Напоминание

"Развитие вокальных навыков детей младшего школьного возраста"


Авторы: Красилова Ирина Валерьевна, Федореева Людмила Владимировна
Должность: директор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр творчества и развития №1
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие вокальных навыков детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие вокальных навыков

детей младшего школьного возраста»

Несомненно, музыка обладает огромным эмоциональным воздействием. Она

пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, развивает его

интеллект. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать

искусство, любовь к нему сохраняются на всю жизнь, в целом влияет на формирование

эстетических чувств и вкусов человека.

Младший школьный возраст, определяющий этап в формировании личности. От

того, какой «фундамент» будет заложен в данном возрасте, зависит дальнейшее развитие

ребёнка. Это касается как его общечеловеческих качеств, так и музыкального развития, в

частности, готовности к певческой деятельности. Вокальное воспитание – это трудоёмкий

процесс, результат которого проявляется не сразу. Все вокальные занятия, особенно на

первом этапе, должны быть подчинены главной цели: увлечь детей пением, творчеством,

музыкой. В процессе обучения детей преподаватель решает многие задачи, связанные с

развитием голоса учащихся и приобретением певческих навыков, необходимых для

художественного и выразительного исполнения. Чтобы эта работа не была трудоёмкой, а

наоборот, приносила удовлетворение и радость, следует проводить её живо и увлекательно.

На занятиях с ребятами младшего возраста нужно чаще использовать привычную для детей

форму деятельности - игру в различных её проявлениях. Они чувствуют себя свободно и

поэтому значительно полнее проявляют свои способности. Музыкальные игры строятся на

синтезе движения и музыки. Мы предлагаем отдельные упражнения, музыкальные игры и

игровые ситуации, применяемые в своей практике в работе с детьми младшего школьного

возраста.

На самых первых занятиях ребята учатся слушать тишину. Чтобы этот процесс был

воспринят с интересом, проводим игру - «Кто дольше слышит звук». Педагог играет на рояле

один звук, просит детей вслушаться и поднять руку в тот момент, когда они перестанут его

слышать. Постепенно появиться та удивительная тишина, которая необходима для

восприятия музыки.

Научить ребят правильно владеть дыханием - важная задача, которая должна

ставиться с первых занятий. Стимулом для развития певческого дыхания в этом возрасте

является дыхательная гимнастика. Смысл таких упражнений заключается в том, чтобы

придать мышцам, участвующим в певческом процессе, физическую упругость, а также

зафиксировать внимание на правильно выполненном вдохе и выдохе, не отвлекаясь на

моменты, связанные с формированием звука. Упражнение «Кашель» - на ощущение и

активизацию мышц, участвующих в процессе пения, во время выполнения которого ребята

чувствуют активную работу мышц живота (для этого можно положить руки на живот). Затем

задания усложняются с целью зафиксировать внимание ребят на вдохе и выдохе. К ним

относятся следующие упражнения: «Пчёлка». Дети делают активный короткий вдох с

обязательной задержкой дыхания

и затем медленно выдыхают воздух при помощи

произнесения согласной «з-з-з...». Название упражнения можно сменить на «Сдувшийся

шарик», если при выдохе произносится «с» или «ш». Эти упражнения помогут научить

экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределяя его на всё звучание фразы. Во время

выполнения этих заданий нужно следить за активностью, ровностью и направлением

выдыхаемого звука, с ощущением приятного напряжения. При выполнении упражнения

«Пистолетик» дети при вдохе полностью повторяют все задачи, заданные в двух предыдущих

упражнениях, только при выдохе с активностью произносятся согласные «кх-кх-кх-кх» под

счёт-1,2,3,4. При выполнении этих упражнений живот максимально втягивается, затем

расслабляется, плечевой пояс неподвижен.

Игровая ситуация «Зимние узоры»: ребята представляют, что окна класса разрисовали

зимние узоры, и каждый хочет их разморозить-увидеть картину за окном. Для этого дети

должны подуть на окошко. Вдох выполняется спокойно, через нос, выдох должен быть

активным (через рот), струя воздуха направлена прямо перед собой на воображаемый объект

(2 вариант-разогреть замёрзшие руки).

Игровая ситуация: «Кто правильно надует воздушный шарик?» Вдох в этом

упражнении делается через нос, с наслаждением, словно вдыхаешь аромат любимых цветов.

При вдохе рука контролирует положение живота, который «надувается как воздушный

шарик». Задержка дыхания «любование цветом и формой шара». Решив поберечь шарик -

нужно сдуть его, медленно выдыхая оставшийся в лёгких воздух. При этом мышцы живота

расслабляются и возвращаются в исходное положение.

В игровой ситуации «Испуг» или «Удивление» преподаватель фиксирует внимание ребят на

вдохе и задержке дыхания. Дети делают быстрый вдох через рот, замирая на мгновение

удерживая дыхание и выдох, выполняют активно через рот. При этом можно это задание

делать под счёт: вдох-раз, выдох-два.

Опираясь на опыт мы думаем, что певческое дыхание всё же необходимо воспитывать на

начальном этапе для того, чтобы дети осознали певческое дыхание, как важный процесс для

будущего звукообразования. Для формирования внимания к дирижёрскому жесту играем в

такую игру: «Представим, что в руках у каждого из нас очень красивая роза, с прекрасным

ароматом. Вдруг на наших глазах она раскрывается и становится пышной и большой.

Удивляясь. Ребята одновременно со взмахом руки руководителя тихо произносят «Ах!»,

мгновенно задерживая дыхание от увиденной красоты. При этом необходимо объяснить,

чтобы дети не набирали много воздуха, ведь роза очень нежная. После задержки дыхания

дети могут спеть гласную «а» или «о» один из звуков или мотив в примарной зоне, используя

мягкую атаку звука.

Для развития музыкальной памяти и внутреннего музыкального слуха детей

выполняем упражнение «Музыкальная телеграмма». Учитель поёт заданную выразительную

мелодию на слог или со словами затем указывает адресат-кому из певцов будет отправлена

такая «телеграмма» и в какой

последовательности участники игры будут её передавать .

Певцы «передают» её в соответствии с предложенным «маршрутом», причём во время пения

они не получают инструментальной или певческой поддержки со стороны педагога. Когда

«телеграмма» доставленна адресату, получившему её, учитель проверяет на фортепиано-

правильно ли она дошла, произошли ли в ней искажения. Перечисленные выше музыкальные

задания-игры помогают детям с интересом и увлечением познакомиться с элементами

музыкальной выразительности: ритмом, темпом, регистрами, динамикой, характером

движения мелодии.



В раздел образования