Напоминание

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по домре, срок обучения 4 года


Автор: Гарапшина Эльмира Фависовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 7 им.А.С.Ключарева" г.Казани
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по домре, срок обучения 4 года
Раздел: дополнительное образование





Назад




Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Примерные списки произведений

- Методическая литература

- Учебная литература

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по виду инструмента домра

(далее – «Музыкальный инструмент (домра)» разработана на основе «Рекомендаций по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства

культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом

многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных

инструментах в детских школах искусств.

В системе музыкально-эстетического воспитания

одно из ведущих мест занимает

музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности,

доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает

интерес к занятиям.

Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 – 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (домра)» составляет 2 часа в

неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков

ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.

Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы

завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный

подход.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра)»

со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый

годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки

Затраты учебного времени

Всего

часов

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные

занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Самостоятельна

я работа

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная

учебная

нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

560

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной

организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (домра)» при 4-летнем

сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов –

самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и

мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы

занятий

позволяют

преподавателю

построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и

индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве

на домре, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого

интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

ознакомление

детей

с

народными

инструментами,

их

разнообразием

и

исполнительскими возможностями;

формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

приобретение

знаний в области истории музыкальной культуры и народного

творчества;

формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

оснащение

системой

знаний, умений и способов музыкальной деятельности,

обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с

музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

воспитание

стремления

к

практическому

использованию

знаний

и

умений,

приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов

работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и

видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,

книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

Класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео техникой,

компьютером и интернетом.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

1 год обучения

I полугодие

1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за

ним.

Изучение нотной грамоты, строй инструмента

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре (правильная, удобная посадка,

постановка рук).

Основы звукоизвлечения. Прием игры- pizz.большим пальцем, упражнения на открытых

струнах, простые тетрахорды, попевки

2 четверть По возможности ученика-освоение игры медиатром. Продолжение изучения

нотной грамоты. Игра простейших пьес в форме предложения, попевки, песни различного

характера

II полугодие

3 четверть

Прием стаккато. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы ля мажор и ля

минор. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения

современных композиторов.

4 четверть

Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в

ансамбле с концертмейстером. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе

и произведения современных композиторов.

Академический зачет. Исполняется 3 произведения

2 год обучения

I полугодие

1. Основы технического развития - хроматические упражнения, тетрахорды. Гаммы Ми

мажор, ми минор в одну октаву. Арпеджио. Ритмические группировки на дубль штрих

2. 2-3 простейших этюда

3. 6-8 песен и пьес разного характера (в том числе и ансамбли)

Академический зачёт - в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.

II полугодие

1.Упражнения. Гаммы Соль мажор и соль минор в одну октаву

2. 2-3 простых этюда

3. 5-6 разнохарактерных пьес (в том числе и ансамбли)

4.Чтение нот с листа

Академический зачёт – (в конце учебного года) выносятся две разнохарактерные пьесы и

этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или прием игры.

3 год обучения

I полугодие

1.Гаммы E,G dur в две октавы, в ритмическом движении по схеме, арпеджио. Хроматическая

гамма от E.

2. 2-3 этюда на различные виды техники

3.

3-4

произведения

классической

и

народной

музыки,

эстрадные

песни.

4. Ансамблевые, оркестровые партии

5. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Академический зачёт – 2 различных по стилю произведения

II полугодие

1.Гаммы e, g moll в две октавы (гармонический вид) в ритмическом движении по схеме,

арпеджио

2.2-3 этюда на различные виды техники

3.3-4 произведения (включая зарубежную, русскую классику; произведения современных и

татарских композиторов, обработки народных мелодий и песен)

4.Ансамблевые, оркестровые партии

5. Чтение нот с листа, подбор по слуху

Академический зачёт – 3 различных по стилю произведения (включая кантилену)

4 год обучения

1 полугодие

1.Гаммы F dur, f moll в две октавы по схеме. Хроматическая гамма от F

2.1-2 этюда

3.Разбор выпускной программы

2 полугодие

Подготовка к итоговой аттестации

Выпускной экзамен – 3 различных по стилю произведения (включая - части сюиты, сонаты;

концерты; кантилену)

Годовые требования

Требования всех годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских

программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интереса учащихся.

Программа рассчитывается на 3 возрастные категории, которые, при поступлении имели

возраст:

1) 6-8 лет;

2) 9-10 лет;

3) 11-12 лет.

За первые три года необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на

инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.

Требования четвёртого года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к

итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным.

Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей,

уровня

подготовки.

В

процессе

подготовки

итоговой

программы

закрепляются

исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.

1 год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие

первоначальных навыков игры на инструменте (правильная, удобная посадка, постановка

рук). Знакомство с основными музыкальными терминами.

ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

М. Магиденко «Петушок». Александров «Школа игры на 3-х струнной домре»

Р.н.п. «Как под горкой, под горой»

М.Красев «Топ-топ»

Н.Метлов «Котя, котенька-коток»

Укр.н.п. «Ой, Джигуне, Джигуне»

Р.н.п. «Во поле береза стояла»

Н.Метлов «Паук и мухи»

Д.Кабалевский «Маленькая полька»

Д.Кабалевский «Игра»

В.Агафонников Сюита «Музыкальные игры». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Р.н.п. «Скок, скок, поскок». Обр. Е.Туманян

В.Ребиков «Воробышек»

Т.Потапенко «Грибы»

В.Благ «Чудак»

В.Моцарт «Азбука» В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре»

Э Левина «Неваляшки».

Л.Бетховен «Сурок». В.Круглов «Школа игры на домре»

Ю.Виноградов «Медвежата» «Мозаика»

Обр. т.н.п. «Ай был, былым» Мозаика

Обр.т.н.п. «Зятюшка» Мозаика

Примерный репертуарный список академического зачета в конце учебного года:

1 вариант

1. В.Моцарт «Азбука»

2. В.Иванников «Паучок»

3. А.Филиппенко «Цыплятки»

2 вариант

1.Й.Гайдн «Песня»

2.А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»

3.тат.н.п. «Ай, былбылым» обр.М.Музафарова

3 вариант

1.Л.Бетховен «Сурок»

2.А.Гедике «Танец»

3.Д.Кабалевский «Вприпрыжку»

2 год обучения

Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: дубль штрихи, тремоло. Освоение

техники игры интервалов. Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато.

Знакомство с основными музыкальными терминами. Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар

для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок

народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также

пьес

современных авторов. Анасамбли могут быть как однородные, так и смешанные.

По окончании второго года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.

Учащийся:

- играет разнохарактерные мелодии

- знаком с позиционной игрой

- владеет приемом пиццикато, дубль штрих, тремоло

- знает основные музыкальные термины

ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Чешская н.п. «Аннушка». Гармонизация В.Ребикова. А.Александров «Школа игры на

трехструнной домре»

Д.Кабалевский «Прогулка»

Д.Кабалевский «Свет и тени».

В.А.Моцарт «Вальс» Фа мажор

Д.Шостакович «Маленький марш»

Д.Кабалевский «Хоровод»

И.С.Бах «Гавот» Ре мажор. В.Круглов «Школа игры на домре»

В.А.Моцарт «Аллегретто».

Р.н.п. «Я на камушке сижу». Обр. Н.Римского-Корсакова

Р.н.п. «Исходила младешенька». Обр.Н.Римкого-Корсакова. «Юный домрист», сост.

Н.Бурдыкина

Р.н.п. «Белолица, круглолица». Обр. С.Фурмина.

Р.н.п. «Ай, утушка луговая». Обр. Н.Любимовой.

Р.н.п. «Соловьем залетным». Обр. А.Комаровского

Тат.н.п. «Аниса» обр. Музафарова Мозаика

Тат.н.п «Гусиные крылья» обр.Берлин-Печниковой

Репертуар для ансамблей

А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»

Р.н.п. «Посеяли девки лён»

М.Мусоргский «Поздно вечером сидела» хор из оп. «Хованщина»

Л.Бетховен «Прекрасный цветок»

А.Гретри «Песенка»

«Итальянская песенка» перел. Александрова

Л.Бетховен «Край родной»

Примерный репертуарный список академического зачета (в конце учебного года):

Одну пьесу из трех можно заменить пьесами, исполняемыми в составе ансамбля (дуэта,

трио, квартета или других составов).

1 вариант

1.Л.Моцарт «Менуэт»

2.В.Попонов «Наигрыш»

3.тат.н.п. «Зятюшка» обр.М.Музафарова

2 вариант

1.Я.Дюссек «Старинный танец»

2.В.Калинников «Журавель»

3.Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»

3 вариант

1.Н.Римский-Корсаков «Мазурка»

2.А.Хачатурян «Андантино»

3.А.Ушкарёв «Родничок»

(или ансамблевая пьеса Л. Бетховен «Край родной»)

3 год обучения

Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.

Знакомство с гармоническим и мелодическим минором. Совершенствование техники.

Знакомство с музыкальной терминологией.

Пополнение и расширение исполнительского репертуара за счет включения в программу

несложных произведений крупной формы, пьес татарских композиторов и обработок

народных мелодий в виде вариаций. Пьесы, выученнные на занятиях ансамбля, можно

включать в исполнительские программы взамен одной сольной пьесы.

По окончании третьего года обучения должны быть сформированы следующие знания,

умения, навыки. Учащийся:

- играет разнохарактерные мелодии,

- знаком с позиционной игрой,

- владеет приемом пиццикато, тремоло, дубль штрих.

- знает основные музыкальные термины.

ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Р.н.п. «Вы послушайте, ребята». Обр. А Александрова. «Юный домрист», сост.

Н.Бурдыкина

Р.н.п. «Ой гоп, тай ни, ни». Обр. С.Фумина.

Т.Хренников «Колыбельная Светланы». В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре»

Р.н.п. «Как под яблонькой». Обр. В.Андреева. д

Д.Кабалевский Этюд ля минор. В.Круглов «Школа игры на домре»

С.Сарьян «Кукла спит». А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»

Г.Беренс «Этюд» Ре мажор. В.Круглов «Школа игры на домре»

В.Калинников «Журавель». «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина

Этюды Глейхмана, Пильщикова

М.Музафаров «Маленький вальс»

Тат.н.п. «Поделим яблоко на пять частей» обр.Белялова

Тат.н.п. «Играя с ребёнком» обр.Белялова

Репертуар для ансамблей

В.Ф.Бах «Два дуэта»

В.Ф.Бах «Жалоба»

А.Корелли «В темпе гавота»

Б.Барток «Менуэт»

В.Моцарт «Колокольчик»

А.Даргомыжский «Ванька-Танька»

Д.Кабалевский «Рондо»

Д.Кабалевский «Народный танец»

Е.Меццакапо «Марш мандолинистов»

В.Польдяев обр.р.н.п. «Серенький козлик»

Романс «Я встретил вас»

Ю.Виноградов обр.тат.н.п. «Апипа»

Н.Жиганов «Сказка»

Н.Шаинский-Олейников «Антошка»

Р.н.п. «Как пойду я на быструю речку» обр.Шишакова

Примерный репертуарный список академического зачета (в конце учебного года):

1 вариант

1.Г.Муффат «Бурре»

2.А.Холминов «Песня»

3.тат.н.п «Апипа» обр. Ш.Амирова

2 вариант

1.Й.Гайдн «Менуэт быка»

2.романс «Я встретил вас»

3.р.н.п. «Ах вы сени, мои, сени» обр. В.Дителя

(или ансамблевая пьеса Ю.Виноградов обр.тат.н.п. «Апипа»)

3 вариант

1.И.С.Бах «Весной»

2.Н.Жиганов «Мелодия»

3.А.Лоскутов обр. р.н.п. «Весёлая голова»

4 год обучения

Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочно-

двигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового

контроля к качеству звука, динамике. Овладение средствами создания художественного

образа произведения.

Продолжение

знакомства

с

основными

музыкальными

терминами.

Знакомство

с

циклической формой (сюита).

ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Д.Скарлатти Соната e moll III,IV части

Н.Паганини Сонатина

Г.Гендель Соната№6

О.Ридинг Концерт

Н.Бакланова Сонатина

А.Цыганков «Детская сюита»

Ф.Куперен «Тарантелла»

Г.Муффат «Бурре»

Р.Шуман «Грёзы»

Д.Гоэнс «Скерцо»

А.Глазунов «Пиццикато»

П.Чайковский «Баркаролла»

А.Аренский «Незабудка»

З.Валиуллин «Романс»

Р.Яхин «Элегия»

Н.Жиганов «Танец» из балета «Зюгра»

В.Городовская «Памяти Есенина»

В.Гаврилин «Марш»

Р.н.п. «Научить ли тя, Ванюша» обр.Мотова

Нем.н.п. «Деревенская свадьба» обр.Польдяева

Р.н.п. «Ах ты, ноченька» обр. Авророва

Р.н.п. «Мой муженька» обр.Цыганкова

Репертуар для ансамблей

В.Моцарт «Дивертисмент №12» ч.2

Л.Боккерини «Менуэт»

З.Фибих «Поэма»

И.Штраус «Полька пиццикато»

П.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из бал. «Лебединое озеро»

З.Валиуллин «Танец»

Р.Еникеев «Юмореска»

А.Кокорин «Маленький диксиленд»

В.Польдяев обр. нем.н. п. «Деревенская свадьба»

В.Городовская «Степь да степь кругом»

Сибирская полька «Стуколка»

Примерный репертуарный список выпускного экзамена:

1 вариант

1.И.Линике «Маленькая соната»

2.Р.Еникеев «Ариэтта»

3.р.н.п. «Играй моя травушка» обр.А.Шалова

2 вариант

1.В.Панин «Детский концерт»

2. р.н.п. «Соловьем залетным». Обр. В.Камалдинова

3. М.Музафаров «Шутка»

3 вариант

1.Ф.Кюхлер «Концертино»

2.Р.Яхин «Ноктюрн»

3.р.н.п. «По улице не ходила, пойду» обр. В.Лаптева

(или ансамблевая пьеса З.Фибих «Поэма»)

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на

практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе,

анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

текущий контроль,

промежуточная аттестация учащихся,

итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

систематичность,

учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения

учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и

повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает

индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и

предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании

результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в

тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской,

творческой деятельности школы, участие в конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения

им программы на определенном этапе обучения.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

зачеты (недифференцированный, дифференцированный);

переводные зачеты (дифференцированные);

академические концерты;

контрольные уроки.

Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение

программы в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить в виде

академических

концертов.

Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном

объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной

зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает

обязательное методическое обсуждение.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля.

Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в

год.

Учащиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах, школьных

мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачетов.

По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим

оценкам.

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:

«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и

нужных темпах.

4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении программы, недостаточно

выразительном исполнении.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует

учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям

музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение

практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской

деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося,

успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить

обучение под руководством преподавателя,

продолжить самостоятельные занятия,

музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к

занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены

методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу

полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких

результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и

концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные

произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности

характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было

интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с

удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент,

характер.

В работе над произведениями можно

добиваться различной степени завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены

для

публичного

выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления.

Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и

технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном

плане учащегося.

VI.

СПИСКИ

РЕКОМЕНДУЕМОЙ

УЧЕБНОЙ

И

МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Учебно – методическая литература

1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990

2. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001

3. Круглов В. Школа игры на домре М., 2003

4. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. М.,

2003

5.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1986

2.Методическая литература

1.Александров А. Азбука домриста. М., 1963

2. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка

для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988

3.Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972

4. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб.

Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып. 74. М., 1984

5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для

преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ. Составитель Терликова Л.

М., 1989

6. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и

исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987

7. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993

8. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ искусств г.Санкт -

Петербурга

9. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов

ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988

10. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Составитель

Франио Г.С., 1989

11. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968

12. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984

13. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на

народных инструментах. Л., 1975

14.Потапова Л.Н.Работа над техническим развитием учащихся ДМШ. КГК 2012

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006

2. Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967

3. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002

4. Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986

5. Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М., 1988

6. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А.М., 1996

7. Альбом для детей и юношества Вып. 1/ Составитель Круглов В.М., 1984

8. Альбом для детей и юношества Вып. 2/ Составитель Круглов В.М., 1985

9. Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В.М.,1987

10. Альбом начинающего домриста. Вып.1. М., 1969

11. Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель Фурмин С.М., 1970

12. Альбом начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Фурмин С.М., 1971

13. Альбом начинающего домриста. Вып.4/ Составитель Фурмин С.М., 1972

14. Альбом начинающего домриста. Вып.5/ Составитель Фурмин С.М., 1973

15. Альбом начинающего домриста. Вып.6/ Составитель Фурмин С.М., 1975

16. Альбом начинающего домриста. Вып.7/ Составитель Фурмин С.М., 1975

17. Альбом начинающего домриста. Вып.8/ Составитель Фурмин С.М., 1976

18. Альбом начинающего домриста. Вып.9/ Составитель Фурмин С.М., 1977

19 Альбом начинающего домриста. Вып.10/ Составитель Фурмин С.М., 1978

20. Альбом начинающего домриста. Вып.11/ Составитель Фурмин С.М., 1979

21.Альбом начинающего домриста. Вып.12/ Составитель Фурмин С.М., 1980

22. Альбом начинающего домриста. Вып.13/ Составитель Фурмин С.М., 1981

23. Альбом начинающего домриста. Вып.14/ Составитель Фурмин С.М., 1983

24. Альбом начинающего домриста. Вып.15/ Составитель Фурмин С.М., 1984

25. Альбом начинающего домриста. Вып.16/ Составитель Фурмин С.М., 1985

26. Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С.М., 1986

27. Альбом начинающего домриста. Вып.18/ Составитель Фурмин С.М., 1987

28. Альбом ученика – домриста. Вып. 1. / Составители Герасимов В., Литвиненко С.Киев,

1971

29. Альбом ученика – домриста. Вып. 2. / Составители Герасимов В., Литвиненко С. Киев,

1973

30. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000

31. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001

32. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996

33. Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960

34. Библиотека домриста. Вып. 35, М., 1960

35. Библиотека домриста. Вып. 40, М., 1961

36. Библиотека домриста. Вып. 44, М., 1961

37. Библиотека домриста. Вып. 51, М., 1962

38. Библиотека домриста. Вып. 53, М.,1962

39. Библиотека домриста. Вып. 58, М., 1962

40. Библиотека домриста. Вып. 59, М.,1963

41. Библиотека домриста. Вып. 61, М., 1963

42. Библиотека домриста. Вып. 62, М., 1963

43. Библиотека домриста. Вып. 65, М., 1964

44. Библиотека домриста. Вып. 68, М., 1964

45. Библиотека домриста. Вып. 74, М.,1965

46.Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963

47. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре.

Екатеринбург, 1995

48.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996

49.Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002

50.Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003

51. Домристу – любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977

52. Домристу – любителю. Вып.2. М., 1978

53. Домристу – любителю. Вып.3 /Составитель Шелмаков И.М., 1979

54. Домристу – любителю. Вып.4. М., 1980

54. Домристу – любителю. Вып.5. М., 1981

55. Домристу – любителю. Вып.6. М., 1982

56. Домристу – любителю. Вып.7. М., 1983

57. Домристу – любителю. Вып.8. М., 1984

58. Домристу – любителю. Вып.9. М., 1985

59. Домристу – любителю. Вып.10. М., 1986

60.Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М.,2002

61. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998

62.Знакомые мелодии. Вып. 1/Составитель Александров А.М., 1969

63.Знакомые мелодии. Вып. 2/Составитель Лачинов А.М., 1970

64. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. Тетрадь 1, 2, 3,

4. Составитель Чунин В., 2003

65.Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983

66.Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958

67.Концертные пьесы. Вып. 1. М., 1961

68. Концертные пьесы. Вып. 2. М., 1967

69. Концертные пьесы. Вып. 3. М., 1968

70. Концертные пьесы. Вып. 4. М., 1971

71. Концертные пьесы. Вып. 5/Составитель Евдокимов В.М., 1972

72.Концертные пьесы. Вып. 6. М., 1973

73. Концертные пьесы. Вып. 7. М., 1975

74. Концертные пьесы. Вып. 8. М., 1980

75. Концертные пьесы. Вып. 9. М., 1981

76. Концертные пьесы. Вып. 10. М., 1982

77. Концертные пьесы. Вып. 11. М., 1983

78. Концертные пьесы. Вып. 12. М., 1984

79. Концертные пьесы. Вып. 13/Составитель Чунин В.М., 1985

80. Концертные пьесы. Вып. 14/Составитель Крючков А.М., 1987

81. Концертные пьесы. Вып. 15/Составитель Чунин В.М., 1987

82.Концертный репертуар домриста. М.,1962

83.Концертный репертуар. М.,1967

84. Концертный репертуар. М.,1981

85. Концертный репертуар. Вып. 2. М.,1983

86. Концертный репертуар. Вып. 3/Составитель Цыганков А. М.,1984

87. Концертный репертуар. Вып. 4 /Составитель Цыганков А. М.,1991

88. Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006

89.Концертные произведения для домры и фортепиано. Вып.4 / Составитель Семаков С.

Петрозаводск, 2006

90.Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998

91.Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999

92.Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997

93.Легкие пьесы. Вып. 1/ Составитель Лачинов А.М., 1958

94. Легкие пьесы. Вып 2. М., 1959

95. Легкие пьесы. Вып 3 / Составитель Лачинов А.М., 1961

96. Легкие пьесы. Вып 4/ Составитель Лачинов А.М., 1961

97. Легкие пьесы. Вып 5 / Составитель Лачинов А.М., 1961

98. Легкие пьесы. Вып 6. М., 1963

99. Легкие пьесы. Вып 7/ Составитель Лачинов А.М., 1964

100. Легкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 2005

101. Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006

102.Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Иванов В., С- Петербург,

2002

103. На досуге. Вып. 1/ Составитель Рузаев Е.М., 1982

104. На досуге. Вып. 2/ Составитель Гарцман Г.М., 1984

105.На досуге. Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1985

106.Начинающему домристу. Вып.1. М.,1969

107.От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2007

108. Педагогический репертуар. Вып.1 / Составитель Климов Е.М.,1967

109. Педагогический репертуар. Вып.2 / Составитель Климов Е.М., 1967

110. Педагогический репертуар. Вып.3 / Составитель Шелмаков И.М., 1968

111. Педагогический репертуар. Вып.4 / Составитель Климов Е.М., 1968

112. Педагогический репертуар. Вып.5/ Составитель Александров А.М., 1969

113. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 1/ Составитель Климов Е.М.,1972

114. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель Александров А.М.,

1977

115. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель Александров А.М.,

1979

116. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель Александров А.М.,

1981

117. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель Александров А.М.,

1982

118. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 1/ Составители Александров А. и

Климов Е.М., 1973

119. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель Александров А.М.,

1977

120. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель Александров А.М.,

1979

121.Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель Александров А.М.,

1981

122. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель Красноярцев В. М.,

1982

123. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. М.,1982

124. Педагогический репертуар. Вып. 1. Для музыкальных училищ/

Составитель Александров А. М., 1968

125. Педагогический репертуар. Вып. 2. Для музыкальных училищ/

Составитель Александров А.М., 1968

126. Педагогический репертуар. Вып. 3. Для музыкальных училищ/

Составитель Александров А.М., 1970

127.Педагогический репертуар. Вып. 1. 1-2 курсы музыкальных училищ/ Составитель

Александров А.М., 1976

128. Педагогический репертуар. Вып. 1. 3-4 курсы музыкальных училищ/ Составитель

Александров А.М., 1976

129 Педагогический репертуар. Вып. 2. 3-4 курсы музыкальных училищ/ Составитель

Александров А.М., 1978

130. Педагогический репертуар. Вып. 3. 3-4 курсы музыкальных училищ. М., 1982

131. Педагогический репертуар домриста / Составитель Шитенков И.М., 1985

132. Первые шаги. Вып. 1. М., 1964

133. Первые шаги. Вып. 2. М., 1964

134. Первые шаги. Вып. 3. М., 1965

135. Первые шаги. Вып. 4. М., 1966

136. Первые шаги. Вып. 5. М., 1966

137. Первые шаги. Вып. 6. М., 1967

138. Первые шаги. Вып. 7. М.., 1968

139. Первые шаги. Вып. 8. М.., 1969

140. Первые шаги. Вып. 9. М.., 1969

141. Первые шаги. Вып. 10. М.., 1969

142. Первые шаги. Вып. 11. М.., 1970

143. Первые шаги. Вып. 12. М., 1973

144. Первые шаги. Вып. 13 / Составитель Александров А.М., 1974

145. Первые шаги. Вып. 14/ Составитель Климов Е.М.,1975

146. Первые шаги. Вып. 15 / Составитель Викторов В.М., 1976

147. Петров Ю. Десять этюдов. Л. 1965

148. Пильщиков А. Этюды. Л.,1982

149. Популярные произведения. Вып.1. М., 1969

150. Произведения советских композиторов./ Составитель Александров А.М., 1970

151. Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и

фортепиано. С-Петербург, 2003

152. Произведения Н.Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки.

Тетрадь 1/ Составитель Дьяконова И., 2004

153. Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 19-

20 веков/ Составители Иванов В. и Николаев А. С- Петербург, 2007

154. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ./

Составитель Зверев А., С-Петербург, 1998

155. Пьесы. Вып. 1. / Составитель Александров А.М., 1961

156. Пьесы. Вып. 2. М., 1962

157. Пьесы. Вып. 3. М., 1963

158. Пьесы. Вып. 1/ Составитель Шитенков И.Л., 1972

159. Пьесы. Вып. 2/ Составитель Шитенков И.Л., 1976

160. Пьесы. Вып. 3/ Составитель Шитенков И.Л., 1976

161. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 1.С-Петербург, 1998

162. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 2.С-Петербург, 1998

163. Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996

164. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1975

165. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1980

166. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1983

167. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1985

168. Пьесы. Вып. 2. / Составитель Шитенков И.Л., 1985

169. Пьесы для трехструнной домры. Играет Цыганков А.М.,1979

170. Репертуар домриста. Вып.1. М., 1966

171. Репертуар домриста. Вып.2. М., 1966

172. Репертуар домриста. Вып.3. М., 1968

173. Репертуар домриста. Вып.4. М., 1968

174. Репертуар домриста. Вып.5. М., 1970

175. Репертуар домриста. Вып.6. М., 1970

176. Репертуар домриста. Вып.7. М., 1970

177. Репертуар домриста. Вып.8. М., 1972

178. Репертуар домриста. Вып.9/Составитель Фурмин С.М., 1973

179. Репертуар домриста. Вып.10/Составитель Евдокимов В.М., 1973

180. Репертуар домриста. Вып.11. М., 1975

181. Репертуар домриста. Вып.12/Составитель Гнутов В.М., 1976

182 Репертуар домриста. Вып.14/Составитель Евдокимов В.М.,1978

183. Репертуар домриста. Вып.15/Составитель Лобов В.М., 1979

184. Репертуар домриста. Вып.16. М., 1979

185. Репертуар домриста. Вып.17. М., 1980

186. Репертуар домриста. Вып.18. М., 1981

187. Репертуар домриста. Вып.19. М., 1981

188. Репертуар домриста. Вып.20/ Составитель Шелмаков И.М., 1982

189. Репертуар домриста. Вып.21. М., 1982

190. Репертуар домриста. Вып.22. М., 1983

191. Репертуар домриста. Вып.22/ Составитель Круглов В.П., 1984

192. Репертуар домриста. Вып.25/ Составитель Лобов В.М., 1986

193. Репертуар домриста. Вып.30. М., 1991

194. Репертуар начинающего домриста. Вып.1 / Составитель Яковлев В.М., 1979

195. Репертуар начинающего домриста. Вып.2 / Составитель Яковлев В.М., 1980

196. Репертуар начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Яковлев В.М., 1981

197.Сборник пьес/ Составитель Осмоловская Г. Минск, 1981

198.Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984

199. Старинные вальсы / Составитель Фурмин С. М., 1982

200. Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано./ Составитель Глейхман В.М., 2007

201. Упражнение, этюды, пьесы / Составитель Тихомиров В.М., 1964

202. Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984

203. Хрестоматия. 1 – 2 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1968

204. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Евдокимов В.М., 1985

205. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Чунин В.М., 1963

206. Хрестоматия домриста 1–2 класс ДМШ / Составитель Александров А.М., 1971

207. Хрестоматия. 5 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1963

208. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Александров

А.М., 1974

209. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М.,

1986

210. Хрестоматия домриста 3 - 4 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М.,1986

211. Хрестоматия домриста средние классы / Составитель Дьяконова И., 1995

212. Хрестоматия для трехструнной домры. 1 часть. Для средних и старших

классов ДМШ, начальных курсов музыкальных училищ / Составитель

Бурдыкина Н.М., 2003

213. Хрестоматия для трехструнной домры. 2 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2003

214. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. Старшие классы ДМШ. 3 часть/

Составитель Бурдыкина Н.М., 2004

215.Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/

Составитель Быстрицкая Л., С-Петербург, 2005

216. Хрестоматия домриста старшие классы / Составитель Дьяконова И.М., 1997

217.Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1982

218. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1985

219.Чекалов П. Избранные произведения для трехструнной домры. М., 1978

220. Чунин В. Гаммы и арпеджио М., 1967

221.Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С–Петербург, 2000

222. Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961

223. Этюды. Вып. 1/ Составитель Климов Е. М., 1962

224. Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960

225. Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960

226. Этюды. Вып. 3. М.,1961

227. Этюды. Вып. 4 / Составитель Климов Е. М., 1962

228. Этюды. Вып. 5/ Составитель Блинов Ю. М., 1964

229. Этюды для трехструнной домры соло. / Составители Сазонова Г. и Сиваков В., 2004

230.Юный домрист / Составитель Бурдыкина Н.М., 1998

231.Юному домристу. «Ассоль». Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для

начинающих. Вып. 1 / Составитель Владимиров В., Новосибирск, 1999

232. «Мозаика» пьесы татарских композиторов /составитель Амерханова Р.Ф., Казань 1989

233.Пьесы татарских композиторов для домры и фортепиано Переложение и составитель

Р.Ф.Амерханова-Халитова Казань 2002

234.Композиторы Татарстана - детям/ составитель Потапова Л.Н. Казань 2000

235.Хрестоматия педагогического репертуара (средние классы) Составитель Потапова Л.Н.,

Чебоксары 2009

236.Произведения зарубежных и отечественных композиторов (старшие классы ДМШ)

составитель Потапова Л.Н., Казань2010

237.Т. Пивкина Поэтические этюды и пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Саранск

2005

238. «Играет Шаукат Амиров». Тюмень 2001

239.Маслакова М.А. Переложения для домры (две папки-12 тетрадей. Казань 2011



В раздел образования