Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Кудымова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кудымова Надежда Владимировна

МБОУ «СОШ №65»

г. Новокузнецк

В настоящее время у детей отсутствует желание и интерес к чтению книг. Книгу

заменили телевидение, радио, интернет.

Родители жалуются, что дети читают всё меньше и меньше, их трудно заставить

читать или вовсе не хотят читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробу-

дить у ребёнка интерес к чтению.

Научные исследования и наблюдения говорят о том, что отношение человека к

книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, бу-

дет ли отношение читателя к книге активным или пассивным.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, по-

могающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к ис-

пользованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный чита-

тель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения,

приёмами работы с текстом, точнее формулирует мысли, свободнее пишет, лучше вла-

деет речью, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг,

умением их самостоятельно выбрать и оценить, легче вступает в контакт, у него

большой объём памяти. Работу по формированию интереса к чтению книг необходимо

проводить не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего

мира, математики, русского языка и во внеурочное время.

Чтение и читательская деятельность в разных классах имеет свои особенности.

Формирование умения работать с книгой начинается с 1 класса. На подготови-

тельном этапе использую:

рассматривание книги до чтения, которое определяет заинтересованность;

прогнозирование (знакомство с названием произведения и предположение о чём

он?);

анализ иллюстрации (соотнесение с содержанием и заглавием произведения);

выделение важнейших надписей на обложке (заглавие книги, фамилия автора);

выделение тематики чтения (о животных, о растениях, о Родине, о детях, о при-

ключениях);

восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения;

В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать книги

возникает только в том случае, когда первоклассник свободно владеет осознанным чте-

нием и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Для эффективной работы ис-

пользую в системе специальные упражнения:

чистоговорки, скороговорки;

чтение вслух и про себя;

жужжащее чтение, зрительные диктанты;

словарная работа;

Так же для работы с книгой помогают различные средства обучения:

наглядные пособия;

демонстрационные картины;

учебные таблицы;

иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений;

книжная выставка;

Во 2классе, на начальном этапе круг чтения увеличиваю, совершенствую чита-

тельскую самостоятельность, усложняю книжную выставку, рекомендательный плакат,

знакомлю с терминами:

сборник - авторский и тематический;

темы чтения;

картотека;

карточка на книгу;

переплёт;

корешок;

содержание;

На этом этапе с детьми большое внимание уделяю читательской самостоятельности,

оперативной памяти (зрительные диктанты по текстам И.Г. Федоренко), продолжаю ра-

боту по формированию скорости чтения, где продолжаю использовать приём жужжа-

щего чтения.

К концу 2 года обучения значительно улучшается техника чтения, появляется

интерес к чтению, расширился читательский кругозор и познавательные интересы, по-

является желание и умение думать над книгой, ориентирование в книге достигло хоро-

ших результатов, выделились любознательные читатели

В 3 классе, на основном этапе главное состоит в том, чтобы обучить читателей

приёмам отыскивания и использования доступной литературы для самостоятельного

приобретения знаний по заранее указанной теме, идёт расширение круга чтения: рус-

ская, современная и зарубежная детская книга, научно-познавательная, знакомство с

детскими журналами, газетами, энциклопедической литературой, освоение закономер-

ных связей: автор-книга, тема-книга, жанр-книга, знакомство с понятиями:

титульный лист;

предисловие;

послесловие;

прикнижная аннотация;

К концу 3класса интерес к самостоятельному чтению детских книг, журналов,

газет у большинства детей становится устойчивым, так как читатели самостоятельно

квалифицированно и осмысленно подбирают доступную литературу разных видов и

жанров для развития своего кругозора, воспроизводят прочитанное по эпизодам, на-

блюдается глубина проникновения в смысл книги, совершенствуется читательская па-

мять, воображение, чувство слова и эмоции, вызванные интересными переживаниями

за героев.

В 4 классе, на заключительном этапе идёт формирование читательских предпо-

чтений и интересов уже полученных знаний за предыдущие годы обучения, и умений

работать с книгой самостоятельно, интерес направлен на книгу-объект, который вызы-

вает у юных читателей положительные эмоции, расширяется работа по формированию

навыка анализа и оценки содержания книги, успешности обучения по всем учебным

предметам, круг чтения увеличен: русская, современная, зарубежная детская книга,

научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без

ограничений в объёме, детская периодическая печать, историческая литература, пове-

сти с документальной основой (о героях, о Великой Отечественной войне), приключен-

ческая книга, книги о писателях, художниках, освоение закономерных связей: автор-

тема, вопрос-тип книги, знакомство с понятиями:

периодическая печать;

картотека;

каталог;

Для достижения необходимого уровня читательской компетентности использую

новые формы работы:

дискуссии;

литературные праздники;

конкурсы;

викторины;

элементы драматизации;

выпуск газет;

На заключительном этапе имею следующие результаты: значительно изменяется

отношение к книге и самостоятельному чтению у четвероклассников.

Обучающиеся:

Выражают желание читать книги самостоятельно и действительно хотят читать-

100%

Знают, о чём хотят читать - 89%

Называют определённую книгу - 90%

Называют книгу правильно - 81%

Читают книги, соответствующему возрасту - 80%

Читают книги, рекомендованные учителем - 76%

Излагают грамотно прочитанное – 100%

Эти показатели говорят о том, что моя работа по формированию читательской

компетентности на протяжении четырёх лет даёт положительные результаты в ре-

зультате систематической и целенаправленной работы. Ученики:

самостоятельно выбирают книги для чтения;

работают с разными источниками;

техника чтения - на выпуске 82% читают выше нормы;

владеют оперативной памятью и творческих мышлением;

правильно выбирают из текстов нужную информацию;

высказывают и оценивают прочитанное;

могут дать совет - рекомендацию о выборе книги;

Всё это необходимо при переходе из начальной школы в среднее звено.

Литература

1.Горецкий, В.Г., М. И. Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе.-

Москва: «Просвещение»,2001.

2.Калашникова Т.В.Как воспитывать у детей интерес к чтению. - Начальная школа.-

2005.-№7.

3.М.С. Васильева, М, И. Оморокова. Актуальные проблемы методики обучения чтению

в начальных классах [Текст] /М. С. Васильева, М. И. Оморокова // Москва: «Просвеще-

ние»,2007.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники