Автор: Гарапшина Эльмира Фависовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 7 им.А.С.Ключарева" г.Казани
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по домре, срок обучения 4 года
Раздел: дополнительное образование
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Примерные списки произведений
- Методическая литература
- Учебная литература
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по виду инструмента домра
(далее – «Музыкальный инструмент (домра)» разработана на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных
инструментах в детских школах искусств.
В системе музыкально-эстетического воспитания
одно из ведущих мест занимает
музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности,
доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает
интерес к занятиям.
Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 – 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (домра)» составляет 2 часа в
неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков
ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы
завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный
подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра)»
со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый
годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки
Затраты учебного времени
Всего
часов
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество
недель
16
19
16
19
16
19
16
19
Аудиторные
занятия
32
38
32
38
32
38
32
38
280
Самостоятельна
я работа
32
38
32
38
32
38
32
38
280
Максимальная
учебная
нагрузка
64
76
64
76
64
76
64
76
560
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра)» при 4-летнем
сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов –
самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы
занятий
позволяют
преподавателю
построить
процесс
обучения
в
соответствии
с
принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве
на домре, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
•
ознакомление
детей
с
народными
инструментами,
их
разнообразием
и
исполнительскими возможностями;
•
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
•
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
•
приобретение
знаний в области истории музыкальной культуры и народного
творчества;
•
формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
•
оснащение
системой
знаний, умений и способов музыкальной деятельности,
обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с
музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
•
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
•
воспитание
стремления
к
практическому
использованию
знаний
и
умений,
приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки учащихся;
•
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов
работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.
Класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео техникой,
компьютером и интернетом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
1 год обучения
I полугодие
1 четверть
Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за
ним.
Изучение нотной грамоты, строй инструмента
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре (правильная, удобная посадка,
постановка рук).
Основы звукоизвлечения. Прием игры- pizz.большим пальцем, упражнения на открытых
струнах, простые тетрахорды, попевки
2 четверть По возможности ученика-освоение игры медиатром. Продолжение изучения
нотной грамоты. Игра простейших пьес в форме предложения, попевки, песни различного
характера
II полугодие
3 четверть
Прием стаккато. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы ля мажор и ля
минор. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения
современных композиторов.
4 четверть
Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в
ансамбле с концертмейстером. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе
и произведения современных композиторов.
Академический зачет. Исполняется 3 произведения
2 год обучения
I полугодие
1. Основы технического развития - хроматические упражнения, тетрахорды. Гаммы Ми
мажор, ми минор в одну октаву. Арпеджио. Ритмические группировки на дубль штрих
2. 2-3 простейших этюда
3. 6-8 песен и пьес разного характера (в том числе и ансамбли)
Академический зачёт - в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.
II полугодие
1.Упражнения. Гаммы Соль мажор и соль минор в одну октаву
2. 2-3 простых этюда
3. 5-6 разнохарактерных пьес (в том числе и ансамбли)
4.Чтение нот с листа
Академический зачёт – (в конце учебного года) выносятся две разнохарактерные пьесы и
этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или прием игры.
3 год обучения
I полугодие
1.Гаммы E,G dur в две октавы, в ритмическом движении по схеме, арпеджио. Хроматическая
гамма от E.
2. 2-3 этюда на различные виды техники
3.
3-4
произведения
классической
и
народной
музыки,
эстрадные
песни.
4. Ансамблевые, оркестровые партии
5. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Академический зачёт – 2 различных по стилю произведения
II полугодие
1.Гаммы e, g moll в две октавы (гармонический вид) в ритмическом движении по схеме,
арпеджио
2.2-3 этюда на различные виды техники
3.3-4 произведения (включая зарубежную, русскую классику; произведения современных и
татарских композиторов, обработки народных мелодий и песен)
4.Ансамблевые, оркестровые партии
5. Чтение нот с листа, подбор по слуху
Академический зачёт – 3 различных по стилю произведения (включая кантилену)
4 год обучения
1 полугодие
1.Гаммы F dur, f moll в две октавы по схеме. Хроматическая гамма от F
2.1-2 этюда
3.Разбор выпускной программы
2 полугодие
Подготовка к итоговой аттестации
Выпускной экзамен – 3 различных по стилю произведения (включая - части сюиты, сонаты;
концерты; кантилену)
Годовые требования
Требования всех годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских
программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интереса учащихся.
Программа рассчитывается на 3 возрастные категории, которые, при поступлении имели
возраст:
1) 6-8 лет;
2) 9-10 лет;
3) 11-12 лет.
За первые три года необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на
инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.
Требования четвёртого года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к
итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным.
Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей,
уровня
подготовки.
В
процессе
подготовки
итоговой
программы
закрепляются
исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.
1 год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие
первоначальных навыков игры на инструменте (правильная, удобная посадка, постановка
рук). Знакомство с основными музыкальными терминами.
ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
М. Магиденко «Петушок». Александров «Школа игры на 3-х струнной домре»
Р.н.п. «Как под горкой, под горой»
М.Красев «Топ-топ»
Н.Метлов «Котя, котенька-коток»
Укр.н.п. «Ой, Джигуне, Джигуне»
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
Н.Метлов «Паук и мухи»
Д.Кабалевский «Маленькая полька»
Д.Кабалевский «Игра»
В.Агафонников Сюита «Музыкальные игры». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина
Р.н.п. «Скок, скок, поскок». Обр. Е.Туманян
В.Ребиков «Воробышек»
Т.Потапенко «Грибы»
В.Благ «Чудак»
В.Моцарт «Азбука» В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре»
Э Левина «Неваляшки».
Л.Бетховен «Сурок». В.Круглов «Школа игры на домре»
Ю.Виноградов «Медвежата» «Мозаика»
Обр. т.н.п. «Ай был, былым» Мозаика
Обр.т.н.п. «Зятюшка» Мозаика
Примерный репертуарный список академического зачета в конце учебного года:
1 вариант
1. В.Моцарт «Азбука»
2. В.Иванников «Паучок»
3. А.Филиппенко «Цыплятки»
2 вариант
1.Й.Гайдн «Песня»
2.А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»
3.тат.н.п. «Ай, былбылым» обр.М.Музафарова
3 вариант
1.Л.Бетховен «Сурок»
2.А.Гедике «Танец»
3.Д.Кабалевский «Вприпрыжку»
2 год обучения
Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: дубль штрихи, тремоло. Освоение
техники игры интервалов. Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато.
Знакомство с основными музыкальными терминами. Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар
для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок
народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также
пьес
современных авторов. Анасамбли могут быть как однородные, так и смешанные.
По окончании второго года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.
Учащийся:
- играет разнохарактерные мелодии
- знаком с позиционной игрой
- владеет приемом пиццикато, дубль штрих, тремоло
- знает основные музыкальные термины
ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Чешская н.п. «Аннушка». Гармонизация В.Ребикова. А.Александров «Школа игры на
трехструнной домре»
Д.Кабалевский «Прогулка»
Д.Кабалевский «Свет и тени».
В.А.Моцарт «Вальс» Фа мажор
Д.Шостакович «Маленький марш»
Д.Кабалевский «Хоровод»
И.С.Бах «Гавот» Ре мажор. В.Круглов «Школа игры на домре»
В.А.Моцарт «Аллегретто».
Р.н.п. «Я на камушке сижу». Обр. Н.Римского-Корсакова
Р.н.п. «Исходила младешенька». Обр.Н.Римкого-Корсакова. «Юный домрист», сост.
Н.Бурдыкина
Р.н.п. «Белолица, круглолица». Обр. С.Фурмина.
Р.н.п. «Ай, утушка луговая». Обр. Н.Любимовой.
Р.н.п. «Соловьем залетным». Обр. А.Комаровского
Тат.н.п. «Аниса» обр. Музафарова Мозаика
Тат.н.п «Гусиные крылья» обр.Берлин-Печниковой
Репертуар для ансамблей
А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»
Р.н.п. «Посеяли девки лён»
М.Мусоргский «Поздно вечером сидела» хор из оп. «Хованщина»
Л.Бетховен «Прекрасный цветок»
А.Гретри «Песенка»
«Итальянская песенка» перел. Александрова
Л.Бетховен «Край родной»
Примерный репертуарный список академического зачета (в конце учебного года):
Одну пьесу из трех можно заменить пьесами, исполняемыми в составе ансамбля (дуэта,
трио, квартета или других составов).
1 вариант
1.Л.Моцарт «Менуэт»
2.В.Попонов «Наигрыш»
3.тат.н.п. «Зятюшка» обр.М.Музафарова
2 вариант
1.Я.Дюссек «Старинный танец»
2.В.Калинников «Журавель»
3.Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»
3 вариант
1.Н.Римский-Корсаков «Мазурка»
2.А.Хачатурян «Андантино»
3.А.Ушкарёв «Родничок»
(или ансамблевая пьеса Л. Бетховен «Край родной»)
3 год обучения
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.
Знакомство с гармоническим и мелодическим минором. Совершенствование техники.
Знакомство с музыкальной терминологией.
Пополнение и расширение исполнительского репертуара за счет включения в программу
несложных произведений крупной формы, пьес татарских композиторов и обработок
народных мелодий в виде вариаций. Пьесы, выученнные на занятиях ансамбля, можно
включать в исполнительские программы взамен одной сольной пьесы.
По окончании третьего года обучения должны быть сформированы следующие знания,
умения, навыки. Учащийся:
- играет разнохарактерные мелодии,
- знаком с позиционной игрой,
- владеет приемом пиццикато, тремоло, дубль штрих.
- знает основные музыкальные термины.
ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Р.н.п. «Вы послушайте, ребята». Обр. А Александрова. «Юный домрист», сост.
Н.Бурдыкина
Р.н.п. «Ой гоп, тай ни, ни». Обр. С.Фумина.
Т.Хренников «Колыбельная Светланы». В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре»
Р.н.п. «Как под яблонькой». Обр. В.Андреева. д
Д.Кабалевский Этюд ля минор. В.Круглов «Школа игры на домре»
С.Сарьян «Кукла спит». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»
Г.Беренс «Этюд» Ре мажор. В.Круглов «Школа игры на домре»
В.Калинников «Журавель». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина
Этюды Глейхмана, Пильщикова
М.Музафаров «Маленький вальс»
Тат.н.п. «Поделим яблоко на пять частей» обр.Белялова
Тат.н.п. «Играя с ребёнком» обр.Белялова
Репертуар для ансамблей
В.Ф.Бах «Два дуэта»
В.Ф.Бах «Жалоба»
А.Корелли «В темпе гавота»
Б.Барток «Менуэт»
В.Моцарт «Колокольчик»
А.Даргомыжский «Ванька-Танька»
Д.Кабалевский «Рондо»
Д.Кабалевский «Народный танец»
Е.Меццакапо «Марш мандолинистов»
В.Польдяев обр.р.н.п. «Серенький козлик»
Романс «Я встретил вас»
Ю.Виноградов обр.тат.н.п. «Апипа»
Н.Жиганов «Сказка»
Н.Шаинский-Олейников «Антошка»
Р.н.п. «Как пойду я на быструю речку» обр.Шишакова
Примерный репертуарный список академического зачета (в конце учебного года):
1 вариант
1.Г.Муффат «Бурре»
2.А.Холминов «Песня»
3.тат.н.п «Апипа» обр. Ш.Амирова
2 вариант
1.Й.Гайдн «Менуэт быка»
2.романс «Я встретил вас»
3.р.н.п. «Ах вы сени, мои, сени» обр. В.Дителя
(или ансамблевая пьеса Ю.Виноградов обр.тат.н.п. «Апипа»)
3 вариант
1.И.С.Бах «Весной»
2.Н.Жиганов «Мелодия»
3.А.Лоскутов обр. р.н.п. «Весёлая голова»
4 год обучения
Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочно-
двигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового
контроля к качеству звука, динамике. Овладение средствами создания художественного
образа произведения.
Продолжение
знакомства
с
основными
музыкальными
терминами.
Знакомство
с
циклической формой (сюита).
ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Д.Скарлатти Соната e moll III,IV части
Н.Паганини Сонатина
Г.Гендель Соната№6
О.Ридинг Концерт
Н.Бакланова Сонатина
А.Цыганков «Детская сюита»
Ф.Куперен «Тарантелла»
Г.Муффат «Бурре»
Р.Шуман «Грёзы»
Д.Гоэнс «Скерцо»
А.Глазунов «Пиццикато»
П.Чайковский «Баркаролла»
А.Аренский «Незабудка»
З.Валиуллин «Романс»
Р.Яхин «Элегия»
Н.Жиганов «Танец» из балета «Зюгра»
В.Городовская «Памяти Есенина»
В.Гаврилин «Марш»
Р.н.п. «Научить ли тя, Ванюша» обр.Мотова
Нем.н.п. «Деревенская свадьба» обр.Польдяева
Р.н.п. «Ах ты, ноченька» обр. Авророва
Р.н.п. «Мой муженька» обр.Цыганкова
Репертуар для ансамблей
В.Моцарт «Дивертисмент №12» ч.2
Л.Боккерини «Менуэт»
З.Фибих «Поэма»
И.Штраус «Полька пиццикато»
П.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из бал. «Лебединое озеро»
З.Валиуллин «Танец»
Р.Еникеев «Юмореска»
А.Кокорин «Маленький диксиленд»
В.Польдяев обр. нем.н. п. «Деревенская свадьба»
В.Городовская «Степь да степь кругом»
Сибирская полька «Стуколка»
Примерный репертуарный список выпускного экзамена:
1 вариант
1.И.Линике «Маленькая соната»
2.Р.Еникеев «Ариэтта»
3.р.н.п. «Играй моя травушка» обр.А.Шалова
2 вариант
1.В.Панин «Детский концерт»
2. р.н.п. «Соловьем залетным». Обр. В.Камалдинова
3. М.Музафаров «Шутка»
3 вариант
1.Ф.Кюхлер «Концертино»
2.Р.Яхин «Ноктюрн»
3.р.н.п. «По улице не ходила, пойду» обр. В.Лаптева
(или ансамблевая пьеса З.Фибих «Поэма»)
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на
практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе,
анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
•
текущий контроль,
•
промежуточная аттестация учащихся,
•
итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
•
систематичность,
•
учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения
учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и
повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает
индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и
предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании
результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в
тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской,
творческой деятельности школы, участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения
им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
•
зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
•
переводные зачеты (дифференцированные);
•
академические концерты;
•
контрольные уроки.
Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение
программы в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить в виде
академических
концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном
объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной
зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает
обязательное методическое обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля.
Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в
год.
Учащиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах, школьных
мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачетов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим
оценкам.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и
нужных темпах.
4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении программы, недостаточно
выразительном исполнении.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям
музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение
практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской
деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося,
успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить
обучение под руководством преподавателя,
продолжить самостоятельные занятия,
музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к
занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены
методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу
полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и
концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные
произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности
характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было
интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с
удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент,
характер.
В работе над произведениями можно
добиваться различной степени завершенности
исполнения:
некоторые
произведения
должны
быть
подготовлены
для
публичного
выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления.
Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и
технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном
плане учащегося.
VI.
СПИСКИ
РЕКОМЕНДУЕМОЙ
УЧЕБНОЙ
И
МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Учебно – методическая литература
1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990
2. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
3. Круглов В. Школа игры на домре М., 2003
4. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. М.,
2003
5.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1986
2.Методическая литература
1.Александров А. Азбука домриста. М., 1963
2. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка
для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988
3.Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972
4. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб.
Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып. 74. М., 1984
5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для
преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ. Составитель Терликова Л.
М., 1989
6. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и
исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987
7. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993
8. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ искусств г.Санкт -
Петербурга
9. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов
ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988
10. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Составитель
Франио Г.С., 1989
11. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968
12. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
13. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на
народных инструментах. Л., 1975
14.Потапова Л.Н.Работа над техническим развитием учащихся ДМШ. КГК 2012
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006
2. Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
3. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002
4. Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986
5. Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М., 1988
6. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А.М., 1996
7. Альбом для детей и юношества Вып. 1/ Составитель Круглов В.М., 1984
8. Альбом для детей и юношества Вып. 2/ Составитель Круглов В.М., 1985
9. Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В.М.,1987
10. Альбом начинающего домриста. Вып.1. М., 1969
11. Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель Фурмин С.М., 1970
12. Альбом начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Фурмин С.М., 1971
13. Альбом начинающего домриста. Вып.4/ Составитель Фурмин С.М., 1972
14. Альбом начинающего домриста. Вып.5/ Составитель Фурмин С.М., 1973
15. Альбом начинающего домриста. Вып.6/ Составитель Фурмин С.М., 1975
16. Альбом начинающего домриста. Вып.7/ Составитель Фурмин С.М., 1975
17. Альбом начинающего домриста. Вып.8/ Составитель Фурмин С.М., 1976
18. Альбом начинающего домриста. Вып.9/ Составитель Фурмин С.М., 1977
19 Альбом начинающего домриста. Вып.10/ Составитель Фурмин С.М., 1978
20. Альбом начинающего домриста. Вып.11/ Составитель Фурмин С.М., 1979
21.Альбом начинающего домриста. Вып.12/ Составитель Фурмин С.М., 1980
22. Альбом начинающего домриста. Вып.13/ Составитель Фурмин С.М., 1981
23. Альбом начинающего домриста. Вып.14/ Составитель Фурмин С.М., 1983
24. Альбом начинающего домриста. Вып.15/ Составитель Фурмин С.М., 1984
25. Альбом начинающего домриста. Вып.16/ Составитель Фурмин С.М., 1985
26. Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С.М., 1986
27. Альбом начинающего домриста. Вып.18/ Составитель Фурмин С.М., 1987
28. Альбом ученика – домриста. Вып. 1. / Составители Герасимов В., Литвиненко С.Киев,
1971
29. Альбом ученика – домриста. Вып. 2. / Составители Герасимов В., Литвиненко С. Киев,
1973
30. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000
31. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001
32. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996
33. Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960
34. Библиотека домриста. Вып. 35, М., 1960
35. Библиотека домриста. Вып. 40, М., 1961
36. Библиотека домриста. Вып. 44, М., 1961
37. Библиотека домриста. Вып. 51, М., 1962
38. Библиотека домриста. Вып. 53, М.,1962
39. Библиотека домриста. Вып. 58, М., 1962
40. Библиотека домриста. Вып. 59, М.,1963
41. Библиотека домриста. Вып. 61, М., 1963
42. Библиотека домриста. Вып. 62, М., 1963
43. Библиотека домриста. Вып. 65, М., 1964
44. Библиотека домриста. Вып. 68, М., 1964
45. Библиотека домриста. Вып. 74, М.,1965
46.Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963
47. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре.
Екатеринбург, 1995
48.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996
49.Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002
50.Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003
51. Домристу – любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977
52. Домристу – любителю. Вып.2. М., 1978
53. Домристу – любителю. Вып.3 /Составитель Шелмаков И.М., 1979
54. Домристу – любителю. Вып.4. М., 1980
54. Домристу – любителю. Вып.5. М., 1981
55. Домристу – любителю. Вып.6. М., 1982
56. Домристу – любителю. Вып.7. М., 1983
57. Домристу – любителю. Вып.8. М., 1984
58. Домристу – любителю. Вып.9. М., 1985
59. Домристу – любителю. Вып.10. М., 1986
60.Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М.,2002
61. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998
62.Знакомые мелодии. Вып. 1/Составитель Александров А.М., 1969
63.Знакомые мелодии. Вып. 2/Составитель Лачинов А.М., 1970
64. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. Тетрадь 1, 2, 3,
4. Составитель Чунин В., 2003
65.Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983
66.Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958
67.Концертные пьесы. Вып. 1. М., 1961
68. Концертные пьесы. Вып. 2. М., 1967
69. Концертные пьесы. Вып. 3. М., 1968
70. Концертные пьесы. Вып. 4. М., 1971
71. Концертные пьесы. Вып. 5/Составитель Евдокимов В.М., 1972
72.Концертные пьесы. Вып. 6. М., 1973
73. Концертные пьесы. Вып. 7. М., 1975
74. Концертные пьесы. Вып. 8. М., 1980
75. Концертные пьесы. Вып. 9. М., 1981
76. Концертные пьесы. Вып. 10. М., 1982
77. Концертные пьесы. Вып. 11. М., 1983
78. Концертные пьесы. Вып. 12. М., 1984
79. Концертные пьесы. Вып. 13/Составитель Чунин В.М., 1985
80. Концертные пьесы. Вып. 14/Составитель Крючков А.М., 1987
81. Концертные пьесы. Вып. 15/Составитель Чунин В.М., 1987
82.Концертный репертуар домриста. М.,1962
83.Концертный репертуар. М.,1967
84. Концертный репертуар. М.,1981
85. Концертный репертуар. Вып. 2. М.,1983
86. Концертный репертуар. Вып. 3/Составитель Цыганков А. М.,1984
87. Концертный репертуар. Вып. 4 /Составитель Цыганков А. М.,1991
88. Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006
89.Концертные произведения для домры и фортепиано. Вып.4 / Составитель Семаков С.
Петрозаводск, 2006
90.Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
91.Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999
92.Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997
93.Легкие пьесы. Вып. 1/ Составитель Лачинов А.М., 1958
94. Легкие пьесы. Вып 2. М., 1959
95. Легкие пьесы. Вып 3 / Составитель Лачинов А.М., 1961
96. Легкие пьесы. Вып 4/ Составитель Лачинов А.М., 1961
97. Легкие пьесы. Вып 5 / Составитель Лачинов А.М., 1961
98. Легкие пьесы. Вып 6. М., 1963
99. Легкие пьесы. Вып 7/ Составитель Лачинов А.М., 1964
100. Легкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 2005
101. Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006
102.Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Иванов В., С- Петербург,
2002
103. На досуге. Вып. 1/ Составитель Рузаев Е.М., 1982
104. На досуге. Вып. 2/ Составитель Гарцман Г.М., 1984
105.На досуге. Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1985
106.Начинающему домристу. Вып.1. М.,1969
107.От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2007
108. Педагогический репертуар. Вып.1 / Составитель Климов Е.М.,1967
109. Педагогический репертуар. Вып.2 / Составитель Климов Е.М., 1967
110. Педагогический репертуар. Вып.3 / Составитель Шелмаков И.М., 1968
111. Педагогический репертуар. Вып.4 / Составитель Климов Е.М., 1968
112. Педагогический репертуар. Вып.5/ Составитель Александров А.М., 1969
113. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 1/ Составитель Климов Е.М.,1972
114. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель Александров А.М.,
1977
115. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель Александров А.М.,
1979
116. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель Александров А.М.,
1981
117. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель Александров А.М.,
1982
118. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 1/ Составители Александров А. и
Климов Е.М., 1973
119. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель Александров А.М.,
1977
120. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель Александров А.М.,
1979
121.Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель Александров А.М.,
1981
122. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель Красноярцев В. М.,
1982
123. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. М.,1982
124. Педагогический репертуар. Вып. 1. Для музыкальных училищ/
Составитель Александров А. М., 1968
125. Педагогический репертуар. Вып. 2. Для музыкальных училищ/
Составитель Александров А.М., 1968
126. Педагогический репертуар. Вып. 3. Для музыкальных училищ/
Составитель Александров А.М., 1970
127.Педагогический репертуар. Вып. 1. 1-2 курсы музыкальных училищ/ Составитель
Александров А.М., 1976
128. Педагогический репертуар. Вып. 1. 3-4 курсы музыкальных училищ/ Составитель
Александров А.М., 1976
129 Педагогический репертуар. Вып. 2. 3-4 курсы музыкальных училищ/ Составитель
Александров А.М., 1978
130. Педагогический репертуар. Вып. 3. 3-4 курсы музыкальных училищ. М., 1982
131. Педагогический репертуар домриста / Составитель Шитенков И.М., 1985
132. Первые шаги. Вып. 1. М., 1964
133. Первые шаги. Вып. 2. М., 1964
134. Первые шаги. Вып. 3. М., 1965
135. Первые шаги. Вып. 4. М., 1966
136. Первые шаги. Вып. 5. М., 1966
137. Первые шаги. Вып. 6. М., 1967
138. Первые шаги. Вып. 7. М.., 1968
139. Первые шаги. Вып. 8. М.., 1969
140. Первые шаги. Вып. 9. М.., 1969
141. Первые шаги. Вып. 10. М.., 1969
142. Первые шаги. Вып. 11. М.., 1970
143. Первые шаги. Вып. 12. М., 1973
144. Первые шаги. Вып. 13 / Составитель Александров А.М., 1974
145. Первые шаги. Вып. 14/ Составитель Климов Е.М.,1975
146. Первые шаги. Вып. 15 / Составитель Викторов В.М., 1976
147. Петров Ю. Десять этюдов. Л. 1965
148. Пильщиков А. Этюды. Л.,1982
149. Популярные произведения. Вып.1. М., 1969
150. Произведения советских композиторов./ Составитель Александров А.М., 1970
151. Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и
фортепиано. С-Петербург, 2003
152. Произведения Н.Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки.
Тетрадь 1/ Составитель Дьяконова И., 2004
153. Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 19-
20 веков/ Составители Иванов В. и Николаев А. С- Петербург, 2007
154. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ./
Составитель Зверев А., С-Петербург, 1998
155. Пьесы. Вып. 1. / Составитель Александров А.М., 1961
156. Пьесы. Вып. 2. М., 1962
157. Пьесы. Вып. 3. М., 1963
158. Пьесы. Вып. 1/ Составитель Шитенков И.Л., 1972
159. Пьесы. Вып. 2/ Составитель Шитенков И.Л., 1976
160. Пьесы. Вып. 3/ Составитель Шитенков И.Л., 1976
161. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 1.С-Петербург, 1998
162. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 2.С-Петербург, 1998
163. Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996
164. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1975
165. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1980
166. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1983
167. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1985
168. Пьесы. Вып. 2. / Составитель Шитенков И.Л., 1985
169. Пьесы для трехструнной домры. Играет Цыганков А.М.,1979
170. Репертуар домриста. Вып.1. М., 1966
171. Репертуар домриста. Вып.2. М., 1966
172. Репертуар домриста. Вып.3. М., 1968
173. Репертуар домриста. Вып.4. М., 1968
174. Репертуар домриста. Вып.5. М., 1970
175. Репертуар домриста. Вып.6. М., 1970
176. Репертуар домриста. Вып.7. М., 1970
177. Репертуар домриста. Вып.8. М., 1972
178. Репертуар домриста. Вып.9/Составитель Фурмин С.М., 1973
179. Репертуар домриста. Вып.10/Составитель Евдокимов В.М., 1973
180. Репертуар домриста. Вып.11. М., 1975
181. Репертуар домриста. Вып.12/Составитель Гнутов В.М., 1976
182 Репертуар домриста. Вып.14/Составитель Евдокимов В.М.,1978
183. Репертуар домриста. Вып.15/Составитель Лобов В.М., 1979
184. Репертуар домриста. Вып.16. М., 1979
185. Репертуар домриста. Вып.17. М., 1980
186. Репертуар домриста. Вып.18. М., 1981
187. Репертуар домриста. Вып.19. М., 1981
188. Репертуар домриста. Вып.20/ Составитель Шелмаков И.М., 1982
189. Репертуар домриста. Вып.21. М., 1982
190. Репертуар домриста. Вып.22. М., 1983
191. Репертуар домриста. Вып.22/ Составитель Круглов В.П., 1984
192. Репертуар домриста. Вып.25/ Составитель Лобов В.М., 1986
193. Репертуар домриста. Вып.30. М., 1991
194. Репертуар начинающего домриста. Вып.1 / Составитель Яковлев В.М., 1979
195. Репертуар начинающего домриста. Вып.2 / Составитель Яковлев В.М., 1980
196. Репертуар начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Яковлев В.М., 1981
197.Сборник пьес/ Составитель Осмоловская Г. Минск, 1981
198.Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
199. Старинные вальсы / Составитель Фурмин С. М., 1982
200. Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано./ Составитель Глейхман В.М., 2007
201. Упражнение, этюды, пьесы / Составитель Тихомиров В.М., 1964
202. Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984
203. Хрестоматия. 1 – 2 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1968
204. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Евдокимов В.М., 1985
205. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Чунин В.М., 1963
206. Хрестоматия домриста 1–2 класс ДМШ / Составитель Александров А.М., 1971
207. Хрестоматия. 5 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1963
208. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Александров
А.М., 1974
209. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М.,
1986
210. Хрестоматия домриста 3 - 4 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М.,1986
211. Хрестоматия домриста средние классы / Составитель Дьяконова И., 1995
212. Хрестоматия для трехструнной домры. 1 часть. Для средних и старших
классов ДМШ, начальных курсов музыкальных училищ / Составитель
Бурдыкина Н.М., 2003
213. Хрестоматия для трехструнной домры. 2 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2003
214. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. Старшие классы ДМШ. 3 часть/
Составитель Бурдыкина Н.М., 2004
215.Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/
Составитель Быстрицкая Л., С-Петербург, 2005
216. Хрестоматия домриста старшие классы / Составитель Дьяконова И.М., 1997
217.Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1982
218. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1985
219.Чекалов П. Избранные произведения для трехструнной домры. М., 1978
220. Чунин В. Гаммы и арпеджио М., 1967
221.Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С–Петербург, 2000
222. Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961
223. Этюды. Вып. 1/ Составитель Климов Е. М., 1962
224. Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960
225. Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960
226. Этюды. Вып. 3. М.,1961
227. Этюды. Вып. 4 / Составитель Климов Е. М., 1962
228. Этюды. Вып. 5/ Составитель Блинов Ю. М., 1964
229. Этюды для трехструнной домры соло. / Составители Сазонова Г. и Сиваков В., 2004
230.Юный домрист / Составитель Бурдыкина Н.М., 1998
231.Юному домристу. «Ассоль». Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для
начинающих. Вып. 1 / Составитель Владимиров В., Новосибирск, 1999
232. «Мозаика» пьесы татарских композиторов /составитель Амерханова Р.Ф., Казань 1989
233.Пьесы татарских композиторов для домры и фортепиано Переложение и составитель
Р.Ф.Амерханова-Халитова Казань 2002
234.Композиторы Татарстана - детям/ составитель Потапова Л.Н. Казань 2000
235.Хрестоматия педагогического репертуара (средние классы) Составитель Потапова Л.Н.,
Чебоксары 2009
236.Произведения зарубежных и отечественных композиторов (старшие классы ДМШ)
составитель Потапова Л.Н., Казань2010
237.Т. Пивкина Поэтические этюды и пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Саранск
2005
238. «Играет Шаукат Амиров». Тюмень 2001
239.Маслакова М.А. Переложения для домры (две папки-12 тетрадей. Казань 2011