Автор: Шаркунова Екатерина Павловна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДХШ№3" Ново-Савиновского района г. Казани
Населённый пункт: КАЗАНЬ Г
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль декоративно-прикладного искусства в межкультурном пространстве.
Раздел: дополнительное образование
Шаркунова Екатерина Павловна,
Преподаватель МБУ ДО «ДХШ №3» Ново-Савиновского района г. Казани
Роль декоративно-прикладного искусства в межкультурном
пространстве.
В контексте современного мира становится необходимым уметь
правильно распознавать нужную информацию и целенаправленно
использовать её, не искажая её смысл. Основными трансляторами
информации являются СМИ и общественное мнение, которое формирует
мировоззрение молодого поколения. В формировании сознания учащихся
любая информация может сыграть как негативную роль, так и быть
направлено на созидание. Одним из главных вопросов затрагивается роль
межкультурных коммуникаций в формировании личности людей. В связи с
широкой политической пропагандой (имеется в виду перекрёстные
отношения различных стран с Россией, обозначенные как год Китая, год
Франции в России и т.д.) межкультурное общение принимает большое
значение и интерес среди населения. Кроме того, дает большие
возможности в сфере образования, обмену знаниями и опытом.
В сфере образовательного пространства используются различные
подходы для привлечения молодого поколения к изучению особенностей
различных культур. В системе школы педагог является авторитетом и к его
мнению подсознательно прислушиваются учащиеся. И задача педагога
состоит в том, чтобы дать правильное представление об особенностях и
национальных различиях рассматриваемых культур.
Прикладное искусство в образовательном пространстве является
своеобразным проводником в межкультурной коммуникации. Оно
направлено на формирование пространственного мышления, расширения
кругозора и творческой реализации потенциала учащихся. Задача
прикладного искусства привлечь внимание учащихся к индивидуальным
особенностям каждой рассматриваемой культуры и понять их различие и
сходство. Необходимость рассмотрения различных культур в прикладном
искусстве сводится к основным функциям:
1) Повышение интереса к культурным особенностям других народов.
2) Рассеивание негативных стереотипов.
3) Формирование толерантного отношения
Принцип взаимодействия межкультурных коммуникаций можно
рассмотреть в сравнение. Связь двух соседствующих национальностей
хорошо можно проследить на примере Татарстана. Национальный перевес
среди других народов в Республике Татарстан составляют русские и татары.
Это две ярко выраженные, разные по ментальности и вероисповеданию
культуры. Между тем, в системе образования нет четкого деления по
национальной принадлежности. В школах одновременно обучаются как
русские и татары, так и учащиеся других национальностей, что говорит о
равноправии всех культур и мирном проживании их друг с другом.
Прикладное искусство встречается повсеместно и играет важную роль
в культуре каждого народа. В прикладном искусстве связь двух разных
культур происходит на примере использования национального элемента в
композициях.
На примере узора рассматривается причина появления данного
элемента, возникновение пластики, движения линий и ее особенностей.
Анализ рисунка позволяет составить представление о предпочтениях татар и
русских в выборе того или иного элемента рисунка для украшения
предметов быта и одежды, тем самым помогает выявить точки
прикосновения двух разных культур, найти сходства и отличия.
Орнамент претерпевает долгий период стилизации. И то, что сейчас
называется национальным орнаментом, ни что иное как отпечаток многих
особенностей данной культуры, продиктованные территориальным
расположением народа, внешними признаками, способами добычи пищи и
многим другим. Знание предыстории орнамента дает полное осознание
значения в жизни данного народа. Таким образом, возникает необходимость
изучения орнамента как неотъемлемой части любой культуры. И как
следствие взаимосвязь различных культур между собой.
Многогранность прикладного искусства позволяет выполнить
элементы орнамента в различных техниках. Нельзя не вспомнить такие виды
прикладного искусства как вышивка, роспись по керамике и дереву,
выжигание. В программу прикладного искусства включено изучение
различных техник, изучаются особенности создания предметов искусства,
способы нанесения того или иного материала.
Но активное развитие современных технологий все больше вытесняет
прикладное искусство. Создание предметов быта своими руками сводится
«на нет».
В связи с этим необходим новый, инновационный подход для
возможной реализации творческого потенциала учащихся, способный
убедить в целесообразности прикладного искусства, значение его в
современном мире и вызвать широкое распространение среди молодого
поколения. Использование новых технологий в прикладном искусстве
открывает массу возможностей для самореализации учащихся.
Одной из новых технологий прикладного искусства, которое получило
широкое распространение в современном мире, является техника
витражного искусства. Витраж - определенный вид прикладного искусства,
который благодаря стеклянной основе прекрасно пропускает любой свет и
благодаря этому отражается на других поверхностях в виде свечения. Витраж
применяется как в малых формах (декорирование тарелок, светильников),
так и в промышленных масштабах. Различают несколько разновидностей
витража: 1) Тиффани - классический витраж; 2) Фьюзинг- запекание стекла;
3)
Пленочный витраж - имитация классического витража; 4) Роспись по стеклу.
В художественных школах применима только одна техника-роспись
по стеклу, в виду простоты в изготовления. В прикладном искусстве на базе
художественных школ витраж применяется для декорирования предметов
быта и является современной техникой, так как все необходимые для
работы материалы являются доступными и совершенно безвредны.
Посредством техники витража можно выразить любой национальный
колорит. При более подробном изучении в процессе работы учащиеся
узнают много нюансов связанных с данной культурой. А множество
возможностей композиционных решений позволяет из более простых форм
создавать сложные по пластике и цветовому решению элементы. Ведь
каждая отдельно взятая культура видит красоту по-своему, которая
выражается через пластику линий и цветовое сочетание. Это означает, что
все культуры равнозначны, и нет единого правильного видения красоты.
Прекрасное может быть передано по-разному, с учетом особенностей
отдельно взятой культуры
Таким образом понять сходства и различия, осознать значимость
каждого народа в целом, и их взаимосвязь между собой - является одной из
первой задачей прикладного искусства.
Приложение 1
Заявка на участие в открытых педагогических чтениях «Пути
повышения деятельности педагога дополнительного образования детей».
Национально- региональный компонент в условиях взаимодействия
культур народов Поволжья