Автор: Добровольская Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 г.о. Самары
Населённый пункт: г.о. Самары
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности работы над произведениями современных композиторов с учащимися-пианистами младших классов ДШИ
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ №7 г.о. Самары
Особенности работы над произведениями
современных композиторов с учащимися-пианистами
младших классов ДШИ
Выполнила:
преп. МБУ ДО ДШИ № 7
Добровольская Т.И.
Самара
2023
1.
Введение
(актуальность,
цели
и
задачи
использования
современной музыки на уроках фортепиано).
В наши дни проблема включения музыки современных композиторов в
репертуар учащихся детских музыкальных школ является очень актуальной,
требующей к себе самого внимательного отношения со стороны людей,
соприкасающихся
с
детской
музыкальной
педагогикой. Ведь
перед
педагогом стоит не только задача научить профессионально играть на
инструменте, но и задача научить детей любить и понимать музыку.
Классическая
и
современная
музыка
—
явления
диалектически
взаимосвязанные; в одно и то же время они и однородны, и качественно
различны, но ни в коей мере не исключающие друг друга. В современной
музыке усложнилась мелодика и ритмоинтонации, возросла выразительная
сила диссонанса, усилилась внутренняя напряженность. В ней проявляются
свои ладовые и ритмические особенности, новые приемы звукозаписи,
особенности
фортепианной
техники
и
фактуры,
новые
элементы
в
полифонии и новые политональные сочетания. Для восприятия современной
музыки запас ассоциаций из классического музыкального наследия явно
недостаточен. Чем раньше ребенок воспримет современный музыкальный
язык, тем скорее этот язык станет для него естественным и родным. Яркая
образность,
программность и жанровость,
присущие детской
музыке
классиков, присутствуют и в современной музыке для детей, но, конечно, это
будет
новая,
современная
нам
образность,
новая
программность
и
жанровость.
Таким образом,
цель
работы - выявить отличительные особенности
работы над современным репертуаром с учащимися-пианистами младших
классов ДШИ
Для решения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать основные направления работы над современным
репертуаром;
- рассмотреть средства музыкальной выразительности в произведениях
современных композиторов;
- определить основные приемы и способы работы над мелодикой,
ритмом, гармонией.
2. Методика работы над произведениями современных композиторов
с учащимися-пианистами младших классов ДШИ.
Работа с современным репертуаром строится в двух направлениях. Первое
диктуется общими задачами начального обучения – ввести ребенка в мир
музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в
доступной, художественно-увлекательной для этого возраста форме.
С этой точки зрения главную роль играет подбор репертуара. Он должен
быть, с одной стороны, ярким, характерным, программным, а с другой
стороны – доступным для обучающихся в образном и техническом
отношении.
Такой подход дает возможность создать определенный эмоциональный
настрой, подготовить к восприятию сложного языка современной музыки,
сделать работу над произведением интересной, творческой.
В
период
начального
обучения
использование
изобразительных,
звукоподражательных
возможностей
музыки
является
особенно
продуктивным не только в методическом, но и в педагогическом отношении.
Приведем несколько примеров таких произведений:
И. Якушенко «Неваляшки», «Лисята играют в прятки»,
В. Коровицын «Мама»,
С. Вольфензон «Капель»,
Ф. Рыбицкий «Кот и мышь»,
И. Парфенов «Шествие котят, которые слопали сметану» и др.
Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием
форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов
чрезвычайно
демократичен,
их
произведения
доступны
даже
только
начинающим обучение.
Второе направление
работы с современным репертуаром на уроках
фортепиано
обусловлено
особенностями
самой
современной
музыки.
«Нетрадиционность» музыкального языка: отсутствие ясной, «прозрачной»
мелодии, ритмическая неровность и переменность, сложная гармония –
требует от педагога специальной разъяснительной работы, использования
методических
приемов,
дающих
возможность
ребенку
лучше
понять
произведение
и
оценить
его
художественную
ценность,
правильно
трактовать
мелодику,
чувствовать
ритм,
гармонию,
формировать
исполнительское мастерство в целом.
Работа
над
мелодикой
современных
произведений
строится
в
соответствии с ее особенностями в новой музыке: наличием широких
диссонирующих интервалов в обоих направлениях, широтой диапазона,
изломанностью линий, усилением характеристических деталей, неквадратной
длительностью музыкальной мысли.
Поэтому непосредственное разучивание нотного текста начинается с:
- анализа формы,
- вычленения фраз, предложений,
- рассмотрения их структуры, динамики.
- выделения мелодической линии, осознанию интонационного рисунка, в
котором заложен образный смысл.
Например, при изучении «Капели» С. Вольфензона на первом этапе на
вербальном уровне представляем весну, пробуждение природы, таяние снега,
сосулек,
рекомендуем
нарисовать
картину.
Затем
ученик
слушает
произведение и старается представить, какое настроение хочет передать
композитор. Затем разбираем форму произведения: выделяем вступление,
основную часть с контрастным и кульминационным эпизодом и заключение
с повтором темы. Выделяем основную мелодию, ее интонационное зерно.
После осмысления ребенком мелодии приступаем к ее непосредственному
разучиванию, выбираем прием звукоизвлечения – стаккато.
Музыкальный
ритм
является
наиболее
сложной
для
восприятия
звуковой структурой. Современная музыка характеризуется стремлением
выйти за рамки равномерной пульсации метра, обилием акцентов, синкоп,
ритмической переменностью, использованием национальных, жанровых,
индивидуально-стилевых особенностей.
Работа над ритмом состоит из нескольких частей:
- определение размера, темпа,
- разучивание ритмического изложения мелодии в устной форме (счет,
прохлопывание),
- осмысление ритма как средства музыкальной выразительности, связь с
образом произведения.
Так, при разучивании «Капели» определяем размер (2/4), прохлопываем
его, просчитываем устно по нотам, затем во время игры вслух и про себя.
Сопоставляем темп и ритм с образом капели, находим изменение темпа в
нотах, отмечаем его. Работаем над метрической точностью исполнения с
помощью дирижирования.
Еще одной важной областью выразительных средств музыки является
гармония. Современная музыка отличается равновесием в использовании
консонирующих и диссонирующих терцовых аккордов без их разрешения,
обилием трезвучий с побочными тонами, придающими звучанию особую
красочность.
В
«Капели»
простая
гармония,
используются
функции
тоники,
субдоминанты и доминанты. Анализируем с учеником эти аккорды,
встречные знаки.
Развитие гармонического и мелодического слуха позволяет легко
подбирать по слуху, а это, в свою очередь, помогает легче справиться со
знаками альтерации, запомнить произведение наизусть. Устраняется элемент
«зазубривания», многократного повторения, лишенного эмоциональной
окраски. Новые произведения учатся быстрее, за сравнительно короткий срок
происходит переход к более сложным и интересным.
С
целью
отхода
от
механической
«зубрежки»,
полезно
использовать также следующие приемы:
1) Учитель предлагает ученику «покататься» на руке учителя. Рука
ученика должна почувствовать себя как на качелях. При этом ученик хорошо
ощущает движение, сущность штрихов.
2) Игра ансамблем. При этом получается целостное исполнение.
3) Способ игры через «увеличительное стекло» позволяет «рассмотреть»
все переплетения звуков, вслушаться в звучание и в свои движения в
медленном темпе.
4) Способ «поделим трудности на двоих - играют учитель и ученик,
меняясь на цезурах.
5) Если ученик не соглашается с аппликатурой, ему предлагается
придумать свой вариант, и доказать что она не хуже. Учитель защищает
аппликатуру, проставленную в нотах. В таком диспуте может уступить и
ученик и педагог, в любом случае это способствует понимаю аппликатуры.
6) Разучивание с конца. Сыграть последнее построение, потом начать «на
шаг» раньше, и так приближаться к началу трудного места, руководствуясь
логикой музыкальной речи.
7) Игра «замри-отомри». Учитель исполняет произведение, а ученик в
любой момент говорит: «Замри!». Как только будет сказано «Отомри!» -
играет дальше. Потом учитель и ученик меняются ролями. Задача педагога –
удачно выбрать момент остановки: момент начала неудобного места,
судорожного движения. Игра хорошо помогает при затруднениях в моменты,
требующие мгновенной смены состояния: внезапное изменение фактуры,
динамики, темпа, перелет рук.
4. Работа над джазовыми пьесами.
Джаз
возник как соединение нескольких музыкальных культур и
национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель.
Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка
всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые
притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце ХПХ века сложился
еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в
сочетании
с
элементами
блюза
дали
начало
новому
музыкальному
направлению — джазу.
Особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение
виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация.
Классический блюз. Период расцвета относиться к 1925 — 1935 годам. К
этому
времени
окончательно
определились
важнейшие
характерные
особенности
блюза
как
самостоятельного
художественного
явления:
классическая 12-тактовая блюзовая форма, самобытный тип мелодики,
система жанровых разновидностей (вокальный, вокально-инструментальный
и инструментальный блюз; лирический и драматический, хот и свинг-блюз).
Большое влияние классический блюз оказал на формирование ведущих
стилей
и
направлений
традиционного
джаза,
например
таких,
как
новоорлеанский стиль, баррел-хаус, буги-вуги и другие.
Рассмотрим несколько пьес современных композиторов
Пьеса О. Хромушина «Лунная дорожка».
Пьеса написана в одночастной форме, состоит из 6 фраз, в тональности
Es-dur. Мелодия расположена в партии правой руки. Одной из сложностей
является большая протяжённость фраз (по 4 такта в двух первых мотивах).
Для работы над ровностью исполнения мелодической линии можно сделать
образные сравнения с игрой на скрипке (длинное ведение смычком по
струнам). Хорошо помогает подтекстовка. Отдельно проучивать мелодию,
интонируя её. Следить за тем, чтобы короткий звук звучал после длинного
звука аккуратнее и мягче.
Ритмическая
особенность
любой
джазовой
музыки
—
синкопы.
Необходимо отметить их, просчитать. С 3-ей фразы происходит уплотнение
фактуры за счёт появления подголосков в партии правой руки, постепенно
приводя к кульминации пьесы. Обратить внимание на полутоновые
интонации, характерные для блюзовой музыки. Левая (нижний голос)
включает в себя элементы скрытой полифонии. Одна из сложных задач при
игре нижнего голоса — слышать и исполнять скрытое двухголосое.
Нижний голос можно поучить несколькими способами:
собрать мелодию в аккорды — это даст ребёнку возможность иметь
представление о звучащей гармонии и выучить точную аппликатуру;
затем учить фактуру так, как она написана;
также здесь важна работа с педалью;
для освоения приёма запаздывающей педали можно поучить её под
счёт без игры, затем добавить игру;
так как в партии нижнего голоса находиться гармония, необходимо
следить за активизацией слухового контроля учащихся;
при соединении двух партий важно, чтобы ребёнок координационно
справился с исполнением всей фактуры с использованием педали;
сохранить звуковой баланс между руками;
исполнить
произведение
музыкально,
добиться
максимальной
кантилены.
Ещё один стиль джаза — буги-вуги.
Буги-вуги
своеобразная
форма
исполнения
фортепианного
блюза,
образовавшаяся как имитация гитарного аккомпанемента блюза. В отличие
от рэгтайма буги-вуги — импровизыционная форма, для которой типичны
остинатные басовые фигуры в нижнем регистре, обычно в ритме восьмых в
свинге. Линия баса меняется в зависимости от гармонических функций, ей
противопостовляется контрастная оживлённая мелодия в верхнем регистре в
виде непрерывных ритмически острых вариаций на определённую тему 12-
тактового блюза.
Джон Мартин, детская пьеса «Буги-вуги».
Пьеса построена на диалоге правой и левой рук. Функционально
гармония проста, но много встречных знаков, которые используются для
того, чтобы передать стилистические особенности буги. В исполнении
данного произведения очень важна самостоятельность пальцев. Можно
поиграть упражнения на 4-5 пальцы. При изучении данной пьесы я заметила,
что ребёнок не слушает целую ноту, переключая внимание на партию
нижнего голоса. Для того, чтобы ученик проинтонировал, дослушал длинные
ноты, можно поучить в ансамбле с педагогом. Ребёнок будет сосредоточен на
своей задаче, а педагог исполняет свою мелодию на порядок тише, тогда у
ребёнка возникнет правильное звуковое представление. Пьеса изложена
ровными восьмыми длительностями. После того, как она выучена, можно
исполнять её пунктирным ритмом, для большего показа джазового стиля.
3. Выводы.
Современное искусство несет в себе новую технику, отличающуюся от
техники
классической.
Уже
можно
говорить
о
некоторых
общих
закономерностях, присущих современной фортепианной музыке для детей.
Прежде всего, это ладовые и ритмические особенности, новые приемы
звукозаписи,
особенности
фортепианной
техники
и
фактуры,
новые
элементы в полифонии и новые политональные сочетания. Изучение с
детьми
произведения
С. Прокофьева,
Д. Шостаковича,
А. Хачатуряна,
Р. Щедрина,
Гр. Фрида,
С. Слонимского,
А. Холминова
и
других
современных композиторов подтверждает, что эти произведения дают новый
толчок в музыкальном развитии детей, помогая им ярче выразить свои
характеры,
свое
отношение
к
современному
миру,
помогая
детям
совершенствоваться технически.
Опыт включения произведений современных композиторов в репертуар
учащихся музыкальной школы показывает, что чем раньше начинается
приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем
выше
эффективность
музыкального
обучения,
тем
шире
и
глубже
постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом.
4. Литература.
1.
Вицинский
А.В.
Процесс
работы
пианиста-исполнителя
над
музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003.
2. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре. М., 2002.
3. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на
фортепиано. М., 2001.
4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано. М., 2002.
5. Милич Б. Воспитание ученика пианиста. М., 2002.
6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
7. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 2001.