Автор: Одегова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОГОБУ СШ пгт Суна
Населённый пункт: пгт Суна Сунский район Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: развитие финансовой грамотности младших школьников через внеурочную деятельность
Раздел: начальное образование
Развитие финансовой грамотности младших школьников через
внеурочную деятельность
«Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не
обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей,
набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные
монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в
данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко.
Но не все рождаются финансистами.
Нельзя
себе
представить
сегодня
мир
без
денег.
Эта
острая
и
животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь
с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не
имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки
финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а
также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным
деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной
рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению,
формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может
способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они
вырастут.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах
обусловлена
еще
и
тем,
что
современные
дети
достаточно
активно
самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают
покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными
знаками
и
являются
активными
участниками
торгово-финансовых
взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой
грамотности.
Финансовая
грамотность —
это
прежде
всего
знания
и
умения,
показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество
возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую
жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с
родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-
экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на
бытовом уровне.
В
учебном
плане
начальной
школы
не
предусмотрено
изучение
самостоятельного
предмета,
связанного
с
формированием
финансовой
грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание
изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов:
окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология
и занятия внеурочной деятельности.
На занятиях внеурочной деятельности «Умники и умницы» использую
различные формы работы :
-беседы на такие темы - зачем нужны деньги, как появились деньги, семейный
бюджет, планирование семейного бюджета, доходы и расходы семьи,
заработная плата родителей, личные денежные средства, товары и покупки,
защита от мошенничества и другие;
.
-конкурсы, например, квест-игра - «Мы ребята деловые»
-ролевые игры, например « Деловая игра «Что? Где? По чём? »;
-просмотр видеофильмов, например, серии мультфильма «Смешарики» под
названием «Азбука финансовой грамотности»;
-решение логических задач.
Приведу некоторые примеры.
1.
Рассмотри достоинства монет. Поставь между монетами
или
группами
монет
каждой группе.
знаки:
<, >, =,
сравнив количество денег в
…
…
1)
1 рубль и 5 рублей;
2)
10 рублей и 2 рубля;
3)
1 рубль + 1 рубль + 2 рубля и 5 рублей;
4)
5 рублей + 5 рублей и 10 рублей.
2.2 тетради стоят столько же, сколько 1 блокнот, а набор красок в 4 раза дороже,
чем блокнот. 1. Посчитай, хватит ли 100 р., чтобы купить 8 таких тетрадей, 2
блокнота и 1 набор красок, если 1 тетрадь стоит 4 р.
Данные о покупке запиши в таблице
Наименование
предметов
цена
количество
стоимость
Тетрадь
Блокнот
Краски
всего
Что еще можно купить на оставшиеся от 100 р. деньги? Рассмотри разные
варианты
.
3.В день рождения Игорю подарили 1000 р. на развлечения. Игорь пригласил
друга в парк аттракционов. Посчитай, хватит ли друзьям этих денег, чтобы
побывать на аттракционах: «Вираж», вход на него 140 р., «Автодром» – 120 р.,
«Колесо обозрения» – 165 р. и карусель «Ромашка» – 70 р.
4.Сколько потребуется рублей, десяток, сотен, чтобы разменять купюру в 1000 р.?
5.На Руси грош равнялся 2 копейкам, а алтын – 3 копейкам. Ответь на вопросы: –
Что больше, 3 гроша или 4 алтына? 7 грошей или 5 алтынов? 12 грошей или 6
алтынов? – Хватило бы 22 гроша на покупку барана, который стоил 15 алтынов и 1
копейку? Почему?
6. Маруся пришла домой расстроенная. «Что с тобой?»- спросила бабушка.
«Бабуля, я рассказала Марине, что мы всей семьей составляли бюджет на
месяц. Но ее мама сказала, что зря вы нас привлекли к этой работе, ведь мы с
Петей не вносим никого вклада в доходы семьи». «Ну что ты, Марусенька, –
сказала бабушка, – вы с Петей молодцы, и ваш вклад в наш бюджет очень
даже весомый». Маруся стала перечислять, что они с Петей делают по дому, а
потом спросила у бабушки: «Это всё пополняет наш бюджет?» «Не всё», –
ответила бабушка. Какие виды деятельности детей способствуют пополнению
бюджета? Отметь все верные ответы
1 Маруся регулярно покупает в магазине хлеб для семьи
2 Весной Петя помогал папе копать на даче грядки под огурцы
3 По субботам Петя пылесосит ковёр
4 Маруся вместе с бабушкой делают вкусные заготовки на зиму
5 Вместе с родителями Маруся и Петя собирают в лесу грибы
6 В обязанности Маруси по дому входит мытьё посуды
7. Бабушка предложила детям вместе пойти на рынок и записать цены на
помидоры и огурцы.
На рынке килограмм помидоров стоил 80 рублей, килограмм огурцов – 60
рублей
«В этом году у нас неплохой урожай: мы собрали 10 килограммов помидоров
и 20 килограммов огурцов», – сказала бабушка. «Чтобы вырастить наш урожай,
мы потратили деньги на покупку семян и на удобрения: 3 пакета семян огурцов, 3
пакета семян помидоров и одну баночку удобрения». Каждый пакет семян стоил
25 рублей, баночка удобрения – 100 рублей.
Ответь на следующие вопросы. Запиши свои ответы.
Сколько денег потратила бы семья Воронцовых, если бы купила столько же
огурцов и помидоров на рынке? Ответ _________ рублей
Сколько денег потратила семья Воронцовых на выращивание урожая?
Ответ _________ рублей
Какова экономия семьи? Ответ _________ рублей
Ответ: 2000 руб. 250 руб. 1750 руб.
8. Подозвав Марусю и Петю, папа дал им деньги и сказал: «Это ваши карманные
деньги на месяц. Пожалуйста, записывайте все свои траты. Кроме того,
помните, что ваш личный бюджет должен подчиняться тем же правилам, что
и семейный бюджет, поэтому не забудьте оставить немного денег на
непредвиденные расходы». Как вы думаете, чем можно объяснить этот совет
папы?
Отметь верный ответ.
1. Отсутствие у детей денег на непредвиденную ситуацию не позволит им лишний
раз сходить в кино или съесть мороженое
2. Истратив всё до копеечки, дети не смогут купить подарки родителям или
друзьям
3. При отсутствии денег на непредвиденные расходы придётся обратиться к
бюджету семьи и тем самым увеличить общие семейные расходы
4. Если будут потрачены все деньги, то дети не смогут вместе с друзьями
покататься в парке на аттракционах
9. На графике показан доход семьи за один год по месяцам.
Рассмотри график и ответь на вопросы:
1)
В каких месяцах доход семьи можно считать стабильным?
2)
В каком месяце доход семьи был самым высоким? Са мым низким?
3)
В каком месяце доход семьи был выше: в июле или в октябре?
4)
В каком месяце доход семьи был ниже: в апреле или в ноябре?
10.Сколько шариков по 5 рублей может купить Настя на 10 рублей? А на 18
рублей? В каком случае останется сдача и сколько?
11.Таня и Серёжа решили сложиться и вместе купить плитку шоколада за 80
рублей. У Тани и у Серёжи по 50 рублей. Хватит ли им денег, чтобы
купить шоколадку? По сколько рублей
они
должны
отдать,
чтобы
потратить равную сумму денег? Сколько рублей останется у каждого?
12. У Иры было 80 рублей. Она купила шоколадку за 44 руб. и ей выдали
сдачу 26 рублей. Правильно ли ей выдали сдачу? Составь равенство или
неравенство.
13.Кирилл хотел удивить маму и подарить ей на день рождения красивую
вазу для цветов. Каждый день мама давала ему 120 руб. на карманные
расходы, из которых он откладывал на подарок по 40 рублей. За сколько
дней Кирилл сможет накопить на вазу, если ваза стоит 1000 рублей?
14.Ребята у вас на столе лежит набор продуктов: сок, молоко, консервы, шоколад.
Заполните таблицу.
Название
товара
Дата
изготовления
Срок
годности
Условия
хранения
Состав
Цена
15.
Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые
надо предпринять, совершая покупку в супермаркете.
A. Выложить продукты из тележки.
Б. Получить сдачу.
В. Проверить сроки годности.
Г. Выбрать продукты.
Д. Проверить чек.
Е. Оплатить покупки.
Ё. Занять очередь в кассу.
Ж. Взять тележку.
Таким
образом,
деятельность,
направленная
на
воспитание
финансовой
грамотности школьников, способствуют формированию у обучающихся общих, и в
то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с
экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию
успешной личности каждого ученика.
А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности
их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению
учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких
вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где
приобрести
качественную
и
недорогую
вещь,
как
получить
денежное
вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.
В
результате
изучения
основ
финансовой
грамотности
на
уровне
НОО, обучающиеся должны знать:
понимание природы и функции денег;
умение ценить деньги;
умение считать деньги;
умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
умение экономить и сберегать;
умение тратить деньги и жить по средствам;
умение делиться.