Автор: Гавриленко Антонина Алексеевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ им. М.А. Балакирева"
Населённый пункт: город Саров Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Этика отношений педагога с учащимися
Раздел: дополнительное образование
Этика отношений педагога с учащимися
Профессиональная этика необходима педагогу как в общении с другими
преподавателями, так и с учащимися.
Рассмотрим отношения в системе «педагог-ученик». А именно, нормы и
принципы поведения педагога по отношению к детям.
Уважение к личности учащегося
Уважение к личности учащегося предполагает, прежде всего, равенство,
равноправие, партнерство учителя
и
ученика
—
несмотря на
разницу в
положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т.д.
В чем же конкретно должно проявляться уважение к личности ученика?
Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог
видит в учениках равных себе людей со своими взглядами и интересами и
надеется, что и они воспринимают его так же. Доверие сопряжено с интересом
к личности учащегося.
Интерес,
как
правило,
начинается
с
терпимости:
терпимости
к
самостоятельности мышления ученика, его взглядам, внешнему виду, его
часто неординарному поведению.
Интерес учителя к личности учащегося имеет и другую этическую
сторону - это побуждение интереса ученика к себе. Часто именно через любовь
ученика
к
учителю
приходит
и
любовь
к
тому
предмету,
который
он
преподает.
Доверие к учащимся как возможная форма демократизации школьных
отношений должно проявляться и в уважении мнения учеников о педагоге.
Разумеется, речь идет не о том, чтобы обсуждать с учащимся достоинства или
недостатки коллег-педагогов за их спиной: это не этично. Можно, например, в
конце учебного года провести письменный анонимный блиц-опрос, попросив
учащихся ответить на ряд вопросов, например, «Ваше отношение к предмету?
Наиболее интересные и наиболее скучные темы? Ваша оценка, замечания и
пожелания педагогу?» Ответы учащихся на эти вопросы свидетельствуют и об
их чувствах ответственности и самоуважения, и об их благодарности за то, что
педагогу интересно их мнение, и, конечно же, содержат оценки, замечания,
советы,
которые
могут
в
дальнейшем
стать
для
него
неоценимым
«руководством к действию».
Еще одним проявлением уважения к личности учащегося выступает
недопустимость унижения личного достоинства ученика. Банальность этого
требования очевидна. Однако на практике нередко оно нарушается, причем,
как правило, не специально, а незаметно для нас самих, так сказать, по
привычке.
Мы порой унижаем ученика - взглядом, тоном, насмешкой, окриком... И все
это - не «со зла», а из благих побуждений, причем всегда этому находится
оправдание: мол, «довёл», «сорвался», «не выдержал» и т.д. А между тем
кричать на детей - значит расписываться в собственном педагогическом
бессилии, следовательно, провоцировать неуважение к себе и одновременно
демонстрировать свое неуважение к ученикам.
Требовательность
Вместе с тем уважение проявляется не только в том, чтобы никогда «не
гладить против шерсти». Оно выражается и в требовательности к учащемуся,
которую можно представить так: я, педагог, с уважением отношусь к его
мнению и знаниям, я верю в его силы и возможности и потому требую с него.
Существуют некоторые этические «требования к требовательности».
- Требовательность педагога должна быть объективно целесообразной,
т.е. выполняемое задание должно служить делу - усвоению нового материала,
повторению пройденного, но ни в коем случае не должно быть наказанием.
-
Требовательность
должна
быть
доброжелательной
и
выражаться,
скорее, в форме полу-вопроса, полу-совета, а не однозначного приказа.
- Требования должны быть понятными и потому учащимся всегда
необходимо разъяснять, почему и для чего он должен выполнить именно это
задание и как лучше его сделать.
- Требования должны быть реально выполнимы.
Поощрение и наказание
Отношение педагога к учащимся проявляется, прежде всего, в том, в каком
соотношении в арсенале его педагогических средств находятся такие методы
и формы воздействия, как поощрение и наказание. Разумное дозирование
поощрения и наказания является одним из наиболее действенных методов
воспитания. К сожалению, давний, и ставший уже традиционным «перекос» в
представлениях воспитателей, как правило, отдает предпочтение наказанию.
Принцип,
который должен,
согласно
требованиям педагогической
этики,
лежать в основе всех действий педагога - это ориентация на положительные
отношения и чувства к учащимся. Одним словом, детей надо просто любить,
уже только потому, что они – дети и потому, что только чья-то любовь дает
каждому человеку возможность раскрыться и «быть» (Э. Фромм, выдающийся
мыслитель XX века).
Применительно к младшему возрасту «методика любви» в воспитании
разработана американским доктором Б. Споком. Что же касается старших
школьников
и
студентов,
то
здесь
можно
рекомендовать
советы
Дейла
Карнеги из его книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».
В разделе, посвященном тому, как воздействовать на людей, не оскорбляя их
и не вызывая чувства обиды, Д. Карнеги пишет, что для этого надо:
−
начинать
с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
−
указывать на
ошибки не прямо, а косвенно;
−
сначала поговорить о собственных ошибках,
а потом критиковать своего собеседника;
−
задавать собеседнику вопросы
вместо того, чтобы ему что-то приказывать;
−
дать высказать собственное
мнение, а не навязывать свое;
−
выражать людям одобрение по поводу
малейшей их удачи и отмечать (в беседе) каждый их успех;
−
создавать людям
хорошую
репутацию,
которую
они
будут
пытаться
сохранить.
Если
мы
считаем эти советы справедливыми для себя, то, наверное, они могут дать
положительные результаты и в отношениях педагога с учащимися.
Дистанция в системе «педагог – ученик»
Одним
из
проявлений
демократизации
и
гуманизации
в
условиях
школы,
является
разумное
сочетание
формальных
(официальных)
и
неформальных («человеческих») отношений в общении педагога и учащегося.
По сути дела, это вопрос о дистанции - быть ей или не быть между педагогом
и
учащимся
и
если
быть,
то
какой. В
старой
авторитарной школе
-
и
дореволюционной, и советской - вопрос этот однозначно решался в пользу
максимальной дистанции.
Сегодня
же
из-за
изменившихся
условий
жизни
и
демократизации
общественных отношений эта дистанция сократилась. До каких же пор нужно
и возможно сокращение дистанции между учителем и учеником? Думаю, что
даже
при
максимальной
демократизации
отношений
дистанция
должна
сохраняться.
Во-первых,
всегда
остается
разница
в
возрасте.
Во-вторых,
должна быть дистанция, определяемая мерой почтения и уважения к Учителю
и Знанию.
Поскольку в процессе диалога между учителем и учеником происходит
интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то педагогу необходимо
заботиться о том, чтобы эти состояния были позитивными. Сам учитель
должен постоянно создавать наилучшие условия общения, при котором самое
главное – взаимное положительное восприятие учителем ученика и учеником
своего учителя.