Напоминание

Сценическое волнение и пути его преодоления.


Авторы: Фещенко Татьяна Викторовна, Татьяна Викторовна Фещенко
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценическое волнение и пути его преодоления.
Раздел: дополнительное образование





Назад




СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ .

Фещенко Т.В.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств «Гармония»

Г.Калининград.

Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на

публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики

музыкальных школ и даже признанные мастера-исполнители.

По мнению учёных, сценическое волнение может рассматриваться как

реакция

организма

человека

на

стрессовую

ситуацию.

Сценические

переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях

обнаруживают

сходство

с

переживаниями

человека

в

экстремальной

ситуации. Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается

дыхание. Если

в

нашей

ежедневной

работе

недостаточно

последовательности,

точно

сформированных

требований,

то

никакие

психологические ухищрения не спасут выступление от неудачи. Ученикам

любого возраста полезно вырабатывать навык эстрадного поведения и

владения своим психологическим состоянием. Воспитанию артистизма

способствуют посещения конкурсов, фестивалей, концертов, выпускных

экзаменов, где особенно велик накал сценического волнения.

Каковы

причины

страха?

Можно

ли

побороть

волнение

перед

выступлением на сцене?

Чрезмерное волнение перед выходом на сцену, страх публичных и

конкурсных

выступлений

обусловлены

внешними

и

внутренними

причинами. К внешним относятся факторы, влияющие на юного исполнителя

извне.

К

внутренним

те

или

иные

особенности

его

восприятия

окружающего мира и ощущение себя в нем. Рассмотрим подробнее внешние

причины.

К внешним причинам можно отнести всё, что оказывает

постоянное давление на сознание и психику ребенка, укореняясь в его

подсознании ощущением собственной несостоятельности. В этом виновны

обычно люди из близкого круга юного дарования, которые являются для него

большими

авторитетами

родители,

педагоги,

друзья.

Например:

одергивание, придирки, насмешки, частые резко-критические замечания,

постоянное

выражение

недовольства,

чрезмерная

строгость

и

требовательность или, наоборот, восхваление и превознесение не в меру его

таланта. Все это приводит к тому, что внушаемый ребенок, выступая на

сцене, будет вкладывать всего себя не в демонстрацию своих истинных

способностей,

умений

и

навыков,

а

в

то,

чтобы

«угодить»

своим

«доброжелателям», не подвести их чаяния, доказать свое превосходство.

Думая и настраиваясь только на эти цели, юный исполнитель вряд ли

справится со своим волнением, и в результате не будет блистать на сцене.

Впрочем, внешние причины сильно действуют не на всех.

Внутренние причины боязни и чрезмерного волнения перед публичными и

конкурсными выступлениями сугубо индивидуальны и, в то же время, схожи

между собой. У них фактически один корень. Это внутреннее несоответствие

личности с окружающим обществом – оно воспринимается как нечто

«чужое», враждебное, его нужно «завоевывать».

Особенно тяжело приходится перфекционистам – личностям, стремящимся к

идеалу. В предконцертном состоянии они предъявляют к себе повышенные

требования и придают слишком большое значение мнению о себе. Ведь

юному артисту приходится доказывать свою исключительность, идеальность,

и

если

случаются

ошибки,

у

него стремительно нарастает стойкая

неуверенность в своей состоятельности.

Также уязвимы и перехваленные, чрезмерно горделивые натуры, считающие,

что быть «лучше всех» – это их призвание и дело чести. Страх возможного

«провала» нередко вызывает у них боязнь серьезной сцены – нежелание

выступать на конкурсах. Плохо выученный материал или боязнь забыть

текст, частота выступлений, желание быть признанным, неумение правильно

распределять энергию, неумение сконцентрироваться во время исполнения,

навыки

общения с

аудиторией,

отсутствие воли

и

психологической

установки – все это факторы, влияющие на возникновение тревоги во время

выступления. Также значительным фактором волнения на эстраде является

недостаточная подготовка исполняемой программы.

Основные типы реакции человека на стрессовую ситуацию.

Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию:

-Напряжённый тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы,

сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий.

На уроке можно наблюдать, как напряжены дети, пытаясь выполнить весь

комплекс стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы

навыки совершенствуются, многие действия выполняются автоматически,

появляется уверенность.

-Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает

сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу «убежать

- замереть – упасть». В крайних случаях пытается спрятаться, полностью

«уйти в себя», закрывает глаза, затаивает дыхание.

Исполнитель начинает суетиться, ошибаться. Иногда даже покидает сцену

или прекращает петь, оставаясь на месте. Важно понять причины такого

поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен

ли он в себе как личность и как исполнитель?

-Заторможенный тип.

Движения замедляются, реакции притупляются.

Человек как бы находится в ситуации «замедленной съёмки».

Учащийся данного типа требует «встряски». Для продуктивной деятельности

ему необходим хороший «запас прочности» знаний и навыков. В этом случае

исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.

-Агрессивный тип. В стрессовой ситуации человек теряет контроль над

собой. Проявляет агрессию, «нападая» на всех.

-Прогрессивный тип.

Представителей этого типа принято называть

«экстремалами». В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели

деятельности, появляется «боевой задор». Стресс становится толчком для

мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма.

«Прогрессивный» тип реагирования является идеальным для сценической

деятельности. Исполнитель-экстремал не любит «выкладываться» на уроках

или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.

Этапы волнения на сцене.

Психические состояния каждого человека индивидуальны и неповторимы.

Но всё же, применительно к сценическому волнению, можно выделить

довольно

чёткую

периодичность

со

своими

психологическими

особенностями. Сценическое волнение в своем развитии проходит пять фаз.

Первая фаза – длительное предконцертное состояние.

Предконцертное состояние начинается, когда устанавливается точная дата

выступления. Если это далёкая дата и соответствует намеченному сроку

готовности к выступлению, волнение возникает периодически и только

нарушает «душевное равновесие» играющего. Ему легко убедить себя, что он

успеет подготовиться. Но, по мере приближения срока выступления, мысли о

нём всё чаще приобретают навязчивый характер и волнение всё больше

нарастает. Ему сопутствует раздражительность, плохой сон, повышенное

внимание

к

собственным

переживаниям

и

яркое

представление

противоположных состояний: то ему кажется, что его ожидает грандиозный

успех, то наоборот – полный провал. Чем ближе дата концерта, или накануне

его, отрицательные эмоции переживаются наиболее болезненно.

Вторая фаза – непосредственно концертное состояние.

У некоторых исполнителей возникает очень возбуждённое состояние,

нетерпеливое желание выступить, перемежающееся неясной тревогой. У

других оно протекает при резком нарушении вегетативных процессов и

сопровождается

высокой

температурой,

тошнотой,

головной

болью,

желудочными недомоганиями или эйфорией. У третьих – полным упадком

сил

-

депрессией,

которая

кажется

исполнителю

непреодолимой:

исполнитель жалуется, что он не в состоянии выступать.

Во второй фазе чаще всего выявляется характер сценического волнения и

основные его разновидности. Это:

1. Волнение - подъем, сопровождающийся легкой эйфорией, нетерпеливым

желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего

исполнения. Это оптимальное и наиболее желательное предконцертное

состояние. Но бывают и другие…

2. Волнение - паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое

внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности,

когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют и

тревожность вырастает до страха. Такое предконцертное состояние приводит

к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть

его или справиться с ним трудно, но можно, если с помощью педагога или

собственного волевого усилия переключить внимание исполнителя со своего

самочувствия

на

музыкальное

произведение,

продумывание

исполнительского плана, выполнение темповых и динамических указаний.

3. Волнение - апатия, от которого тоже можно ожидать отрицательных

результатов. Это — угнетенное и подавленное состояние, когда цель и

содержание выступления уходят куда-то на периферию сознания, а в нем

настойчиво звучит одна мысль исполнителя — скорее бы все это окончилось.

Третья фаза – очень короткий промежуток между объявлением и

началом выступления.

Выход из артистической комнаты на сцену, остановка, поклон. Эта фаза

переживается очень остро и проходит по – разному. Некоторые идут как на

Голгофу, с трудом преодолевая путь к своему месту на сцене. Другие

стараются не смотреть на публику, внутренне отстраняются от неё и

настраиваются на начало исполнения. Третьи идут «работать», т.е. выполнять

свой артистический «долг», сосредоточенно и деловито. Но, равнодушных

нет и не может быть!

Четвёртая фаза - начало исполнения, артистического общения с

публикой, борьба со своим негативным состоянием.

У начинающих артистов и даже более опытных, при резком повышении

ответственности выступления нередко можно наблюдать потери или даже

срывы в исполнении. Всегда сложно начинать исполнение и с первых нот

заинтересовать слушателя, установить контакт с залом.

Пятая фаза – состояние после концерта.

Предконцертное волнение и волнение в процессе выступления переходит в

психологическое «послеконцертное» состояние - это или радостный подъем,

или усталость, или разочарование, либо пустота. Исполнитель испытывает

острое желание услышать отзывы о своём выступлении. Словесная реакция

преподавателя,

слушателей, друзей на своё выступление необходима

каждому: это разрешение той сложной социальной, профессиональной и

личной неопределённости, которая всё время волнует исполнителя.

Исходя из практики, нужно отметить, что волнение присуще всем. Однако,

одни исполнители могут его контролировать, и это дает им стимул для новых

творческих свершений, а другие, при неспособности совладать с волнением,

погружаются в депрессию, происходит оцепенение всего тела, наблюдается

пассивная и без эмоциональная сценическая подача. В то же время у третьей

группы наблюдается высокая возбудимость и суетливость, гипернапряжение,

переизбыток жестикуляции и мимики.

Формы и методы преодоления предконцертного волнения.

1.

Эмоциональная

встряска

(много

и

оживлённо

разговаривают

на

отвлечённые темы)

2. Расслабление в тишине.

3. Концентрация внимания на предстоящем выступлении.

4. Размышления, не связанные с предстоящим концертом.

5. Перемещения в пространстве.

6. Выступление в ансамбле.

7. Частота выступлений

8. Рациональный подбор репертуара.

9.

Формирование

стабильности в

концертном

выступлении

за

счет

добросовестной предварительной подготовки.

10. Удобная комфортная одежда на сцене.

11. Способность самососредоточения.

12. Организация домашней работы учащегося.

13.

Предварительный многократный показ подготовленного материала в

различной обстановке.

14. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.

Советы в день выступления.

1. Выспаться.

2. Избегать чрезмерного утомления.

3. Не приезжать слишком рано на выступление

4. Много не репетировать перед выступлением.

5. Сделать лёгкую гимнастику – разминку.

6. Не слушать выступления других, пока не выступите.

7. Выходить на сцену смело и уверенно.

Проблема сценического волнения актуальна для всех и каждый решает

её по-своему, глубоко индивидуально. Преодолеть волнение помогает

предварительная солидная профессиональная подготовка «с запасом»,

внушающая уверенность в надежности своих сил. И главное, надо любить

музыку больше, чем самого себя. Нельзя быть занятым «своим состоянием».

Если полностью входишь в мир музыки, если понимаешь сложность задач, то

приводишь себя в соответственное рабочее состояние, и нерв волнения

отступает.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники