система оценивания задания 1
Каждое правильно подчёркнутое слово оценивается в 1 балл. Максимальное
количество за выполнение 5 баллов (100%).
Задание 2
Инструкция учителя: Найди и подчеркни слова на изученные правила
Ответ:
Серёжа и Коля часто ходят на пруд. В пруду плавают ерши и лещи.
Живёт там и хищница – зубастая щука. Она караулит свою добычу.
Система оценивания задания 2
Каждое правильно подчёркнутое слово оценивается в 1 балл. Максимальное
количество за выполнение 8 баллов (100%).
Задание 3
Инструкция учителя: Найди и подчеркни ошибки в тексте.
Чюдесный зимний вечер. У печьки чутко спит болшая сабака. за
окном лежыт пушистый снек. В старой избе жывёт дет илья. Он охотник.
Система оценивания задания 3
Каждая правильно подчёркнутая ошибка оценивается в 1 балл.
Максимальное количество за выполнение 10 баллов (100%).
По окончанию обследования все баллы вносятся в таблицу.
Задание
В баллах
В %
Задание 1
: 5 * 100
=
Задание 2
: 8 * 100
=
Задание 3
: 10 * 100
=
Всего
: 23 * 100
=
Уровень успешности__________________________________________________________
Полученные баллы суммируются. Далее производится расчёт по
следующей формуле: Число баллов набранных ребёнком делится на 23 и
умножается на 100. Получившаяся цифра – это показатель
сформированности орфографической зоркости в %.
Например: ребёнок набрал 16 баллов. Производим вычисления: 16 : 23 * 100
= 69,6%.
Полученное значение можно соотнести с одним из четырёх уровней
успешности.
80% – 100% - высокий уровень;
65% - 79,9% - средний уровень;
50% - 64,9% - низкий уровень;
0% - 49,9% - очень низкий уровень.
Ф.И. обучающегося ___________________________________
Итоговый мониторинг
Задание 1
Друг, куст, жить, сегодня, класс, рука, мама, школа, цепь,
книга, стол, торт, утро
Задание 2
Хорошо в лесу в жаркий полдень. Ёлочки выгибают колючие ветви.
Красуется кудрявая берёзка с душистыми листочками. Под ней
прячутся скользкие грибки. Мелькнула хвостом прелестная
белочка
.
Задание 3
Настала чудес…ная летн…. пора. Ребятишки (из)села
Морозки б…гут (в)соседний лесок. На каждом шагу тут зага…ка.
Вот цветок земляник… . Что за клубок п…к…тился по тр…
пинк...? Это п…бежал к…люч…. ёжик. Какие зв…рьки ло…ко
скачут по веткам? Это бел…чки в рыж…. шубк… делают лёгкие
пры…ки.
Задание 4
Удевительная была прагулка. Мать с сыновьями гуськом шла к
дальниму роднику по уской тропки. Сияла холодное небо. В
морозной тешине громка трещяли сороки. В густых ветвях
прячуться белки. Ловкие зверки весела прыгали от ветки к ветки.
Под деревьями на мяхком снегу отпечаталесь следы птиц.
Сверхушке старой еле свалилась большая гора снега. Геку
покозалось, что вся земля состоит из дремучива леса.
Задание
В баллах
В %
Задание 1
: 5 * 100
=
Задание 2
: 20 * 100
=
Задание 3
: 20 * 100
=
Задание 4
: 20 * 100
=
Всего:
: 65 * 100
=
Уровень успешности__________________________________________________________
Методические рекомендации по проведению и оцениваю результатов
итогового мониторинга
На проведение итогового мониторинг проводится в два этапа:
задание 1 и задание 2 проводятся в один день, задание 3 и задание 4 в
следующий день.
Важно! Инструкция учителя звучит перед выполнением каждого
задания. Педагог, озвучив инструкцию, даёт обучающимся время для
выполнения.
Полученные результаты вносятся в таблицу, как при первичном
мониторинге.
Задание 1
Инструкция учителя:
Подчеркнуть слова, которые пишутся не так как произносятся.
Ответ:
Друг, куст, жить, сегодня, класс, рука, мама, школа, цепь, книга, стол, торт,
утро
Система оценивания задания 1
Каждое правильно подчёркнутое слово оценивается в 1 балл. Максимальное
количество за выполнение 5 баллов (100%).
Задание 2
Инструкция учителя: Найди и подчеркни орфограммы в корне слова
(изученные правила) и орфограммы в сочетаниях с шипящими (ча-ща, жи-
ши, чк-чн).
Ответ:
Хорошо в лесу в жаркий полдень. Ёлочки выгибают колючие ветви.
Красуется кудрявая берёзка с душистыми листочками. Под ней прячутся
скользкие грибки. Мелькнула хвостом прелестная белочка.
Система оценивания задания 2
Каждое правильно подчёркнутое орфограмма оценивается в 1 балл.
Максимальное количество за выполнение 20 баллов (100%).
Задание 3
Инструкция учителя: Вставь пропущенные орфограммы.
Ответ:
Настала чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозки бегут в
соседний лесок. На каждом шагу тут загадка. Вот цветок земляники. Что за
клубок покатился по тропинке? Это побежал колючий ёжик. Какие зверьки
ловко скачут по веткам? Это белочки в рыжих шубках делают лёгкие
прыжки.
Система оценивания задания 3
Каждая правильно вставленная буква оценивается в 1 балл. Максимальное
количество за выполнение 20 баллов (100%).
Задание 4
Инструкция учителя: Найди и исправь ошибки.
Ответ:
Удевительная была прагулка. Мать с сыновьями гуськом шла к
дальниму роднику по уской тропки. Сияла холодное небо. В морозной
тешине громка трещяли сороки. В густых ветвях прячуться белки. Ловкие
звер(ь)ки весела прыгали от ветки к ветки. Под деревьями на мяхком снегу
отпечаталесь следы птиц. С верхушке старой еле cвалилась большая гора
снега. Геку покозалось, что вся земля состоит из дремучива леса.
Система оценивания задания 4
Каждая правильно вставленная буква оценивается в 1 балл. Максимальное
количество за выполнение 20 баллов (100%).
По окончанию обследования все балы вносятся в таблицу.
Задание
В баллах
В %
Задание 1
: 5 * 100
=
Задание 2
: 20 * 100
=
Задание 3
: 20 * 100
=
Задание 4
: 20 * 100
=
Всего:
: 65 * 100
=
Полученные баллы суммируются. Далее производится расчёт по
следующей формуле: Число баллов набранных ребёнком делится на 65 и
умножается на 100. Получившаяся цифра – это показатель
сформированности орфографической зоркости в %.
Например: ребёнок набрал 52 балла. Производим вычисления: 52 : 65 * 100
= 80%.
Полученное значение можно соотнести с одним из четырёх уровней
успешности.
80% – 100% - высокий уровень;
65% - 79,9% - средний уровень;
50% - 64,9% - низкий уровень;
0% - 49,9% - очень низкий уровень.
Сравнивая результаты первичного и итогового мониторинга, вы будете иметь
возможность проследить динамику формирования и уровень
орфографической зоркости не только по классу, в целом, но и индивидуально
у каждого обучающегося.