Автор: Кудымова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С КНИГОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кудымова Надежда Владимировна
МБОУ «СОШ №65»
г. Новокузнецк
В настоящее время у детей отсутствует желание и интерес к чтению книг. Книгу
заменили телевидение, радио, интернет.
Родители жалуются, что дети читают всё меньше и меньше, их трудно заставить
читать или вовсе не хотят читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробу-
дить у ребёнка интерес к чтению.
Научные исследования и наблюдения говорят о том, что отношение человека к
книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, бу-
дет ли отношение читателя к книге активным или пассивным.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, по-
могающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к ис-
пользованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный чита-
тель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения,
приёмами работы с текстом, точнее формулирует мысли, свободнее пишет, лучше вла-
деет речью, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг,
умением их самостоятельно выбрать и оценить, легче вступает в контакт, у него
большой объём памяти. Работу по формированию интереса к чтению книг необходимо
проводить не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего
мира, математики, русского языка и во внеурочное время.
Чтение и читательская деятельность в разных классах имеет свои особенности.
Формирование умения работать с книгой начинается с 1 класса. На подготови-
тельном этапе использую:
рассматривание книги до чтения, которое определяет заинтересованность;
прогнозирование (знакомство с названием произведения и предположение о чём
он?);
анализ иллюстрации (соотнесение с содержанием и заглавием произведения);
выделение важнейших надписей на обложке (заглавие книги, фамилия автора);
выделение тематики чтения (о животных, о растениях, о Родине, о детях, о при-
ключениях);
восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения;
В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать книги
возникает только в том случае, когда первоклассник свободно владеет осознанным чте-
нием и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Для эффективной работы ис-
пользую в системе специальные упражнения:
чистоговорки, скороговорки;
чтение вслух и про себя;
жужжащее чтение, зрительные диктанты;
словарная работа;
Так же для работы с книгой помогают различные средства обучения:
наглядные пособия;
демонстрационные картины;
учебные таблицы;
иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений;
книжная выставка;
Во 2классе, на начальном этапе круг чтения увеличиваю, совершенствую чита-
тельскую самостоятельность, усложняю книжную выставку, рекомендательный плакат,
знакомлю с терминами:
сборник - авторский и тематический;
темы чтения;
картотека;
карточка на книгу;
переплёт;
корешок;
содержание;
На этом этапе с детьми большое внимание уделяю читательской самостоятельности,
оперативной памяти (зрительные диктанты по текстам И.Г. Федоренко), продолжаю ра-
боту по формированию скорости чтения, где продолжаю использовать приём жужжа-
щего чтения.
К концу 2 года обучения значительно улучшается техника чтения, появляется
интерес к чтению, расширился читательский кругозор и познавательные интересы, по-
является желание и умение думать над книгой, ориентирование в книге достигло хоро-
ших результатов, выделились любознательные читатели
В 3 классе, на основном этапе главное состоит в том, чтобы обучить читателей
приёмам отыскивания и использования доступной литературы для самостоятельного
приобретения знаний по заранее указанной теме, идёт расширение круга чтения: рус-
ская, современная и зарубежная детская книга, научно-познавательная, знакомство с
детскими журналами, газетами, энциклопедической литературой, освоение закономер-
ных связей: автор-книга, тема-книга, жанр-книга, знакомство с понятиями:
титульный лист;
предисловие;
послесловие;
прикнижная аннотация;
К концу 3класса интерес к самостоятельному чтению детских книг, журналов,
газет у большинства детей становится устойчивым, так как читатели самостоятельно
квалифицированно и осмысленно подбирают доступную литературу разных видов и
жанров для развития своего кругозора, воспроизводят прочитанное по эпизодам, на-
блюдается глубина проникновения в смысл книги, совершенствуется читательская па-
мять, воображение, чувство слова и эмоции, вызванные интересными переживаниями
за героев.
В 4 классе, на заключительном этапе идёт формирование читательских предпо-
чтений и интересов уже полученных знаний за предыдущие годы обучения, и умений
работать с книгой самостоятельно, интерес направлен на книгу-объект, который вызы-
вает у юных читателей положительные эмоции, расширяется работа по формированию
навыка анализа и оценки содержания книги, успешности обучения по всем учебным
предметам, круг чтения увеличен: русская, современная, зарубежная детская книга,
научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без
ограничений в объёме, детская периодическая печать, историческая литература, пове-
сти с документальной основой (о героях, о Великой Отечественной войне), приключен-
ческая книга, книги о писателях, художниках, освоение закономерных связей: автор-
тема, вопрос-тип книги, знакомство с понятиями:
периодическая печать;
картотека;
каталог;
Для достижения необходимого уровня читательской компетентности использую
новые формы работы:
дискуссии;
литературные праздники;
конкурсы;
викторины;
элементы драматизации;
выпуск газет;
На заключительном этапе имею следующие результаты: значительно изменяется
отношение к книге и самостоятельному чтению у четвероклассников.
Обучающиеся:
Выражают желание читать книги самостоятельно и действительно хотят читать-
100%
Знают, о чём хотят читать - 89%
Называют определённую книгу - 90%
Называют книгу правильно - 81%
Читают книги, соответствующему возрасту - 80%
Читают книги, рекомендованные учителем - 76%
Излагают грамотно прочитанное – 100%
Эти показатели говорят о том, что моя работа по формированию читательской
компетентности на протяжении четырёх лет даёт положительные результаты в ре-
зультате систематической и целенаправленной работы. Ученики:
самостоятельно выбирают книги для чтения;
работают с разными источниками;
техника чтения - на выпуске 82% читают выше нормы;
владеют оперативной памятью и творческих мышлением;
правильно выбирают из текстов нужную информацию;
высказывают и оценивают прочитанное;
могут дать совет - рекомендацию о выборе книги;
Всё это необходимо при переходе из начальной школы в среднее звено.
Литература
1.Горецкий, В.Г., М. И. Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе.-
Москва: «Просвещение»,2001.
2.Калашникова Т.В.Как воспитывать у детей интерес к чтению. - Начальная школа.-
2005.-№7.
3.М.С. Васильева, М, И. Оморокова. Актуальные проблемы методики обучения чтению
в начальных классах [Текст] /М. С. Васильева, М. И. Оморокова // Москва: «Просвеще-
ние»,2007.