Напоминание

Этика отношений педагога с учащимися


Автор: Гавриленко Антонина Алексеевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ им. М.А. Балакирева"
Населённый пункт: город Саров Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Этика отношений педагога с учащимися
Раздел: дополнительное образование





Назад




Этика отношений педагога с учащимися

Профессиональная этика необходима педагогу как в общении с другими

преподавателями, так и с учащимися.

Рассмотрим отношения в системе «педагог-ученик». А именно, нормы и

принципы поведения педагога по отношению к детям.

Уважение к личности учащегося

Уважение к личности учащегося предполагает, прежде всего, равенство,

равноправие, партнерство учителя

и

ученика

несмотря на

разницу в

положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д.

В чем же конкретно должно проявляться уважение к личности ученика?

Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог

видит в учениках равных себе людей со своими взглядами и интересами и

надеется, что и они воспринимают его так же. Доверие сопряжено с интересом

к личности учащегося.

Интерес,

как

правило,

начинается

с

терпимости:

терпимости

к

самостоятельности мышления ученика, его взглядам, внешнему виду, его

часто неординарному поведению.

Интерес учителя к личности учащегося имеет и другую этическую

сторону - это побуждение интереса ученика к себе. Часто именно через любовь

ученика

к

учителю

приходит

и

любовь

к

тому

предмету,

который

он

преподает.

Доверие к учащимся как возможная форма демократизации школьных

отношений должно проявляться и в уважении мнения учеников о педагоге.

Разумеется, речь идет не о том, чтобы обсуждать с учащимся достоинства или

недостатки коллег-педагогов за их спиной: это не этично. Можно, например, в

конце учебного года провести письменный анонимный блиц-опрос, попросив

учащихся ответить на ряд вопросов, например, «Ваше отношение к предмету?

Наиболее интересные и наиболее скучные темы? Ваша оценка, замечания и

пожелания педагогу?» Ответы учащихся на эти вопросы свидетельствуют и об

их чувствах ответственности и самоуважения, и об их благодарности за то, что

педагогу интересно их мнение, и, конечно же, содержат оценки, замечания,

советы,

которые

могут

в

дальнейшем

стать

для

него

неоценимым

«руководством к действию».

Еще одним проявлением уважения к личности учащегося выступает

недопустимость унижения личного достоинства ученика. Банальность этого

требования очевидна. Однако на практике нередко оно нарушается, причем,

как правило, не специально, а незаметно для нас самих, так сказать, по

привычке.

Мы порой унижаем ученика - взглядом, тоном, насмешкой, окриком... И все

это - не «со зла», а из благих побуждений, причем всегда этому находится

оправдание: мол, «довёл», «сорвался», «не выдержал» и т.д. А между тем

кричать на детей - значит расписываться в собственном педагогическом

бессилии, следовательно, провоцировать неуважение к себе и одновременно

демонстрировать свое неуважение к ученикам.

Требовательность

Вместе с тем уважение проявляется не только в том, чтобы никогда «не

гладить против шерсти». Оно выражается и в требовательности к учащемуся,

которую можно представить так: я, педагог, с уважением отношусь к его

мнению и знаниям, я верю в его силы и возможности и потому требую с него.

Существуют некоторые этические «требования к требовательности».

- Требовательность педагога должна быть объективно целесообразной,

т.е. выполняемое задание должно служить делу - усвоению нового материала,

повторению пройденного, но ни в коем случае не должно быть наказанием.

-

Требовательность

должна

быть

доброжелательной

и

выражаться,

скорее, в форме полу-вопроса, полу-совета, а не однозначного приказа.

- Требования должны быть понятными и потому учащимся всегда

необходимо разъяснять, почему и для чего он должен выполнить именно это

задание и как лучше его сделать.

- Требования должны быть реально выполнимы.

Поощрение и наказание

Отношение педагога к учащимся проявляется, прежде всего, в том, в каком

соотношении в арсенале его педагогических средств находятся такие методы

и формы воздействия, как поощрение и наказание. Разумное дозирование

поощрения и наказания является одним из наиболее действенных методов

воспитания. К сожалению, давний, и ставший уже традиционным «перекос» в

представлениях воспитателей, как правило, отдает предпочтение наказанию.

Принцип,

который должен,

согласно

требованиям педагогической

этики,

лежать в основе всех действий педагога - это ориентация на положительные

отношения и чувства к учащимся. Одним словом, детей надо просто любить,

уже только потому, что они – дети и потому, что только чья-то любовь дает

каждому человеку возможность раскрыться и «быть» (Э. Фромм, выдающийся

мыслитель XX века).

Применительно к младшему возрасту «методика любви» в воспитании

разработана американским доктором Б. Споком. Что же касается старших

школьников

и

студентов,

то

здесь

можно

рекомендовать

советы

Дейла

Карнеги из его книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

В разделе, посвященном тому, как воздействовать на людей, не оскорбляя их

и не вызывая чувства обиды, Д. Карнеги пишет, что для этого надо:

начинать

с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;

указывать на

ошибки не прямо, а косвенно;

сначала поговорить о собственных ошибках,

а потом критиковать своего собеседника;

задавать собеседнику вопросы

вместо того, чтобы ему что-то приказывать;

дать высказать собственное

мнение, а не навязывать свое;

выражать людям одобрение по поводу

малейшей их удачи и отмечать (в беседе) каждый их успех;

создавать людям

хорошую

репутацию,

которую

они

будут

пытаться

сохранить.

Если

мы

считаем эти советы справедливыми для себя, то, наверное, они могут дать

положительные результаты и в отношениях педагога с учащимися.

Дистанция в системе «педагог – ученик»

Одним

из

проявлений

демократизации

и

гуманизации

в

условиях

школы,

является

разумное

сочетание

формальных

(официальных)

и

неформальных («человеческих») отношений в общении педагога и учащегося.

По сути дела, это вопрос о дистанции - быть ей или не быть между педагогом

и

учащимся

и

если

быть,

то

какой. В

старой

авторитарной школе

-

и

дореволюционной, и советской - вопрос этот однозначно решался в пользу

максимальной дистанции.

Сегодня

же

из-за

изменившихся

условий

жизни

и

демократизации

общественных отношений эта дистанция сократилась. До каких же пор нужно

и возможно сокращение дистанции между учителем и учеником? Думаю, что

даже

при

максимальной

демократизации

отношений

дистанция

должна

сохраняться.

Во-первых,

всегда

остается

разница

в

возрасте.

Во-вторых,

должна быть дистанция, определяемая мерой почтения и уважения к Учителю

и Знанию.

Поскольку в процессе диалога между учителем и учеником происходит

интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то педагогу необходимо

заботиться о том, чтобы эти состояния были позитивными. Сам учитель

должен постоянно создавать наилучшие условия общения, при котором самое

главное – взаимное положительное восприятие учителем ученика и учеником

своего учителя.



В раздел образования