Автор: Прошина Анастасия Максимовна
Должность: учитель начальныхх классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №8
Населённый пункт: г.о.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности организации образовательного процесса в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Особенности
организации
образовательного
процесса
в
начальной школе
Современная школа, помимо вооружения учащихся конкретными
знаниями основ наук, должна наделить их также умениями и навыками
постоянного самостоятельного пополнения своих знаний, то есть создавать
условия для саморазвития личности ученика. Одним из путей достижения
указанной цели является последовательное использование вычислительной
техники в обучении. Однако поиск новых путей обучения элементам
компьютерной
грамотности
детей
требует
глубокого
психолого-
педагогического обоснования. Необходима особая методика и опробованные
программные средства для обучения учащихся начальных классов.
Одной из отличительных особенностей образовательных стандартов
является его деятельностный подход, ставящий главной целью развитие
личности
обучающегося.
Система
образования
отказывается
от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми обуащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные
учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения»,
«общие способы деятельности», «надпредметные действия». Для УУД
предусмотрена
отдельная
программа
–
программа
формирования
универсальных учебных действий. Все виды УУД рассматриваются в
контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой
программы в комплексе Основной образовательной программы начального
общего образования задает
деятельностный подход в образовательном
процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий
обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим
его результативность являются ориентировка
младших школьников в
информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование
способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование
современных
цифровых
инструментов
и
коммуникационных
сред
указывается
как
наиболее
естественный
способ
формирования
УУД
включена
подпрограмма
«Формирование
ИКТ
компетентности
обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной
школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную программу начального общего
образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности;
-
метапредметным,
включающим
освоение
обучающимися
универсальных
учебных
действий
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе
изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также систему основополагающих элементов научного
знания, лежащих в основе современной научной картины мира [20].
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям,
внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах
«выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и
«выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих
требований выпускником не может служить препятствием для перевода его
на следующую ступень образования.
Отличительной особенностью начала обучения является то, что
наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать
клавиатурный
набор
текста.
Сегодня
многие
родители,
постоянно
использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают
его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны
понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс
наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение
материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью
цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового
фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их
результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов
искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии,
видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться
различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации
проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых,
дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе,
о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья»,
совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески
стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании
нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных
при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например,
на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа
продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением
времен
года.
Результатом
этой
деятельности
становится,
например,
видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления .
Таким образом, необходимость использования ИКТ в начальной
школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей
младших школьников, развития их познавательных процессов.